1е Тимофею 6 глава

1е письмо Тимофею
Открытый перевод → Толкования Августина

Открытый перевод

1 Слуги, люди подневольные, должны со всяческим почтением относиться к своим господам, чтобы не навлекать хулы на имя Божье и на учение.
2 А те слуги, чьи господа одной с ними веры, не должны отказывать им в почтении на том основании, что они — братья. Наоборот, они должны служить им усерднее как раз потому, что служат единоверцам и возлюбленным братьям, которые посвятили себя добрым делам. Этому учи и призывай.
3 Кто учит иному, не следуя здравым словам Господа нашего Иисуса Помазанника и благочестивому учению,
4 тот — невежественный спесивый глупец. Он помешан на спорах и диспутах, которые порождают зависть, раздоры, взаимную хулу, гнусные подозрения
5 и стычки между потерявшими рассудок и отвернувшимися от истины людьми, которые видят в благочестии источник прибыли.
6 Впрочем, благочестие и довольство тем, что имеешь, и в самом деле составляют вместе источник великой прибыли.
7
Ведь мы ничего не принесли в мир и, стало быть, ничего не можем из него вынести.
8
Есть у нас пища и одежда —
и довольно этого!
9 Те же, кто хотят разбогатеть, попадаются в ловушку искушения: они становятся рабами многочисленных безумных и пагубных желаний и, увлекаемые ими, тонут в пучине неминуемой гибели.
10 Ибо корыстолюбие — корень всех пороков. Иные, поддавшись ему, отошли от веры и мучают сами себя бесчисленными пытками.
11
Ты же, служитель Божий, избегай этого.
Стремись к справедливости, благочестию, вере,
любви, терпению и кротости.
12
Выходи на славную битву за веру, к которой ты призван
и уповая на которую ты исповедовал истинного Бога
перед лицом множества свидетелей.
13 Перед лицом Бога, Отца всего живого, и Помазанника Иисуса, засвидетельствовавшего истину перед Понтием Пилатом, я заклинаю тебя:
14 храни то, что тебе поручено, в чистоте и целости — вплоть до явления Господа нашего Иисуса Помазанника.
15 В урочный час мы увидим Его по воле
совершенного и единственного Повелителя,
Царя царей
и Господина господ,
16
единственного обладателя бессмертия,
обитающего в неприступном свете,
Того, кого не видел — и не может увидеть — никто из людей.
Ему — честь и власть вовеки. Аминь.
17 Тем, кто богат в нынешнем веке, внушай, что им не следует ни возноситься, ни полагаться на такую ненадежную вещь, как богатство. Единственной их надеждой должен быть Бог, который в изобилии дает нам все для нашего блага.
18 Пусть творят добро, будут богаты добрыми делами, щедры, участливы —
19 вот тогда они скопят себе хороший капитал на будущее и достигнут истинной жизни.
20 Тимофей! Береги полученное тобой наследство — остерегайся нечестивого пустословия и парадоксов так называемого «знания»:
21 кое-кто, проповедуя его, уклонился от веры.Да будет с вами милость Божья!

Толкования Августина

Стих 6

Блажен тот, кто имеет все, что желает, и не желает ничего недолжного. ...Но когда люди получили это благо для себя и для тех, кого они любят, можем ли мы сказать, что они уже достигли блаженства? Ведь они имеют нечто, чего желать не возбраняется, но если они не имеют чего-то большего, и лучшего, и преисполненного большей для них пользы или чести, они все еще далеки от блаженной жизни.

...Конечно, если с помощью того, что имеют, они заботятся о тех, кто от них зависит, не ради того, чем они обладают, но ради чего-то другого, — чтобы делать добро, тогда этого желать подобает. Если же ради пусто¬го тщеславия, высокомерного блеска и избытка или вредоносной суеты — не подобает.

Источник: Августин Иппонский, Послания 130. Cl. 0262, 130.44.5.52.3−58.2.

