Эта глава представляет собой лишь достоверную, сохранившуюся до наших дней историю мира в первом веке с момента сотворения до потопа, включающую (соответственно еврейскому тексту) 1656 лет, которые легко можно вычислить по возрасту патриархов до того момента, как они родили сына, от которого началась линия Ноя. Она представляет собой генеалогию, которую апостол называет «родословиями бесконечными» (1Тим 1:4), так как Христос, который был концом ветхозаветного закона, был также концом ветхозаветных генеалогий; на Него они взирали и в Нем концентрировались. Представленная здесь генеалогия, кратко изложенная в родословной нашего Спасителя (Лк 3:36−38), чрезвычайно полезна, так как показывает, что Христос был тем самым обетованным «семенем жены». В этой главе описана история:

(I) Адама (ст. 1−5).

(II) Сифа (ст. 6−8).

(III) Еноса (ст. 9−11).

(IV) Каинана (ст. 12−14).

(V) Малелеила (ст. 15−17).

(VI) Иареда (ст. 18−20).

(VII) Еноха (ст. 21−24).

(VIII) Мафусала (ст. 25−27).

(IX) Ламеха и его сына Ноя (ст. 28−32).

Все Писание, являясь богодухновенным, полезно, но не все ее части в равной степени ценны.

Стихи 1−5. Первые слова этой главы являются названием или кратким содержанием всей главы. Она представляет собой родословие Адама. Это список или перечь его потомков (не всех, а лишь святого семени, которое является ее корнем, Ис 6:13), от которых произошел Христос по плоти (Рим 9:5); здесь перечислены имена, возраст, даты смерти наследников первого Адама, находившихся под защитой обетования, и предков второго Адама. Генеалогия начинается с самого Адама. В этих стихах описывается:

I. Его сотворение (ст. 1−2), где нам представлено краткое повторение того, что ранее подробно излагалось о сотворении человека. Это то, о чем мы должны часто слышать и тщательно изучать. Обратите внимание, что (1) Бог сотворил человека. Человек не является собственным Творцом, поэтому он не должен быть своим господином, а Творец его бытия должен направлять его движения и быть их центром.

(2) Был определенный день, когда Бог сотворил человека. Он не существовал от вечности, не был первенцем, а меньшим из творений.

(3) Бог сотворил его по собственному подобию, праведным и святым, а следовательно, счастливым. Человек отражал божественную природу больше, чем любое другое творение этого нижнего мира.

(4) Бог сотворил мужчину и женщину (ст. 2) как для их взаимного утешения, так и для сохранности и увеличения их рода. Адам и Ева были сотворены непосредственно рукой Бога, оба по Божьему подобию, и поэтому между различными полами нет такой большой разницы и несоответствия, как представляют некоторые.

(5) Бог благословил их. Для родителей естественно благословлять своих детей, поэтому и Бог, Отец всех, благословил их. Но земные родители могут лишь просить благословения, так как только Бог имеет право повелевать им. В основном здесь имеется в виду благословение умножения, но не исключаются и иные благословения.

(6) Бог нарек им имя — Адам. Адам означает «земля», «красная земля».

[1] Это имя дал ему Бог. Адам назвал остальные творения, но не должен был выбирать имя себе, чтобы не присвоить какое-нибудь прославленное помпезное имя. В то же время Бог дал ему имя, которое служило постоянным напоминанием о его низком происхождении и обязывало взглянуть на скалу, из которой был иссечен, и в глубину рва, из которого был извлечен (Ис 51:1). Слишком мало основания гордиться имеет тот, кто сродни праху.

[2] Он дал это имя и женщине, и мужчине. Имея изначально одну природу и впоследствии став одной плотью в браке, они были названы одним именем в доказательство их союза. Женщина была из земли, перстная, как и мужчина.

