Эта глава рассказывает известную историю о том, как Авраам приносил в жертву Исаака, то есть о его попытке принести его в жертву, что справедливо рассматривается как одно из чудес Церкви. Здесь излагается:

(I) Странное повеление Бога Аврааму совершить это жертвоприношение (ст. 1−2).

(II) Непонятное послушание Авраама этому повелению (ст. 3−10).

(III) Странный итог этого испытания.

1. Жертвоприношение Исаака было отменено (ст. 11−12).

2. Бог обеспечил его другой жертвой (ст. 13−14).

3. На основании этого завет с Авраамом был обновлен (ст. 15−19). И наконец, перечисляются некоторые родственники Авраама (ст. 20).

Стихи 1−2. Здесь описывается испытание веры Авраама — осталась ли она такой же крепкой, энергичной и победоносной после столь длительного поселения в общении с Богом, какой была вначале, когда он благодаря ей покинул свою страну. Тогда он показал, что любит Бога больше, чем своего отца, а теперь должен был показать, что любит Его больше сына. Здесь обратите внимание:

I. На время, когда Авраам подвергся испытанию (ст. 1): после сих происшествий, после всех неприятностей и трудностей, через которые ему пришлось пройти. Теперь, возможно, он начал думать, что все бури уже позади, но после всего приходит это испытание, которое оказывается самым сильным из всех. Отметьте: многие испытания в прошлом не уберегут нас от испытаний в будущем; мы еще не распоясались (3Цар 20:11, см. Пс 29:7−8).

II. На автора данного испытания: Бог искушал Авраама, но не для того, чтобы склонить ко греху, как искушает сатана (если бы Авраам принес в жертву Исаака, то не согрешил бы и повеления Бога послужили бы ему оправданием и поддержали бы его), а чтобы раскрыть его благодати — насколько они сильные, к похвале и чести и славе (1Пет 1:7). Таким же образом Бог искушал Иова, чтобы он предстал не только как хороший человек, но и великий. Бог искушал Авраама; Он поднял Авраама (в некоторых переводах), как ученый, который хорошо продвигается и, получая более высокую степень, поднимается выше. Отметьте: сильная вера часто испытывается сильными искушениями и применяется в трудных служениях.

III. На само искушение. Бог явился ему, как и ранее, позвав по имени: «Авраам!», которое Он дал ему в подтверждение обетования. Авраам, как хороший слуга, с готовностью ответил: «Вот я; что говорит мой Господин своему слуге?» Возможно, он ожидал некоего обновления обетования, как это было раньше (Быт 15:1 и 17:1). Но, к его великому удивлению, слова, сказанные Богом, вкратце можно было изложить так: «Авраам, пойди и убей своего сына»; и это повеление было дано такими словами, которые делали искушение особенно болезненным. Когда Бог говорил, то Авраам обязательно обращал внимание на каждое слово и внимательно прислушивался к ним. И каждое слово данной фразы мечом проникало в его кости; это испытание было закалено мучительными фразами. Неужели Всевышнему нравилось, что он так страдает? Нет, конечно, но когда вера Авраама была испытана, Богу, похоже, понравилось, что испытание было ужесточено (ст. 2). Обратите внимание:

1. Кого нужно было принести в жертву.

(1) «Возьми сына твоего, а не вола или ягненка», — сказал Бог. С какой готовностью Авраам расстался бы с тысячами их, чтобы искупить Исаака! «Нет, не приму тельца из дома твоего (Пс 49:9). Я должен получить твоего сына; ни твой слуга, ни управляющий твоим домом не подойдут вместо него. Я должен получить твоего сына». Иеффай, чтобы исполнить данную клятву, принес в жертву собственную дочь, а Авраам должен был принести своего сына, в котором должна была возрастать семья. «Господи, позволь, чтобы это был усыновленный сын». — «Нет:

(2) Это должен быть твой единственный сын; твой единственный сын от Сарры». Измаил недавно был изгнан, к огорчению Авраама, и теперь остался один Исаак, неужели и он должен уйти? Да.

(3) «Возьми Исаака, того сына, чье имя означает «он засмеется» (Быт 17:19). Бог не говорит: «Пошли за Измаилом и принеси его в жертву», нет, это должен быть Исаак. «Но, Господи, я люблю Исаака, он для меня как моя собственная душа. Измаила нет со мной, так неужели Ты возьмешь и Исаака? Все это против меня». Да.

