В этой главе представлен торжественный договор между Богом и Аврамом, касающийся завета, который им предстояло заключить между собой. Предыдущая глава описывала Аврама, находящегося с царями в долине, а здесь мы находим его на горе вместе с Богом; и хотя ранее он предстал великим человеком, в то же время здесь он выглядит намного величественнее; ту славу имели великие люди этого мира, а эта честь всем святым. Завет, который нужно было заключить между Богом и Аврамом, был заветом обетований. Соответственно, здесь мы имеем:

(I) Общее подтверждение милости и доброжелательности Бога по отношению к Авраму (ст. 1).

(II) Более частное заявление о намерениях любящего Бога относительно Аврама:

(1) Он даст ему многочисленное потомство (ст. 2−6).

(2) Он даст ему в наследство Ханаан (ст. 7−21).

И богатство без наследника и наследник без богатства лишь наполовину утешили бы Аврама, поэтому Бог уверяет его, что он будет обладать и тем, и другим. Но этого великого верующего больше утешало то, что и обетованное семя, и обетованная земля были прообразами двух бесценных благословений — Христа и небес, и поэтому у нас есть основание думать, что Аврам взирал именно на них.

Стих 1. В этом стихе обратите внимание:

I. На время, когда Бог заключил этот договор с Аврамом: «После сих происшествий…»

1. После известного акта благотворительности со стороны Аврама, когда он спас своих друзей и соседей из беды, но не за выкуп и не за дары. После этого Бог нанес этот благодатный визит. Отметьте: тот, кто оказывает любезность людям, обретет благоволение у Бога.

2. После победы, одержанной над четырьмя царями. Чтобы Аврам чрезмерно не превознесся и не возгордился, Бог пришел к нему, чтобы сказать, что Он хранит для него лучшие блага. Отметьте: верующие размышления о духовных благословениях являются превосходным средством, чтобы удержать нас от чрезмерного восторга от временных наслаждений. Дары общего провидения несравнимы с дарами заветной любви.

II. На манеру, в которой Бог разговаривал с Аврамом: «…было слово Господа к Авраму (т.е. Бог явил себя и Свою волю Авраму) в видении, что предполагает его пробуждение и некоторые видимые проявления Shechinah — некоторые видимые знаки присутствия божественной славы. Отметьте, что методы божественного откровения адаптированы к нашему состоянию в мире чувств.

III. На милостивое заверение Бога в Своем благоволении к нему.

1. Он назвал его по имени — Аврам, что было для него большой честью, а также большим ободрением и подкреплением к вере. Отметьте: слово Божье дарует нам благо, когда оно доносится до нас Его Духом и попадает в наше сердце. Слово говорит: «Идите все!» (Ис 55:1), а Дух говорит: «Ты иди!»

2. Бог предупреждает, чтобы Аврам не беспокоился и не смущался: «…не бойся, Аврам». Аврам мог опасаться, что четверо побежденных им царей объединятся вновь и нападут, чтобы уничтожить его. «Нет, — говорит Бог, — не бойся их мести и ненависти соседей; я позабочусь о тебе». Отметьте:

(1) Там, где присутствует сильная вера, в то же время может быть много страхов (2Кор 7:5).

(2) Бог знает даже тайные страхи Своего народа и знает горести души его (Пс 30:8).

(3) Бог желает, чтобы Его народ не поддавался страхам, что бы ни случилось. Пусть боятся грешники на Сионе, но ты не бойся, Аврам.

3. Он заверяет его в безопасности и блаженстве, в том, что он всегда будет (1) защищен от опасности и сам Бог будет хранить его: «Я твой щит», или несколько более патетично: «Я — щит для тебя, всегда находящийся рядом, эффективно заботящийся о тебе (см. 1Пар 17:24). Я не только Бог Израиля, но и Бог для Израиля». Отметьте: размышлений о том, что Бог является и всегда будет щитом для Своего народа, защищающим его от всех разрушительных зол, щитом, приготовленным и вращающимся вокруг них, будет достаточно, чтобы заглушить все их запутанные и мучительные страхи.

(2) Таким счастливым, каким только Бог может его сделать. «Награда твоя весьма велика. Я не только буду Тем, кто тебя наградит, но и твоей наградой». Аврам благородно отказался от награды, предложенной ему царем Содомским, и тут же приходит Бог, чтобы сказать, что он ничего от этого не потеряет. Отметьте:

[1] Награда верующих за их послушание и самоотречение чрезмерно велика (1Кор 2:9).