II. Рождение их сына, Сифа (ст. 3). Он родился, когда Адаму было 130 лет, возможно, вскоре после убийства Авеля. До этого события, кроме Каина и Авеля, у Адама родилось много сыновей и дочерей, но они не упоминаются, так как торжественно упоминаться должно было лишь то имя, в чьих чреслах пребывал Христос и Церковь. Особого внимания заслуживает тот факт, что Адам родил Сифа по подобию своему, по образу своему. Адам был сотворен по образу Бога, но когда согрешил и стал тленным, то зачал сына по своему подобию, греховного и оскверненного, хрупкого, смертного и несчастного, как и он сам, — не только человека, подобного себе, состоящего из тела и души, но и такого же грешника, как он сам, виновного и отвратительного, вырождающегося и порочного. Даже муж по сердцу Бога был зачат и рожден во грехе (Пс 50:7). Это было подобие Адама, противоположное тому божественному подобию, согласно которому был сотворен он сам, но, потеряв его, Адам не мог передать его своему семени. Отметьте: благодать не течет в крови, а порочность присутствует в ней. Грешник рождает грешника, но святой не рождает святого.

III. Его возраст и смерть. Всего Адам прожил 930 лет, а затем умер, согласно вынесенному приговору: «Ты в прах возвратишься». Хотя он умер не в тот день, когда съел запретный плод, но именно в тот день стал смертным. Тогда он начал умирать; вся его жизнь после грехопадения превратилась лишь в отсрочку приговора, в жизнь осужденную, полную лишений. Более того, это была пустая, ненужная жизнь, так как он был не только приговоренным преступником, но и похож на распятого преступника, умирающего медленно и постепенно.

Стихи 6−20. В этих стихах изложено то, что Святой Дух посчитал уместным записать о пяти патриархах, живших до потопа; Сифе, Еносе, Каинане, Малелеиле и Иареде. Здесь не содержится ничего, заслуживающего особого внимания в адрес кого-либо, хотя у нас есть основания полагать, что они были людьми, известными в то время своим благоразумием и благочестием. Но в общем:

I. Обратите внимание, как подробно и выразительно описано их потомство. Некоторые могут подумать, что подобные вопросы могли быть освещены более кратко, но не подлежит сомнению тот факт, что в Книге Божьей нет ни одного праздного слова, чего нельзя сказать о человеческих. Эта тема изложена так просто, (1) чтобы сделать ее доступной для самых скромных способностей. Когда мы узнаем об их преклонном возрасте, в котором они зачинали сыновей, и как много лет они прожили после того, то достаточно немного разбираться в арифметике, чтобы посчитать, как долго они прожили, но в то же время Святой Дух сообщает общее количество лет ради тех, кто не обладает этим умением.

(2) Чтобы показать, как нравятся Богу имена Своего народа. Мы увидели, что поколение Каина было перечислено в спешке (Быт 4:18), а информация о святом семени расширена и записана, по крайней мере, не цифрами, а словами. Нам рассказывается, как долго жили те, кто боялся Бога, и что они умерли в благоволении Бога; что же касается других, то это неважно. Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.

II. Их жизнь исчислялась днями (ст. 8): «Всех же дней Сифовых…» То же можно сказать об остальных, что подразумевает краткость жизни человека, даже если она является самой долгой, а также быструю смену времен на земле. Если их жизнь считалась днями, то наша должна считаться часами, или, по крайней мере, мы должны сделать своей постоянной молитвой слова: «Научи нас так счислять дни наши…» (Пс 89:12).

III. В адрес каждого из них, за исключением Еноха, сказано: «и он умер». Это означает, что при исчислении лет их жизни — когда их года были исчислены и пришли к концу — их жизнь закончилась. Но в то же время слова «и он умер» повторяются, чтобы показать, что смерть коснулась всех людей без исключения и что нам в частности следует обратить внимание и с пользой применить смерть других для собственного назидания. Такой-то и такой-то был сильным и здоровым человеком, но он умер; такой-то был великим и богатым человеком, но и он умер; такой-то был мудрым политиком, но он умер; такой-то был хорошим благочестивым человеком, возможно, очень полезным, но и он умер и т.д.

IV. Но особого внимания заслуживает тот факт, что все они жили очень долго. Ни один из них не умер, не увидев смену почти восьми сотен лет, а некоторые из них жили намного дольше — бессмертная душа должна была пребывать большой промежуток времени в заключении в храмине из брения. Безусловно, жизнь не была для них таким бременем, как для нас сейчас, в противном случае они устали бы от нее; их будущая жизнь не была так четко явлена в то время, как нам сейчас — благодаря Евангелию, в противном случае они с нетерпением ожидали бы перехода к ней. Долгая жизнь для благочестивых патриархов была благословением и сделала их благословением.

