В этой главе описывается исполнение того, что было предсказано в предыдущей о гибели старого мира и спасении Ноя, ибо мы можем быть уверены, что ни одно слово Бога не останется неисполненным. В той главе мы оставили Ноя, занятого строительством ковчега, озабоченным, чтобы закончить его вовремя, в то время как соседи высмеивали его усилия. Здесь же мы видим, чем все закончилось — его беспокойство и их беспечность. И этот выдающийся период старого мира дает нам некоторое представление о состоянии дел, предшествующих гибели нынешнего мира, который будет истреблен огнем, как тот — водой (см. 2Пет 3:6−7). В этой главе нам представлен:

(I) Милостивый призыв Бога к Ною войти в ковчег (ст. 1) и ввести животных, которые должны были остаться в живых вместе с ним (ст. 2−3) в связи с близостью потопа (ст. 4).

(II) Повиновение Ноя этому небесному видению (ст. 5). Когда Ною было шестьсот лет, он с семьей вошел в ковчег (ст. 6−7) и ввел с собой животных (ст. 8−9); это описание повторяется (ст. 13−16), а также добавлено, что Бог позаботился и затворил за ним дверь.

(III) Начало ужасного наводнения (ст. 10); его источники (ст. 11−12); его сила (ст. 17−20).

(IV) Страшное опустошение, оставленное им на земле, и смерть всех живых творений, за исключением тех, которые находились в ковчеге (ст. 21−23).

(V) Продолжительность потопа и превращение его в море до того момента, когда вода начала убывать, — всего сто пятьдесят дней (ст. 24).

Стихи 1−4. В этих стихах представлено:

I. Милостивое приглашение Ною и его семье войти в безопасное место, когда воды потопа уже подступали (ст. 1).

1. Сам по себе призыв звучит ласково и напоминает приглашение нежного отца к своим детям войти в дом, когда он видит приближение ночи или бури: «…войди ты и все семейство твое — та маленькая семья, которую ты имеешь, — в ковчег». Обратите внимание:

(1) Ной не вошел в ковчег до тех пор, пока Бог не повелел ему. Хотя он знал, что это строение предназначалось, чтобы быть ему прибежищем, тем не менее он ждал повторения повеления и получил его. Очень утешительно следовать призывам провидения и, предпринимая очередной шаг, видеть Бога, идущего впереди нас.

(2) Бог не велел, а пригласил его войти в ковчег, что подразумевает, что Он тоже вошел, ввел его в ковчег, сопровождал его во время путешествия и в должное время благополучно вывел из него. Отметьте: где бы мы ни находились, желательно иметь рядом с собой присутствие Бога, так как оно является нашим главным утешением в любых обстоятельствах. Именно это сделало ковчег Ноя, который был для него тюрьмой, не только прибежищем, но и дворцом.

(3) Ной приложил огромные усилия, чтобы построить ковчег, и теперь в нем его жизнь была сохранена. Отметьте: от поступков, совершаемых нами из послушания Божьим повелениям и в вере, мы, несомненно, рано или поздно получим утешения.

(4) Не только Ной, но и вся его семья — его жена и дети — были приглашены вместе с ним войти в ковчег. Отметьте: хорошо принадлежать к семье благочестивого мужа; безопасно и удобно пребывать под такой тенью. Одного из сыновей Ноя звали Хам, впоследствии он оказался плохим человеком, но тоже спасся в ковчеге, что подразумевает:

[1] Что участь нечестивых детей часто становится лучше благодаря их благочестивым родителям.

[2] Что даже в самом совершенном обществе на земле присутствует и хорошее, и плохое, и мы не должны этому удивляться. В семье Ноя был Хам, а в семье Христа — Иуда. По эту сторону небес нет совершенной чистоты.

(5) Призыв к Ною был прообразом евангельского призыва к бедным грешникам. Христос — это уже приготовленный ковчег, единственное место, где мы можем спастись, когда смерть и суд приближаются. А припев песни: «приди, приди»; слово говорит: «Гряди»; служители говорят: «Приди»; Дух говорит: «Войди, войди в ковчег».

2. Основанием для подобного предложения послужило славное свидетельство о непорочности Ноя: «…ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем». Обратите внимание:

(1) праведным является тот, кто праведен перед Богом, кто имеет не только вид благочестия, благодаря которому представляет себя праведным перед людьми, которых легко обмануть, но и обладает его силой, кто представляет себя этой силой Богу, который исследует сердца и не может ошибаться в человеческих характерах.

