22:1−19 В этом фрагменте наиболее полно раскрываются взаимные обязательства Авраама и Господа. Готовый принести в жертву Исаака, Авраам явил абсолютную преданность Богу и вновь обрел сына (ст. 1−12). Послав овна для жертвоприношения, Бог тем самым предвозвестил жертвенную смерть Иисуса Христа, Который умер ради Своих избранных (ст. 13−14); дав же клятву благословить Авраама, а через него и все народы, Бог даровал обетование потомству Авраама (ст. 15−19).
22:1 искушал. Букв.: «испытывал».
вот я. Так же говорят Моисей (Исх 3:4), Самуил (1Цар 3:4), Исаия (6:8) и Иисус Христос (Евр 10:7).
22:2 сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь. См. Ин 3:16. Исаак был возлюбленным, единственным сыном, рожденным по обетованию.
и пойди. Авраам обязан не только следовать в землю, указанную ему Богом (12:1), но и поклоняться Господу на том месте, которое Он изберет (Втор 12:5, 30−32).
в землю Мориа. Гора, расположенная в окрестностях древнего Иерусалима. Позже стала месторасположением израильского храма (2Пар 3:1).
принеси его во всесожжение. Божие повеление не противоречит нравственному закону: первенец принадлежит Господу (Исх 13:11−13; Исх 22:29; Исх 34:19−20).
22:3 встал рано утром. Авраам ничего не ответил Господу на Его повеление ответом стало действие.
22:5 возвратимся к вам. См. Евр 11:19.
22:6 дрова... возложил на... сына своего. Точно так же Христос нес Свой крест на Голгофу (Мф 27:32).
22:8 Бог усмотрит Себе агнца. Агнец прообраз Иисуса Христа (Ин 1:29, 36).
22:9 положил его на жертвенник. Т.е. проявил полное послушание (см. Рим 8:32; Флп 2:6−8; 1Пет 2:21−24).
22:11 Ангел Господень. См. 16:7 и ком.
22:12 теперь Я знаю, что боишься ты Бога. Богу (от Лица Которого говорит ангел) это было известно и ранее, но Он хотел, чтобы Авраам узнал себя до конца.
не пожалел сына. Вера Авраама проявлялась не на словах, а на деле (Иак 2:21−22).
22:13 вместо сына своего. Христос умер вместо нас (Мк 10:45).
22:14 Иегова ире (Господь усмотрит). Здесь видна особая Божия забота в общем контексте Божественного провидения. Имя, служащее Аврааму напоминанием об этом событии, подразумевает, что он осознает Божие откровение о спасении. Древнееврейское слово «ире» означает «увидеть» или «усмотреть» (оно употребляется в таком значении в ст. 4, 8, 13−14). Авраам мог бы пощадить своего сына, но Бог не пощадит Своего (Рим 8:32).
22:16 Мною клянусь. Евр 6:13−20.
не пожалел сына твоего, единственного твоего. См. Ин 3:16; Рим 8:32.
22:17 семя твое. См. 13:16; 15:5.
22:18 в семени твоем. См. 12:3; 13:16; 15:5; 17:5−6, 15−16.
за то, что ты послушался гласа Моего. Послушание — первое из дел веры. Послушание Авраама предвозвестило деятельное послушание Христа, передавшего благословения завета многочисленным потомкам Авраама, которые разделяют веру своего духовного отца в Бога, животворящего мертвых (18:11 и ком.; Рим 4:17, 19−24).
Завет с Авраамом.
22:20 — 25:11 Этот раздел служит переходом от патриаршества Авраама к патриаршеству Исаака (33:18 — 35:29; Введение: Содержание).
22:23 Ревекка. Она состоит в родстве с обоими братьями Авраама. Ее отец Вафуил был сыном Милки, дочери Арана и жены Нахора (11:29). Лия и Рахиль следующее поколение: их отец Лаван приходится Ревекке братом (29:10).
Комментарии Женевской Библии на Бытие, 22 глава. Новой Женевской Библии.
Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.