В этой главе мы возвращаемся к истории Иосифа.

I. Иосиф — слуга и раб в доме Потифара (ст. 1), но тем не менее он находится в огромном почете и благоволении (1) благодаря Божьему провидению, сделавшему его начальствующим (ст. 2−6).

(2) Благодаря благодати Божьей, сделавшей его более чем победителем над сильнейшим искушением к нечистоте (ст. 7−12).

II. Иосиф представлен страдальцем, ложно обвиненным (ст. 13−18) и помещенным в темницу (ст. 19−20); и все же его пребывание в темнице было почетным и достаточно комфортным благодаря проявлениям особого Божьего присутствия с ним (ст. 21−23). Во всем этом Иосиф выступает прообразом Христа, «который принял образ раба» и затем поступал так, что было очевидно, что «Бог был с Ним»; который был искушаем сатаной, но преодолел искушения; который был ложно обвинен и заключен в узы, и тем не менее все было отдано в Его руки.

Стихи 1−6. I. Иосиф куплен (ст. 1). Тот, кто приобрел его, независимо от цены, которую он дал за него, совершил хорошую сделку. Это было лучшим выбором, чем приобретение серебра. У евреев есть поговорка: «В этом мире благочестивый человек ценится дороже жемчуга». Он был продан одному из военачальников фараона, через которого мог бы познакомиться с государственными деятелями и общественной жизнью и таким образом подготовиться к выполнению той роли, которая была ему предназначена. Заметьте:

(1) Бог наверняка, так или иначе, готовит людей к тому, что Он намерен осуществить через них.

(2) Мы должны признать, что божественное провидение действует в жизни даже самых незначительных слуг и в их обителях, чтобы, возможно, привести к осуществлению чего-то великого и значительного.

II. Иосиф благословлен, чрезвычайно благословлен даже в доме, где он служит.

1. Бог способствовал его преуспеванию (ст. 2−3). Возможно, к тому времени дела семьи Потифара значительно ухудшились, но с приходом Иосифа произошли внезапные заметные перемены, отразившиеся на их внешнем виде и состоянии дел. И хотя можно предположить, что вначале его рука касалась незначительных дел, но даже в этом особенно проявлялись его изобретательность и усердие. Его сопровождало особое благословение небес, которое все более проявлялось по мере продвижения по службе. Заметьте:

(1) Тот, кто обладает мудростью и благодатью, имеет то, что невозможно у него отнять, какие бы потери он ни понес. Братья Иосифа лишили его разноцветной одежды, но не могли отнять целомудрия и рассудительности.

(2) Те, кто может разделить нас с друзьями, не могут лишить нас милосердного присутствия нашего Бога. Когда рядом с Иосифом не было никого из родственников, с ним всегда был Бог, даже в доме египтянина. Иосиф был разлучен с братьями, но не с Богом, изгнан из отцовского дома, однако Бог был с ним, и это утешало его.

(3) Божье присутствие с нами приводит к тому, что мы успешны во всем, что делаем. Тот, кто хочет преуспеть, должен сделать Бога своим другом, а кто преуспевает, должен воздать Ему славу.

2. Господин оказал ему предпочтение, постепенно сделав управляющим своего дома (ст. 4). Заметьте:

(1) Усердие и честность — самые надежные и безопасные пути возвышения и процветания. Видел ли ты человека усердного, верного и проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, по крайней мере, не всегда перед простыми.

(2) Тот, кто обладает определенной властью, поступает мудро, поощряя и вовлекая в работу тех, в чьей жизни очевидно Божье присутствие (Пс 100:6). Потифар понимал, что он делает, вручая все в руки Иосифа, потому что осознавал, что в его руках дела будут процветать успешнее, чем под его собственным ведением.

(3) Тот, кто верен в малом, будет поставлен над многим (Мф 25:21). В общении со своими слугами Христос руководствуется этим правилом.

(4) Намного легче господам иметь в подчинении людей, которым можно доверять. Потифар был настолько доволен поведением Иосифа, что не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел (ст. 6). Слуга заботился и хлопотал обо всем имуществе, а господин лишь наслаждался процветанием. Такому примеру следует подражать лишь в том случае, если господин уверен, что имеет хотя бы одного слугу, во всем похожего на Иосифа.

3. Бог благоволил к господину ради Иосифа (ст. 5): Господь благословил дом Египтянина, хотя тот был чужестранцем, не знающим истинного Бога, ради Иосифа, и Потифар, подобно Лавану, вскоре приметил это (Быт 30:27). Заметьте:

(1) Благочестивые люди являются благословением для тех мест, где они обитают. Даже добрые слуги могут быть таковыми, несмотря на их незавидное положение и незначительность.