(2) Бог обращает внимание и любит тех, кто праведен перед Ним: «…ибо тебя увидел Я…» В мире нечестивых людей Бог увидел праведного Ноя; и это драгоценное зерно не должно было потеряться вместе с огромным количеством шелухи. Господь знает Своих.

(3) Бог, ставший свидетелем, вскоре будет свидетельствовать о непорочности Своего народа; видевший ее возвестит о ней перед ангелами и людьми к их бессмертной славе. Тот, кто обрел милость быть праведным, получит свидетеля своей праведности.

(4) Богу особенно угодны те, кто остается хорошим в плохие времена и в плохих местах. И Ной был выдающимся праведником на том основании, что оставался таким, живя среди рода нечестивого и прелюбодейного.

(5) Того, кто содержит себя в чистоте во времена всеобщего беззакония, Бог сохранит во времена всеобщего бедствия; тот, кто не принимает участия в грехах других, не подвергнется их участи во время казни; тот, чей образ жизни лучше, чем у других, даже в этой жизни находится в большей безопасности, и его ждет лучшая участь.

II. В этих стихах даны необходимые указания о творениях, которые должны были сохраниться вместе с Ноем в ковчеге (ст. 2−3). Они были не в состоянии принять предостережения и наставления, как человек, который научен более, нежели скоты земные, и вразумлен более, нежели птицы небесные — наделен силой предвидения. Поэтому человеку вменена обязанность заботиться о них; находясь под владычеством человека, они должны быть и под его защитой. И хотя Ной не мог спасти каждого в отдельности, в то же время он мог сохранить каждый вид, чтобы ни одна разновидность из всех сотворенных, даже самая незначительная, не исчезла. Здесь обратите внимание (1) на заботу Бога о человеке, о его утешении и пользе. Мы нигде не находим, что Ной сам заботился о себе, но Бог больше заботится о нашем счастье, чем мы сами. Хотя Бог видел, что старый мир был очень неприятен, и предвидел, что новый будет не намного лучше, в то же время Он решил сохранить зверей для пользы человека. О волах ли печется Бог? (1Кор 9:9). Или, может, это было сделано не ради человека, а ради животных?

(2) Даже нечистые твари, менее ценные и полезные, были сохранены живыми в ковчеге, так как милости Божьи касаются всех Его дел, а не только самых выдающихся и полезных.

(3) В то же время было сохранено больше чистых, чем нечистых, на том основании:

[1] Что чистые более полезны человеку, и поэтому из благоволения к нему большее количество чистых сохранилось и сейчас разводится. Благодарение Богу, что по лугам разгуливают не стада львов, а стада коров, отары не тигров, а овец.

[2] Что чистые использовались для жертвоприношений Богу, и поэтому во славу Бога их больше сохранилось — три пары для разведения потомства и по семь пар для жертвоприношения (Быт 8:20). В земных благах Бог дает шесть к одному, как в распределении дней недели, но в духовном мире мы полностью должны принадлежать Ему. То, что посвящается Божьей славе и используется для служения Ему, особым образом благословляется и умножается.

III. Эти стихи также говорят о неминуемом приближении потопа: «Чрез семь дней Я буду изливать дождь» (ст. 4).

1. «До этого момента осталось семь дней». После того, как истекло сто двадцать лет со дня начала постройки, Бог дает людям отсрочку еще на семь дней, чтобы показать, насколько Он медлителен на гнев и что наказание — чуждая для Него работа. Он дает им еще время для покаяния, но все напрасно. Эти семь дней были потрачены впустую как и все остальные; люди продолжали оставаться самонадеянными и сластолюбивыми, пока не пришел потоп.

2. «Осталось лишь семь дней». Когда Ной говорил им о грядущем суде, они испытывали искушение отложить свое покаяние, так как видение касалось далекого будущего, но сейчас ему было велено сказать, что суд уже у двери, что у них осталась лишь одна неделя, чтобы обратиться к Богу, и одна суббота, чтобы использовать ее. Он хотел посмотреть: может, наконец, теперь это пробудит их и побудит задуматься о том, что содействует их миру, так как в противном случае он будет скрыт от их очей. Но чаще всего те, которые беспечны к своим душам на протяжении многих лет, пребывая в здравии и видя смерть лишь на расстоянии, остаются такими же беспечными в течение семи дней болезни, когда видят ее приближающейся, и их сердца ожесточаются из-за обманчивости греха.

