Hosea 12 глава

Hosea
Luther Bibel 1545 → Толкование Далласской семинарии

Luther Bibel 1545

1 In Ephraim ist allenthalben Lüge wider mich und im Hause Israel falscher Gottesdienst. Aber Juda hält noch fest an GOtt und am rechten heiligen Gottesdienst.
2 Ephraim aber weidet sich vom Winde und läuft dem Ostwinde nach und macht täglich der Abgötterei und des Schadens mehr; sie machen mit Assur einen Bund und bringen Balsam nach Ägypten.
3 Darum wird der HErr die Sache Judas führen und Jakob heimsuchen nach seinem Wesen und ihm vergelten nach seinem Verdienst.
4 Ja (sagen sie), er hat im Mutterleibe seinen Bruder untertreten und von allen Kräften mit GOtt gekämpfet.
5 Er kämpfte mit dem Engel und siegete, denn er weinete und bat ihn; daselbst hat er ihn ja zu Bethel funden und daselbst hat er mit uns geredet.
6 Aber der HErr ist der GOtt Zebaoth; HErr ist sein Name.
7 So bekehre dich nun zu deinem GOtt, halte Barmherzigkeit und Recht und hoffe stets auf deinen GOtt!
8 Aber der Kaufmann hat eine falsche Waage in seiner Hand und betrügt gerne.
9 Denn Ephraim spricht: Ich bin reich, ich habe genug; man wird mir keine Missetat finden in aller meiner Arbeit, das Sünde sei.
10 Ich aber, der HErr, bin dein GOtt aus Ägyptenland her, und der ich dich noch in den Hütten wohnen lasse, wie man zur Jahrzeit pfleget,
11 und rede zu den Propheten; und ich bin's der so viel Weissagung gibt und durch die Propheten mich anzeige.
12 In Gilead ist's Abgötterei, und zu Gilgal opfern sie Ochsen vergeblich; und haben so viel Altäre, als Mandeln auf dem Felde stehen.
13 Jakob mußte fliehen in das Land Syrien, und Israel mußte um ein Weib dienen, um ein Weib mußte er hüten.
14 Aber hernach führete der HErr Israel aus Ägypten durch einen Propheten und ließ sein hüten durch einen Propheten.
15 Nun aber erzürnet ihn Ephraim durch ihre Götzen; darum wird, ihr Blut über sie kommen, und der HErr wird ihnen vergelten ihre Schmach.

Толкование Далласской семинарии

В. Господь судится с Израилем — завершение темы (11:12 — 14:10)

1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ВЕРДИКТ (11:12 — 14:1)

Снова говорится о неверности Израиля и предсказывается наказание за нее.

а. О неверности народа (11:12 — 12:2)

Этими стихами вводится последний раздел книги, содержащий формальное обвинение и предсказание грядущего наказания.

Ос 11:12. Констатация вины дома Израилева в первой части стиха. Что касается второй его части, то она переводилась и толковалась комментаторами весьма неоднозначно, иногда в прямо противоположном смысле. Чаще, в отличие от переводчиков на русский язык, здесь видели осуждение Иуды, и это, надо признать, более согласуется с воззрениями Осии на Иудею. Как и с последующим текстом (сравните с 12:2−4, 12).

Ос 12:1. «Пасти ветер» и гоняться за ним значит упорно стремиться к осуществлению недостижимых целей. Здесь они конкретизируются: это вечное стремление Израиля связывать себя союзами то с Ассуром, то с Египтом. Елеем, возможно, пользовались при церемониях заключения союзов. Все эти вредные для Израиля внешнеполитические акции строились на лжи («умножали ее») и вели страну к разорению.

б. Упоминание об Иуде. «Экскурс в историю» (12:2−6)

Ос 12:2−4. Пророк предупреждает, что суд ожидает и Иуду: Он посетит не только Иакова (здесь имеется в виду десятиколенное царство), но и его. И обоим воздаст по делам их. По-разному понимается комментаторами упоминание об Иакове (если в стихе 2 этим именем назван народ, то в стихе 3 — праотец его). Тем, что «вспоминает» пророк о патриархе Иакове, характеризуется как сам Иаков, так и народ, который «пошел» от него. Толкователи расставляют тут, наряду с отрицательными, положительные акценты.

Некоторые, например, склонны видеть в том, что Иаков еще во чреве матери запинал… брата своего Исава (Быт 25:22−23), а возмужав боролся с Богом, «провозвестие» о склонности Израиля к обману и насилию, которыми он и станет действовать, добиваясь своего (Быт 27:35−36). Но плач и мольбы его (стих 4) едва ли можно отнести к «категории» обмана и насилия. Исходя из этого, другие толкователи подчеркивают, что в «борьбе с Богом» Иаков «победил» именно моля и плача, и что самое стремление его к получению первородства было стремлением стяжать благословения Божии.