***

Я предостерегал богатых; послушайте, бедные. Тратьте и вы, а не стяжайте. Раздавайте и вы то, что имеете, обуздывайте и вы проявления жадности. Послушайте, бедные, того же апостола: это — великое приобретение. Приобретение есть стяжание выгоды. Великое приобретение, говорит апостол, быть благочестивым и довольным. Общий с богатыми у вас мир: у вас нет с богатыми общего дома, но есть общее небо, общий свет. Ищите довольства — того, что достаточно, не более. Прочее отягощает, а не облегчает, обременяет, а не прославляет.

Августин Иппонский, Проповеди 85. Cl. 0284, 85PL38.522.51−523.3.

Стих 7

Мир держит нас, соблазны повсюду окружают нас. Нас радует обилие денег, нас радует блеск почестей, нас радует страх, наводимый властью, которою мы обладаем. Все это нас радует, но внемлите апостолу: Мы ничего не принесли в этот мир, но ничего не можем и вынести [из него]. Пусть почет тебя ищет, а не ты ищешь почета. Ведь ты должен занимать за столом более скромное место, чтобы тот, кто тебя пригласил, заставил тебя пересесть на более почетное место.

Но если он не захочет пересадить тебя, вкушай пищу там, где ты си¬дишь, потому что ты ничего не принес в этот мир.

Источник: Августин Иппонский, Проповеди 39. Cl. 0284, 39.SL41.15−21.

***

Мы ничего не уносим с собой, ничего не берем. А если бы мы что-нибудь уносили с собой, разве мы не поглощали бы живых людей? Что за алчная ненасытность, когда даже огромные звери знают меру? Ибо они тогда хватают добычу, когда хотят есть, но отказываются от добычи, когда почувствуют, что насытились. Неутолима только жадность богатых.

Августин Иппонский, Проповеди 367. Cl. 0284, 367PL39.1651.16−21.

Стих 8

Хлеб наш насущный1 дай нам на сей день (11 хлеб наш насущный дай нам на сей день; Мф 6:11). Слова эти можно понять просто: мы произносим эту молитву ради ежедневного пропитания, чтобы оно было в изобилии; и если оно не будет в изобилии, чтобы в нем не было недостатка. Но Иисус назвал его насущным, поскольку его просят на сей день. Ежедневно мы живем, ежедневно встаем, ежедневно испытываем жажду, ежедневно чувствуем голод. Пусть Он даст нам хлеб насущный.

Примечания

  • 1 — У Августина: quotidianum, букв. «ежедневный», в то время как в Вульгате supersubstantialem, т.е. насущный.

Августин Иппонский, Проповеди 58. Cl. 0284, 58. Ecclesia Orans 1.122.62−66.

Стих 10

Душа, которая любит свою собственную силу, соскальзывает с общего целого к своей индивидуальной части. И эта отступническая гордыня, которая именуется началом греха (15 ибо начало греха — гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость; Сир 10:15), — хотя душа, если бы во всецелости творения следовала бы Богу, могла бы совершенным образом управляться Его законами, — взыскует чего-то большего, нежели целое, и, сражаясь за то, чтобы управлять миром по своим законам, оказывается заботящейся о своем индивидуальном. Нет ведь ничего большего, чем целое, а значит, желая чего-то большего, она [такая душа] становится меньшей — отчего жадность и называетсякорнем всех зол.

Августин Иппонский, О Троице 12.9. Cl. 0329, SL 50.12.9.1.

Иное толкование

Итак, возлюби Бога (37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: Мф 22:37) и возлюби ближнего, как самого себя (39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; Мф 22:39). Ведь я сужу, что ты любишь самого себя, по тому, что ты любишь Бога. Любовь есть корень всех благ.

Ибо каккорень всех зол есть сребролюбие, так и корень всех благ — любовь.

