Неемия 8 глава

Книга Неемии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Когда настал седьмой месяц1 и израильтяне уже обосновались в своих городах, народ, все как один, собрался в Иерусалиме на площади перед Водяными воротами. Книжника2 Эзру призвали принести свиток Закона Моисеева, заповеданного ГОСПОДОМ Израилю.
2 И в первый день седьмого месяца3 священник Эзра вынес Закон пред всем собранием — мужчинами и женщинами, всеми, кто способен понимать.
3 На площади перед Водяными воротами он читал его вслух с рассвета и до полудня, а мужчины, женщины и дети, способные понимать, внимали — слух всего народа был устремлен к Закону.
4 Книжник Эзра стоял на специально сделанном деревянном помосте, и по правую руку от него стояли Маттитья, Шема, Аная, Урия, Хилкия и Маасея, а по левую — Педая, Мишаэль, Малкия, Хашум, Хашбаддана, Захария и Мешуллам.
5 Стоя на своем возвышении, Эзра на глазах у всего народа развернул свиток, и, едва он это сделал, весь народ встал.
6 Эзра вознес хвалу ГОСПОДУ,4 Богу великому, и весь народ, воздев руки, ответил: «Аминь, да будет так», а потом все пали ниц на землю, поклоняясь ГОСПОДУ.
7 Иисус, Бани, Шеревья, Ямин, Аккув, Шаббетай, Ходия, Маасея, Келита, Азарья, Йозавад, Ханан, Пелая ( это левиты) разъясняли Закон всем собравшимся:5
8 читали вслух свиток Закона Божьего, давали пояснения6 и толкование, чтобы прочитанное было понято.
9 Тогдашний правитель Неемия, священник и книжник Эзра и левиты, разъяснявшие Закон народу, сказали всем собравшимся: «Свят сей день пред ГОСПОДОМ, Богом вашим! Не скорбите и не рыдайте!» — а весь народ рыдал, слушая слова Закона.
10 Но Эзра велел им: «Идите, ешьте досыта и пейте всласть,7 делясь с теми,8 у кого ничего нет, — ведь этот день свят у Господа, Владыки нашего. Не надо скорбеть — пусть радость присутствия ГОСПОДНЯ придаст вам сил!»9
11 Успокаивали народ и левиты: «Тише, не плачьте, ведь этот день свят!»
12 И весь народ отправился праздновать, они ели и пили и громко ликовали, делясь с другими, ибо они поняли слова, что им были сказаны.
13 На другой день к книжнику Эзре собрались старейшины всех родов, священники и левиты, чтобы изучать слова Закона.
14 И они обнаружили, что в Законе, заповеданном ГОСПОДОМ через Моисея, написано, что во время праздника в седьмом месяце года израильтяне должны жить в кущах.10
15 По всем городам Иудеи и в Иерусалиме было объявлено и провозглашено: «Идите на холмы и принесите оттуда ветви садовой и дикой маслины, ветви мирта и пальмы, ветви всяких лиственных деревьев, чтобы сделать кущи, как и написано в Законе ».
16 Народ отправился за ветвями и сделал себе кущи на крышах и во дворах домов, и во дворе Храма Божьего, и на площадях у Водяных и Ефремовых ворот.
17 Вся община вернувшихся из плена изгнанников сделала кущи и жила в них — такого израильтяне не делали со времен Иисуса Навина. И велика была их радость!
18 Изо дня в день читали они свиток Закона Божия, с первого и до последнего дня, — праздник продолжался семь дней, а на восьмой, как было предписано по Закону, 11 состоялось собрание.

Толкование Далласской семинарии

В. Служение Ездры (8:1 — 10:39)

1. ИЗРАИЛЬТЯНЕ ПОДЧИНЯЮТСЯ ЗАКОНУ (8:1−18)

Построение текста в 8:1 — 10:39 согласуется с таковым в сюзеренно-вассальных договорах, заключавшихся в древности на Ближнем Востоке (толкование на 9:5б−31). Вот вслух и с определенными интервалами читается книга закона, внятно, с сопутствующими объяснениями (глава 8); вот сыны Израилевы исповедуются в своих грехах (глава 9) и обещают впредь повиноваться Господу (глава 10).

Неем 8:1−9. Прежде чем наступил седьмый месяц (хотя в тексте не говорится, в каком году это было, есть все основания полагать, что подразумевается год возведения иерусалимской стены), т. е. до наступления сентября-октября (таблицу «Календарь в Израиле» близ комментариев на Исх 12:1), израильтяне расселились по городам своим (сравните 7:73). А в «седьмый месяц» собрался весь народ… на площадь… пред Водяными воротами, или у восточной стены (Неем 3:26 и карту «Иерусалим в дни Неемии»; толкование на 3:1), чтобы послушать Ездру, книжника и священника (8:2, 4, 9, 13; 12:26, 36), как он станет читать книгу закона Моисеева (пять книг Моисея).

Ездра возвратился в Иерусалим на 14 лет раньше Неемии (в 458 г. до Р. Х.) и тоже с благословения царя Артаксеркса. Главной целью его возвращения в землю отцов было учить евреев Божиему закону. В Езд 7:6, 11−12, 21 он назван «сведущим в законе», «учившим ему», «учителем закона». Они были современниками — Неемия и Ездра (Неем 12:33, 36). Ездра происходил от Елеазара, третьего сына Аарона (таблицу «Родословие Ездры» в комментариях на Езд 7:1−5).

