Библия » Толкование Мэтью Генри

Бытие 16 глава

← 15 Быт 16 MGC 17

Большая часть этой главы посвящена Агари – ничем не прославившейся египетской женщине, истории которой мы никогда не услышали бы, если бы провидение не ввело ее в семью Аврама. Возможно, она было одной из тех рабынь, которыми царь Египта, среди прочих подарков, одарил Аврама (Быт 14:16). Относительно ее эта глава сообщает:

(I) о ее браке с Аврамом, ее господином (ст. 1-3).

(II) О ее неправильном поведении с Сарой, ее госпожой (ст. 4-6).

(III) О ее разговоре с ангелом, встретившимся ей во время скитаний (ст. 7-14).

(IV) О спасении ее и ее сына (ст. 15-16).

Стихи 1-3. Эти стихи описывают брак между Аврамом и Агарью, ставшей его второй женой. Хотя в его адрес можно привести некоторые доводы, но нельзя оправдать, ибо сначала не было так; а когда вошло в обычай, то, похоже, причиной тому было неправильное желание образовывать семьи для скорейшего наполнения мира и Церкви. Конечно, так не должно было быть. Христос ограничил семью первым учреждением брака, что делает семьей единственный союз между мужем и женой. Обратите внимание:

I. Организатором этого союза (кто бы мог подумать?) была сама Сара. Она сказал Авраму: «Войди же к служанке моей» (ст. 2). Отметьте:

(1) тактика сатаны сводится к тому, чтобы искушать нас со стороны самых близких родственников или друзей, чье мнение воздействует на нас. Искушение представляет самую большую опасность тогда, когда посылается рукой, от которой мы его меньше всего ожидаем, поэтому мы поступим мудро, если задумаемся не столько о том, кто говорит, а что говорит.

(2) Божьи заповеди содействуют утешениям и почестям намного лучше, чем наши собственные хитроумные планы. Для Сары было бы намного лучше, если бы Аврам придерживался правил Божьего закона, а не следовал ее безрассудным планам, но мы часто сами причиняем себе зло.

II. Стимулом к этому послужило бесплодие Сары.

1. Сара, жена Аврамова, не рождала ему. Она была очень красивой (Быт 12:14), покорной и исполнительной женой и разделяла с ним все его большое богатство, но в то же время не имела детей. Отметьте:

(1) Бог распределяет Свои дары по-разному, одаривая, но не обременяя нас; те или иные трудности предназначены, чтобы быть противовесом для наших великих радостей.

(2) Милость иметь детей часто даруется бедным, но в ней отказано богатым, часто она даруется нечестивцам, но в ней отказано благочестивым людям, хотя богатым есть что оставить детям, а благочестивые больше внимания уделяли бы их образованию. Бог поступает так, как Ему угодно.

2. В этом страдании она признала Божье провидение: «Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать». Отметьте:

(1) там, где рождаются дети, их дает Бог (Быт 33:5), а там, где их нет, их не дает Бог (Быт 30:2). Эта беда от Господа.

(2) Мы также должны признать, что можем вынести ее и использовать с пользой, как страдание по Его воле для мудрых и святых целей.

3. Она использовала свое бесплодие как аргумент, чтобы убедить Аврама жениться на своей служанке; и этот аргумент убедил его. Отметьте:

(1) когда наши сердца слишком сильно привязываются к земным утешениям, то нас очень легко склонить к использованию нечестных методов для их получения. Неумеренные желания очень часто побуждают к неправильным усилиям. Если наши желания выходят из подчинения Божьему провидению, то наши усилия будет очень трудно удержать в рамках ограничений Его заповедей.

(2) Из-за отсутствия твердого упования на Божье обетование и терпеливого ожидания Божьего времени мы уклоняемся от пути нашего долга, чтобы обрести ожидаемую милость. Верующий не поторопится.

4. У нас есть повод полагать, что согласие Аврама с предложением Сары исходило от искреннего желания иметь обетованное потомство, которому будет передано право на завет. Бог сказал, что его наследником будет сын от его тела, но не сказал, что этого сына родит Сара, поэтому он подумал: «Почему ею не может быть Агарь, раз Сара сама предлагает ее?» Отметьте:

(1) непотребные искушения очень часто могут иметь благочестивый вид и благовидный предлог.

(2) Плотская мудрость, предвкушая время Божьей милости, уводит нас с Божьего пути.

(3) Ее действия можно благополучно предотвратить, если мы будем спрашивать волю Божью с помощью слова и молитвы, прежде чем совершим важный и ответственный поступок. Вот чего не хватало Авраму: он женился без Божьего согласия. Такое убеждение не от Призывающего вас.

