От Матфея 15 глава

От Матфея
Слово Жизни → Толкование Далласской семинарии

Слово Жизни

1 Затем пришли к Иисусу из Иерусалима фарисеи и учителя закона и сказали:
2 — Почему Твои ученики нарушают обычай наших предков? Они не моют рук перед едой!
3 Иисус ответил: — A почему вы ради соблюдения своего обычая нарушаете Божью заповедь?
4 Ведь Бог сказал: "Почитай отца и мать", и: "Кто злословит отца или мать, тот должен быть предан смерти".
5 Вы же говорите, что если кто-то скажет своим родителям: "То, что я мог бы отдать вам, я пожертвовал Богу", —
6 то ему уже не обязательно помогать отцу и матери. Тем самым вы ради своего обычая отменяете Божью заповедь.
7 Лицемеры! Прав был Исайя, когда пророчествовал о вас:
8 "Этот народ чтит Меня на словах, на самом же деле их сердца далеки от Меня.
9 Они поклоняются Мне впустую, потому что их учение состоит из человеческих предписаний".
10 Он подозвал к себе народ и сказал: — Выслушайте и постарайтесь понять.
11 Не то, что входит в человека через рот, делает его нечистым; нечистым делает его то, что исходит из его уст.
12 Позже ученики сказали Иисусу: — Ты знаешь, что Твои слова обидели фарисеев?
13 Иисус ответил: — Каждое растение, которое посадил не Мой Отец, будет вырвано с корнем.
14 Оставьте их, они слепые поводыри слепых. А если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму.
15 Петр же попросил: — Объясни нам эту притчу.
16 — Неужели и вы до сих пор такие непонятливые? — сказал Иисус.
17 — Неужели вы не понимаете, что все, что входит в человека через рот, проходит затем через желудок и извергается в отхожее место?
18 Но то, что исходит из уст, исходит из сердца, это и делает человека нечистым.
19 Ведь в сердце зарождаются злые мысли, убийства, супружеская неверность, разврат, воровство, лжесвидтеельство, клевета.
20 Именно это оскверняет человека, а не то, что он не вымоет рук перед едой.
21 Покинув это место, Иисус отправился в окрестности Тира и Сидона.
22 Там к Нему с плачем подбежала местная женщина-хананеянка, крича: — Господи, Сын Давида, сжалься надо мной! Моя дочь одержима демоном и ужасно мучается!
23 Иисус не отвечал ей ни слова. Тогда Его ученики стали говорить: — Отошли ее, а то она идет за нами и кричит.
24 Иисус сказал женщине: — Я послан только к потерянным овцам Израиля.
25 Женщина подошла и упала перед Ним на колени: — Господи, помоги мне!
26 Иисус ответил: — Нехорошо будет забрать хлеб у детей и бросить псам.
27 — Да, Господи, — ответила женщина, — но и псы едят крохи, которые падают со стола хозяев.
28 Тогда Иисус сказал ей: — Женщина, у тебя великая вера! Пусть будет так, как ты хочешь. И в тот же час ее дочь исцелилась.
29 Иисус ушел оттуда и пошел вдоль Галилейского озера. В одном месте Он поднялся на склон горы и сел там.
30 К Нему пришло множество людей, среди которых были хромые, слепые, немые, калеки и многие другие больные. Этих несчастных клали к ногам Иисуса, и Он исцелял их.
31 Люди удивлялись и славили Бога Израиля, когда видели немых говорящими, калек здоровыми, хромых ходящими и слепых зрячими.
32 Иисус созвал своих учеников и сказал: — Мне жалко этих людей, они со Мной вот уже три дня, и у них не осталось еды. Я не хочу отпускать их голодными, ведь от голода они могут ослабеть и упасть в дороге.
33 Ученики ответили: — Где же мы возьмем здесь, в таком отдаленном месте, столько хлеба, чтобы хватило на все это множество людей?
34 — Сколько у вас есть хлеба? — спросил Иисус. — Семь хлебов и несколько рыбок, — ответили они.
35 Иисус велел людям сесть на землю.
36 Затем Он взял семь хлебов и рыбу, поблагодарил за них Бога и стал разламывать на куски, передавая ученикам, а те, в свою очередь, — народу.
37 Все ели и наелись досыта. Потом ученики собрали еще семь корзин остатков!
38 Всего ело четыре тысячи одних только мужчин, не считая женщин и детей.
39 Отпустив народ, Иисус сел в лодку и отправился в окрестности Магдалы.