1. В то первое для мира время были определены некоторые природные причины для их долгой жизни. Вполне возможно, что до потопа земля была более плодородной, а ее плоды более укрепляющими, что воздух в то время был полезнее, а влияние небесных тел более благоприятным, чем после потопа. Хотя человек был изгнан из рая, в то же время сама по себе земля продолжала оставаться райской — садом по сравнению с ее нынешним пустынным видом; и некоторые считают, что их великое знание о творениях и их полезности для пищи и медицины вместе с трезвостью и умеренностью значительно способствовали долголетию. Хотя мы не находим, что неумеренные, которых в то время было много (Лк 17:27), жили так же мало, как склонные к излишествам люди сейчас.

2. Это решение осуществлялось силой и провидением Божьим. Он продлял их жизни для более быстрого наполнения земли и ради более эффективной сохранности познаний о Боге и религии, когда еще не было написанного слова, а основным способом их передачи были традиции. Все перечисленные здесь патриархи, за исключением Ноя, родились до смерти Адама, поэтому от него они могли получить полную и удовлетворительную информацию о сотворении, рае, грехопадении, обетовании и тех божественных заповедях, которые касались религиозного поклонения и религиозной жизни. И если возникала какая-то ошибка, то они могли попросить у него помощи, пока он жил, как у пророка, чтобы исправить ее, а после его смерти могли обратиться к Мафусалу и другим, которые общались с ним. Так велика была забота Всевышнего Бога о сохранности в Своей Церкви знаний о Его воле и о чистоте поклонений Ему.

Стихи 21−24. Эти стихи описывают несколько поколений без каких-либо выдающихся замечаний о них, сообщая имена и возраст, но наконец доходит черед до того, кого нельзя отметить так же, а в адрес которого должно быть сделано особое замечание. Речь идет о Енохе, седьмом от Адама. Мы предполагаем, что остальные представители вели благочестивый образ жизни, но этот превзошел их всех и был самой яркой звездой патриархального века. О нем сказано мало, но вполне достаточно, чтобы сделать его имя великим — более великим, чем имя другого Еноха, имевшего город, названный его именем. Эти стихи сообщают две детали о нем:

I. Его благочестивый образ жизни, о котором дважды говорится: «И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала» (ст. 22) и вновь: «И ходил Енох пред Богом» (ст. 24). Обратите внимание:

1. На природу его религии, на рамки и уклад его жизни: он ходил пред Богом, что подразумевает (1) истинную религию, ибо что такое благочестие, как не жизнь пред Богом? Нечестивые и мирские люди живут в мире без Бога, они поступают вопреки Ему, а благочестивые ходят пред Богом. Это предполагает примирение с Богом, ибо пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою? (Ам 3:3). Это также включает все примеры и детали благочестивой, праведной и трезвой жизни. Ходить пред Богом означает всегда иметь Его перед глазами, поступать так, словно на тебя направлен Его глаз. Это значит жить в общении с Богом, в Его постановлениях и провидениях. Это значит сделать слово Божье своим правилом, а Его славу — своей целью во всех поступках. Это значит, что мы должны постоянно беспокоиться и прилагать усилия, чтобы делать то, что Богу угодно, и не делать того, что огорчает Его. Это значит исполнять Его волю, соглашаться с Его планами и сотрудничать с Ним. Это значит подражать Богу, как чада возлюбленные.

(2) Поразительную религиозность. Он был абсолютно мертв для этого мира и не только подражал Богу, как все благочестивые люди, но и ходил пред Богом, словно уже находился на небесах. Его образ жизни был выше всяких оценок не только других людей, но и других святых и был благочестивым не только в плохие времена, но и наилучшим в добрые времена.

(3) Его активность в распространении религии среди других. Учреждение служения священников называлось «ходить пред лицом Бога» (1Цар 2:30, 35 и Зах 3:7). Похоже, Енох был священником Всевышнего Бога, как Ной, о котором Писание также говорит, что он ходил пред Богом, проповедовал праведность и пророчествовал о втором пришествии Христа (Иуда,14): «…се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих…» Но Святой Дух, вместо того чтобы сказать «жил Енох пред Богом», говорит «ходил Енох пред Богом», так как жизнь благочестивого человека заключается в том, чтобы ходить пред Богом. Это было [1] делом всей жизни Еноха, его постоянной заботой и трудом. Пока другие жили для себя и мира, он жил для Бога.