Стихи 4-6. Эти стихи описывают мгновенные печальные последствия несчастливой женитьбы Аврама на Агари. Довольно быстро она принесла много бед. Когда мы поступаем неправильно, то грех и беда ложатся у двери, и мы можем благодарить самих себя за чувство вины и скорбь, которые преследуют нас, когда сходим с пути долга. Проследите за этим в данной истории.

I. Сара испытывает на себе презрение Агари, которое провоцирует ее к недовольству (ст. 4). Как только Агарь зачала ребенка от своего господина, она начинает смотреть презрительно на свою госпожу, укоряя ее в бесплодии, оскорбляет, чтобы вызвать у нее раздражение (как в 1Цар 1:6), и хвалится обретенной перспективой родить Авраму наследника для этой хорошей и обетованной земли. Теперь она считает себя лучше Сары, более любимой небесами и, возможно, более любимой Аврамом. Поэтому она отказывается подчиняться, как раньше. Отметьте:

(1) когда низкие и раболепные духи испытывают благоволение со стороны Бога или человека и успешно продвигаются, то они становятся заносчивыми и дерзкими, часто забывая свое место и происхождение (см. Прит 29:21; 30:21-23). Довольно сложно достойно носить славу.

(2) Мы часто страдаем со стороны тех, кому греховным образом потакали, и Бог поступает праведно, делая инструментами наших бед тех, кого мы сделали инструментами своего греха, чтобы уловить нас нашими собственными злыми замыслами. Этот камень вернется к тому, кто откатил его.

II. Аврам возмущен и не может быть спокоен, пока Сара пребывает в плохом настроении. Она страстно бранит его и очень несправедливо обвиняет в обиде (ст. 5): «В обиде моей ты виновен», абсолютно безрассудно и ревниво подозревая, что он одобряет оскорбительное высокомерие Агари; и как человек, не желающий слушать, что Аврам хочет сказать, дабы исправить ошибку и снять с себя подозрения, она в данном случае опрометчиво взывает к Богу: «…Господь пусть будет судьею между мною и между тобою», словно Аврам отказывается поддержать ее. Так Сара в раздражении говорила как одна из безумных. Отметьте:

(1) люди, подверженные страстям, часто виновны в ссорах с другими, за что впоследствии они будут винить себя. Сара не могла не признать, что это она отдала свою служанку Авраму, но в то же время возмущалась: «…в обиде моей ты виновен…», в то время как должна была сказать: «Какую глупость я совершила!» То, что произнесено с гордостью и во гневе, не может быть мудрым; когда страсти восседают на престоле, тогда разум находится за дверью, к нему не обращаются и не прислушиваются.

(2) Не всегда правильно поступает тот, кто громко и дерзновенно взывает к Богу. Поспешные и дерзкие проклятия чаще всего являются доказательствами вины и негодного повода.

III. Агарь страдает и вынуждена бежать из дому (ст. 6). Обратите внимание:

(1) кротость Аврама передает права по решению дела служанки в руки Сары, в чью компетенцию входило управление этой частью семьи: «Служанка твоя в твоих руках». Хотя она была его женой, он не собирался ни поощрять, ни защищать ее в том, что выглядело неуважительно по отношению к Саре, к которой сохранил те же чувства, что и раньше. Отметьте: тот, кто хочет сохранить мир и любовь, должен кротко отвечать на жестокие обвинения. Мужья и жены должны соглашаться и прилагать усилия, чтобы не гневаться. Согласие умиротворяет великие обиды (см. Прит 15:1).

(2) Страсть Сары мстит Агари; она стала притеснять ее, не только ограничив прежним местом и работой как служанку, но, возможно, заставив ее служить в суровых условиях. Отметьте: Бог обращает внимание и недоволен трудностями, которыми жестокие господа безрассудно обременяют своих слуг. Они должны воздерживаться от угроз, размышляя вместе с Иовом: «Не Он ли, Который создал меня во чреве, создал и его?» (Иов 31:15).

(3) Гордость Агари не могла вынести такого отношения, ее гордый дух стал нетерпим к порицаниям, и она убежала от нее. Она не только пыталась избежать ее гнева в настоящее время, как Давид убежал от Саула, а полностью оставила свое служение и убежала из дома, забыв,

[1] какое зло сама причинила своей хозяйке, чьей служанкой была, и своему господину, чьей женой она была. Отметьте: гордость очень трудно обуздать какими-либо узами долга, как и многими.