Толкование Далласской семинарии

3. ОТВЕРЖЕНИЕ ЦАРЯ — КАК ВИДНО ОНО В СТОЛКНОВЕНИЯХ ЕГО С РЕЛИГИОЗНЫМИ ВОЖДЯМИ (15:1 — 16:12)

а. Первое столкновение и его результат (глава 15)

Мф 15:1−9 (Мк 7:1−13). Весть об Иисусе, Его учении и удивительных делах, которые Он совершал, быстро разносилась по всей земле. Официальные лица в Иерусалиме тоже хорошо были осведомлены обо всем, что касалось Иисуса и вскоре в Галилею прибыла из Иерусалима целая делегация книжников и фарисеев, чтобы учинить Ему допрос в свете соблюдения иудейских традиций. Объектом своей атаки они сделали Его учеников, обвинив их в том, что те нарушают предание старцев и не умывают своих рук перед тем, как есть.

Речь шла о нарушении традиции, установленной не Моисеем, а раввинами, и предполагавшей ритуальное омовение не только рук, но и «чаш, кружек, котлов и скамей» (Мк 7:3−4). Приняв брошенный Ему вызов, Иисус пошел в наступление и, в свою очередь, спросил «книжников», почему они нарушают прямую заповедь Божию. Господь имел в виду нарушаемую в обществе пятую заповедь — относительно почитания отца и матери (Мф 15:4; Исх 20:12). Заповедь эта считалась настолько важной, что всякий, кто стал бы злословить своих родителей, обрекался законом на смерть (Исх 21:17; Лев 20:9).

Далее Иисус показал, что на деле религиозные вожди эту заповедь отменили (Мф 15:6), ибо согласно утвержденной ими практике та или иная вещь (деньги) могли быть объявлены даром Богу, и в результате родители человека, прибегшего к такому приему, не могли уже претендовать на них. То, что будто бы было отделено для Бога, оставалось в доме своего владельца и в его пользовании. Подобную практику Иисус заклеймил как лицемерную (стих 7) — ведь под прикрытием святости поступавшие так действовали корысти ради.

Уклоняясь от помощи своим родителям, они явно нарушали пятую заповедь. За много столетий до того о подобных людях хорошо сказал, по словам Христа, пророк Исаия (Ис 29:13), подразумевавший, что свою религию они подменили удобными им человеческими установлениями. Пророк говорил, что сердца их далеки от Бога, Которого они чтут лишь устами, и что такое почитание тщетно, т. е. бессмысленно и бесполезно.

Мф 15:10−20 (Мк 7:14−23). Затем Иисус обратился к народу и предостерег его об опасностях, которые таят в себе поучения его религиозных вождей. Не тем, что входит в его уста, оскверняется человек, говорил Он, но то, что выходит из уст его, свидетельствует о его скверне. Фарисеи заблуждались, думая, что ритуальные омовения делают их чистыми духовно.

Ученики Иисуса заметили Ему, что фарисеи соблазнились (т. е. были оскорблены) Его словами, почувствовав, что они направлены в их адрес. На это Иисус ответил, что, не будучи «насаждением» Отца Его Небесного, фарисеи подлежат искоренению (в значении «осуждению»). И посоветовал ученикам оставить их в покое, поскольку эти люди сами избрали свой путь, и ничто не свернет их с него. В развитие Своей мысли Иисус продолжал: Они слепые вожди слепого народа, а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

Петр попросил Иисуса объяснить им притчу (подразумевая записанное в 11 стих; сравните Мк 7:15−17). И Господь пояснил сказанное Им прежде. Не извне оскверняется человек. Ведь все, что входит в уста его, переваривается в желудке и извергается вон. Но исходящее из уст выявляет то, что в сердце человека; лишь то, что скрыто в сердце, делает человека нечистым или свидетельствует о его нечистоте. Ибо именно в злом сердце (во внутреннем «Я») человека, когда оно нечисто, гнездятся злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. И именно это, а не прикосновение к еде неумытыми руками, — залог и причина его нечистоты.