Стихи 5−10. Эти стихи описывают готовность и послушание Ноя повелениям, которые Бог дал ему. Обратите внимание:

(1) Он вошел в ковчег, получив уведомление, что потоп настанет через семь дней, хотя в то время, возможно, еще не было никаких видимых знаков его приближения. Не было ни угрожающих облаков — ничего, напоминающего потоп; все было чисто и спокойно, ибо как он построил ковчег верой в предупреждение о том, что потоп скоро придет, так и вошел в него верой в то, что он настанет скоро, хотя и не видел вторичных причин, свидетельствующих об этом. Каждый его шаг совершался с верой, а не под воздействием чувств. Похоже, в течение этих семи дней он и его семья находились в ковчеге, распределяя животных по разным отделениям. Это было заключением той видимой проповеди, которую он долгое время излагал своим беспечным соседям и которая могла бы пробудить их. Но не добившись желаемой цели, он оставил их кровь на их собственных головах.

(2) Он взял с собой всю свою семью: жену, которая должна была стать ему помощником и утешением (хотя, похоже, после потопа у него от нее не было детей), и сыновей с их женами, чтобы с их помощью не только его семья, но и все человечество было восстановлено. Обратите внимание: хотя люди сократились до такого незначительного количества и желательно было поскорее восстановить мир, в то же время каждый из сыновей Ноя оставался со своей единственной женой, что усиливает аргумент против многоженства, ибо с самого начала нового мира не было многоженства, и как Бог постановил вначале, так и сейчас сохранил одну жену для одного мужа (см. Мф 19:4, 8).

(3) Животные с готовностью зашли вместе с ним. Та же рука, которая вначале привела их к Адаму, чтобы получить имя, теперь привела их к Ною, чтобы оставить в живых. Теперь вол знал владетеля своего, а осел — ясли господина своего; более того, даже дикие твари примкнули к ним; а человек стал более жестоким, чем животные, он не знал и не разумел (Ис 1:3).

Стихи 11−12. Здесь освещается:

I. Дата этого великого события; она здесь тщательно описывается для большей точности истории.

1. Это случилось в шестисотый год жизни Ноевой. Согласно подсчетам, это 1656 год от сотворения мира. Годы старого мира знаменуют не царствование исполинов, а жизнь патриархов, так как для Бога святые более важны, чем цари. В вечной памяти будет праведник. К тому времени Ной был очень старым человеком, даже по тем временам. Отметьте:

(1) Чем дольше мы живем в этом мире, тем больше видим его несчастья и бедствия, поэтому об умершем в молодости говорят как о привилегии, так как не увидят глаза его всего того бедствия (4Цар 22:20).

(2) Иногда Бог испытывает своих старых слуг необычными испытаниями послушания и терпения. Наистарейший из воинов Христа не должен надеяться получить освобождение от военных действий, пока смерть не избавит его. Поэтому они должны перепоясать свои доспехи, и не хвалиться, словно уже сняли их.

2. Кроме описания года, когда был потоп, нам сообщается, что это случилось во второй месяц, в семнадцатый день месяца, что соответствует началу ноября. Это означает, что незадолго до того Ной собрал урожай, который послужил пропитанием для обитателей ковчега.

II. Вторичные причины, сопутствовавшие наводнению. Обратите внимание:

1. В тот же самый день, когда Ной устроился в ковчеге, началось наводнение. Отметьте:

(1) Опустошительные суды не начнутся, пока Бог не обеспечит безопасность Своего собственного народа (см. Быт 19:22): «…ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда»; и мы читаем (Откр 7:3), что ветры удерживаются, пока слуги Божьи взвешиваются.

(2) Когда благочестивые люди отнимаются, то суды уже близки, так как праведник восхищается от зла (Ис 57:1). Когда они призываются в покои, сокрытые в могиле, сокрытые на небесах, тогда Господь выходит из жилища Своего наказать (Ис 26:20−21).

2. Посмотрите, что было сделано в тот день — фатальный день для мира нечестивых.