Когда Ездра пришел в Иерусалим, народ пребывал в глубоком нравственном и духовном упадке (Езд 9:1−4; 10:2, 10). Борясь с врагами иудеев и заботясь об устроении жизни общины, Ездра, по всей видимости, находил время и для того, чтобы воскрешать в сознании соплеменников законы Иеговы. Он молитвенно учил их слову Божиему, и постепенно это приносило плоды.

Ездра готовил почву для усвоения закона, но только после того, как в Иерусалим пришел Неемия, призвавший народ довериться Богу и, положившись на помощь Его, приступить к возведению стен, после того, как стены были подняты, и жизнь в городе сделалась более безопасной, возникла у Ездры возможность приступить к утверждению закона в народе.

О плодотворности религиозно-просветительской деятельности Ездры в предыдущие годы, по всей видимости, свидетельствует то обстоятельство, что после вероятного перерыва в ней (в дни возведения стен) народ единодушно призвал Ездру продолжить его служение (8:1). И в первый день седьмого месяца, когда праздновался Праздник труб (Лев 23:24; Чис 29:1), принес священник Ездра… книгу закона и стал читать ее вслух, а мужчины и женщины, вероятно, и дети, которые могли понимать (стихи 2−3), внимательно слушали его от рассвета до полудня.

Ездра стоял у Водяных ворот (стих 1) на специально для этого сделанном деревянном возвышении и читал из закона Божия. 13 человек (стих 4), которые стояли по правую руку и по левую руку от него, возможно, были священниками.

Как только Ездра приготовился читать, народ встал, а затем повергся ниц пред Господом.

Неемия не поясняет, как именно происходило чтение и толкование прочитанных мест перед огромной толпой, которая могла насчитывать от 30 до 50 тысяч человек (7:66−67). Может быть, Ездра внятно читал Пятикнижие по разделам, а затем левиты (все перечисленные в стихе 7 были левитами) принимались ходить среди толпы и толковать отдельным группам прочитанное, с тем, чтобы ничего непонятного для народа не осталось.

Не могла не радовать глубокая взволнованность народа, который весь… плакал, слушая слова закона (стих 9). Ведь это были слезы раскаяния в прежних преступлениях против него.

Неем 8:10−18. Неемия («Тиршафа», губернатор) и Ездра успокаивали плачущих (стих 9) и призывали их не плакать, а пировать и веселиться, посылая праздничную пищу неимущим, потому что день сей свят в глазах Господа, и потому что радость пред Господом — источник силы для иудеев, говорили они.

На следующий день… главы семейных кланов и духовные вожди — представители (судя по еврейскому тексту) священников и левитов — собрались… к… Ездре, чтоб он более глубоко и подробно объяснил им слова закона.

Они обнаружили написанное в законе о Празднике кущей (в книге Левит; Лев 23:37−43), который надлежало справлять в седьмом месяце (Тишри), с 15-го по 22-ой день. Поскольку открытие это было сделано во второй день 7-го месяца (8:2, 13), в их распоряжении оставалось достаточно времени (две недели), чтобы надлежащим образом подготовиться к нему. Поражает реакция народа, которому объявили о предстоящем празднике, как и все «развитие действия» в 8-ой главе: в стихах 1−8 мы «видим» иудеев, вдумчиво внимающих слову Божию; в стихах 9−12 являемся свидетелями их эмоциональной реакции на него, а в стихах 13−18 — их дружной готовности действовать.

Итак, народ… пошел… и принесли… ветви различных деревьев и повсюду построили кущи — на кровлях и во дворах (можно предположить, что во дворах дома Божия праздновали в кущах священники) и на площадях у… ворот — чтобы в дни праздника жить в шалашах не древесных ветвей, как написано в законе.

Жизнь в кущах должна была напоминать им о днях пребывания их предков в пустыне (Лев 23:43).

Говорится, что Праздник кущей не праздновался так от дней Иисуса… Навина. В Езд 3:4 читаем о том, что более чем за 90 лет до событий, описываемых Неемией, а именно в 536 г. до Р. Х., после того, как был сооружен жертвенник для всесожжений (в год закладки фундамента храма), Праздник кущей тоже был отпразднован, «как предписано»; однако в 444 году его отпраздновали несравненно радостнее. В этот раз Ездра читал из книги закона Божия в каждый из семи дней праздника, очевидно, во исполнение указания Моисея о том, чтобы это делалось в Праздник кущей каждые 7 лет (Втор 31:10−13).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Т. е. месяц тишри, сентябрь—октябрь.
1  [2] — Или: писца; или: учителя (Закона); то же в ст. 4, 9, 13.
2  [3] — Вероятная дата — 8 октября 445 г. до Р. Х.
6  [4] — Букв.: благословил Господа.
7  [5] — Букв.: народу; то же в ст. 9.
8  [6] — Или: перевод — с евр. языка, которого народ мог не понимать, на арамейский.
10  [7] — Букв.: ешьте жирную (пищу) и пейте сладкие (напитки).
10  [8] — Букв.: посылайте части тем.
10  [9] — Букв.: ибо в радости Господней — сила ваша. Ср. Слав. пер. Или: в радости, (которую дарует единение) с Господом. См. Исх 34:6. Друг. возм. пер.: пусть ликование о Господе (защитнике вашем) придаст вам сил!
14  [10] — Или: шалашах.
18  [11] — Лев 23:36.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.