Неемия 8 глава

Книга Неемии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы жили по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принёс книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю.
2 И принёс священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца;
3 и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона.
4 Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали, а подле него, по правую руку его, стояли Маттифия и Шема, и Анаия и Урия, и Хелкия и Маасея, а по левую руку его Федаия и Мисаил, и Малхия и Хашум, и Хашбаддана, и Захария и Мешуллам.
5 И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл её, весь народ встал.
6 И благословил Ездра Господа, Бога великого. И весь народ отвечал: «аминь, аминь», — поднимая вверх руки свои, — и поклонялись и повергались пред Господом лицом до земли.
7 Иисус, Ванаия, Шеревия, Иамин, Аккув, Шавтай, Годия, Маасея, Клита, Азария, Иозавад, Ханан, Фелаия и левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своём месте.
8 И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное.
9 Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: «день сей свят Господу, Богу вашему; не печальтесь и не плачьте», потому что весь народ плакал, слушая слова закона.
10 И сказал им: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом — подкрепление для вас.
11 И левиты успокаивали весь народ, говоря: перестаньте, ибо день сей свят, не печальтесь.
12 И пошёл весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им.
13 На другой день собрались главы поколений от всего народа, священники и левиты к книжнику Ездре, чтобы он изъяснял им слова закона.
14 И нашли написанное в законе, который Господь дал через Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах.
15 И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному.
16 И пошёл народ, и принесли, и сделали себе кущи, каждый на своей кровле и на дворах своих, и на дворах дома Божия, и на площади у Водяных ворот, и на площади у Ефремовых ворот.
17 Всё общество возвратившихся из плена сделало кущи и жило в кущах. От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны Израилевы. Радость была весьма великая.
18 И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего дня. И праздновали праздник семь дней, а в восьмой день попразднество по уставу.

Толкование Далласской семинарии

В. Служение Ездры (8:1 — 10:39)

1. ИЗРАИЛЬТЯНЕ ПОДЧИНЯЮТСЯ ЗАКОНУ (8:1−18)

Построение текста в 8:1 — 10:39 согласуется с таковым в сюзеренно-вассальных договорах, заключавшихся в древности на Ближнем Востоке (толкование на 9:5б−31). Вот вслух и с определенными интервалами читается книга закона, внятно, с сопутствующими объяснениями (глава 8); вот сыны Израилевы исповедуются в своих грехах (глава 9) и обещают впредь повиноваться Господу (глава 10).

Неем 8:1−9. Прежде чем наступил седьмый месяц (хотя в тексте не говорится, в каком году это было, есть все основания полагать, что подразумевается год возведения иерусалимской стены), т. е. до наступления сентября-октября (таблицу «Календарь в Израиле» близ комментариев на Исх 12:1), израильтяне расселились по городам своим (сравните 7:73). А в «седьмый месяц» собрался весь народ… на площадь… пред Водяными воротами, или у восточной стены (Неем 3:26 и карту «Иерусалим в дни Неемии»; толкование на 3:1), чтобы послушать Ездру, книжника и священника (8:2, 4, 9, 13; 12:26, 36), как он станет читать книгу закона Моисеева (пять книг Моисея).

Ездра возвратился в Иерусалим на 14 лет раньше Неемии (в 458 г. до Р. Х.) и тоже с благословения царя Артаксеркса. Главной целью его возвращения в землю отцов было учить евреев Божиему закону. В Езд 7:6, 11−12, 21 он назван «сведущим в законе», «учившим ему», «учителем закона». Они были современниками — Неемия и Ездра (Неем 12:33, 36). Ездра происходил от Елеазара, третьего сына Аарона (таблицу «Родословие Ездры» в комментариях на Езд 7:1−5).

Когда Ездра пришел в Иерусалим, народ пребывал в глубоком нравственном и духовном упадке (Езд 9:1−4; 10:2, 10). Борясь с врагами иудеев и заботясь об устроении жизни общины, Ездра, по всей видимости, находил время и для того, чтобы воскрешать в сознании соплеменников законы Иеговы. Он молитвенно учил их слову Божиему, и постепенно это приносило плоды.