(4) «Того сына, которого ты любишь». Это было испытание любви Авраама к Богу, и поэтому оно должно было касаться его любимого сына; и эту струну нужно было тронуть с наибольшей силой. На еврейском языке и в русском переводе этот текст звучит более патетично, чем в английском: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака». Божье повеление должно было одержать верх над всеми этими размышлениями.

2. На место. Это должно было произойти в земле Мориа, находившейся на расстоянии трехдневного путешествия. Поэтому у Авраама было время поразмыслить, и если он решится — принести жертву добровольно, чтобы это было служение в высшей степени разумное и почетное.

3. На образ действий. Он должен был принести его во всесожжение. Аврааму предстояло не только убить своего сына, но и убить его как жертву, с благоговением, согласно правилу, со всей помпезностью, соблюдая обряд, со всей степенностью и спокойствием разума, которые сопровождали его всесожжения.

Стихи 3−10. В этих стихах описывается послушание Авраама суровому повелению. Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака (Евр 11:17). Обратите внимание:

I. На сложности, через которые пришлось пройти Аврааму, чтобы быть послушным. Против этого повеления можно было выдвинуть много возражений.

1. Похоже, оно прямо противоречило предшествовавшему закону Бога, который запрещал убийство под страхом сурового наказания (Быт 9:5−6). Но разве может неизменный Бог противоречить самому себе? Тот, кто ненавидит грабеж, совершаемый для жертвоприношения (Ис 61:8), не может радоваться убийству, совершаемому ради него.

2. Как это могло совмещаться с естественной любовью Авраама к своему собственному сыну? Это будет не просто убийство, а наихудшее из убийств. Чтобы быть послушным, Аврааму придется вести себя неестественно. Если Бог настаивает на человеческом жертвоприношении, то неужели вместо Исаака нельзя найти другую жертву, как и вместо Авраама другого человека? Неужели отец верующих должен стать чудовищем из всех отцов?

3. Бог не предоставил ему никакого объяснения. Когда предстояло выгнать Измаила, то был предъявлен справедливый повод, удовлетворивший Авраама, но в данном случае Исаак должен был умереть, Авраам должен был убить его, и ни один, ни другой не знал, почему или для чего. Если Исааку предстояло умереть как мученику ради истины, или его жизнь должна была стать выкупом за чью-то другую, более драгоценную жизнь, то это было бы другое дело. Или если бы ему предстояло умереть как преступнику, бунтовщику против Бога или своих родителей, как в случае с идолопоклонником (Втор 13:8−9) или непокорным сыном (Втор 21:18−19), то это было бы жертвой справедливости. Но все обстояло по-другому: он был послушным, исполнительным и подающим надежды сыном. «Господи, какая польза от его крови?»

4. Как это согласуется с обетованием? Разве не было сказано, что в Исааке наречется тебе семя? Но что станет с этим семенем, если имеющий важное значение бутон так быстро будет сломлен?

5. Как он сможет после этого вновь посмотреть Сарре в лицо? С каким лицом он сможет вернуться к ней и своей семье, если его одежда будет забрызгана и запятнана кровью Исаака? Тогда Сарра сможет сказать: «ты жених крови у меня» (как в Исх 4:25−26); тогда скорее всего ее чувства к нему и к Богу охладеют.

6. Что скажут египтяне, хананеи и фарезеи, жившие в той земле? Этот поступок даст им право постоянно осуждать Авраама и его жертвенники. «Приветствуют то, что имеет благодать». Можно было привести еще много других возражений, но Авраам был непоколебимо убежден в том, что это повеление Бога, а не заблуждение, и этого было достаточно, чтобы ответить на них. Отметьте: мы не должны подвергать сомнению Божьи повеления, а повиноваться им; относительно их мы не должны советоваться с кровью и плотью (Гал 1:15−16), а с приличествующей настойчивостью оставаться послушными им.

II. На некоторые шаги послушания, которые помогли возвеличить его и показать, что Авраам во всех своих действиях поступал благоразумно под водительством веры.

1. Он встал рано утром (ст. 3). Возможно, повеление было дано в ночном видении, и рано утром он приступил к его исполнению. Он не откладывал, не колебался и не тянул время, чтобы поразмыслить, так как повеление было безоговорочным и не подлежало обсуждению. Отметьте: тот, кто от всего сердца хочет исполнить волю Божью, совершает ее безотлагательно; откладывая, мы теряем время, и сердце ожесточается.