(1) Разверзлись все источники великой бездны. Скорее всего не было необходимости создавать новые источники воды; то, что было уже сотворено общим курсом провидения, что было благословением для земли, теперь, благодаря сверхъестественному действию божественной силы, стало ее гибелью. Бог положил бездны в хранилищах (Пс 32:7) и сейчас разрушил их границы. Как наши тела содержат в себе зародыши, которые, если Богу угодно, становятся семенами и источниками смертельных болезней, так и земля в своих недрах имеет воды, которые по Божьему повелению разверзлись и потопили ее. При сотворении Бог положил запоры и ворота водам морским, чтобы они не возвратились покрыть землю (Пс 103:9; Иов 28:9−11); и теперь Он только убрал те земные ориентиры — холмы и преграды, — и воды морские возвратились, чтобы покрыть землю, как это было вначале (Быт 1:9). Отметьте: все творения готовы сражаться против греховного человека, и каждый из них готов стать инструментом его поражения, если Бог лишь удалит ограничения, с помощью которых удерживает их, пока длится день Его терпения.

(2) Окна небесные отворились, и воды, которые были над твердью, излились на мир. Это были сокровища, которые Бог берег на время смутное, на день битвы и войны (Иов 38:22, 33). Дождь, обычно сходивший в виде капель, тогда полился потоками, как называют их в Индиях, когда облака часто разрываются (как там говорят) и дождь проливается неистовыми потоками, невиданными ранее. Мы читаем (Иов 26:8), что Бог заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними, но сейчас узы были ослаблены, облако разорвалось, и дождь полился с такой силой, какой никогда не было ни до того, ни после, в огромном количестве и очень долго. Густые облака не были, как это обычно бывает, опустошены излиянием воды (Иов 37:11), то есть не истощились, излив свою воду, а продолжали наполняться, в то время как божественная сила добавляла им новые потоки. Дождь лил без перерывов и послаблений сорок дней и сорок ночей (ст. 12), это происходило одновременно по всей земле — не так, как иногда над одним городом, но не над другим. Бог сотворил мир за шесть дней, но сорок дней разрушал его, ибо Он медлителен на гнев. Но хотя гибель надвигалась медленно и постепенно, она была действенна.

3. Из этого познайте, (1) что все творения пребывают в распоряжении Бога и Он использует их, как Ему угодно — или для наказания, или в благоволение, или для помилования, как говорит Илиуй о дожде (Иов: 12−13).

(2) Бог часто делает западнею то, что должно послужить благоденствию (Пс 68:23). То, что обычно приносит нам утешение и пользу, становится, если Богу угодно, бедствием и наказанием. Нет ничего более необходимого и полезного, чем вода — и источники земли, и потоки небесные. Но в то время не было ничего более пагубного и разрушительного; каждое творение относится к нам так, как Богу угодно.

(3) Невозможно избежать праведных судов Божьих, когда они обрушиваются на грешников по поручению Бога, так как Он может вооружить против них небеса и землю (см. Иов 20:27). Бог может окружить людей посланниками Своего гнева, поэтому если они будут смотреть вверх, то с ужасом и изумлением, а если в землю, то вот — горе и мрак (Ис 8:22). Кто же тогда сможет устоять перед Богом, когда Он гневается?

(4) Этим разрушением старого мира водой Бог дал образец окончательного разрушения нынешнего мира огнем. Мы видим, что апостол одно противопоставляет другому (2Пет 3:6−7). Как воды, находящиеся под землей, так Этна, Везувий и другие вулканы возвещают миру о существовании подземного огня. Огонь часто падает и с небес; много разрушений совершено молниями, поэтому когда настанет предопределенное время, то все, находящееся на земле между этими двумя огнями, и все дела сгорят, как утонули во время потопа, обрушившегося на старый мир из источников великой бездны и через окна небесные.

Стихи 13−16. В этих стихах повторяется то, что было сказано ранее о вхождении в ковчег Ноя, его семьи и тварей, отмеченных для сохранности.

I. Этот рассказ повторяется, чтобы почтить Ноя, чья вера и послушание воссияли так ярко, что благодаря им он получил доброе свидетельство и явился великим любимцем небес и благословением для этой земли.

II. Особо отмечается, что все звери шли по роду их, при этом используется фраза, как при описании сотворения (Быт 1:21−25), что подразумевает, что такое же количество видов, какое было сотворено вначале, сейчас должно было спастись, но не более, и что их сохранность сейчас можно было сравнить с новым творением; жизнь, чудесным образом сохраненная, является как бы новой жизнью.

