Библия » Аверинцев Аверинцев: отдельные книги

От Марка 4 Евангелие от Марка 4 глава

1 И снова начал Он учить возле берега моря; и собирается к Нему столько народа, что пришлось Ему сидеть в лодке, которая была на воде, а весь народ оставался на берегу у воды.
2 И многому учил Он их в притчах, и, уча, говорил:
3 «Слушайте: вот, вышел сеятель, чтобы сеять.
4 И было, когда сеял он: часть зерен пала у дороги, и прилетели птицы, и поклевали их.
5 И другая часть пала на камень, где немного было земли, и тотчас проросло зерно, потому что было неглубоко под землей;
6 и когда взошло солнце, было оно попалено и увяло, потому что не было у него корня.
7 И еще часть пала в терние, и терние разрослось и заглушило ростки, и не дали они плода.
8 И пали другие зерна в землю добрую, и поднимались и возрастали, и давали плод, одни тридцатикратный, другие шестидесятикратный, а третьи стократный».
9 И говорил Он им:
«Кто имеет уши, чтобы слышать, да слышит!»
10 И когда остались спутники Его, включая Двенадцать, наедине с Ним, стали они спрашивать Его про притчи.
11 И говорил Он им:
«Вам дарована тайна Царствия Божьего, а тем, внешним, все является в притчах,
12 чтобы они:
очами взирали, и не видели,
ушами внимали, и не слышали,
и не обратились, и не стяжали прощения». [38]
13 И говорит Он им:
«Вы не разумеете этой притчи? Как же вы уразумеете все притчи?
14 Слово — вот что сеет сеятель.
15 А место при дороге, где сеется слово, — это те, кто чуть услышат его, как тотчас приходит сатана и похищает посеянное в них слово.
16 А сеяние на камень — это про тех, кто, услышав слово, тотчас с радостью принимают его,
17 но оно не имеет в них корня, и потому они непостоянны, и когда приходят скорби и гонения за слово, впадают в соблазн.
18 И еще другие — сеяние в терние: это про тех, которые слышат слово,
19 но мирские заботы, обольщение богатством и другие похоти, войдя в них, заглушают слово, и оно делается бесплодно.
20 А сеяние в землю добрую — это про тех, которые слышат слово, и принимают его, и приносят плод тридцатикратный, и шестидесятикратный, и стократный».
21 И говорил Он им:
«Разве приносят светильник, чтобы накрыть его сосудом или поставить под кровать? Разве не для того, чтобы поставить на подсвечник? [39]
22 Ведь если что утаено, то лишь для того, чтобы обнаружиться, и если что сокрыто, то лишь для того, чтобы выйти наружу. [40]
23 Если кто имеет уши, чтобы слышать, да слышит!»
24 И говорил Он им:
«Примечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою и вам будет отмерено, и еще прибавлено.
25 Ибо кто имеет, тому будет дано, а кто не имеет, у того будет отобрано и то, что он имеет».
26 И говорил Он:
«Царство Божие таково, как если бы бросил человек зерна в землю
27 и ночью спал, а днем вставал, а зерно прорастало и тянулось вверх, он сам не знает, как;
28 земля плодоносит сама собою — сперва стебель, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29 A когда созреет урожай, человек тотчас посылает серп, ибо настала пора жатвы».
30 И говорил:
«Чему уподобить нам Царствие Божие, и в какой притче представить его?
31 Оно как зерно горчичное: когда посеют его в землю, оно, что меньше всех зерен на земле, [41]
32 возрастает и делается больше всех огородных растений, и пускает такие большие ветви, что птицы небесные могут вить гнезда под сенью его». [42]
33 И во многих подобных притчах возвещал Он им слово, насколько они могли внять;
34 а без притч Он ничего не говорил, но ученикам Своим наедине все разъяснял.
35 И говорит Он им в тот же день, когда настал вечер:
«Переправимся на тот берег!»
36 И они, оставив народ, перевозят Его, как Он был, в лодке; а были с Ним и другие лодки.
37 И сделался вихрь великий, и волны стали бить в лодку, до того, что лодка стала уже наполняться водою.
38 А Он спал на корме, положив голову на изголовье. И будят Его, и говорят Ему:
«Учитель, Тебе и дела нет, что мы погибаем?»
39 И Он, пробудившись, пригрозил ветру и сказал морю:
«Замолчи, утихни!»
И прекратился ветер, и сделалась тишина великая.
40 И сказал Он им:
«Что вы так боязливы? Или еще нет у вас веры?»
41 И устрашились они страхом великим, и говорили друг другу:
«Кто же Он, если ветер и море Ему повинуются?»

Примечания:

12  [38] — Очами взирали, и не видели, ушами внимали, и не слышали, и не обратились, и не стяжали прощения. Ср. Ис 6:9-10: «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Св. Ириней Лионский поясняет: «…Бог у неверующих вызывает слепоту, как ее вызывает солнце у тех, кто по причине какой-либо немощи очей не могут взирать на солнечный свет» (Adv. haeres. IV, 29, 1).

21  [39] — Чтоб накрыть его сосудом. Именно так в домах тогдашней Палестины было принято гасить светильники: трудно представимая для нас теснота комнат делала опасным задувать их, особенно к ночи, — даже слабый дымок дотлевающего фитиля мог отравить воздух и вызвать что-то вроде слабого угара.

22  [40] — Ведь если что утаено, то лишь затем, чтобы обнаружиться, и если что сокрыто, то лишь для того, чтобы выйти наружу. Отечественный кумранолог Амусин усматривал в этих словах момент острой полемики с тенденцией ессеев к замыканию в своем общинном кругу (см. И. Д. Амусин, Кумранская община, М, 1983, с. 220–221).

31  [41] — Оно, что меньше всех зерен на земле. Упоминание малости горчичного зерна — один из тех далеко не редких случаев, когда для евангельских выражений довольно правдоподобно предположение фольклорно-провербиального, почти идиоматического контекста.

32  [42] — Возрастает и делается больше всех огородных растений. В окрестностях Геннисаретского озера горчица достигает роста до 2,5–3 м. Ср. в Иерусалимском Талмуде: «У меня была в саду разросшаяся горчица, и я залезал на нее, как залезают на вершину смоковницы» (Pea 7, 20а, 53). Метафорическое обыгрывание контраста между малостью семени и величиной того, что вырастает из семени, встречается и в античной литературе, например, у Сенеки (ер. 38, 2).

Птицы небесные нередко символизируют в контексте библейского языка народы земли, язычников, приходящих вить гнезда под сенью Царства Божия. В этом отношении характерно мессианское пророчество Иезекииля (17:22–24): «Так говорит Господь Бог: и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль, и посажу на горе высокой и величавой. На высокой горе Израилевой посажу Я ее, и пустит она ветви, и принесет плод, и сделается кедром величавым, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его. И узнают все деревья полевые, что Я, Господь, высокое дерево делаю низким, а низкое дерево — высоким, зеленеющее дерево — иссохшим, а сухое дерево — цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю». В Книге Даниила 4:7-24 образ великого древа применен к земному царству Валтасара, но и тут для характеристики древа (с явственными чертами т. н. мирового древа как общечеловеческого мифопоэтического архетипа) весьма важно, что «в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть» (4:9).


Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Евангелие от Марка, 4 глава. Аверинцев: отдельные книги.

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

От Марка 4 глава в переводах:
От Марка 4 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.