2. Он совершает приготовления для жертвоприношения, и кажется, что, подобно Гаваонитянам, его руки прилепились к дровам, предназначенным для всесожжения, чтобы не пришлось их искать, когда придется приносить жертву. Именно так должны готовиться духовные жертвы.

3. Скорее всего он ничего не говорил Сарре. Она ничего не должна была знать о цели данного путешествия, чтобы не препятствовать ему. В нашем сердце присутствует так много того, что может мешать возрастанию в исполнении долга, что нам необходимо, насколько это возможно, воздерживаться от того, что нам может препятствовать.

4. Авраам внимательно огляделся, чтобы определить место, предназначенное для всесожжения, которое Бог пообещал знамением указать ему. Возможно, направление было указано явлением божественной славы над местом жертвоприношения — какой-нибудь столп огня, спустившийся с неба на землю и видимый на расстоянии, на который он указал, сказав (ст. 5): «Мы пойдем туда, где вы видите свет, и поклонимся».

5. Он оставил своих слуг на некотором расстоянии (ст. 5), чтобы они не вмешивались и не создавали для него трудностей при совершении этого странного жертвоприношения, так как Исаак, несомненно, был любимцем всей семьи. Так и Христос, приступая к смертным мукам в саду, взял с собой лишь трех учеников, а остальных оставил у входа в сад. Отметьте: мы исполняем свой долг и поступаем мудро, если, собираясь поклоняться Богу, откладываем все мысли и беспокойство, которые могут отвлечь нас от служения, и оставляем их у подножия горы, чтобы иметь возможность пообщаться с Господом не отвлекаясь.

6. Он повелел Исааку нести дрова (чтобы, во-первых, испытать его послушание в малом и, во-вторых, чтобы он был прообразом Христа, который нес Свой крест, Ин 19:17), в то время как сам, зная, что совершает, с непоколебимой и бесстрашной решимостью нес фатальный нож и огонь (ст. 6). Отметьте: тот, кто благодаря благодати твердо решился на какое-нибудь служение или страдание ради Господа, не должен придавать значения несущественным обстоятельствам, представляющим трудности для плоти и крови.

7. Спокойно и обстоятельно Авраам говорит об этом с Исааком, словно собирается принести обычное жертвоприношение (ст. 7−8).

(1) Когда они шли вместе, Исаак задал очень волнующий вопрос. «Отец мой», — обратился к Аврааму сын; эти слова могли растопить сердце, и, возможно, они пронзили грудь Авраама глубже, чем его нож мог войти в грудь Исаака. По крайне мере он мог сказать или подумать: «Не называй меня своим отцом, так как сейчас я стану твоим убийцей; разве может отец быть так жесток, разве может он абсолютно лишиться отцовской нежности?» Но к нашему восхищению, он держит себя в руках, сохраняя внешний вид, и спокойно выслушивает вопрос сына: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Посмотрите, как Исаак осведомлен о законе и правилах жертвоприношения. Вот что значит быть хорошо наставленным.

[1] Он задал Аврааму мучительный вопрос. Как он мог терпеть мысль о том, что Исаак является агнцем? Так и есть, но Авраам до сего момента не осмелился сказать ему об этом. В тех случаях, когда Бог знает, что вера будет непробиваемым оружием, Он посмеется пытке невинных (Иов 9:23).

[2] Это назидающий вопрос для всех нас, который учит, что если мы собираемся поклоняться Богу, то должны серьезно подумать, все ли для этого готово, особенно агнец для всесожжения. Посмотрите: огонь готов — это помощь Духа и признание Бога; дрова готовы — это учрежденные постановления, предназначенные для того, чтобы воспламенить наши чувства (которые без Духа, как дрова без огня, но Дух работает через них). Уже всё готово, но где же агнец? Где ваше сердце? Готово ли оно быть принесенным в жертву Богу и может ли, как всесожжение, вознестись к Нему?