[2] Это было радостью и поддержкой его жизни. Общение с Богом для него было лучше самой жизни. Для меня жизнь — Христос (Флп 1:21).

2. На дату зарождения его религии. Здесь сказано: «Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала» (ст. 21), а затем: «И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала» (ст. 22); это означает, что он не был известным своим благочестием до того времени: вначале он жил, как другие люди. Великие святые постепенно достигают своей известности.

3. На продолжительность его религии: «Он ходил пред Богом… триста лет» — до тех пор, пока жил в этом мире. Лицемер не будет молиться постоянно, но настоящий святой будет поступать согласно принципу и, выбрав религию, будет постоянным до конца, будет продолжать ходить пред Богом, пока живет, как тот, кто надеется вечно жить с Ним (Пс 103:33).

II. Его славное переселение в лучший мир. Как его жизнь не была похожа на жизнь других, так и смерть отличалась от их смерти (ст. 24): «…не стало его, потому что Бог взял его», то есть, как объясняет Писание «верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евр 11:5). Обратите внимание:

1. Когда он был подобным образом переселен.

(1) В какое время своей жизни. Когда он прожил триста шестьдесят пять лет (год в год), что на то время могло составлять лишь половину его дней, так как ни один из патриархов до потопа не жил меньше этого удвоенного срока. Почему же Бог так скоро забрал его? Безусловно, потому что мир, который к тому времени становился более порочным, был недостоин его, либо потому, что он был настолько выше его и так устал от него, что пожелал немедленно покинуть его, либо потому, что его работа была сделана, и сделана быстро благодаря тому, что он постоянно думал о ней. Отметьте: Бог часто быстрее всего забирает тех, кого Он больше всего любит, и, к их неизреченному преимуществу, время, потерянное здесь, откладывается для них на небесах.

(2) В какое время для мира. Это было время, когда все патриархи, перечисленные в этой главе, были живы, за исключением Адама, умершего пятьдесят семь лет тому назад, и Ноя, родившегося через шестьдесят девять лет. Вера того и другого была поддержана особым образом, но для всех остальных, которые стали или могли стать свидетелями перенесения Еноха, это было значительным ободрением для их веры и надежды, относительно будущего состояния.

2. Как произошло перенесение: «…не стало его, потому что Бог взял его».

(1) Теперь его не было в этом мире; это не было временем его существования, а временем его существования здесь; «не нашли его», — так объясняет апостол это событие в Септуагинте; не нашли друзья, искавшие его, как сыновья пророков искали Илию (4Цар 2:17); не нашли враги, которые, по мнению некоторых, разыскивали его, чтобы предать смерти, исполненные ярости из-за его необычного благочестия. Из его пророчества следует, что в то время было много нечестивых грешников, говоривших жестоко и, возможно, поступавших жестоко по отношению к народу Божьему (Иуд 1:15). И Бог спрятал Еноха от них, но не под небесами, а в небесах.

(2) Бог взял его душу и тело к себе, в небесный рай, с помощью служения ангелов, как впоследствии взял Илию. Он изменился так же, как изменятся святые, которые окажутся живыми во время второго пришествия Христа. Как только благочестивый человек умирает, Бог берет его к себе — забирает отсюда и принимает к себе. Относительно Еноха апостол добавляет, что прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу, — и это было хорошее сообщение. Отметьте:

[1] Хождение пред Богом угодно Богу.

[2] Мы можем угодить Богу, ходя пред Ним, лишь верой.

[3] Бог сам облачит почестями тех, кто с верой будет ходить пред Ним, чтобы угодить Ему. Он признает их сейчас и будет свидетельствовать о них перед ангелами и людьми в тот великий день. Те, кто не имеет подобного свидетельства до перенесения, получит его позже.

[4] Те, чей образ жизни в мире действительно является святым, будут перенесены отсюда счастливым образом. Перенесение Еноха было не только доказательством веры в реальность будущего состояния и возможность существования тела в славе в новом состоянии, но это также было ободрением к надежде всех, кто ходит пред Богом, что они будут вечно с Ним; выдающееся благочестие будет увенчано выдающимися почестями.