III. Хотя в то время всякая неприязнь и враждебность между творениями прекратилась и ненасытные твари стали настолько управляемыми и спокойными, что волк и ягненок лежали рядом, но они непонятным образом так изменились, что лев, как вол, ел солому (Ис 11:6−7). В то же время, когда это происшествие закончилось и ограничение было снято, они снова стали такими, как всегда, так как ковчег не изменил их сущность. Так и лицемеры в Церкви, которые внешне соответствуют законам этого ковчега, могут в то же время оставаться неизмененными, но рано или поздно проявится, к какому роду они в действительности относятся.

IV. Также добавлено (и это обстоятельство заслуживает нашего внимания), что затворил Господь за ним (ст. 16). Так как Ной продолжал оставаться послушным Богу, то и Бог продолжал заботиться о Ное; и здесь показано, что эта забота была необычной, так как закрытие этой двери учреждало разделительную стену между ним и всем остальным миром. Бог затворил дверь (1) для его сохранности, чтобы он был в безопасности в ковчеге. Дверь должна быть закрытой очень тщательно, чтобы вода не прорвалась и не потопила ковчег, и очень крепко, чтобы никто снаружи не мог прорваться. Так Бог хранил Ноя, как Он хранит Свою собственность (Мал 3:17).

(2) Чтобы исключить остальных и навечно оставить их за пределами ковчега. До того момента дверь ковчега оставалась открытой, и если бы кто-либо даже в течение этих последних семи дней покаялся и уверовал, то, насколько мне известно, они также могли бы быть приглашены войти в ковчег. Но теперь дверь была закрыта, и они лишились всех надежд быть впущенными, ибо когда Бог закрывает, то никто не может отворить.

V. В сохранности Ноя в ковчеге мы можем увидеть много наших евангельских обязанностей и привилегий. Апостол делает его прообразом нашего крещения, то есть нашего христианства (1Пет 3:20−21). Тогда отметьте, (1) что наша великая обязанность — проявить послушание евангельскому призыву и живой верой во Христа стать на путь спасения, который Бог приготовил для бедных грешников. Войдя в ковчег, Ной оставил свой дом и свои земли. Так и мы должны оставить свою праведность и мирскую собственность, когда они вступают в соперничество со Христом. Ною пришлось на какое-то время подчиниться неудобствам ковчега ради своего спасения для нового мира. Так и те, которые пришли ко Христу, чтобы спастись благодаря Ему, должны отречься от себя в своих страданиях и служениях.

(2) Вошедшие в ковчег должны привести с собой как можно больше людей добрыми наставлениями, убеждениями и добрым примером. Ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены (1Кор 7:16), как Ной спас свою? Во Христе достаточно места для всех приходящих.

(3) За теми, кто верой пришел ко Христу — вошел в ковчег, — сила Божья затворит дверь, и они будут находиться в твердыне, соблюдаемые силою Божией (1Пет 1:5). Бог поместил Адама в рай, но не затворил за ним дверь, и в итоге тот выставил себя сам; но когда Бог поместил Ноя в ковчег, то закрыл за ним дверь; поэтому когда Он приводит душу ко Христу, то гарантирует ее спасение. Мы получаем его не потому, что сами держимся, а потому что нас держит рука Посредника.

(4) Дверь милости скоро закроется для тех, кто сейчас недооценивает ее. Стучите, и отворится вам; но настанет время, когда дверь будет закрыта (Лк 13:25).

Стихи 17−20. Эти стихи рассказывают нам:

I. Как долго продолжалось на земле наводнение — сорок дней (ст. 17). Неверующий мир, который не верил, что так будет, возможно, вначале льстил себе надеждой, что оно скоро прекратится и никогда не дойдет до крайней точки. Но наводнение усиливалось, и вода покрыла всю землю. Отметьте:

(1) Когда Бог судит, то Он добьется Своего. Если Он начал, то закончит; Его путь совершенный и в суде, и в милости.

(2) Постепенное приближение Божьих судов, которые предназначены, чтобы привести грешников к покаянию, часто неправильно истолковывается ими и приводит к ожесточению в их самонадеянности.