Мф 15:21−28 (Мк 7:24−30). Чтобы уклониться от дальнейших расспросов со стороны фарисеев, Иисус покинул израильские пределы и удалился в страны Тирские и Сидонские (побережье Финикии, которое заселяли язычники). Тир находился примерно в 50 км от Галилеи, а Сидон — примерно в 80 км. За несколько столетий до того жителей этой местности называли хананеянами (Чис 13:29). И женщина, которую встретил тут Иисус, названа хананеянкой. Она просила Его оказать ей милость и исцелить ее дочь. При этом она называла Иисуса Господом и Сыном Давидовым (титул Мессии — Мф 9:27; Мф 20:30−31).

Но и это не помогло ей — ведь время язычников еще не настало. Иисус ничего не отвечал ей, но она продолжала умолять Его, и тогда ученики стали просить Его отпустить ее. В их просьбе звучал и вопрос: «Почему, Господи, Ты не хочешь помочь этой женщине, которая все равно ведь не отстанет, пока Ты не смилуешься над ней?»

В ответ Иисус напомнил ученикам, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева (сравните 10:6). Другими словами, Он пришел для того, чтобы предложить Своему народу Царство, обещанное ему через Давида столетия назад. Вот почему не надлежало Ему изливать благословения на язычников прежде чем они изольются на Израиль. Но женщина не отступала. Она чувствовала, что только Иисус может помочь ее дочери. И она кланялась Ему и продолжала молить: Господи, помоги мне! В свете только что сказанного ей Иисусом — Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам — она осознала свое положение язычницы.

Он как бы нарисовал перед ней картину семьи, сидящей за столом и получающей хлеб из рук главы дома. На фоне этой картины хананеянка увидела и себя. Нет, она не принадлежала к числу детей этого дома (Израиля), и лучшие из раздаваемых за столом кусков не были предназначены ей. В этом «доме» она могла быть приравнена разве что псу (иудеи часто называли язычников-идолопоклонников «псами»), которому хорошо, если достанутся, лишь крохи, которые падают со стола господ.

Впрочем, она и не мыслила воспользоваться тем, что ей не принадлежало, т. е. благословениями, предназначенными для Израиля. Все, о чем она просила, это о «крохе» благословения в ее нужде. В ответ на ее великую веру, какую хотел бы Иисус найти в Израиле (сравните 8:10), Он ответил хананеянке: Да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот же час. Как же просияла вера «хананеянки» на мрачном фоне отвержения Иисуса вождями израильского народа! Не является ли эпизод с этой язычницей прекрасным примером того, что «Царство Небесное силою берется»!

Мф 15:29−39 (Мк 7:31 — 8:10). Иисус возвратился из пределов Тирских и Сидонских к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. Тут же стало окружать Его множество народа со своими бесчисленными больными. Судя по тому, что сказано в Мк 7:31−37, можно предположить, что тут (в Мф 15:30−31), речь идет о язычниках. Иисус исцелил их больных, и, видя это, народ… прославлял Бога Израилева.

Служение это продолжалось три дня. Проникшись жалостью к окружавшим Его людским массам, Господь не хотел отпустить их по домам голодными. Но откуда было взять ученикам столько еды в этом пустынном месте? В ответ на вопрос Иисуса, какими съестными припасами они располагают, ученики сказали, что есть у них семь хлебов и немного рыбок. При этом они не могли не догадаться, что этими «припасами» Иисус воспользуется так же, как раньше (14:13−21), чтобы опять накормить множество людей.

Господь и в самом деле велел народу возлечь на землю и, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики — народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных. («Корзины» или «короба» (14:20) — обычная принадлежность ходивших по земле своей жителей этих мест) На этот раз евших было четыре тысячи человек, не считая женщин и детей.

Это чудо говорит о том, что Господни благословения станут изливаться через Его учеников не только на Израиль (сравните 14:13−21), но и на «язычников». Пожалуй, наиболее явное подтверждение этому находим в Деян 10−11, где описано, как апостол Петр проповедал Благую Весть о спасении в языческом доме сотника Корнилия.

После того, как Иисус отпустил народ, пошел Он в пределы Магдалинские, т. е. на западное побережье Галилейского моря, в город Магдалу, на север от Тиверии. Мария Магдалина (Мф 27:56) была родом из этого города, который имел и другое название — Далмануфа (Мк 8:10).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.