От Матфея 4 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
В переводе Лутковского → Новый Библейский Комментарий

В переводе Лутковского

1 После этого Иисус был послан Духом в пустыню испытать искушения от диавола.
2 И постился Он сорок дней и сорок ночей, а когда, наконец, почувствовал сильный голод,
3 подошел к Нему искуситель и говорит: если Ты — Сын Божий, повели этим камням стать хлебами.
4 Он же сказал в ответ: написано: не только хлеб дает жизнь человеку, но всякое слово, исходящее из уст Божьих. (Втор 8:3)
5 Тогда диавол перенес Его в святой город1 и, поставив Его на крыше храма,
6 говорит Ему: если Ты — Сын Божий, бросься вниз; ведь написано же: Он поручит Тебя ангелам Своим, и они на руках понесут Тебя, чтобы Ты не споткнулся о камень ногою Своею. (Пс 90:11−12)
7 Иисус же сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога своего. (Втор 6:16)
8 И вновь диавол перенес Его на вершину высокой горы и, показав Ему все царства мира и великолепие их,
9 сказал Ему: всё это я дам Тебе, если Ты, пав ниц, воздашь поклонение мне.
10 И говорит ему Иисус: отойди от Меня, сатана, ибо написано: поклоняйся Господу Богу своему и почитай Его одного. (Втор 5:9; Втор 6:13)
11 И тогда сатана оставил Его, после чего к Нему приступили ангелы и служили Ему.
12 И вот, услышав, что Иоанн заключен в темницу, Он удалился в Галилею
13 и, покинув Назарет, отправился в пределы земель Завулона и Неффалима, и поселился в Капернауме, что у озера,
14 во исполнение сказанного пророком Исайей:
15 земля Завулона и земля Неффалима, что у озера, близ пути за Иордан, Галилея языческая,
16 народ, живущий во тьме, увидел свет великий; живущим в стране, покрытой сенью смерти, свет воссиял. (Ис 9:1−2)
17 С того времени Иисус начал проповедовать, и так говорил Он: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
18 Однажды, проходя по берегу озера Галилейского, увидел Он двух братьев, Симона, названного Петром, и Андрея, которые ловили рыбу, закидывая в озеро невод,
19 и говорит им: следуйте за Мною, Я научу вас ловить (души) человеческие.
20 И они, бросив сети свои, сразу же последовали за Ним.
21 Неподалеку оттуда увидел Он других двух братьев, Иакова и Иоанна, сыновей Заведея, которые вместе с отцом своим Заведеем чинили в лодке сети свои, и призвал их.
22 И они, оставив лодку и отца своего, сразу же последовали за Ним.
23 И прошел Иисус по всей Галилее, проповедуя в синагогах и возвещая благую весть о Царстве2 (Божьем), исцеляя людей от всяких болезней и недугов.
24 И разнеслась молва о Нём повсюду, даже до Сирии, и стали приводить к Нему всех страдающих от различных болезней, измученных недугами и припадками,3 бесноватых и параличных, и Он исцелял их.
25 И следовало за Ним множество людей из Галилеи, из Десятиградия,4 из Иерусалима и из-за Иордана.

Новый Библейский Комментарий

4:1−16 Искушение и подготовка

4:1−11 Искушение Иисуса в пустыне (см.: Мк 1:12−13; Лк 4:1−13). Слово «искушение» указывает скорее на отрицательные переживания, однако Иисусу было предопределено Богом (1) пройти этот подготовительный путь перед дальнейшим служением. Греч. слово имеет общее значение «испытание», которое служит более точным переводом данного места.

В центре внимания стоит утверждение об Иисусе как Сыне Божьем (3:17; 4:3, 6). В чем же значение этого положения в Его отношениях с Отцом? Три испытания вскрывают различные стороны этих отношений и то, каким образом злоупотребление Своим высоким званием могло бы разрушить служение Иисуса. Он должен был оказаться готовым терпеть лишения в исполнении замысла Божьего относительно Него, не используя «привилегий» Своего статуса (2−4); доверять воле Отца, не пытаясь проверить, спасет ли Его Бог в случае опасности (5−7); не искать «легких путей» для исполнения Своего назначения, достигая тем самым цели и повинуясь Отцу (8−10).

Каждое предложение отвергается с помощью текстов Писания, которые восходят ко Втор. 6−8. В этом отрывке говорится об испытаниях израильского народа в пустыне («как человек учит сына своего», Втор 8:5; ср.: 8:2), и приводимые цитаты говорят о тех уроках, которые должен был усвоить Израиль посредством этих испытаний. Ныне новый «Сын Божий» готовится к Своему пути, и служение Иисуса, «нового Израиля», должно основываться на тех же принципах повиновения, которые не смог усвоить израильский народ.

Примечания. Ст. 1 Диавол преследовал свои цели, искушая Иисуса неправедно воспользоваться Своим положением, но его враждебные цели были использованы Богом для испытания Своего Сына.