[2] Сам Бог является избранным и обещанным блаженством святых душ — избранным от этого мира Он обещает лучший мир. Он — часть наследия моего и чаши моей.

Стихи 2−6. В этих стихах представлены заверения Авраму о многочисленном потомстве, которое произойдет от него. В них мы можем обратить внимание:

I. На повторяющиеся жалобы Аврама (ст. 2−3). Именно это было поводом для данного обетования. Великие страдания для него причиняло отсутствие детей, и жалобу на это он здесь излил пред Господом и печаль свою открыл Ему (Пс 141:2). Отметьте: хотя мы никогда не должны жаловаться на Бога, в то же время мы можем жаловаться Богу — быть внушительными и обстоятельными, излагая свои печали. Мы в какой-то степени облегчаем обремененный дух, открывая дело верному и сострадательному другу; таким другом является Бог, чье ухо всегда открыто. Он жалуется на четыре проблемы.

1 На отсутствие детей (ст. 3): «Вот, Ты не дал мне потомства; у меня нет не только сына, но и потомства вообще». Если бы у него была дочь, то от нее мог бы произойти обещанный Мессия, который должен был быть семенем жены, но у Аврама не было ни сына, ни дочери. Похоже, он ставит особый акцент на слове «мне». Его соседи имели много детей, его слуги также имели много детей, рожденных в его доме. «Но мне, — жалуется он, — Ты не дал ни одного», но в то же время Бог сказал ему, что он будет облагодетельствован более всех. Отметьте: тот, кто остается бездетным, должен понимать, что это от Бога. Более того, Бог часто лишает Своих собственных детей тех утешений, которые щедро дает другим, незнакомым с Ним.

2. Что, похоже, у него никогда не будет ребенка, что подразумевается под словами «я остаюсь бездетным» из года в год, которые быстро катятся к закату; более того, я собираюсь покинуть этот мир, идя путем всех земных. «Я умираю бездетным, — говорит Септуагинта, — я покидаю этот мир и не оставляю после себя детей».

3. Что в настоящее время, и, похоже, в будущем, его слуги будут ему вместо сыновей. Пока он жил, распорядителем в его доме был Елиезер из Дамаска; ему Аврам поручил заботу о своей семье и имуществе; наверное, он был верным, но как слуга, а не сын. А когда он умрет, то его наследником станет домочадец его, который будет управлять всем, ради чего он трудился (Еккл 2:18−19, 21). Бог уже говорил ему, что от него произведет великий народ (Быт 12:2) и что потомство его будет как песок земной (Быт 13:16), но в то же время Аврам сомневался, будет ли это наследник, рожденный от него, или усыновленный, будет ли это сын от чресл его или сын дома его. «Господи, — говорит Аврам, — если это будет усыновленный сын, то им должен стать один из моих слуг, что в итоге унизит обетованное семя, которое должно произойти от него». Отметьте: пока обещанные милости откладываются, наше неверие и нетерпимость склоняют нас к заключению, что нам в них отказано.

4. Что отсутствие сына для него было таким большим горем, что лишило его всех утешений и радостей: «Господи! Что Ты дашь мне? Мне ничего не нужно, если у меня нет сына». Но если мы предполагаем, что Аврам искал лишь временного утешения, то тогда его жалоба заслуживала порицания. Своим провидением Бог даровал ему некоторые блага и еще большие пообещал, но в то же время Аврам не придает им значения, потому что у него нет сына. Очень нехорошо поступил отец верных, спросив: «Что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным» сразу после того, как Бог сказал: «Я твой щит; награда твоя весьма велика». Отметьте: тот неправильно оценивает преимущества своих заветных отношений с Богом и свою выгоду в Нем, кто не считает их абсолютно достаточными. Но (2) если мы предполагаем, что Аврам взирал на обетованное семя, тогда настойчивость его желания вполне похвальна. Все не имело для него никакого значения, если у него не было залога великого благословения и удостоверения его родства с Мессией, в чем Бог уже ободрил его, чтобы поддержать ожидание. Он имел богатство, победу и славу; но все это было неважно для него, пока он пребывал во тьме относительно основного вопроса. Отметьте: пока мы не получим некоторые утешительные доказательства нашего участия во Христе и новом завете, мы не должны успокаиваться и довольствоваться чем-то другим. «Я имею то и это, но зачем мне все это, если я не имею Христа?» В то же время его жалоба заслуживала порицания, так как в корне ее притаилось недоверие обетованию и утомленность от ожидания Божьего часа. Отметьте: истинным верующим иногда трудно примирить Божьи обетования с Его провидениями, когда они кажутся несогласующимися.