Так что своим потомкам патриарх Иаков оставил в этом смысле пример для подражания. Вспомним: поворотным моментом в жизни Иакова явилась встреча его с братом его Исавом при возвращении Иакова в землю ханаанскую. Перед угрозой гибели от руки брата и вступил Иаков в борьбу с Богом, добиваясь благословения от Него (Быт 32:22−32). Ангел — это Ангел Иеговы или Ангел Господень. О Вефиле здесь говорится как о месте, где за годы до того Бог явился Иакову в чудном его сне и дал ему обетования касательно всего народа его. Отсюда 1-ое лицо и множ. число во второй фразе стиха 4: в Вефиле Он нашел нас, и там говорил с нами.

Ос 12:5−6. В стихе 5 обосновывается верность того, что следует из сказанного выше. А Господь есть Бог всемогущий (Саваоф), вечно Сущий, и потому то, что «говорил» Он Иакову и в его лице — потомству его, верно.

Стих 6, звучащий дидактически, вытекает в свою очередь из стиха 5; Осия призывает лукавый народ израильский (11:12) в покаянии обратиться (подобно Иакову в Пенуэле — «плача и умоляя») к всемогущему Богу своему и быть справедливым и милостивым (наблюдай милость и суд), уповая на Него всегда.

в. О гордыне народа (12:7−14)

Ос 12:7−8. В стихе 7 — образ нечестного торговца хананеянина, которому Ефрем уподобляется (стих 8) и по делам своим и по нравственному состоянию. Небезынтересно напомнить в этой связи, что Ханаан (жители которого назывались хананеями) лежал на запад от р. Иордан, между ним и Средиземным морем, и там поселились по исходе из Египта все племена израильские, кроме племен Рувима и Гада, и части племени Манассии (Чис 32:29 и далее; Нав 22:9, 32).

Ханааном звали сына Хама, который стал праотцем финикийцев (сидонян — Быт 10:15). (Финикию нередко называли Ханааном; к примеру, Ис 23:11.) Поскольку же главным занятием финикийцев была торговля на море, то хананеянин сделался как бы именем нарицательным, подразумевавшим торговца, купца (Ис 23:8; Соф 1:11). Напомним также, что использование «неверных весов» продающими многократно осуждено на страницах Ветхого Завета (Лев 19:36; Втор 25:13−16; Притч 11:1; 16:11; 20:10, 23; Ам 8:5; Мих 6:11).

Таким образом иносказание «хананеянина с неверными весами» применительно к Израилю звучало в ушах современников Осии достаточно красноречиво. Мысль пророка в том, что призванный стать народом Божиим, «Ефрем» предпочел сделаться торгашом; он пал при этом так низко, что, наживая себе имущество посредством обмана, не видит в этом ничего дурного или незаконного.

Ос 12:9. Израиль гордится тем, что «разбогател» трудами своими (стих 8). В самой мысли этой кроется заблуждение, ибо истинным источником его благосостояния от самого исхода его из земли Египетской был и остается его Господь. В стихе 9 напоминание Его об этом Израилю звучит угрожающе: опять поселю тебя в кущах (кущи, или шатры, — образ скитальческой жизни евреев в пустыне, то есть образ грядущего наказания).

С другой стороны, в окончании стиха 9 — как во дни праздника не без основания слышат утешительную ноту. Речь тут о празднике кущей, во время которого евреи должны были жить в шатрах (Лев 23:42−43) — в воспоминание не только о трудной своей жизни в пустыне, но и о водительстве Господа своего, благодатную руку Которого в те дни они сознавали на себе особенно ощутимо. Правомочно таким образом и в этом стихе видеть как предупреждение о «суде», так и провозвестие «утешения».

Ос 12:10−11. Господь подчеркивает, что сколько ни стремился Он донести волю Свою чрез пророков до Израиля, народ Его оставался глух. Труден для понимания и перевода стих 11; имеющаяся в нем игра слов (в еврейском тексте), по-видимому, звучала как угроза разрушения в будущем неугодных Богу жертвенников.

Авен значит нечто негодное. Если Галаад (область на восток от Иордана) сделался негодным, то вместе с ним и обитатели его (они — суетны, отпали от Господа). Практикуемые ими (как и живущими в Галгалах, на запад от Иордана, — два эти названия как бы «включают» в себя всю страну) жертвоприношения осуждаются Богом. Не как таковые, но как совершаемые не в Иерусалиме, а «где придется», в нарушение закона. Отсюда и сравнение неугодных Господу жертвенников с «грудами камней», выброшенных из земли при проведении на ней пограничных межей. В этих жертвенниках нет и намека на святость.

Ос 12:12−14. С целью подчеркнуть неблагодарность Израиля и вину его перед Господом (о чем достаточно резко говорится в стихе 14; слово поношения в этом стихе подразумевает неуважительное отношение к Господу), Осия вновь напоминает «Иакову» (всему еврейскому народу) о его прошлом (сравните со стихами 3−4), о незавидном его «начале».

Праотец его бежал в чужие края (на поля Сирийские, или в северо-западную Месопотамию) и вынужден был пасти овец, чтобы получить себе жену (Втор 26:5). А после народ долгое время оставался в египетском рабстве, откуда избавил его Господь. Он вывел его из Египта и охранял его, действуя чрез пророка Своего Моисея.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.