II. До какой степени наводнение продолжалось. Вода поднялась так высоко, что затопила не только земли, расположенные в плоских низинах, но, чтобы никто не мог спастись, она покрыла вершины самых высоких гор на пятнадцать локтей, то есть на семь с половиной ярдов, так что напрасно надеялись они на холмы и на множество гор (Иер 3:23). Как бы высоки ни были Божьи творения, Его сила окажется выше их, и Он даст им понять, что как бы гордо они ни возвышались, Он выше их. Возможно, вершины гор были сметены силой потока, что в значительной степени помогло водам одержать над ними верх, ибо сказано: «Он пустит воды, и они не только покроют, но и превратят землю» (Иов 12:15). Таким же образом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства грешников (Ис 28:17), напрасно они будут спешить к ним ради спасения (Откр 6:16). Горы сдвинутся и холмы поколеблются, взамен человеку останется лишь завет мира (Ис 54:10). Нет на земле места, достаточно высокого, чтобы сделать человека недосягаемым для судов Божьих (Иер 49:16; Авд 1:3−4). Рука Божья найдет всех врагов Его (Пс 20:9). Обратите внимание, как точно измерена глубина воды (пятнадцать локтей), но не лотом Ноя, а знанием Того, кто располагал воду по мере (Иов 28:25).

III. Что стало с ковчегом Ноя, когда вода поднялась. Он возвысился над землею (ст. 17) и плавал по поверхности вод (ст. 18). Когда все остальные строения были стерты с лица земли и похоронены под водой, остался существовать лишь ковчег. Обратите внимание:

(1) Воды, которые смели все на своем пути, понесли ковчег. То, что для неверующих является запахом смертоносным на смерть, для верных — приятным благоуханием жизни к жизни.

(2) Чем выше поднималась вода, тем выше возносился ковчег к небесам. Таким же образом освященные чувства являются духовным продвижением, а изобилие бед вызывает еще большее изобилие утешений.

Стихи 21−24. Эти стихи описывают:

I. Всеобщую гибель всякой плоти из-за потопа. Придите и видите дела Господа, — какие произвел Он опустошения на земле (Пс 45:9) и как Он нагромождал груды на груды. Никогда с момента вхождения смерти и до этого дня она не ликовала так, как тогда. Придите и увидьте смерть на бледном коне и ад, следующий за ней (Откр 6:7−8).

1. Весь скот, птицы и гады, ползающие по земле, умерли, за исключением нескольких, находящихся в ковчеге. Обратите внимание, как повторяются слова: «Лишилась жизни всякая плоть» (ст. 21) — все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все, что жило на суше (ст. 22). Истребилось всякое существо (ст. 23) Но почему? Человек поступал нечестиво, и Бог справедливо протянул против них Свою руку, но эти овцы — что они сделали? Я отвечу.

(1) Мы уверены, что Бог не причинил им никакого зла. Он — всемогущий Господь всей жизни, так как является ее единственным Источником и Творцом. Тот, кто сотворил их по Своему желанию, может разрушить их, если Ему угодно; и кто тогда сможет сказать Ему: «Что Ты делаешь?» Разве не может Он делать все, что угодно, с тем, что Ему принадлежит, что было создано для Его удовольствия?

(2) Погубив их, Бог поразительным образом послужил Своим собственным целям для Своей славы в той же степени, что и сотворив их. Так Его святость и справедливость были возвеличены; тем самым было явлено, что Он ненавидит грех и в высшей степени недоволен грешниками, если вместе с ними погибли даже нижние творения, которые, будучи слугами человеку и частью его имущества, вынуждены были стать служителями греха. Это сделало суд более значительным, более пугающим, и, следовательно, он больше выражал гнев и мщение Бога. Гибель творений была их освобождением от рабства порока, из-за которого сейчас стенает все творение (Рим 8:21−22). Это также было примером Божьей мудрости. Так как твари были созданы для человека, когда он был сотворен, то они и умножались для него, когда он умножался; и сейчас, когда человечество было сокращено до небольшого количества, то было вполне уместно пропорционально сократить количество животных, в противном случае к ним бы перешло владычество. Они бы наполнили землю, и остаток человечества был бы подчинен ими. Посмотрите, как Бог размышляет об этом в другом случае: «…чтобы не умножились против тебя звери полевые» (Исх 23:29).

2. Все женщины, мужчины и дети, существовавшие в то время на земле (за исключением находившихся в ковчеге), умерли — всякая плоть (ст. 21 и 23); возможно, в то время на земле их было так же много, как и сейчас, если не больше.