II. Милостивый ответ Бога на эту жалобу. На первую часть жалобы (ст. 2) Бог не сразу дает ответ, так как в ней присутствовало некое нетерпение, но когда Аврам возобновляет свое обращение в более мягкой форме (ст. 3), то Бог милостиво отвечает. Отметьте: если мы остаемся постоянными в молитве, но в то же время молимся со смиренной покорностью божественной воле, то мы ищем не напрасно.

1. Бог четко обещает ему сына (ст. 4): «Тот, кто рожден в доме твоем, не будет он твоим наследником, как ты опасаешься, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником». Отметьте:

(1) Бог дает наследников. Он говорит: «Этот будет, этот не будет»; и что бы человек ни планировал и замышлял, приводя в порядок дела с наследством, исполнится Божья воля.

(2) Бог часто поступает с нами лучше, чем мы надеемся, и дарует милости, которые мы давно отчаялись получить.

2. Чтобы произвести на Аврама большее впечатление этим обетованием, Бог выводит его и показывает звезды (это видение имело место рано утром, до начала дня), а затем говорит: «Столько будет у тебя потомков» (ст. 5).

(1) Их будет так же много; звезды для обычного глаза кажутся неисчислимыми. Аврам боялся, что у него не будет детей, но Бог уверяет, что потомков от его чресл будет так много, что их нельзя будет сосчитать.

(2) Они будут такими же прославленными, похожими на звезды во всей красоте, ибо им принадлежит слава (Рим 9:4). По плоти Аврам будет иметь потомков, как песка земного (Быт 13:16), а по духу — как звезд небесных, которые не только многочисленны, но и прославлены и очень драгоценны.

III. Твердая вера Аврама в обетование, которое Бог дал ему, и уверенность в том, что Бог милостиво принимает его веру (ст. 6). Он поверил Господу, то есть поверил в истинность обетования, которое в то время дал ему Бог, опираясь на несокрушимую силу и непоколебимую верность Того, кто дал его. Будет ли говорить и не исполнит? Отметьте: тот, кто хочет иметь утешение от обетований, должен смешивать веру с обетованиями. Посмотрите, как апостол возвеличивает веру Аврама, делая ее неизменным примером: «Не изнемогши в вере, он… не поколебался в обетовании Божием, но пребыл тверд в вере… и будучи вполне уверен» (Рим 4:19−21). В каждом из нас Бог вырабатывает такую же веру! Некоторые считают, что вера Аврама в Господа основывалась не только на Господних обетованиях, но и на обетовании о Господе, о Господе Иисусе, Посреднике Нового Завета. Он поверил в Него, то есть принял божественное откровение о Нем и рад был увидеть день Мой, хотя и на далеком расстоянии (Ин 8:56). Бог вменил ему это в праведность, то есть благодаря этому он был принят Богом и, как и другие патриархи, верою получил свидетельство, что он праведен (Евр 11:4). Новый Завет настаивает и доказывает, что мы оправдываемся верой без дел закона (Рим 4:3; Гал 3:6), ибо Аврам был оправдан именно таким образом, будучи в то же время необрезанным. Если Аврам, который был богат добрыми делами, оправдывался не ими, а лишь своей верой, то тем более не можем и мы, которые бедны ими. Вера, которая вменялась Авраму в праведность, совсем недавно боролась с неверием (ст. 2), но, выйдя из сражения победителем, она была увенчана и почтена. Отметьте: если верой мы практически принимаем и полагаемся на Божье обетование о благодати и славе во Христе и через Него, то именно это в соответствии с Новым Заветом дает нам право на все благословения, содержащиеся в этом обетовании. Все верующие оправдываются так же, как Аврам, и именно его вера была вменена ему в праведность.

Стихи 7−11. Эти стихи представляют собой заверения, данные Авраму в том, что земля Ханаанская будет ему в наследство.