(2) Преуспевание нечестивых, так или иначе, происходит ради благочестивых людей. В этой истории нечестивая семья благословляется ради одного доброго слуги.

Стихи 7−12. Здесь мы встречаем:

I. Наиболее постыдный пример непристойности и бесстыдства в поведении хозяйки Иосифа — явление весьма позорное для женщины, полностью потерявшей честь и целомудрие. Об этом невозможно ни думать, ни говорить без отвращения. Хорошо, что она была египтянкой. Мы были бы очень смущены, если бы такое бесчестие было найдено в Израиле. Отметьте:

1. Ее грех зародился во взгляде: она обратила взоры на Иосифа (ст. 7), который был красив станом и красив лицем (ст. 6). Поразительная красота, мужская ли, женская, зачастую оказывается опасной сетью для них самих и окружающих, что не позволяет гордиться ею и побуждает к постоянной бдительности против искушения, которое всегда сопровождает ее. Привлекательность обманчива и вводит в заблуждение. У нас есть острая необходимость иметь завет с нашими глазами (Иов 31:1), чтобы они не заразили наше сердце. У хозяйки Иосифа был муж, который должен был быть для нее покрытием ее глаз от всех остальных людей (Быт 20:16).

2. Она была вызывающей и бесстыдной в своей греховности. С бесстыдным и блудным выражением лица она промолвила: спи со мною, уже совершив прелюбодеяние в своем сердце распутным взглядом и непристойным желанием. Заметьте: когда нечистый дух овладевает и владычествует в душе, то человек становится похож на одержимого бесами (Лк 8:27, 29), срываются одеяния скромности и разбиваются на мелкие кусочки узы стыдливости. Когда похоть овладевает разумом, то она ни перед чем не останавливается и ничего не стыдится. Приличие, репутация и совесть приносятся в жертву этому Ваал-Фегору.

3. Она была упорной и неистовой в своем искушении. Чем чаще она получала мотивированный отказ, в той же мере она возобновляла свое подлое обольщение. Она ежедневно говорила Иосифу (ст. 10). Все это было (1) проявлением чрезвычайной порочности, которое открыло, что ее сердце было твердо настроено совершить зло.

(2) Огромным искушением для Иосифа. Во всем этом, вне сомнения, просматривается рука сатаны, который, обнаружив, что не может одолеть его проблемами и трудностями этого мира (потому что в этом Иосиф придерживался своей непорочности), атаковал его нежными и обворожительными наслаждениями. Это нанесло намного больше вреда, чем предыдущие усилия, и поразило тысячи людей.

II. В этой истории отмечен наиболее яркий пример добродетели и твердого целомудрия Иосифа, который благодаря благодати Божьей был способен противостоять и победить искушение. Задумавшись обо всем, можно сказать, что его побег, насколько мне известно, был величайшим примером проявления божественной силы, как и избавление трех отроков из печи огненной.

1. Искушение, которому он подвергся, было очень сильным. Никогда прежде не было такой неистовой атаки на цитадель непорочности, как в этой истории.

(1) Он был искушаем к нечистоте. Если учесть его молодость, красоту, положение неженатого человека и безбедную жизнь в доме господина, то можно было бы предположить, что подобный грех мог его легко захватить и соблазнить.

(2) Искусительницей являлась его госпожа, знатная дама, которой он по долгу службы должен был подчиняться. В его же интересах было угождать ей. Ее благосклонность в наибольшей мере могла бы посодействовать его продвижению по службе и быть средством для достижения наивысшего положения при дворе. С другой стороны, он подвергал себя огромной угрозе, отвергнув ее и сделав своим врагом.

(3) Удобный случай способствует воровству, прелюбодеянию, и в данной ситуации благоприятствовал искушению. Искусительница находилась в том же доме, что и он. По долгу службы он должен быть везде, где она находится, будучи вне всякого подозрения. Никого из членов семьи не было рядом (ст. 11). Казалось, нет никакой опасности, что их возможная связь может быть раскрыта, а если бы это и случилось, то хозяйка выступила бы в его защиту.

(4) К этому следовало добавить назойливость, частую и постоянную, назойливость до такой степени, что однажды, наконец, она насильно схватила его руками.

2. Его противление искушению было весьма смелым, и победа действительно заслуживает уважения. Всемогущая Божья благодать дала возможность преодолеть нападки врага:

(1) Посредством силы здравого смысла. Где бы можно было искать здравый смысл? Вне сомнения, религия одержит верх в подобных исканиях. Он разубеждал ее, основываясь на почтении, которое питал к Богу и своему господину (ст. 8−9).

