Малахії 1 глава

Книга пророка Малахії
Переклад Куліша та Пулюя → Новой Женевской Библии

Переклад Куліша та Пулюя

1 Пророче слово Господнє до Ізраїля через Малахію.
2 Я полюбив вас, говорить Господь. Ви питаєте: У чому показалась любов твоя до нас? — Хиба ж Езав не брат Яковів? говорить Господь? а однакже я полюбив Якова,
3 А Езава я зненавидїв, так що гори його поробив безлюддєм, а наслїддє його — пробутком шакалів.
4 Коли б Едом сказав: Хоч ми розбурені, та ми повідновлюємо розбурене, то Господь Саваот каже на те: Вони побудують, а я порозвалюю, так що їм приложать прізвище: Країна безбожностї, — нарід, що на його Господь прогнївився по віки.
5 Своїми очима ви се побачите та й скажете: Звеличив себе Господь над Ізрайлевим займищем!
6 Син шанує батька, а раб — пана свого; коли ж я батько, так де ж та почесть, що менї подобає? й коли я пан, де ж те поважаннє для мене? говорить Господь Саваот до вас, сьвященники, що зневажаєте ймя моє? Ви питаєте: Чим же ми зневажаємо ймя твоє?
7 Ось, ви приносите нечистий хлїб на мій жертівник, та ще й питаєте: Як ми зневажаємо тебе? От тим, що говорите: Трапезу Господню нїщо поважати.
8 І як ви приносите на жертву слїпе, чи те в вас не погане? або як приносите кульгаве чи хворе, чи ж і се не погане? Ось, принеси се твойму князеві, чи буде воно йому приємне, чи прийме він тебе ласкаво? говорить Господь Саваот.
9 Оце ж благайте Бога, щоб вас помилував; бо коли таке буде виходити з рук ваших, так чи ж може він вас ласкаво приймати? говорить Господь сил небесних.
10 Лучше зачини которий храмові двері, щоб на мойму жертівнику не палити марно огню. Нема в мене ласкавостї до вас, говорить Господь сил небесних, і не вгодні менї приноси з ваших рук.
11 Від ісходу бо та й до заходу сонця буде ймя моє величатись проміж народами, й всюди приносити муть іменї мойму кадило й жертву чисту; велике буде ймя моє проміж народами, говорить Господь Саваот.
12 Ви ж його зневажаєте, мовляючи: Столові Господньому не належиться пошана, й те, що нам із неї впадає, невартне.
13 До того ще й мовляєте: Скілько ж то працї! та й маловажите все, говорить Господь сил, і приносите крадене й кульгаве й недуже, а такі самі й хлїбові дари ваші. Чи менї ж та приймати таке залюбки з рук ваших? говорить Господь.
14 Нї, проклят зрадливий, що, мавши в чередї своїй здорового самця й обрікши себе обітом, приносить Господеві миршаве; я бо царь великий, говорить Господь сил небесних, а моє імя страшне проміж народами.

Новой Женевской Библии

1:1−5 Израиль разуверился в любви Бога к нему. Данный раздел содержит ответ Бога на эти сомнения. Господь напоминает Израилю, что Иаков, его предок, был избран Богом, тогда как Исав, предок Едома, был Им отвергнут. Если Израиль испытывал на себе гнев Божий только в отдельные короткие периоды своей истории, то на народ Едома «Господь прогневался навсегда» (1:4). Более того, если Израиль находится под сенью непреходящих обетовании Господа, давшего ему завет, то Едом никогда уже не воспрянет. Дело Господне, свершившееся в Едоме, исторгнет хвалу из сердца Иакова.

1:1 Пророческое слово. Ср. Зах 9:1 и 12:1; Авв 1:1; Ис 13:1; Наум 1:1. Обычно пророчество об осуждении. Данное выражение может свидетельствовать о том, что пророк произносит речь не по своей воле, но по повелению свыше. См. также Иер 20:9 и Ам 3:8.

1:2 См. статью «Божий замысел: предопределение и предвидение».

Я возлюбил вас. Любовь Божия свободна в своем выборе и не связана никакими условиями. Эта истина изложена наиболее полно во Второзаконии, где глаголы «избрать» и «любить» употребляются параллельно, в частности, Втор 7:6−8. Любовь Бога нашла свое выражение в завете, который Он заключил со Свои народом. Близость Бога к Израилю должна была служить для последнего источником благоговейного трепета и непреходящего изумления (Втор 4:7, 8). Любовь Бога берет начало в вечности (Иер 31:3) и проявляется в Его завете с Авраамом, Моисеем и Давидом (Быт, гл. 12; Исх 19:5−6; 2Цар, гл. 7). Избрание Богом Иакова определяло Его отношения с Израилем и во времена пророческого служения Малахии. Любовь Бога, при условии ее верного понимания, порождает стремление к нравственному совершенствованию. С Израилем произошло то, что его самоудовлетворенность, с одной стороны, и циничные сомнения в Божией любви к нему, с другой, взаимно подпитывали друг друга и привели к тем нравственным кризисам, на которые устремлено внимание Малахии.