I. Бог объясняет, какую тем самым Он преследует цель (ст. 7). Обратите внимание: по этому вопросу Аврам не жалуется, как в вопросе отсутствия детей. Отметьте: тот, кто уверен в причастности к обетованному семени, не видит повода сомневаться в праве на обетованную землю. Если Христос наш, то и небеса наши. Еще раз обратите внимание: когда Аврам поверил первому обетованию (ст. 6), тогда Бог объяснил и подтвердил его ему. Отметьте: тому, кто имеет (и кто правильно пользуется тем, что имеет), дано будет больше. Относительно обетования об этой хорошей земле Бог для ободрения напоминает Авраму о том:

1. Кем является сам Бог: «Я Господь Иегова; и поэтому (1) Я могу дать тебе ее, ибо я всемогущий Господь всего и имею право распределять всю землю».

(2) «Я могу дать ее тебе, кто бы ни противился этому, даже сыновья Енаковы». Бог никогда не обещает больше, чем Он может совершить, как часто делают люди.

(3) «Я исполню данное тебе обетование». Бог не человек, чтоб Ему лгать.

2. Что Он сделал для Аврама. Он вывел его из Ура Халдейского, из огня Халдейского (читают некоторые), то есть то ли избавил его от их идолопоклонства (ибо халдеи поклонялись огню), то ли от их преследований. Иудейские писатели имеют предание, повествующее о том, что Аврам был брошен в печь огненную за то, что отказался поклоняться идолам, но чудесным образом был спасен. Это, скорее, известное место. Оттуда Бог вывел его действенным призывом, милостиво настаивая на этом, выхватив его, словно ветку из огня. В этом проявилась (1) особая милость: «Я вывел тебя, оставив тысячи других погибать там». Бог призвал его одного (Ис 51:2).

(2) Духовная милость к его душе, избавившая его от греха и его фатальных последствий. Если Бог спасает наши души, то мы не будем нуждаться ни в каких благах.

(3) Новая милость, дарованная недавно и более действенная, чем та, которая предшествовала заповедям: «Я Господь, Который вывел тебя из Египта недавно».

(4) Основательная милость, начало милости, особая милость к Авраму, а поэтому залог будущей милости (Ис 66:9). Обратите внимание: Бог говорит о ней как о том, чем Он прославился: «Я Господь, Который вывел тебя». Он славится этим поступком, в котором проявилась Его сила и благодать; сравните с Ис 29:22, где Он славится этим много времени спустя: «Так говорит Господь, Который искупил Авраама от греха».

3. Что Он намеревается сделать для него в дальнейшем: «Я вывел тебя оттуда, чтобы дать тебе землю сию в наследство (англ. пер.) — не только во владение, но чтобы ты владел ею как наследством, что дает приятное и надежное право». Отметьте:

(1) Провидение Божье имеет тайные, но милостивые намерения по отношению к благочестивым людям в различных диспенсациях. Мы не можем постичь планов Божьего провидения, пока событие не прояснит их во всей их милости и славе.

(2) Во всех взаимоотношениях со Своим народом Бог стремится довести его благополучно до небес. Они избраны ко спасению (2Фес 2:13), призваны в Царство (1Фес 2:12), возрождены к наследству (1Пет 1:3−4) и призваны для участия в нем (Кол 1:12−13; 2Кор 4:17).

II. Аврам хочет получить знак: «По чему мне узнать, что я буду владеть ею?» (ст. 8). Это не исходило от неверия в Божью силу или обетование, как было у Захарии, но он желал этого (1) для укрепления и подтверждения своей собственной веры. Он поверил (ст. 6), но здесь он молится: «Господи, помоги моему неверию». Он поверил, но пожелал иметь знак, чтобы сохранить его на час искушения, не зная, как его вера в том или ином случае будет испытана и потрясена. Отметьте: мы все нуждаемся и должны желать помощи с небес для подкрепления нашей веры. Поэтому мы должны участвовать в причастиях, являющихся для этой цели учрежденными знамениями (см. Суд 6:36−40; 4Цар 20:8−10; Ис 7:11−12).

(2) Для подтверждения обетования, данного его потомству, чтобы они также поверили ему. Отметьте: удовлетворенный человек должен желать, чтобы другие также были удовлетворены истиной Божьих обетований. Иоанн послал своих учеников ко Христу не столько для собственного удовлетворения, сколько для них самих (Мф 11:2−3). Ханаан был прообразом небес. Отметьте: очень желательно знать, что мы будем наследовать небесный Ханаан: тогда мы получим подкрепление нашей вере в истинности того блаженства, а доказательства нашего права владения им еще раз будут засвидетельствованы.