[2] Что она сама первая спровоцировала хозяйку, выразив к ней пренебрежение. Отметьте: тот, кто страдает за собственную ошибку, должен нести свои страдания терпеливо (1Пет 2:20).

Стихи 7-9. В этих стихах Писание впервые говорит о явлении ангела. Агарь была прообразом закона, который был дан при служении Ангелов, но не Ангелам Бог покорил будущую вселенную (Евр 2:5). Обратите внимание:

I. Как ангел остановил ее во время бегства (ст. 7). Похоже, она направлялась в свою страну, так как была на пути к Суру, ведшему в Египет. Хорошо, если страдания побуждают нас думать о своем доме, о лучшей стране. Но Агарь находилась не на своем месте, не исполняла свой долг и уходила все дальше, когда ей встретился ангел. Отметьте:

(1) великая милость – быть остановленным на греховном пути то ли совестью, то ли провидением.

(2) Бог позволяет сходящим со своего пути блуждать какое-то время, дабы они увидели собственную глупость, потери, к которым привели себя, и обрели расположение вернуться. Агарь не была остановлена до того момента, пока не оказалась в пустыне и не села, достаточно уставшая и обрадованная, у источника с чистой водой, чтобы освежиться. Бог приводит нас в пустыню, а затем встречается там с нами (Ос 2:14).

II. Как он испытывал ее (ст. 8). Обратите внимание:

1. Он назвал ее «Агарь, служанка Сарина», (1) чтобы испытать ее гордость. Хотя она была женой Аврама и поэтому должна была вернуться, в то же время он называет ее служанкой Сариной, чтобы смирить. Отметьте: хотя вежливость учит нас называть других по самому важному титулу, в то же время смирение и мудрость учит нас называть самих себя по наименьшему званию.

(2) В качестве порицания за ее побег. Служанка Сары должна находиться в шатре Сары, а не блуждать в пустыне и прохлаждаться у источника воды. Отметьте: очень полезно для нас почаще вспоминать о своем месте и родстве (см. Еккл 10:4).

2. Вопросы, поставленные ангелом, были очень правильными и уместными.

(1) «Откуда ты пришла? Подумай о том, что ты убегаешь и от своего долга, к которому была привязана, и от привилегий, которыми была благословлена в шатре Аврама». Отметьте: великое преимущество – жить в религиозной семье. Об этом должны задуматься те, кто имеет это преимущество, и в то же время при малейшем побуждении стремится бросить его.

(2) «И куда идешь? Ты спешишь ко греху, в Египет (если она возвратится к этому народу, то вернется и к их богам), к опасности, в пустыню», через которую ей придется пройти (Втор 8:15). Отметьте: тот, кто оставляет Бога и свой долг, поступит правильно, если будет помнить не только откуда он пал, но и куда он падает. «Для чего тебе путь в Египет, Агарь?» (см. Иер 2:18; Иоан 6:68).

3. Ее честный ответ и правдивое исповедание: «Я бегу от лица Сары, госпожи моей». Этими словами (1) она признает собственную ошибку, когда решила бежать от своей госпожи, но в то же время (2) оправдывает свой поступок тем, что бежит от лица, от недовольства своей хозяйки. Отметьте: со слугами и детьми нужно обращаться с мягкостью и снисходительностью, чтобы не спровоцировать их пойти неверной дорогой и таким образом стать соучастником их грехов; это осудит нас, хотя и не оправдает их.

4. Как он отсылает ее обратно правильным сострадательным советом: «Возвратись к госпоже своей и покорись ей (ст. 9). Вернись домой и смирись, потому что поступила неверно; попроси прощения и прими решение в будущем вести себя лучше». Он уверен в том, что ее доброжелательно примут, хотя из этого не следует, что Аврам послал за ней. Отметьте: тот, кто оставил свое место и долг, но убедился в собственной ошибке, должен поскорее вернуться и измениться, с какими бы унижениями это ни было связано.

Стихи 10-14. Мы можем предположить, что, получив добрый совет от ангела (ст. 9) возвратиться к своей госпоже, Агарь сразу пообещала последовать ему и повернула к дому. Затем ангел решил ободрить ее, дав уверенность в милости, которую Бог хранил для нее и ее потомства, ибо Господь дарует милость тем, кто возвращается к своему долгу. «…Я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину» (Пс 31:5).