(2) Авраам очень благоразумно ответил ему: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Эти слова говорили либо [1] о его послушании: «Мы должны принести агнца, которого Бог предназначил для нынешнего всесожжения». Таким образом, ему было дано основное правило подчинения божественной воле, чтобы он мог очень быстро приготовить себя для ее исполнения. Либо эти слова говорят [2] о его вере. Имел он это в виду или нет, но значение этих слов свидетельствовало о том, что будет другая жертва вместо Исаака. Поэтому, во-первых, Бог позаботился, чтобы была великая искупительная жертва — Христос. Так как ни на небе, ни на земле не нашлось никого, кто мог бы стать агнцем для этого всесожжения, Бог сам нашел искупительную жертву (Пс 88:21). Во-вторых, Бог обеспечивает и нас жертвами признания. Именно Он приготавливает сердце (Пс 9:38). Сокрушенное и смиренное сердце — жертва Богу (Пс 50:19), о которой Он позаботился.

8. С той же решимостью и спокойствием разума после многих сердечных помышлений Авраам приступает к совершению жертвоприношения (ст. 9−10). Он совершает действия со святой готовностью; после многих изнурительных шагов, с тяжелым сердцем он, наконец, прибывает к фатальному месту, строит жертвенник (жертвенник земли, и мы можем предположить, что это был самый скорбный жертвенник, когда-либо им построенный, хотя он сделал их немало), кладет дрова для погребального костра для своего Исаака и тогда сообщает ему поразительную новость: «Исаак, ты и есть агнец, которого усмотрел Бог». Исаак, насколько видно из текста, проявляет такую же готовность, что и Авраам; мы не находим, чтобы он выдвигал какое-либо возражение, умолял сохранить ему жизнь или пытался сбежать. Тем более он не боролся со своим престарелым отцом и не оказывал какого-либо сопротивления. Раз Авраам так делал, то воля Бога исполнится, а Исаак научился подчиняться обоим. Авраам, несомненно, утешал его теми же надеждами, которыми его самого утешала его вера. Но в то же время необходимо было связать жертву. Великая жертва, которая будет принесена при полноте времени, должна быть связана, поэтому и Исаак должен быть связан. Но с каким сердцем нежный Авраам связывал его невинные руки, которые часто поднимались вверх, чтобы попросить благословения, и протягивались, чтобы обнять его; а теперь они были крепко связаны узами любви и долга! Тем не менее это нужно было сделать. Связав, Авраам положил сына на жертвенник, а его рука легла на голову жертвы, и теперь мы можем предположить, что, обливаясь слезами, он обменивается с Исааком прощальным поцелуем; возможно, он принимает еще один для Сарры от ее умирающего сына. После этого он решительно забывает о чувствах отца и принимает серьезный и пугающий вид человека, совершающего жертвоприношение. С твердым сердцем и возведенными к небу глазами он берет нож и протягивает руку, чтобы смертельным ударом перерезать Исааку горло. Изумляйтесь, небеса; удивляйся, земля, при виде этого! Это проявление веры и послушания заслуживает внимания Бога, ангелов и людей. Возлюбленный сын Авраама, радость Сарры, надежда Церкви, наследник обетования лежит на жертвеннике, готовый истечь кровью и умереть от руки собственного отца, который никогда не уклонялся от исполнения своего долга. Послушание Авраама при принесении Исаака в жертву является действенной демонстрацией (1) любви Бога к нам, когда Он отдал Своего единородного Сына, чтобы Он пострадал и умер за нас как жертва. Господу угодно было поразить Его (см. Ис 53:10; Зах 13:7). Авраам был вынужден из чувства долга и в знак благодарности расстаться с Исааком и отдать его другу, но у Бога перед нами не было никаких обязанностей, ибо мы были врагами.

(2) Нашего долга перед Богом воздать Ему за эту любовь. Мы должны идти по следам веры Авраама. Бог в Своем слове призывает нас расстаться со всем ради Христа — со всеми нашими грехами, хотя они были дороги нам, как правая рука или правый глаз, — со всем тем, что конкурирует и соперничает со Христом за владычество над сердцем (Лк 14:26); и мы должны с радостью отпустить их. Бог Своим провидением, которое воистину является голосом Божьим, иногда призывает нас расстаться с Исааком, и мы должны делать это с радостным смирением и покорностью Его святой воле (1Цар 3:18).

Стихи 11−14. До нынешнего времени эта история была очень грустной, и, похоже, приближалась очень трагическая развязка. Но в этот момент небо внезапно проясняется, выходит солнце и открывается красивая и привлекательная картина. Та же рука, которая ранила и угнетала, здесь исцеляет и ободряет, ибо хотя Бог заставляет скорбеть, но и сочувствует. Ангел Господень, то есть сам Бог, вечное Слово, ангел завета, который был великим Искупителем и утешителем, вмешался и даровал счастливый исход данному испытанию.