Стихи 25−27. Обратите внимание (1) на значимость имени Мафусала: некоторые считали его пророческим, так как его отец Енох был пророком. Мафусал означает «он умирает», или «здесь стрела», или «посланный»; имеется в виду потоп, который начался именно в тот год, когда Мафусал умер. Если именно это подразумевало его имя и таким образом истолковывалось, то это было четким предостережением беспечному миру задолго до того, как пришел суд. Тем не менее необходимо отметить, что он был самым долгим жителем из всех, в чьем имени упоминалась смерть, чтобы постоянно напоминать о ее несомненном, хотя и медленном, приходе.

(2) На его возраст. Он жил девятьсот шестьдесят девять лет — дольше всех живущих на земле, но и он умер. Даже живущему дольше всех человеку придется умереть. Ни молодость, ни преклонный возраст не освободят нас от этой войны, ибо таков конец всех людей. Никто не может бросить вызов жизни своим длинным предписанием или выдвинуть возражение против посягательств смерти. Общепринято полагать, что Мафусал умер незадолго до потопа; иудейские писатели говорят, «за семь дней до потопа», ссылаясь на (Быт 7:10), и считают, что он был взят от грядущего зла. Это мнение строится на общем предположении о том, что все патриархи, упомянутые в этой главе, были святыми и благочестивыми людьми. Мне не хотелось бы делать какое-либо другое предположение, в то же время я не вижу, как подобный вывод может быть сделан, исходя из их присутствия в списке предков Христа, как и всех царей Иуды, чьи имена записаны в Его генеалогии, многие из которых, в этом мы уверены, обладали противоположными характеристиками. И если подобный вопрос вызывает сомнение, то тогда можно предположить, что Мафусал вместе с остальным миром утонул во время потопа, так как не подлежит сомнению факт, что он умер в тот же год.

Стихи 28−32. В этих стихах впервые упоминается имя Ноя, о котором мы будем много читать в следующих главах. Обратите внимание:

I. На его имя, и задумайтесь о нем. Ной означает «покой». Родители дали ему это имя в надежде, что он будет необычным благословением для своего поколения: «…он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь». В этих словах звучит (1) жалоба Ламеха на бедственное положение человека. «Из-за греха, вошедшего в мир, и последующего проклятия за него наше положение стало очень несчастным; всю свою жизнь мы проводим в работе, все наше время поглощено постоянным трудом. После того как Бог проклял землю, все, чего мы можем добиться, прилагая отчаянные усилия и усердие, — это добыть из нее необходимые средства для жизни». Он говорит как человек, уставший от трудов этой жизни, жалеющий, что так много мыслей и драгоценных минут, которые могли бы быть потрачены для других целей, неотвратимо были использованы для поддержания тела.

(2) Его приятные надежды на некоторое облегчение благодаря рождению этого сына: «…он утешит нас…» Эти слова подразумевают не только желание и надежды, которые родители обычно возлагают на своих детей (что, достигнув зрелого возраста, они будут их утешением и поддержкой в их деле, хотя часто оказывается наоборот), но понимание и видение чего-то большего. Возможно, что до его рождения были изречены некоторые пророчества о человеке, который совершит чудесное служение для своего поколения, и они поняли его как пророчество об обетованном семени — грядущем Мессии. Тогда это означает, что наши заветные интересы во Христе и верующие ожидания Его прихода обеспечивают нас наилучшими и самыми надежными утешениями, способными утешить при упоминаниях о гневе и проклятии Божьем, которые мы заслужили, о трудах и бедствиях нынешнего времени, на которые мы часто жалуемся. «Христос — наш? Небеса — наши? Он утешит нас».

II. На его детей — Сима, Хама и Иафета. Этих детей Ной родил (старшего из них), когда ему было 500 лет. Похоже, Иафет был старшим (Быт 10:21), но Сим здесь упомянут первым, так как ему по праву был передан завет, что следует из главы 9:26, где Бог назван «Господь Бог Симов». Возможно, ему были переданы права первородства и от него произошли Христос — глава и Церковь — тело. Поэтому он назван Сим, что означат имя, так как у его потомков всегда будет почитаться имя Бога, пока из его чресл не произойдет Тот, чье имя превыше всякого имени. Поэтому, хотя Сим поставлен здесь первым, в действительности первым стоит Христос, которому во всем должно принадлежать первенство.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на Бытие, 5 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.