I. Ей было рассказано пророчество о ее потомстве, чтобы утешить в нынешней беде. Особое внимание уделено ее положению: «…вот, ты беременна, поэтому это неподходящее место для тебя». Отметьте: огромное утешение для женщины, носящей ребенка, знать, что она находится под особой заботой и вниманием божественного провидения. Бог милостиво продумывает ее ситуацию и должным образом оказывает поддержку. Отметьте:

(1) ангел убеждает ее в благополучных родах и рождении сына, которого так желал Аврам. Ее страх и скитания могли погубить надежду иметь ребенка, но Бог не поступает с ней так, как того заслуживает ее безрассудство: «Ты родишь сына». Ее беременность была спасена не только благодаря провидению, но и по обетованию.

(2) Она назовет своего ребенка, что было честью для нее и его, Измаил, услышал Бог. Основание для этого в том, что Бог услышал, и поэтому Он будет слышать. Отметьте: опыт прежних Божьих своевременных милостей, проявленных к нам в беде, ободряет нас надеяться на получение такой же помощи в подобных крайних ситуациях (Пс 9:38). Услышал Господь страдание твое (ст. 11). Отметьте: даже в том случае, когда в вопле присутствует мало религиозного рвения, Бог сострадания иногда милостиво слышит в вопле страдания. Слезы говорят с той же силой, что и молитва. Страдающие утешаются от того, что Бог не только видит их страдания, но и слышит их слова. Отметьте далее: мы всегда с благодарностью Богу должны помнить о своевременной помощи, оказанной в день страдания. В такое-то время, в такой-то беде Господь услышал голос молитвы моей и помог мне (см. Втор 26:7; Пс 30:23).

(3) Он пообещал ей многочисленное потомство (ст. 10): «Я весьма умножу потомство твое (англ. пер.);

умножая умножу потомство твое (евр. и рус. пер.), то есть буду умножать его в каждом веке, чтобы оно сохранилось». Предполагается, что в то время от Измаила произошли турки, которые сейчас являются великим народом. Это исполнилось в соответствии с обетованием, данным Авраму: «Сделаю потомство твое, как песок земной» (Быт 13:16). Отметьте: многие дети благочестивых родителей ради их благополучия разделяют внешние общие благословения вместе со своими родителями, хотя, подобно Измаилу, они не включены в завет; многие из умноженных не являются освященными.

(4) Он описывает характер ее будущего ребенка, который, каким бы он ни казался нам, был довольно привлекательным для нее (ст. 12): «Он будет диким человеком (англ. пер.);

он будет между людьми, как дикий осел (дословный перевод), грубый, дерзкий, не имеющий страха перед людьми, необузданный, непокорный, живущий на свободе, нетерпимый к служению и ограничению». Отметьте: дети рабыни, не состоявшей в завете с Богом, от самого рождения становятся подобны детенышам дикого осла. Именно благодать перевоспитывает человека, делает цивилизованным, мудрым и годным для доброго дела. Эти стихи предсказывают,

[1] что он будет жить в борьбе, в состоянии войны: «…руки его на всех – и в этом его грех; и руки всех на него – и в этом его наказание». Отметьте: тот, кто имеет беспокойный дух, чаще всего имеет беспокойную жизнь; тот, кто провоцирует, раздражает и причиняет зло другим, должен быть готов, что ему ответят той же монетой. Тот, чья рука и язык направлены против каждого человека, увидит, что рука и язык каждого направлены против него; и у него не будет повода жаловаться на это. Но в то же время [2] он будет жить в безопасности и владеть своим имуществом пред лицом всех братьев своих. Хотя ему будут угрожать и атаковать соседи, но он удержит свою землю и ради Аврама, а не себя самого, будет хорошо справляться с ними. Соответственно, мы читаем (Быт 25:18), что он умер, как и жил, пред лицем всех братьев своих. Отметьте: многие, которые из-за собственного безрассудства должны лишиться защиты, в то же время странным образом сохранены божественным провидением; Бог обращается с ними намного лучше, чем они заслуживают, когда своим грехом они не только лишаются жизни, но и рискуют ею.

II. Благочестивая реакция Агари на милостивое явление Бога к ней (ст. 13,14). Обратите внимание: в ее словах проявилось:

1. Благоговейное восхищение всемогуществом и провидением Божьим. Под воздействием происшедшего нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, то есть исповедала Его имя и сказала, чтобы прославить Его: «Ты Бог видящий меня». Теперь это имя будет с ней всегда; оно будет напоминать ей о нем; по этому имени она узнает Его и будет помнить Его, пока живет: «Ты Бог видящий меня». Отметьте:

(1) Бог, с которым мы имеем дело, Бог видящий, всевидящий. Бог (как говорили древние), который все видит.