I. Исаак был спасен (ст. 11−12). Повеление принести его в жертву, безусловно, было предназначено лишь для испытания, и благодаря ему стало очевидно, что Авраам любит Бога больше, чем Исаака. Цель, для которой изречено повеление, была достигнута, и поэтому оно было отменено, не повредив репутации неизменности божественной воли: «Не поднимай руки твоей на отрока». Отметьте:

(1) Наши утешения скорее всего будут для нас продлены, если мы готовы отказаться от них ради воли Божьей.

(2) Наступает время Бога освобождать и помогать Своему народу, когда он дошел до крайности. Чем более неотвратима опасность, чем больше мы приблизились к исполнению приговора, тем желаннее избавление.

II. Действия Авраама заслужили не только одобрение, но и похвалу. Он получает почетное свидетельство, что он праведен: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога». Господь знал это и раньше, но теперь Авраам самым незабываемым образом подтвердил это. Теперь ему ничего не нужно было делать: того, что он сделал, было достаточно, чтобы доказать свое религиозное почитание Бога и Его власти. Отметьте:

(1) Когда Бог Своим провидением препятствует нам совершить свои искренние намерения послужить Ему, то Он милостиво принимает наше желание совершить это служение и наши честные усилия, хотя нам не удалось их воплотить.

(2) Наилучшим доказательством нашего страха перед Богом является наше желание служить Ему и почтить Его самым дорогим, что есть у нас, и готовность расстаться со всем для Него или ради Него.

III. Вместо Исаака была предоставлена другая жертва (ст. 13). Теперь, когда был возведен жертвенник и правильно разложены дрова, нужно было положить что-то в качестве жертвы, так как (1) необходимо было поблагодарить Бога за избавление Исаака, и чем раньше, тем лучше, так как жертвенник уже был построен.

(2) Слова Авраама «Бог усмотрит Себе агнца» должны были осуществиться. Бог не разочарует Свой народ в тех ожиданиях, которые Он сам зародил в них, а им воздастся по вере. Положишь намерение, и оно состоится.

(3) Необходимо было также упомянуть обетованного Мессию — благословенное семя.

[1] Христос был принесен в жертву вместо нас, как этот овен — вместо Исаака, и Его смерть стала нашим освобождением. «Это Я», — сказал Он, — оставьте их, пусть идут».

[2] Хотя благословенное семя было недавно обещано и только что в качестве Его прообраза выступил Исаак, тем не менее жертва в Его честь должна возноситься до самого конца мира. И в то время жертвы животных принимались, как этот овен, в качестве залога того искупления, которое однажды будет принесено великой Жертвой. Также заслуживает нашего внимания тот факт, что храм — место жертвоприношений — впоследствии был построен на этой же горе Мориа (2Пар 3:1), и Голгофа, где был распят Христос, находилась недалеко отсюда.

IV. Этому месту было дано новое имя, чтобы почтить Бога и ободрять верующих до конца мира с радостью уповать на Господа, идя путем послушания. Авраам назвал его «Иегова-ире — Господь усмотрит» (ст. 14), возможно, ссылаясь на сказанные им слова: «Господь усмотрит Себе агнца» (ст. 8). Я не отношу этот поступок на счет находчивости Авраама, это также не было ответом на его молитву, хотя он был выдающимся ходатаем, — это было совершено Господом. Поэтому пусть эти слова будут написаны для грядущих поколений:

(1) Господь усмотрит; Его глаз всегда будет направлен на Свой народ, когда он оказывается в стесненных обстоятельствах и бедах, чтобы иметь возможность прийти со своевременной помощью в критический момент.

(2) Он усмотрится, Его увидят на горе во время величайших трудностей Своего народа. Он не только явит, но и возвеличит Свою мудрость, силу и милость в их избавлении. Там, где Бог усматривает и обеспечивает, Он будет виден и прославлен. Возможно, это место также ссылается на Бога, который явился во плоти.