Ст. 2 То, что Иисус постился и взалкал, показывает нам, что Ему не были чужды человеческие страдания.

Ст. 6 Дьявол достаточно точно цитирует место из Пс 90:11, 12 (и несомненно, что испытание доказало бы его истинность), но даже точная цитата из Писания может быть неверно применена.

Ст. 8 Сравните с 28:18, где через Свое послушание Иисус получает всю власть не только на земле, но и на небе!

4:12−16 Иисус переходит в Галилею (ср.: Мк 1:14; Лк 4:14). Заключение Иоанна под стражу сделало пребывание Иисуса, как единомышленника Иоанна, опасным на юге и одновременно открыло Ему путь к началу собственного служения. Галилея отныне становится ареной действий Иисуса до времени Его последнего путешествия в Иерусалим в гл. 21. Именно в Галилее должен был просиять свет (о котором пророчествовал Исайя в 9:1, 2), а проповедь Иисуса должна была укрепиться и набрать силу. Иерусалиму, напротив, суждено было стать местом отвержения и смерти. Такое противопоставление проходит через все Евангелие, получая завершение в возвращении Иисуса из Иерусалима в Галилею, откуда Он посылает Своих учеников проповедовать Евангелие в гл. 28.

Галилея {языческая) была географически и политически отделена от Иудеи, и евреи занимали не такую большую часть среди ее населения. Иудеи считали ее жителей невежественными и нерелигиозными людьми, и есть очевидные свидетельства напряженных отношений между двумя провинциями в новозаветные времена. Галилеянин Иисус в сущности был в Иерусалиме чужеземцем.

4:17 — 16:20 Общественноеслужение в Галилее и вокруг нее

4:17−25 Начало общественного служения

4:17 Призыв Иисуса (см.: Мк 1:14−15). В «Кратком содержании» говорилось, что этот стих служит указанием на начало нового этапа служения. Связь с Иоанном Крестителем см. в: 3:2. Тема Царства Небесного занимает центральное место в проповеди Иисуса: Бог — это Царь, Чье правление отныне входит в полную силу.

4:18−22 Призвание первых апостолов (см.: Мк 1:16−20; ср.: Лк 5:1−11). Помощники Иисуса в Его служении не могли быть просто Его «соработниками», они сами должны были стать ловцами человеков, приводя людей к Богу. Эти стихи показывают, что полное посвящение Иисусу требует абсолютной преданности.

Симон, Иаков и Иоанн (и в меньшей степени Андрей) составляли ядро апостольской группы. Их призвание и готовность откликнуться на призыв, видимо, характеризуют всю группу в целом.

4:23−25 Краткий обзор служения Иисуса (ср.: Мк 1:39; 3:7−12; Лк 4:44; 6:17−19). Это краткое заключение показывает, что Иисус был принят в синагогах (противостояние ждало Его еще впереди) и широко известен как Учитель и особенно как Исцелитель — Его проповедь в Галилее имела весьма большой успех. Хотя служение Иисуса было ограничено Галилеей, о Нем узнали в «большой Палестине» (которая составляла часть римской провинции Сирия). То, что Иисус исцелял людей, показывает, что служение Иоанна Крестителя пришло к завершению: сила Царства Небесного, именем которой проповедовал Иоанн, была явлена в действии.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[4.1] святой город — Иерусалим.
[4.2] «возвещая благую весть о Царстве» — досл.: «возвещая Евангелие Царства».
[4.3] «измученных... припадками» — досл.: «лунатиков», «бесноватые» — досл.: «одержимые демонами»; «демон» (в нашем переводе согласно традиции «бес»), или же «дух нечистый», «дух зла», «лукавый», «искуситель» — представитель царства зла, тьмы или смерти, во главе которого стоит «владыка мира сего» — Сатана, он же Диавол, он же Веельзевул или Велиар. Согласно новозаветным представлениям, бесы — это «падшие с небес» (Лк. 10.18) «ангелы, не сохранившие своего достоинства» (Иуд. 6). Царство Сатаны (Мф. 12.26) имеет свою иерархию, являющуюся зеркальным отражением божественной, «небесной иерархии» (ср. Еф. 6.12; Кол. 2.15). Главная цель миссии Христа — избавить людей от «власти тьмы» (Лк. 22.53), «лишить силы владыку царства смерти — диавола» (Евр. 2.14) и возвести их в Царство Божье (Кол. 1.13). Окончательная победа сил добра над царством зла свершится «в конце века (зона) сего», когда Сатана вместе со своими ангелами будет ввержен в вечный огонь (Мф. 25.41). Согласно традиции, в Новом Завете имена сатаны, диавола, веельзевула и велиара не пишутся с прописной буквы.
[4.4] Десятиградие — федерация десяти свободных эллинистических городов, расположенных (за исключением Скифополя) к востоку от Иордана.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.