[1] Он не будет делать зла своему господину и не причинит непоправимый ущерб его чести. Он убеждает в том, насколько добр его господин к нему и каким доверием он наделен. Поэтому Иосиф питает отвращение лишь к самой мысли о том, чтобы отплатить подобным образом человеку, который много раз помогал ему. Заметьте: мы обязаны почитать, быть справедливыми и благодарными тем, кто имеет хорошее мнение и доверяет нам, и никоим образом не причинять им ущерба, даже если это можно сделать тайно. Посмотрите, каким образом он убеждает ее (ст. 9): «Нет больше меня в доме сем, и поэтому я не буду этого делать». Заметьте: тот, кто занимает важное положение, не должен им гордиться, а использовать его как аргумент против греха: «Есть ли кто больше меня? Тогда я отвергну побуждение совершить неблаговидный поступок. Служить низменной похоти — поступок ниже моего достоинства. Я не буду унижаться до такой степени».

[2] Он не будет грешить и против Бога. Это его главный аргумент, которым он укрепляет свое отвращение ко греху. Как же сделаю я? Не только: как я сделаю? Или: как я смею поступить таким образом? Но: как я могу это сделать (англ. пер.)? Id possumus, quod jure possumus — Мы можем делать лишь то, что можем делать законно. Хорошо, когда мы затворяем дверь греху мощным засовом самой невозможностью его свершения. Рожденный от Бога не грешит (1Ин 3:9). Иосиф убеждает себя тремя аргументами. Во-первых, он принимает во внимание, кто подвергался искушению. «Я. Может быть, другие бы воспользовались предоставленной свободой, но Я не могу. Я — израильтянин, имеющий завет с Богом, исповедующий религию и имеющий общение с Ним. Поэтому я не могу поступить подобным образом». Во-вторых, каким грехом он был искушаем: сие великое зло. Другие могут смотреть на это как на незначительный грешок, шалость молодости, но у Иосифа было иное представление об этом. В целом, в какое бы время мы ни подвергались греховному искушению, нам следует принимать во внимание, какое великое зло в нем пребывает. Пусть грех предстанет грехом (Рим 7:13), названным по имени, никогда не умаляйте его. А грех нечистоты должен рассматриваться как великое зло, чрезмерно греховный грех, который причиняет наибольший вред душе. В-третьих, против Кого он был искушаем к согрешению: против Бога. Он говорит: «Как я сделаю это и согрешу не только против своего господина, госпожи, себя, своего тела и души, но и против Бога?» Заметьте: благодатные души видят, что самое худшее в грехе — это то, что он направлен против Бога, Его сущности и владычества, против Его любви и намерений. Поэтому любящие Бога ненавидят грех.

(2) Посредством непоколебимости принятого решения. Божья благодать дала ему возможность преодолеть искушение — он уклонился от искусительницы.

[1] Он не слушался ее, чтобы быть с ней (ст. 10). Заметьте: уберегутся от ущерба те, кто будет хранить себя от злого пути. Оставь его, не ходи по нему. Более того:

[2] когда она ухватилась за него, то он оставил одежду свою в руках ее (ст. 12). Он не стал мешкать, пытаясь вести переговоры с искушением, но убежал от него с чрезмерным отвращением. Он оставил свою одежду, подобно человеку, совершающему побег ради спасения жизни. Заметьте: лучше потерять хорошую одежду, чем добрую совесть.

Стихи 13−18. Госпожа Иосифа, напрасно пытавшаяся сделать из него злоумышленника, теперь стремится представить его таковым, чтобы таким образом отомстить за его целомудрие. Теперь ее любовь превратилась в ярость и злобу. Она делает вид, что не может терпеть его, хотя некоторое время тому назад не могла жить без него. Непорочность и любовь всегда пребудут, хотя ими и пренебрегают. Греховная же любовь (как у Амнона и Фамари) легко превращается в греховную ненависть.

1. Она обвинила его перед домашними (ст. 13−15) и распространила плохие слухи о нем. Возможно, они завидовали его преимуществу в благоволении их господина и его влиянию в доме. Может быть, иногда они были задеты его честностью, которая препятствовала их воровству. Поэтому они были рады услышать что-либо порочащее его и, если возможно, настроить госпожу еще больше против него. Отметьте: говоря о своем муже, она не называет его мужем или господином, но просто он, потому что забыла завет своего Бога, который был между ними. Так, блудница (Притч 7:19) называет своего мужа добрым человеком (англ. пер.). Заметьте: невинность сама по себе не может обезопасить репутацию человека. Не каждый сохранивший чистую совесть может сохранить доброе имя.