Иакову. Одно из имен Господа, упоминаемое в псалмах, — «Бог Иакова» (Пс 19:2; 45:8; 74:10; 75:7; 83:9). Любовь Бога не имеет аналогов, потому что Он любит грешников, тех, кто по своей природе должны вызывать у Него неудовольствие и гнев (Еф 2:3−4; Лк 15:2). История патриарха Иакова и Исава в книге Бытие ясно показывает, что Бог избрал Иакова не по его личным достоинствам. См., в частности, Быт 25:21−34.

1:3 возненавидел. Бог ненавидит идолопоклонников (Иер 44:4; Ос 9:15), делающих зло (Пс 5:6), нечестивых и любящих насилие (Пс 10:5). Ему ненавистны также шесть пороков, которые перечислены в Притч 6:16−19. В некоторых местах Священного Писания слово «ненавидеть» фактически означает «любить в меньшей степени». См. Быт 29:30, 31 и Втор 21:15−17; Лк 14:26. В данном же случае это слово подразумевает активное неприятие, неудовольствие и немилость, которые проявляются в справедливом возмездии. Исав (Едом) не только наказан лишением или уменьшением благословений, но он испытывает на себе также в полной мере тяжесть свершившегося осуждения. См. также 2:16; Пс 5:6; Ис 61:8; Иер 44:4; Ос 9:15; Ам 5:21.

опустошению. Больше всего, это выражение относится к занятию Едома набатейскими арабами. В Ам 9:12 Едом олицетворяет все народы, на которые распространятся спасительные Божии обетования.

1:5 над пределами Израиля. Бог есть Всесильный Господь, Которому подвластна история. Цели Его — спасение людей, становятся явью как для народа завета, так и для других народов. См. ст. 11 и Быт 12:3.

1:6 — 2:9 Одна из главных причин, по которым Господь прогневался на Израиль, заключается в отношении священников к имени Бога, которое они проявляют перед алтарем, и к закону Божию при обучении народа и отправлении правосудия. Перед алтарем священники приносили в жертву больных или увечных животных, таким образом, превращая свои действия, по сути, в их полную противоположность, что влекло за собой проклятие и скверну, тогда как должно было бы нести благословение и очищение. Обучая народ и верша суд, они нарушали завет с Левием тем, что вводили народ в заблуждение и поступали пристрастно. Левитам следовало знать, что, если они и дальше будут нарушать свои обеты преданности завету, Господь отвергнет их и изберет достойное духовенство из всех народов.

1:6 почтение. Слава Бога беспредельна (Пс 56:6, 12). Почитать Господа — долг Его народа (Пс 28:1, 2).

бесславящие. Поведение, противоположное почитанию Господа и страху пред Ним (1:6, 7, 12, 13). Это слово часто встречается в Притчах Соломона (1:7; 15:20; 23:22), где оно переводится как «презирают», «пренебрегают», «не пренебрегай» или «презрит» (23:9). См. 2Цар 12:9−10.

1:7 нечистый хлеб. По-видимому, эти слова относятся к жертвенным животным, см. ст. 8 (слово «хлеб» в Ветхом Завете иногда обозначает всякую жертву вообще, ср. Лев 21:6; Чис 28:2). «Нечистый» означает ритуально нечистое и потому неприемлемое. Оскорбления Богу наносятся не только нарушениями ритуала, но, в еще большей степени, тем отношением к Нему, которое стоит за такими нарушениями (Быт 4:3, 5 и ком.; Евр 11:4).

трапеза Господня. Это выражение применительно к алтарю употребляется в Ветхом Завете только здесь и в 1:12.

1:8 больное. Закон строго запрещал подобные жертвоприношения (Лев 22:22; Втор 15:21).

1:11 велико будет имя Мое между народами. Бог обещает грядущее торжество Его царства славы. Выражение «от востока солнца до запада» часто указывает на Его эсхатологически предопределенное явление всему миру (Пс 49:1; Ис 45:6; Ис 59:19).

на всяком месте. Прославление Бога «на всяком месте» противопоставляется поклонению, которое, по слову Господа, должно быть в Иерусалиме (Ис 2:2−4; Ис 66:19−21; Зах 14:16−21). Недостойные Бога жертвоприношения, которые совершаются в настоящем, противопоставляются чистым жертвоприношениям в будущем. Обетование, данное в этом стихе, исполняется ныне, когда Христос собирает Свое Царство священников из всех народов (Откр 5:9−10); окончательно же оно свершится в будущем, когда народы соберутся воедино, чтобы прославить Бога (Откр 21:27).

1:14 Я Царь великий. Бог есть не только Отец (1:6; Исх 4:22) и Владыка, и Царь. Представление о Боге как о Царе сформировалось в ветхозаветной религии уже в ранние времена (Исх 5:18; Чис 23:21; Чис 24:7; Втор 33:5). См. Пс 92−99.

Проклят лживый. Законы, регулирующие добровольные жертвоприношения, требуют, чтобы приносимые жертвы были без изъяна. Здесь говорится о попытке обмануть Господа и о том, что произошло в период между обетом и его исполнение (Пс 75:12).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.