Ездра готовил почву для усвоения закона, но только после того, как в Иерусалим пришел Неемия, призвавший народ довериться Богу и, положившись на помощь Его, приступить к возведению стен, после того, как стены были подняты, и жизнь в городе сделалась более безопасной, возникла у Ездры возможность приступить к утверждению закона в народе.

О плодотворности религиозно-просветительской деятельности Ездры в предыдущие годы, по всей видимости, свидетельствует то обстоятельство, что после вероятного перерыва в ней (в дни возведения стен) народ единодушно призвал Ездру продолжить его служение (8:1). И в первый день седьмого месяца, когда праздновался Праздник труб (Лев 23:24; Чис 29:1), принес священник Ездра… книгу закона и стал читать ее вслух, а мужчины и женщины, вероятно, и дети, которые могли понимать (стихи 2−3), внимательно слушали его от рассвета до полудня.

Ездра стоял у Водяных ворот (стих 1) на специально для этого сделанном деревянном возвышении и читал из закона Божия. 13 человек (стих 4), которые стояли по правую руку и по левую руку от него, возможно, были священниками.

Как только Ездра приготовился читать, народ встал, а затем повергся ниц пред Господом.

Неемия не поясняет, как именно происходило чтение и толкование прочитанных мест перед огромной толпой, которая могла насчитывать от 30 до 50 тысяч человек (7:66−67). Может быть, Ездра внятно читал Пятикнижие по разделам, а затем левиты (все перечисленные в стихе 7 были левитами) принимались ходить среди толпы и толковать отдельным группам прочитанное, с тем, чтобы ничего непонятного для народа не осталось.

Не могла не радовать глубокая взволнованность народа, который весь… плакал, слушая слова закона (стих 9). Ведь это были слезы раскаяния в прежних преступлениях против него.

Неем 8:10−18. Неемия («Тиршафа», губернатор) и Ездра успокаивали плачущих (стих 9) и призывали их не плакать, а пировать и веселиться, посылая праздничную пищу неимущим, потому что день сей свят в глазах Господа, и потому что радость пред Господом — источник силы для иудеев, говорили они.

На следующий день… главы семейных кланов и духовные вожди — представители (судя по еврейскому тексту) священников и левитов — собрались… к… Ездре, чтоб он более глубоко и подробно объяснил им слова закона.

Они обнаружили написанное в законе о Празднике кущей (в книге Левит; Лев 23:37−43), который надлежало справлять в седьмом месяце (Тишри), с 15-го по 22-ой день. Поскольку открытие это было сделано во второй день 7-го месяца (8:2, 13), в их распоряжении оставалось достаточно времени (две недели), чтобы надлежащим образом подготовиться к нему. Поражает реакция народа, которому объявили о предстоящем празднике, как и все «развитие действия» в 8-ой главе: в стихах 1−8 мы «видим» иудеев, вдумчиво внимающих слову Божию; в стихах 9−12 являемся свидетелями их эмоциональной реакции на него, а в стихах 13−18 — их дружной готовности действовать.

Итак, народ… пошел… и принесли… ветви различных деревьев и повсюду построили кущи — на кровлях и во дворах (можно предположить, что во дворах дома Божия праздновали в кущах священники) и на площадях у… ворот — чтобы в дни праздника жить в шалашах не древесных ветвей, как написано в законе.

Жизнь в кущах должна была напоминать им о днях пребывания их предков в пустыне (Лев 23:43).

Говорится, что Праздник кущей не праздновался так от дней Иисуса… Навина. В Езд 3:4 читаем о том, что более чем за 90 лет до событий, описываемых Неемией, а именно в 536 г. до Р. Х., после того, как был сооружен жертвенник для всесожжений (в год закладки фундамента храма), Праздник кущей тоже был отпразднован, «как предписано»; однако в 444 году его отпраздновали несравненно радостнее. В этот раз Ездра читал из книги закона Божия в каждый из семи дней праздника, очевидно, во исполнение указания Моисея о том, чтобы это делалось в Праздник кущей каждые 7 лет (Втор 31:10−13).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.