2. Она выдвинула обвинения перед его господином, имеющим в своих руках власть наказать его, чего не могли сделать сослуживцы Иосифа (ст. 17−18). Обратите внимание:

(1) какую же неправдоподобную историю она рассказывает, представляя его одежду как доказательство его намерений произвести насилие над ней, в то время как это было ясным доказательством ее насилия над ним. Заметьте: кто преступил все границы скромности, никогда не будет удержан узами истины. Неудивительно, что она, имевшая бесстыдство сказать «ложись со мною», имела наглость утверждать: «Он хотел лечь со мной». Если бы ложь была сказана для покрытия ее преступления, то хотя это весьма плохо, но в какой-то мере извинительно. Однако ее слова были местью за его целомудрие и представляли собой весьма злонамеренную ложь. В то же время ей удается (2) настроить мужа против Иосифа, обвиняя его в том, что он привел этого еврейского слугу в их дом, возможно, впервые вопреки ее мнению. Заметьте: очень часто самых достойных ложно обвиняют в страшнейших преступлениях люди, которые сами являются отпетыми злоумышленниками. Когда случившееся было изложено, кто-то подумал о непорочном Иосифе как об очень плохом человеке, а развратная госпожа предстала целомудренной женщиной. Но хорошо, что грядет день, когда все откроется и все предстанут в истинном свете. Уже не в первый раз одежда Иосифа была использована для ложного свидетельства о нем: прежде был обманут его отец, теперь его господин.

Стихи 19−23. К Иосифу несправедливо относится его господин — он поверил обвинению. То ли Иосиф не осмелился защищаться, поведав истину, что очень сильно повредило бы его госпоже, или, возможно, господин не хотел ничего слышать и ничему верить, но исправить уже ничего нельзя было. Он осужден на пожизненное тюремное заключение (ст. 19−20). Бог удержал гнев Потифара, иначе тот приговорил бы его к смерти. Гнев, который привел Иосифа к заключению, был превращен Богом в славу, для достижения которой божественное провидение распорядилось таким образом, что он был помещен среди заключенных государственного уровня и узников царя. Потифар, по всей видимости, сделал выбор в пользу темницы, потому что это было наихудшим местом, где в железо входит душа (Пс 104:18). Однако Бог замыслил проторить дорогу к его освобождению. Иосиф был помещен в царскую темницу, чтобы быть представленным узникам царя. Заметьте: в тот великий день многие несправедливые заключения в темницу будут свидетельствовать против врагов и преследователей Божьего народа. Наш Господь Иисус, подобно Иосифу, был связан и причислен к разбойникам.

2. Иосиф был признан и оправдан своим Богом, который есть и навеки будет справедливым и могущественным покровителем угнетенной невиновности. Он был вдалеке от друзей и родственников. Их не было рядом с ним, чтобы утешить, послужить ему или похлопотать за него, однако Господь был с Иосифом, и простер к нему милость (ст. 21). Заметьте:

(1) Бог не пренебрегает узниками Своими (Пс 68:34). Никакие ворота или засовы не смогут оградить Божьих детей от благословенного Божьего присутствия, потому что Он обещал им, что никогда не покинет их.

(2) Бог будет присутствовать в темнице с теми, кто, находясь там, будет иметь добрую совесть. Непорочность и честность делает нас подходящими для Божьего благоволения, где бы мы ни находились. Иосиф недолго остается просто заключенным, и скоро с Божьей помощью становится небольшим правителем даже в темнице, под Божьим водительством:

[1] Благодаря благоволению начальника темницы. Бог даровал ему благоволение в очах начальника темницы. Заметьте: Бог может воздвигнуть друзей для Своего народа даже там, где их менее всего ожидаешь. Он может возбудить к ним сострадание даже среди тех, которые пленили их (Пс 105:46).

[2] Благодаря умению Иосифа управлять. Начальник темницы видел, что Бог пребывает с Иосифом и все дела под его руководством процветают. Поэтому он доверил ему управление делами в темнице (ст. 22−23). Заметьте: мудрость и добродетель всегда будут выделяться даже при самых стесненных обстоятельствах. Благочестивый человек будет совершать добро, где бы он ни находился, и будет благословением для других, даже пребывая в узах и изгнании. Как свидетельствует апостол Павел, Дух Господень не может быть ограничен или изгнан (Флп 1:12−13).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на Бытие, 39 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.