Августин Иппонский, Проповеди 179А. Сl. 0284, 179A.MiAgl.677.30−678.1

Корень всех зол алчность. А еще сказано: Начало всякого греха гордыня (13 Когда же человек умрет, то наследием его становятся пресмыкающиеся, звери и черви. Сир 10:13). И иногда мы задаемся вопросом, как согласуются эти два высказывания: Корень всех зол алчность и Начало всякого греха гордыня. Если начало всякого греха гордыня, то и корень всех зол гордыня. Но конечно, корень всех зол — алчность; мы обнаруживаем алчность и в гордыне: человек стремится перейти свою меру. Что значит быть алчным? — Выходить за пределы достаточного. Адам пал из-за гордыни: начало всякого греха, сказано, гордыня. Но может быть, из-за алчности? Кто более алчен, чем тот, кому Бога не было довольно? Вот, братья, мы прочли, как человек был сотворен по образу и подобию Бога — и что сказал о нем Бог? И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. Быт 1:26). Разве сказал Он: “Да обладает властью над людьми?”. Сказал: “Да обладает властью”, дал власть по естеству. Над кем пусть обладает властью?— “Над рыбами морскими, и над птицами небеснымии над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле”. Почему у человека власть над ними по естеству? — Потому что человек имеет власть оттого, что он создан по образу Бога. А в чем человек был создан по образу Бога? — В разумении, в уме, во внутреннем человеке, в том, что разумеет истину, различает правду и неправду, знает, Кем он создан, может уразуметь своего Творца, хвалить своего Творца. Такое разумение у того, кто имеет благоразумие. Поэтому так как многие стерли в себе образ Бога злыми похотениями и как бы угасили само пламя разумения дурными нравами, взывает к ним Писание: Не будьте как конь, как лошак несмысленный (9 "Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе". Пс 31:9). Это как если бы было сказано: Я поставил тебя выше коня и лошака, Я создал тебя по образу Моему, Я дал тебе власть над ними. Почему? — Потому что у зверей нет разумной души, ты же разумной душой постигаешь истину, разумеешь то, что превыше тебя; подчинись тому, что превыше тебя, и будут ниже тебя те, над которыми ты поставлен. Но так как во грехе человек оставил Того, под Кем должен был быть, он подчинен тем, над кем быть был должен.

Источник: Беседа 8 на 1-е послание Апостола Иоанна

Стих 11

Ты же, человек Божий, убегай сего. Ведь Павел не говорит: «оставь», «покинь», но — убегай, словно от врага. Ты стремился убежать с золотом — беги от золота: пусть сердце твое бежит от него — и безопасным станет его употребление. Да не будет сребролюбия, да пребудет благочестие! Если ты господин над золотом, а не раб его — с золотом тебе есть что делать. Если ты господин над золотом, с помощью его ты творишь добро; если ты раб его, с тобой оно творит зло.

Августин Иппонский, Проповеди 177. Cl. 0284, 177SPM 1.66.19−24.

Стих 15

Апостол Павел сказал «Единый имеющий бессмертие» (16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь. 1Тим 6:16) не только об Отце, но о едином и единственном Боге, Который есть Сама Троица. Ведь сама жизнь вечная не смертна, как смертно то, что подвержено перемене. И поэтому Сын Божий, поскольку Он — «Жизнь вечная», Сам мыслится вместе с Отцом, когда говорится: «Единый имеющий бессмертие». Ибо и мы соделываемся причастниками этой вечной жизни и в меру свою становимся бессмертными. Однако одно дело — вечная жизнь, причастниками которой мы соделываемся; другое же дело — мы сами, будущие жить в вечности посредством этого причастия. Если же апостол и сказал о явлении Христа: «которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие» (15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, 16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь. 1Тим 6:15−16), то не следует мыслить Сына отдельно [от Отца]. В самом деле, ведь даже Сын, говоря голосом Премудрости (ибо Он Сам есть Премудрость Божия) — «я одна обошла круг небесный» (5 я одна обошла круг небесный и ходила во глубине бездны; Сир 24:5) — не отделял Отца от Себя. Тем более нет необходимости в том, чтобы мыслить только об Отце, исключая Сына, то, когда говорится: «Единый имеющий бессмертие»; ибо сказано так: «Соблюди заповедь чисто и неукоризненно даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и слава во веки веков. Аминь» (14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, 15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, 16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь. 1Тим 6:14−16). Здесь собственно не назван ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух; но «блаженный, единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих (15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, 1Тим 6:15)», Который есть единый, единственный и истинный Бог, Сама Троица.

Источник: О Троице I:1:10.

