Hosea 5 глава

Hosea
Luther Bibel 1545 → Толкование Далласской семинарии

Luther Bibel 1545

1 So höret nun dies, ihr Priester, und merke auf, du Haus Israel, und nimm zu Ohren, du Haus des Königs; denn es wird eine Strafe über euch gehen, die ihr ein Strick zu Mizpa und ein ausgespannet Netz zu Thabor worden seid.
2 Mit Schlachten vertiefen sie sich in ihrem Verlaufen, darum muß ich sie allesamt strafen.
3 Ich kenne Ephraim wohl, und Israel ist vor mir nicht verborgen, daß Ephraim nun eine Hure ist, und Israel ist unrein.
4 Sie denken nicht danach, daß sie sich kehreten zu ihrem GOtt; denn sie haben einen Hurengeist in ihrem Herzen und lehren vom HErrn nicht.
5 Darum soll die Hoffart Israels vor ihrem Angesicht gedemütiget werden, und sollen beide, Israel und Ephraim, fallen um ihrer Missetat willen; auch soll Juda samt ihnen fallen.
6 Alsdann werden sie kommen mit ihren Schafen und Rindern, den HErrn zu suchen, aber nicht finden; denn er hat sich von ihnen gewandt.
7 Sie verachten den HErrn und zeugen fremde Kinder; darum wird sie auch der Neumond fressen mit ihrem Erbteil.
8 Ja, blaset Posaunen zu Gibea, ja, trommetet zu Rama, ja rufet zu Beth-Aven: Hinter dir, Benjamin!
9 Denn Ephraim soll zur Wüste werden zur Zeit, wenn ich sie strafen werde. Davor hab ich die Stämme Israels treulich gewarnet.
10 Die Fürsten Judas sind gleich denen, so die Grenze verrücken; darum will ich meinen Zorn über sie ausschütten wie Wasser.
11 Ephraim leidet Gewalt und wird geplagt; daran geschiehet ihm recht; denn er hat sich gegeben auf (Menschen-)Gebot.
12 Ich bin dem Ephraim eine Motte und dem Hause Juda eine Made.
13 Und da Ephraim seine Krankheit und Juda seine Wunden fühlete, zog Ephraim hin zu Assur und schickte zum Könige zu Jareb; aber er konnte euch nicht helfen noch eure Wunden heilen.
14 Denn ich bin dem Ephraim wie ein Löwe, und dem Hause Juda wie ein junger Löwe. Ich, ich zerreiße sie und gehe davon und führe sie weg, und niemand kann sie retten.
15 Ich will wiederum an meinen Ort gehen, bis sie ihre Schuld erkennen und mein Angesicht suchen; wenn's ihnen übel gehet, so werden sie mich frühe suchen müssen (und sagen):

Толкование Далласской семинарии

2. ВОЗВЕЩЕНИЕ СУДА НАД ИЗРАИЛЕМ (5:1−14)

В этой главе объектом Божиего обвинения становится, наряду с Израилем, и Иуда (стихи 5, 10, 13−14).

Ос 5:1−2. Обвиняется весь дом Израилев (т. е. израильский народ в целом) и — подчеркнуто — священники (призванные руководить им духовно), а также сам царь (предположительно Менаим, 771−761 гг.до Р. Х.) и его окружение (дом царя).

Полагают, что «священниками» тут названы служители языческих культов, в частности, культа тельцов; это следует как из второй части стиха 1, так и из связи главы 5 с предыдущей глвой.

Массифа галаадская (Суд 10:17; 11:11, 29), лежавшая на восток от Иордана, и знаменитая гора Фавор, высившаяся в западной части Северного царства, в древности, по всей вероятности, изобиловали птицами и были, следовательно, местами, где охотились птицеловы. Отсюда аллегория в стихе 1б: западня и раскинутая сеть. В них заманивались не птицы, а люди, которых вовлекали в идолопоклонство по всей стране: Массифа и Фавор, расположенные в восточной и западной частях Израиля, знаменуют у пророка всю его территорию.

Неясно звучит в подлиннике и поразному переводится стих 2. Не вызывает сомнения лишь то, что в нем продолжается обличение отступников. Еврейское слово, передающее мысль о наказании, подразумевает наказание с благой целью.

Ос 5:3−5. Господь всевидящ, и «блудодействовать» втайне от Него невозможно. Израилю надо бы усвоить это. Чередование в этих стихах синонимов, которыми именовалось Северное царство (Израиль — Ефрем), — литературный прием; назначением его было подчеркнуть как всеобщий характер осквернения царства и невозможность скрыть это от Господа, так и неизбежность грядущего за это наказания, которое, как следует из стиха 5, не минует и Иуду. Слишком глубоко проник в народ дух блуда, диктующий ему дела его, чтобы мог он покаяться перед Господом (стих 4). Первую фразу в стихе 5 читают и так: «Унижена будет гордость Израиля».

Ос 5:6−7. В стихе 6 — образ ищущих, которые отправились в путь со всем, что имеют, чтобы найти искомое. Господь предупреждает Израиля, что Он удалился от него, и потому напрасно станет он искать Его.