(2) Мы должны признать это и применить к себе. Тот, кто видит все, видит меня; как сказал Давид: «Господи! Ты испытал меня и знаешь» (Пс 138:1).

(3) Отношение к Господу, как к Богу, который видит нас, очень поможет нам, когда мы будем возвращаться к Нему. Вот правильные слова раскаявшегося грешника:

[1] «Ты видишь мой грех и мое безрассудство». «Я согрешил перед Тобою», – говорит блудный сын. «Я согрешил в глазах Твоих», – говорит Давид.

[2] «Ты видишь мою скорбь и мое страдание», – именно на это ссылается Агарь. Если мы собственной глупостью накликали на себя беду, то и тогда Бог не оставляет нас.

[3] «Ты видишь мою искренность и решимость вернуться и покаяться. Ты видишь мою тайную скорбь из-за греха и тайные движения к Тебе».

[4] «Ты видишь меня, если когда-либо я удаляюсь от Тебя» (Пс 43:21,22). Эта мысль должна постоянно удерживать нас от греха и побуждать к долгу: Ты Бог видящий меня.

2. Ее смиренное восхищение Божьим благоволением к ней: «Неужели я не видела здесь Видящего меня (ст. 13, англ.пер.)? Видала ли я сзади Того, кто видел меня?» – это место можно прочитать и таким образом, ибо слова очень схожи с Исх 33:23. Она не видела Его лицом к лицу, а словно сквозь тусклое стекло (1Кор 13:12). Возможно, она не знала, с Кем разговаривает, пока Он не удалился (как в Суд 6:21,22; 13:21), и тогда она проследила за Ним с теми же мыслями, что двое учеников (Лук 24:31,32). Или можно прочитать так: «Разве я не видела видящего меня?» Отметьте:

(1) общение, которое святые души имеют с Богом, заключается в том, что их глаз веры направлен на Него, как на Бога, который смотрит глазами благоволения на них. Общение поддерживается с помощью глаз.

(2) На привилегию своего общения с Богом мы должны взирать с восхищением и удивлением,

[1] задумываясь о том, кем мы являемся, будучи допущенными к этому благоволению. «Неужели это я? Я, который так жалок и отвратителен?» (2Цар 7:18).

[2] Задумываясь о месте, где были подобным образом облагодетельствованы: «Здесь тоже? Не только в шатре Аврама или у его жертвенника, а даже здесь, в этой пустыне? Здесь, где я не ожидала ничего подобного, где отошла от пути долга? Господи! что это?» (Иоан 14:22). Некоторые придают отрицательный оттенок этому вопросу, и поэтому воспринимают его, как раскаянное размышление: «Неужели я не видела здесь, в моей беде и страданиях, видящего меня Бога (англ.-пер.)? Нет, я была так же легкомысленна и невнимательна к Нему, как и раньше, но Он чудесным образом посетил меня и позаботился обо мне». Бог часто проявляет к нам Свое благоволение и заботится о тех, кто не ищет Его (Ис 65:1).

III. Название, которое было дано этому месту – Беэр-лахай-рои – источник Живого, видящего меня (ст. 14). Возможно, Агарь так назвала это место, и название сохранилось в течение долгого времени, став in perpetuam rei memoriam – долгим напоминанием об этом событии. Это было место, где Бог славы проявил особую заинтересованность и заботу о несчастной женщине в беде. Отметьте:

(1) Всевидящий является вечно Живым; Он живет и видит нас.

(2) Тот, кто милостиво допущен к общению с Богом и принимает от Него своевременные утешения, должен рассказывать другим, что Бог сделал для его души, чтобы они тоже ободрились искать Его и уповать на Него.

(3) Милостивые явления самого Бога к нам должны вечно храниться в нашей памяти и никогда не должны быть забыты.

Стихи 15-16. Эти стихи подтверждают, хотя об этом четко не записано, что Агарь поступила так, как ей велел ангел: возвратилась к своей госпоже и смирилась; и тогда при полноте времени она родила сына. Отметьте: тот, кто повинуется божественным повелениям, получит утешение божественных обетований. Это был сын рабыни, рожденный по плоти (Гал 4:23), представлявший неверующих евреев (ст. 25). Отметьте:

(1) многие, кто называет Авраама отцом, рожден по плоти (Мат 3:9).

(2) Плотское потомство в Церкви воспроизводится быстрее, чем духовное. Проще убедить людей принять вид благочестия, чем подчиниться силе благочестия.


Толкование Мэтью Генри на Бытие, 16 глава


← 15 Быт 16 MGC 17

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

2007-2019, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.