Стихи 15−19. Послушание Авраама было принято с одобрением, но это еще не все. Оно было вознаграждено, щедро вознаграждено до того, как он покинул это место; возможно, пока принесенный в жертву овен продолжал гореть, Бог послал ему это милостивое послание, возобновлявшее и утверждавшее заключенный с ним завет. Заключение всех заветов сопровождалось жертвоприношением, как и этот — символической жертвой Исаака и овна. В данном подтверждении завета употребляются очень высокопарные слова, выражающие благоволение Бога к Аврааму, превосходящие все приведенные ранее, которыми он был благословлен. Отметьте: исключительные служения будут увенчаны исключительными почестями и утешениями, а благоволение в обетовании, хотя еще и не исполнившемся, должно считаться реальным и ценным вознаграждением. Обратите внимание:

(1) Богу приятно упоминать о послушании Авраама, размышляя о завете, и Он говорит о нем с восхвалением: «…так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего…» (ст. 16). Он ставит на этом сильное ударение и славит его (ст. 18) за акт послушания: в нем ты послушался гласа Моего, а послушание лучше жертвы. Это не значит, что одно было соразмерной компенсацией другого, но Бог милостиво возвеличивает то, чем Авраам почтил Его.

(2) Теперь Бог подтвердил обетование клятвой. Ранее оно было изречено и запечатлено, а теперь Бог поклялся: «Мною клянусь», так как не мог никем высшим клясться (Евр 6:13). Таким образом Он сам вмешался посредством клятвы, как выразился апостол (Евр 6:17). Господь (чтобы сказать с уважением) даже поручился Своей жизнью и Личностью («Живу Я»), чтобы благодаря тем неизменным благам, которые свидетельствовали о том, что Он не может лгать, Авраам и его близкие могли иметь твердое утешение. Отметьте: если мы проявляем веру, Бог будет ободрять ее. Примите обетования, и Бог подтвердит их.

(3) Обновлено особое обетование, касающееся многочисленного потомства Авраама: «…умножая умножу семя твое…» (ст. 17). Отметьте: тому, кто готов ради Бога расстаться со всем, будет возмещено с неизреченным преимуществом. Авраам имел лишь одного сына, но из послушания Богу был готов расстаться с ним. «Хорошо, — говорит Бог, — ты будешь вознагражден тысячами и миллионами». Какую роль потомство Авраама играет в истории! Как многочисленны и прославлены его потомки, которые до нынешнего дня ликуют и радуются тому, что Авраам является их отцом! Таким образом в нынешней жизни он получил в тысячу раз больше (Мф 19:29).

(4) Обетование, несомненно, указывает на Мессию и благодать Евангелия. Эта клятва была дана нашему отцу Аврааму, и на нее ссылается Захария (Лк 1:73 и далее). А вот само обетование [1] о великом благословении Духа: «Благословляя благословлю тебя», а именно: наилучшими благословениями Дара Духа Святого. Обетование Духа было благословением для Авраама, которое через Иисуса Христа должно было передаться язычникам (Гал 3:14).

[2] Об умножении Церкви верующих, его духовном семени, которые должны быть многочисленны, как звезды небесные.

[3] О духовных победах: «…овладеет семя твое городами врагов своих». Верующие своей верой победят мир и возрадуются над силами тьмы; они будут более чем завоеватели. Возможно, Захария ссылается на эту часть клятвы, говоря: «По избавлении от руки врагов наших, чтобы мы могли служить Ему небоязненно» (Лк 1:74). Но венец всего — это последнее обетование.

[4] О воплощении Христа: «В семени твоем… в одной определенной личности, которая произойдет от тебя (ибо здесь говорится не о многих, а об одном, на что обращает внимание апостол, Гал 3:16) благословятся все народы земли (как в Ис 65:16), или все народы земли будут благословлены (англ. пер.)». В Нем все могут быть счастливы, если захотят, и каждый, кто принадлежит Ему, будет таковым и будет считать себя таковым. Христос — величайшее благословение мира. Авраам был готов отдать своего сына в жертву, чтобы почтить Бога, и поэтому Бог пообещал отдать Своего Сына в жертву для спасения человека.

Стихи 20−24. Эти стихи записаны здесь, чтобы (1) показать, что, хотя Авраам считал свою семью высоко почтенной особыми привилегиями, достойной завета и благословленной правом на обетование, в то же время он не смотрел с презрением и пренебрежением на своих родственников, а был рад слышать о возрастании и процветании их семей.

(2) Подготовить нас к следующей истории о браке Исаака и Ревекки — дочери из этой семьи.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на Бытие, 22 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.