Стих 16

Ты сказал мне уже, Господи, громким гласом во внутреннее ухо мое, что Ты вечный, единый имеющий бессмертие, ибо не меняешься Ты ни в облике, ни в движении, — и не разной по времени бывает воля Твоя. Воля, желающая то одного, то другого, не может быть бессмертной. Это ясно мне пред лицом Твоим (11 Да придет пред лице Твое стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обреченных на смерть. Пс 78:11) и да проясняется, прошу Тебя, все больше и больше; да пребуду я в откровении этом смиренно под крылами Твоими.

Августин Иппонский, Исповедь 12.11. Cl. 0251, 12.11.1−4.

Иное толкование

Я не защищаю себя в том, что поступаю правильно, задерживаясь на этом вопросе, поскольку я абсолютно не сомневаюсь, что душа и бессмертна — не так, как Бог, Единый имеющий бессмертие, но в своем роде, неким иным образом — и в то же самое время является творением, не субстанцией Творца. Если я в чем и обладаю самой твердой уверенностью относительно ее природы, так в этом.

Августин Иппонский, Послания 143. Cl. 0262, 143.44.7.257.14.

Если только Бог имеет бессмертие, то душа, конечно, является смертной.

Вот почему я сказал, что она бессмертна по-своему. Ведь она может и умереть. Да осознает это ваша милость, и не останется никаких сомнений. Я осмеливаюсь утверждать, что душа может умереть, что ее можно погубить. И, конечно же, она бессмертна. Так вот, я осмеливаюсь утверждать и что она бессмертна, и что ее можно погубить. Я потому и сказал, что это некое бессмертие, то есть абсолютной неизменностью обладает только Бог, о Котором сказано: Единый имеющий бессмертие.

Источник: Августин Иппонский, Проповеди 65. Cl. 0284, 65.PL 38.428.21−27.

***

См. ст. 15

Стих 17

Хвали богатого за смирение, хвали богатого за бедность. Видеть их таковыми хочет тот, кто в письме Тимофею говорит: Богатых в настоящем веке увещевай, чтоб они не высоко думали [о себе]. Я знаю, что говорю: ради этого увещевай их. Ведь они обладают богатством, которое изнутри внушает им высокомерие; они обладают богатством, при котором им трудно быть смиренными.

Августин Иппонский, Проповеди 14. Cl. 0284, 14 SL41.32.

Стих 18

Кто употреблял свое богатство так, те ничтожные убытки свои покрыли великими прибылями; и были более обрадованы тем, что, охотно раздавая, вернее сохранили, чем опечалены тем, что, боязливо сберегая, легче потеряли. То могло погибнуть на земле, чего жаль было с земли отдавать. Приняв же совет Господа своего, говорящего: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо, где сокровища ваши, там будет и сердце ваше (19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Мф 6:19−21), — они в годину бедствия на опыте убедились, как благоразумно поступили, что не пренебрегли правдивейшим Наставником и вернейшим и непобедимейшим Стражем их сокровища.

Августин Иппонский, О граде Божием 1.10. Cl. 0313, SL 47.1.10.42−46.

Стих 19

Ты должна ради любви к этой истинной жизни в веке сем считать себя еще одинокой, в каком бы счастье ни пребывала. Ибо как есть та истинная жизнь, при всяком сравнении с которой эту, столь любезную нам, — какой бы радостной и продолжительной она ни была, — не следует называть жизнью, так есть также и истинное утешение, которое Бог обещает через пророка, говоря: «Я дам им истинное утешение, мир сверх мира»1. Без этого утешения, какими бы ни были земные утешения, в них скорее обнаруживается запустение, чем отрада.

Примечания

  • 1 — Вероятно, это очень приблизительный пересказ 18 Я видел пути его, и исцелю его, и буду водить его и утешать его и сетующих его. 19 Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь, и исцелю его. Ис 57:18−19: Я видел пути его и исцелю его, и буду водить его и утешать его и сетующих его. Я исполню слово: мир дальнему и ближнему , говорит Господь , и исцелю его.

Августин Иппонский, Послания 130 (К Пробе). Cl. 0262, 130.44.2.42.13−17.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.