III. Бог направляет Аврама сделать приготовления для жертвоприношения, намереваясь тем самым дать ему знамение, и Аврам соответственно совершает эти приготовления (ст. 9−11): «…возьми Мне трехлетнюю телицу» и т.д. Возможно, Аврам ожидал неких необычных знамений с небес, но Бог дает ему знамение с помощью жертвоприношения. Отметьте: тот, кто хочет получить подтверждение Божьего благоволения и подкрепление для своей веры, должен совершать учрежденные постановления и ожидать в них встречи с Богом. Обратите внимание:

(1) Бог повелел, чтобы каждая из тварей, предназначенных для этого служения, была в возрасте трех лет, так как в этом возрасте они обладают полной силой и ростом. Это значит, что мы должны служить Богу наилучшим, что имеем, ибо Он — наилучший.

(2) Мы не находим, чтобы Бог дал Авраму отдельные распоряжения о том, как поступить с этими животными и птицами, зная, что он был хорошо наставлен в законе и обычае жертвоприношения и не нуждался ни в каких особых указах. Или, возможно, наставления были ему даны и он их тщательно исполнил, хотя они здесь не записаны. По крайней мере, для него в этих словах подразумевалось, что животные должны были быть приготовлены для торжественного утверждения завета, и он хорошо знал, как их приготовить.

(3) Аврам сделал так, как Бог повелел ему, хотя так и не понял, каким образом это может стать для него знамением. Это был уже не первый случай безоговорочного послушания Аврама. Он рассек тварей пополам, в соответствии с церемонией, проводившейся при подтверждении завета (Иер 34:18−19), которая требовала рассечь тельца надвое и пройти между рассеченными частями его.

(4) Аврам, исполнив все, что ему велел Бог, подобно пророку, стоявшему на башне (Авв 2:1), решил ожидать знамения, которое с помощью жертвоприношения должен был дать Бог. Пока явление Бога задерживалось, Аврам продолжал ждать; по мере задержки его ожидания возрастали. Когда налетели на трупы хищные птицы, как на обычные пренебрегаемые объекты, то Аврам отгонял их (ст. 11), веря, что видение, в конце концов сбудется, не отменится. Отметьте: мы должны очень внимательно следить за нашими духовными жертвами, не допускать, чтобы хищники набрасывались на них и делали их неподходящими для Бога. Когда суетные мысли, подобно этим птицам, набрасываются на наши жертвы, мы должны отгонять их, не позволять им поселяться в нас, а служить Господу без развлечения.

Стихи 12−16. В этих стихах Бог полностью и в деталях описывает Авраму Свои планы в отношении его потомства. Обратите внимание:

I. Когда Бог пришел к нему с этим откровением: когда зашло солнце, приблизительно во время приношения вечерней жертвы (3Цар 18:36; Дан 9:21). Рано утром, до начала дня, когда еще были видны звезды, Бог дал ему повеление о жертвоприношении (ст. 5), и мы можем предположить, что его утренняя работа заключалась в том, чтобы, по крайней мере, приготовить их и расположить в порядке. Закончив эту работу, Аврам расположился рядом, молясь и ожидая наступления вечера. Отметьте: Бог часто подвергает Свой народ долгому ожиданию предназначенных для него утешений для укрепления его веры, но хотя ответ на молитву и исполнение обетований приближаются медленно, в то же время они, несомненно, придут. Лишь в вечернее время явится свет.

II. События, предшествовавшие этому откровению.

1. Крепкий сон напал на Аврама; это был не обычный сон как результат усталости и беспечности, а божественное состояние, подобное тому, которое навел Господь Бог на человека (Быт 2:21), чтобы, лишившись возможности видеть и чувствовать, он мог быть полностью поглощен изучением духовных истин. Двери тела были закрыты, чтобы душа, став более изолированной и независимой, могла действовать более свободно и по собственному усмотрению.

2. Вместе со сном напал на него ужас и мрак великий. Какая мгновенная перемена! Незадолго до этого он успокаивал себя утешениями Божьего завета и пребывал в общении с Ним, а теперь напал на него ужас и мрак великий. Отметьте: чада света не всегда ходят во свете, а иногда оказываются в окружении облаков и мрака. Этот великий мрак, который принес с собой ужас, был предназначен, (1) чтобы погрузить в благоговение дух Аврама и объять его святым страхом, чтобы близость, которую Богу было угодно допустить с ним, не породила пренебрежение. Отметьте: святой страх готовит душу для святой радости, а дух рабства уступил место духу усыновления. Бог вначале ранит, а затем исцеляет, вначале смиряет, а затем возносит (Ис 6:5 и т.д.)

