50:4 придворным фараона. Следуя обычаю, он, вероятно, не мог разговаривать с самим фараоном во время траура.
50:5 выкопал себе. Иосиф излагает наставления Иакова словами, понятными для фараона.
50:6 пойди. Это был своего рода прообраз их будущего исхода (ст. 24).
50:9 колесницы и всадники. Поразительный контраст с Моисеевым исходом (Исх 14:9; Исх 15:4−5).
50:14 возвратился... в Египет. Время исхода еще не наступило: голод не закончился и не наполнилась мера беззаконий аморреев (15:13−16).
50:17 рабов Бога отца твоего. Надежда братьев на прощение основывалась на том, что вся семья поклонялась единому Богу.
50:19 не бойтесь. См. 43:23; 45:5.
ибо я боюсь Бога. Только Бог способен обратить зло во благо, и ни один человек не может вмешаться в Божии планы.
50:20 вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро. См. статью «Бог царствует: полновластное владычество Божие».
сохранить жизнь великому числу людей. В Египте и Ханаане.
50:21 я буду питать вас. Голод еще не закончился.
50:23 третьего рода. Т.е. праправнуки; признак Божиего благословения.
на колени Иосифа. См. 30:3 и ком.
50:24 я умираю. Эта фраза говорит о связи между патриархами (49:21) и таким образом подчеркивает преемственность поколений в Израиле.
выведет вас из земли сей. Слова, предвещающие исход из Египта (15:13−14).
в землю, о которой клялся. На смертном одре Иосиф говорит об обетовании, данном патриархам.
Аврааму, Исааку и Иакову. В первый раз имена всех трех патриархов упоминаются вместе; их эра закончилась, но надежда на обетования осталась.
50:25 вынесите кости мои. Иосиф был похоронен в Сихеме (Нав 24:32). Моисей выполнил клятву (см. Исх 13:19), а Иисус Навин совершил погребение в земле обетованной.
Комментарии Женевской Библии на Бытие, 50 глава. Новой Женевской Библии.
Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.