В стихе 7 Осия вновь прибегает к аллегории неверности в браке (сравните с Иер 3:20): Израиль, как «жена» Господа, изменяющая Ему, и, как следствие этого, «рожающая Ему» незаконных (чужих) детей. За этим иносказанием могла стоять и конкретная реальность, а именно дети, рождавшиеся у израильтян в браке с язычницами, или такие, которые появлялись на свет в результате ритуального блудодейства израильских женщин (4:13−15).

Новый месяц в стихе 7 — это религиозный праздник новомесячья (сравните с 2:11). Мысль здесь та, что участие в праздниках, угодных Господу, и жертвы, приносимые в это время Ему, нисколько не помогут Его лицемерному народу, вовлеченному в идолопоклонство, — скорее они послужат разорению его и гибели.

Ос 5:8−9. Пророк призывает трубить сигналы тревоги, ибо провидит близкое уже неприятельское нашествие. Вражеское войско перейдет, опустошив перед этим всю территорию Израиля, южную границу его, хочет сказать он — потому и называет в стихе 8 находившиеся на этой границе и принадлежавшие уже Иудее города Гиву и Раму. Точнее, они находились на территории колена Вениаминова, в нескольких километрах на север от Иерусалима (Нав 18:25, 28). Беф-Авен (вероятно, подразумевался Вефилъ) первоначально был «городом Вениаминовым» (Нав 18:22), но в то время входил в состав Израиля (лежал вблизи его южной границы).

Не ясно для толкователей и переводчиков звучит фраза «за тобою, Вениамин!» Ее объясняют по-разному. Прежде всего ссылаются на то, что те же слова звучат в Песне Деворы, которой она сзывала на битву израильских воинов (Суд 5:14). В то время Вениамин шел в сражение против хананеев впереди Ефрема. Возможно, Осия иронически обыгрывает древнюю песнь: ведь в результате предстоявшего сражения Ефрем будет разгромлен (стих 9), и Вениамину не вести его в битву, он и сам пострадает от того же агрессора. Если эта догадка правильна, то не ясно звучащую фразу можно прочитать примерно так: «Берегись, Вениамин, победитель Ефрема приближается».

Ос 5:10. В конечном счете кара не минует и Иуду (сравните с 1:7), потому что и его вожди повинны в нарушении закона. Как таковые они уподобляются передвигающим межи. Последнее недвусмысленно запрещено было Моисеевым законом (Втор 19:14), и совершивший это преступление против чужой собственности подлежал проклятию (Втор 27:17). Подразумевалось ли здесь нарушение закона теми, кто повинен был в идолопоклонстве? Или тут содержится намек на власть имущих в Иудее, которые постоянно нарушали (в угоду себе!) нормы социальной справедливости (Ис 5:8; Мих 2:1−2)? С уверенностью об этом судить трудно.

Ос 5:11. Здесь, как и в стихе 9, пророческое прошедшее, т. е. имеется в виду будущее время. Ефрем будет поражен судом за свое поклонение суетным (языческим богам).

Ос 5:12. Необычно иносказание в этом стихе. Его расшифровывают как образ планомерно (порой незаметного для глаз) осуществления Богом Его целей на мировой арене. В данном случае этой целью является подтачивание сил (сравните с Иов 13:28; Ис 50:9; 51:8) Его народа (как Израиля, так и Иудеи), отпавшего от Него.

Ос 5:13. Здесь о том, что, сознавая свои «болезни» (военную, политическую слабость), Ефрем и Иуда ищут помощи у людей, а не у Бога. Ассирийского царя, носившего имя Иарев, история не знает. И толкователи понимают его не как имя собственное, а как слово, происходящее от глагола «защищаться», т. е. в значении «царь-защитник».

Пророк мог подразумевать под таким «защитником» любого из ассирийских царей, к которым «Ефрем» обращался за помощью (к примеру, обращение Менаима к ассирийскому царю Пулу (Фулу, или Тиглатпаласару III) в 4Цар 15). Пророк имеет в виду, что и Иуда проводит такую же внешнюю политику. Но чужеземные цари не исцеляют Божий народ от ран его. Их цель — лишь поживиться за его счет.

Ос 5:14. Образы подтачивающих моли и червя (стих 12) сменяются образом льва (скимен — молодой лев). Но мысль здесь та же, и троекратное повторение Я подчеркивает ее: Сам Господь выступит разрушителем Ефрема и дома Иудина, и чужеземные армии явятся лишь орудием в Его руке.

В отношении Израиля пророчество Осии осуществилось несколько лет спустя, когда ассирийцы захватили Самарию, а население страны увели в свое царство (4Цар 17). Иудея тоже потерпела поражение от ассирийцев — в 701 г. до Р. Х., но чудесным образом была спасена (толкование на Ос 1:7). Так что в отношении Иудеи пророчество Осии полностью исполнилось в царствование Навуходоносора (4Цар 25).

Ос 5:15. Примечательно, что переводчики Септуагинты фразу доколе они не признают себя виновными читали как «доколе они не понесут своего наказания». На время, пока не произойдет то или другое (во взаимосвязанности «того и другого» сомневаться не приходится!), Бог «возвратится в Свое место», т. е. отвернется от неверного Ему народа, лишит его Своего присутствия, пока они не взыщут лица Его.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.