(2) Чтобы послужить образцом для методов, которые Бог использует в общении с его потомками. Вначале они должны быть объяты ужасом и мраком египетского рабства, а затем с радостью войти в землю обетованную. Поэтому Аврам должен был вкусить их страдания, прежде чем увидеть в видении их блаженство.

(3) Чтобы послужить указанием специфичности природы завета, который Бог собирался заключить с Аврамом. Диспенсация Ветхого Завета, которая основывалась на этом завете, была по сути диспенсацией:

[1] Тьмы и неизвестности (2Кор 3:13−14).

[2] Страха и ужаса (Евр 12:18 и далее).

III. Само пророчество. Оно предсказывает следующие события:

1. Страдающее положение потомства Аврама в течение долгого времени (ст. 13). Пусть Аврам не ублажает себя надеждами лишь на славу и процветание своей семьи; нет, он должен был знать о том, во что он медлил верить, — о том, что его потомки будут преследуемы. Отметьте: вначале Бог посылает худшее; вначале мы должны пострадать, а лишь затем царствовать. Он также информирует нас о беде до того, как она приходит, чтобы своим приходом она не удивила нас (Ин 17:4). Эти стихи описывают:

(1) Детали их страданий.

[1] Они будут пришельцами — такими, какими вначале были в Ханаане (Пс 104:12), а затем в Египте. Прежде чем стать владельцами собственной земли, они были пришельцами в земле чужой. Неудобства странствующего положения делают более желанным счастливое поселение. Таким образом наследники небес вначале становятся пришельцами на земле — в том месте, которое им не принадлежит.

[2] Они будут рабами, каковыми были для египтян (Исх 1:13). Обратите внимание, что участь, которой должны были подвергнуться хананеяне (Быт 9:25), на практике стала бедствием потомков Аврама: они были порабощены, но с той разницей, что хананеяне были под проклятием, а евреи под благословением, и наутро праведники будут владычествовать над ними (Пс 48:15).

[3] Они будут страдать. Те, кому они будут служить, будут угнетать их (Исх 1:11). Отметьте: тот, кто благословлен и возлюблен Господом, часто жестоко страдает от нечестивцев. Бог предвидит это и знает об этом.

(2) Длительность их страданий — четыреста лет. Это преследование началось с насмешек, когда Измаил, сын египтянки, начал преследовать Исаака, рожденного по духу (Быт 21:9; Гал 4:29). Оно продолжалось в отталкивании, ибо мерзость для египтян есть хлеб с евреями (Быт 43:32), и в конце концов это привело к истреблению, к самому отвратительному убийству их младенцев. Поэтому это преследование продолжалось приблизительно 400 лет, хотя, в таком крайнем виде, не все это время. Это был длительный период времени, но ограниченный.

2. Суд над врагами потомков Аврама: «Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении, над египтянами» (ст. 14). Здесь подразумеваются казни египетские, которыми Бог не только заставил египтян отпустить Израиль, но и наказал за доставленные им муки. Отметьте:

(1) Хотя Бог может допустить, чтобы преследователи и угнетатели попирали Его народ какое-то время, в то же время Он, безусловно, в конце воздаст им, ибо приходит день его (Пс 36:12−13).

(2) Наказание преследователей — это суд над ними; это праведность Божья и особый акт справедливости, воздающий страдания тем, кто угнетает Его народ. Суд над врагами Церкви — это Божье дело: «Я произведу суд…» Бог может сделать это, ибо Он — Господь; Он сделает это, ибо Он — Бог Своего народа и Он сказал: «Мне отмщение, Я воздам». Поэтому Ему мы должны предоставить суд, чтобы он совершился Его способом и в Его время.

3. Избавление потомков Аврама из Египта. В этих стихах предсказывается великое событие: «…после сего они выйдут с большим имуществом». Бог обещает, (1) что народ сильно умножится и после сего они выйдут, то есть то ли после того, как они будут страдать 400 лет и дни их рабства истекут, то ли после того, как египтяне будут судимы и подвергнутся казням. Лишь после этого они могут ожидать избавления. Отметьте: гибель угнетателей — это искупление угнетенных; они не позволят народу Божьему уйти, пока их не вынудят к этому.

(2) Что они обогатятся: «… они выйдут с большим имуществом»; это пророчество исполнилось (Исх 12:35−36). Бог позаботился, чтобы у них была не только хорошая земля, куда они могли бы пойти, но и достаточно имущества с собой.