(1) Мы можем с легкостью представить, какой ужас и оцепенение охватило их, когда они увидели себя окруженными водой. Наш Спаситель говорит нам, что до того дня, когда начался потоп, они ели и пили (Лк 17:26−27); до того, как воды потопа поглотили их, они вначале утонули в своей беспечности и чувственности, вопия самим себе: «Мир, мир», оставаясь слепыми и глухими ко всем божественным предостережениям. В данной ситуации смерть удивила их, как в случае, описанном в 1Цар 30:16−17. Как же они были удивлены! Теперь они увидели и почувствовали то, чему не верили и чего не боялись; они убедились в собственном безрассудстве, когда стало слишком поздно; теперь у них не было времени для покаяния, хотя они усердно искали его со слезами.

(2) Мы можем предположить, что они испытали все пути и средства для своего спасения, но напрасно. Некоторые карабкались на вершины деревьев и гор, продляя на какое-то время собственные ужасы. Но потоп, в конце концов, достиг их, и они все равно погибли, лишь оттянув момент смерти. Возможно, некоторые цеплялись за ковчег, над которым так долго подшучивали, надеясь, что теперь он станет их прибежищем. Возможно, некоторые забрались на крышу ковчега в надежде выжить там; но то ли они погибли из-за отсутствия еды, то ли их настигла быстрая смерть, то ли потоки дождя смыли их с палубы. Другие, может быть, надеялись убедить Ноя впустить их в ковчег, ссылаясь на старое знакомство: «Разве мы не ели и не пили пред тобою? Разве на улицах наших ты не учил нас?» — «Да, — мог отвечать Ной, — много раз я пытался, но безрезультатно, я звал, и вы не послушались; вы отвергли все мои советы (Притч 1:24−25), а теперь я не в силах помочь вам. Бог закрыл эту дверь, и я не могу открыть ее». Так же будет и в великий день. Ни старания внешне выразить свое исповедание, ни ссылка на родство с хорошими людьми не приведут вас на небеса (Мф 7:22; Мф 25:8−9). Тот, кто не будет найден во Христе, ковчеге, безусловно погибнет, погибнет навсегда; спасение само по себе не сможет спасти их (см. Ис 10:3). Мы можем предположить, что некоторые из погибших во время наводнения помогали Ною и были наняты им на работу во время строительства, но не были достаточно мудрыми, чтобы покаянием обеспечить себе место в нем. Таким же образом нечестивые служители, являвшиеся инструментом, помогающим другим достичь небес, сами будут брошены в ад.

А теперь давайте на какое-то время остановимся и поразмыслим об этом страшном суде! Пусть наши сердца задумаются об ужасе, сопровождавшем эту гибель. Давайте посмотрим и скажем: «Страшно впасть в руки Бога живого! Кто устоит во время гнева Твоего?» Без покаяния рано или поздно грех грешников станет их погибелью. Если Бог истинен, то так и будет. Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным. Праведный Бог знает, как навести потоп на мир нечестивых (2Пет 2:5). Елифаз ссылается на этот рассказ, как на твердое предостережение беспечному миру (Иов 22:15−16): «Неужели ты держишься пути древних, по которому шли люди беззаконные, которые преждевременно были истреблены и отправились в вечность, когда вода разлилась под основание их?»

II. Особая сохранность Ноя и его семьи: «…остался только Ной и что было с ним в ковчеге» (ст. 23). Обратите внимание:

(1) Ной остался в живых. Когда все окружающие превратились в монументы справедливости — тысячи пали по правую руку и десять тысяч по левую, — он остался монументом милости. Только его глаза могли смотреть и видеть возмездие нечестивым (Пс 90:7−8). И тогда разлитие многих вод не достигло его (Пс 31:6). У нас есть основание думать, что пока долготерпение Бога ожидало, Ной не только проповедовал, но и молился о нечестивом мире, чтобы Бог отвернул Свой гнев; но его молитвы возвратились к нему, и в ответ на них спасся лишь он один, на что четко ссылается Иезекииль: «…Ной, Даниил и Иов спасли только свои души» (Иез 14:14). Ходатаи должны быть отмечены почестями.

(2) У Ноя осталась лишь жизнь. Он остался в живых — и только; фактически он был похоронен живым — помещен в закрытое ограниченное место, встревоженный ужасами непрекращающегося дождя, повышением уровня воды, воплями и криками погибающих соседей. Его сердце было переполнено грустными мыслями о нанесенном опустошении. Но Он утешал себя тем, что стоял на пути долга и на пути избавления. И Библия учит нас (Иер 45:4−5), что когда наступает время повсеместных опустошительных судов, мы не должны искать ни величия, ни удовольствий, а считать неизреченным благоволением, если в качестве добычи получаем собственную жизнь.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на Бытие, 7 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.