4. Их благополучное поселение в Ханаане (ст. 16). Они должны будут не только выйти из Египта, но и возвратятся сюда, в землю Ханаанскую, где сейчас находился Аврам. Приостановка их владения землей не аннулирует их право на нее; так и мы не должны считать утерянными те утешения, которых лишены на время. Причина, на основании которой они не должны были владеть землей обетованной до четвертого поколения, заключалась в том, что мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась. Израиль не мог овладеть Ханааном до тех пор, пока Аморреи не были лишены прав владеть ею, а они в то время еще не созрели для гибели. Праведный Бог решил, что они не должны быть уничтожены, пока их упорство во грехе не будет таким длительным и не достигнет такой глубины порочности, что появится определенная справедливая пропорция между их грехом и их гибелью. Поэтому, пока не наступит это время, потомки Аврама должны воздержаться от владения. Отметьте, (1) что мера греха наполняется постепенно. Тот, кто остается нераскаявшимся на своих порочных путях, собирает себе гнев.

(2) Что мера греха некоторых людей наполняется медленно. Содомляне, которые чрезмерно грешили перед Богом, очень быстро наполнили свою меру. Так же было с иудеями, которые по исповеданию были близки к Богу. Но чаша беззаконий Аморреев долго наполнялась.

(3) Что это является основанием для процветания нечестивцев — чаша их грехов еще не наполнилась. Нечестивцы живут, достигают старости, да и силами крепки, в то время как Бог бережет для детей его несчастье его (Иов 21:7, 19; см. Мф 23:32; Втор 32:34).

5. Мирная, спокойная смерть Аврама до свершения всех этих событий (ст. 15). Он не должен был дожить до того времени, чтобы увидеть эту благодатную землю во владении своей семьи, а ему предстояло умереть, как, впрочем, и жить, пришельцем на ней. И, чтобы сбалансировать это, он не должен был дожить, чтобы увидеть бедствия, обрушившиеся на его потомков, тем более разделить их с ними. Это обещано Иосии (4Цар 22:20). Отметьте: Бог часто проявляет великое благоволение к благочестивым людям, забирая их от грядущего зла (Ис 57:1). Эти слова должны были успокоить Аврама в том, что:

(1) Он отойдет к отцам своим в мире. Отметьте:

[1] Даже друзья и любимцы небес не избегают ударов смерти. Неужели мы больше отца нашего Авраама, который умер (Ин 8:53)?

[2] Хорошие люди умирают охотно, их не призывают и не принуждают, они просто уходят; их души не востребуются, как душа богатого безумца (Лк 12:20), а они с радостью покидают этот мир, так как не собирались здесь жить вечно.

[3] После смерти мы отправляемся к нашим отцам, которые ушли до нас к мертвым (Иов 21:32−33), к нашим благочестивым отцам, которые до нас перешли в состояние блаженства (Евр 12:23). Первая мысль помогает освободиться от ужасов смерти, а последняя вкладывает в нее утешения.

[4] Когда бы ни умер благочестивый, он умирает в мире. Если путь был пройден в благочестии, то конец его — мир (Пс 36:37). Внешний мир до последних дней был обещан Авраму, мир и истина во все дни его, чтобы ни было после (4Цар 20:19); мир с Богом и вечный, постоянный мир всем его потомкам.

(2) Он будет погребен в старости доброй. Возможно, здесь имеется в виду место его погребения, так как ему была обещана земля Ханаанская, а место погребения было первым владением, которое он имел в ней. Он умрет не только в мире, но и в славе; умрет и будет пристойно похоронен; не только умрет в мире, но и в свое время (Иов 5:26). Отметьте:

[1] Преклонный возраст — это благословение. Долголетие обещано в четвертой заповеди; так угодно природе: это открывает великие возможности для деятельности.

[2] Особенно, если старость добрая. Доброй старостью можно назвать преклонный век, во-первых, когда человек стар и здоров, когда он не обременен заботами, в результате которых устал от жизни. Во-вторых, когда человек стар и свят, когда он является давним учеником (Деян 21:16), чья седина находится на пути правды (Притч 16:31), когда он стар и полезен, являясь примером благочестия. Таковые, безусловно, пребывают в старости доброй.

Стихи 17−21. Эти стихи описывают:

I. Утверждение завета (ст. 17). Знамение, которого желал Аврам, было, наконец, получено, когда зашло солнце и наступила тьма, ибо это несомненно была темная диспенсация.

1. Дым как бы из печи символизировал страдания его потомков в Египте. Там они находились в печи железной (Втор 4:20), в горниле страдания (Ис 48:10), трудясь в самом огне. Там они находились в дыму, их глаза застилала тьма, чтобы они не видели конец своих страданий и не могли постичь, что Бог собирается сделать с ними. Облака и тьма окружили их.

2. Пламя огня означает утешение в этом страдании. И это Бог демонстрирует Авраму, в то же время показывая ему дым печи.

(1) Свет означает избавление из печи; их избавление было похоже на горящий светильник (Ис 62:1). Когда Бог спустился, чтобы избавить их, то явился в кусте, который горит огнем, но не сгорает (Исх 3:2).

(2) Светильник означает направление дыма. Их светильником было слово Божье — таким было слово к Авраму; это был свет, сияющий в темном месте. Возможно, этот горящий светильник был прообразом столпа облачного и огненного, в котором пребывал Бог и который вывел их из Египта.

(3) Этот горящий светильник означает гибель их врагов, которые так долго держали их в печи (см. Зах 12:6). То же самое облако, которое освещало путь израильтянам, беспокоило и палило египтян.

3. Когда дым и пламя прошли между рассеченными жертвами, то это подтвердило заключение завета Бога с Аврамом, который теперь получил твердое утешение и полностью убедился в том, что Бог совершит то, что обещал. Возможно, дым и пламя, прошедшие между частями жертв, сожгли и поглотили их, тем самым подтвердив, что жертва совершена и Бог принял ее, как это было с Гедеоном (Суд 6:21), Маноем (Суд 13:19−20) и Соломоном (2Пар 7:1). Здесь подразумевается, (1) что заветы Бога с человеком заключаются с помощью жертвы (Пс 1:5), Христа — великой жертвы; согласия нельзя достичь без искупления.

(2) Когда Бог принимает наши духовные жертвы, то это является знаком грядущих благ и залогом будущих благоволений (см. Суд 13:23). И мы можем знать, что Он принимает наши жертвы, если зажигает в нашей душе святой огонь благочестия и благоговейные чувства.

II. Завет повторяется и объясняется. В тот день, который нельзя забыть, заключил Господь завет с Аврамом, то есть дал ему обещание, сказав: потомству твоему даю Я землю сию (ст. 18). Здесь приводится:

1. Повторное изложение акта дарения. Ранее Бог говорил: «Потомству твоему отдам Я землю сию» (Быт 12:7; Быт 13:15), а теперь Он говорит: «Потомству твоему даю Я землю сию», то есть (1) Я дал тебе обещание, документ на владение запечатлен и передан и не может быть аннулирован. Отметьте: Божьи обетования — это Божьи дары, и к ним именно так нужно относиться.

(2) Право на владение было таким несомненным и переданным в нужное время, словно теперь оно действительно перешло к ним. То, что Бог обещает, так же твердо, словно оно уже исполнено; поэтому и сказано: «Верующий имеет жизнь вечную» (Ин 3:36), ибо он обязательно отправится на небеса, словно он уже там.

2. Подробный перечень того, что даровано, как обычно это делается при дарении земли. Бог четко определяет границы земли, передаваемой соответственно этому документу (ст. 18). А затем, для большей уверенности, как обычно делается в подобных случаях, Он упоминает, в чьем владении эти земли находятся в настоящее время. Перечисляются десять различных народов или племен (ст. 19−21), которые должны быть изгнаны, чтобы освободить место для потомков Аврама. Израильтяне не владели всеми этими странами, когда Бог ввел их в Ханаан; границы их владений обозначены намного уже (Чис 34:2−3 и далее), но (1) во времена Давида и Соломона их полномочия были расширены до самых дальних границ (2Пар 9:26).

(2) Они сами были виноваты в том, что не завладели раньше и не распространили свои владения на все эти территории. Израильтяне лишились этих прав из-за своих грехов, а их личная лень и трусость удержала их от овладения этой землей.

(3) Дарованная земля здесь описывается до самых дальних границ, так как является прообразом небесного наследия, где места достаточно для всех — в доме нашего Отца обителей много. Нынешние же владельцы перечислены для того, чтобы показать, что их количество, сила и долгий перечень не будут препятствием для исполнения этого обетования в нужное время, чтобы возвеличить любовь Бога к Авраму и его потомкам, проявившуюся в дарении одному народу владений многих народов — так драгоценен он был в Его глазах и так почитаем (Ис 43:4).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на Бытие, 15 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.