С женитьбой и похоронами связаны перемены в семьях, они же становятся темой для новостей, которые чаще всего обсуждают жители селений. Предыдущая глава повествовала о том, как Авраам хоронил Сарру, в этой главе речь пойдет о женитьбе его сына. Данные истории, касающиеся семьи Авраама, с их подробным описанием обстоятельств многократно предавались из уст в уста, тогда как истории царств, существовавших в мире в то время, с их переворотами и потрясениями преданы забвению, ибо только Господь знает — кто Его. Привязка женитьбы Исаака к погребению Сарры (конкретное упоминание — в ст. 67) показывает нам, что «одно поколение уходит, другое приходит»; оба события имеют отношение как к особенностям человеческого естества, так и к завету, и таким образом данная связь не прерывается. В этой главе:

(I) Авраам заботится о том, чтобы женить сына, и дает соответствующее поручение своему рабу (ст. 1−9).

(II) Путешествие раба в страну Авраама в поисках невесты для младшего господина среди его родственников (ст. 10−14).

(III) Провидение помогло рабу встретить Ревекку, отцом которой был двоюродный брат Исаака (ст. 15−28).

(IV) Переговоры с родными Ревекки о бракосочетании (ст. 29−49).

(V) Согласие получено (ст. 50−60).

(VI) Счастливая встреча и брак Исаака и Ревекки (ст. 61−67).

Стихи 1−9. Здесь мы можем отметить три момента, касающиеся Авраама:

I. Забота о том, чтобы сын женился, причем хорошо. Самое время подумать об этом сейчас — Исааку уже около сорока лет, а предки его обычно женились в тридцать или даже раньше (Быт 11:14, 18, 22, 24). Авраам верил обетованию об умножении своей семьи, поэтому не торопился, но делал все с надлежащей скоростью. Подумать о женитьбе сына именно сейчас его побудили два соображения (ст. 1):

(1) Вероятно, Авраам сам вскоре покинет этот мир, ибо он был уже стар и в летах преклонных. Увидеть перед смертью, что сын устроен, стало бы для него утешением.

(2) Авраам оставлял неплохое состояние, ибо Господь благословил Авраама всем, а благословение от Господа делает богатым. Важно отметить, что вера и благочестие не мало способствуют внешнему процветанию. Праведная забота Авраама о сыне состояла в том:

[1] Чтобы тот взял в жены не дочь хананейскую, а девушку из родственников. Авраам видел, что хананеи все больше и больше скатываются к нечестию, и знал по откровению, что этот народ обречен на гибель, поэтому не хотел, чтобы его сын женился среди них, дабы они не стали сетью для его души или по крайней мере не запятнали его имя.

[2] Чтобы сам Исаак не покидал земли Ханаана даже в поисках жены среди родственников, дабы у него не появилось искушение обосноваться там. Данное предостережение звучит в ст. 6 и повторяется в ст. 8: «…не возвращай сына моего туда, что бы ни случилось. Пусть лучше у него совсем не будет жены, чем он подвергнется такому искушению». Заметьте, родители, заботясь о будущем своих детей, должны тщательно позаботиться о благосостоянии их душ и убедиться в том, что они на правильном пути к небу. Тот, кто благодатью избежал скверны мира, куда влекут похоти, и соответственно воспитал своих детей, должен с особым вниманием отнестись ко всему, в чем дети могут запутаться и чем быть побеждены (2Пет 2:20). Смотрите, чтобы не возвратить их туда (Евр 1:15).

II. Поручение, данное Авраамом доброму рабу, вероятно, Елиезеру из Дамаска, о поведении которого, верности и любви к патриарху и его семье Авраам знал уже много лет. Именно ему, а не самому Исааку он поручил это важное дело, ибо не хотел, чтобы родной сын отправлялся в ту страну, но чтобы сочетался там браком при посредничестве доверенного лица; и никто другой так не подходил на роль доверенного лица, как этот распорядитель в доме его. Договор между господином и рабом заключается с большой долей ответственности и серьезности.

(1) Раб должен связать себя клятвой, что сделает все, что в его силах, дабы привести Исааку жену из числа его родственников (ст. 2−4). Авраам призывает раба дать соответствующее обещание для собственного утешения и гарантии того, что раб его приложит все свое усердие, дабы выполнить сие поручение. Подобным же образом и Господь побуждает Своих рабов дать обет быть прилежными в служении, ибо, связав себя клятвой, верующие не могут не исполнять его. В данном случае вся честь принадлежит вечному Богу; ибо Ему и только Ему надлежит присягать. Существует мнение, что в данной ситуации участники соглашения отдают должное завету об обрезании, ибо здесь раб кладет руку под стегно Авраама. Важно отметить, что присяга, имеющая отношение не к церкви, а к обычаям, принятым в человеческом обществе, должна даваться в соответствии с правилами и традициями страны, в которой мы живем.

(2) Раб должен четко представлять, в чем именно он клянется, на тот случай, если, сделав все от него зависящее, он не добьется успеха. Он предусмотрительно оговаривает условие (ст. 5) на случай, если женщина не захочет идти с ним. И Авраам принимает данное исключение (ст. 8). Важно отметить, что давать обеты следует с большой осторожностью и просто необходимо правильно понимать, в чем состоит клятва и какими условиями она ограничена, ибо сеть для человека — поспешно давать обет, и после обета обдумывать, что, несомненно, следовало сделать раньше.

III. Уверенность Авраама в Господе, который, и патриарх в этом не сомневается, поможет его рабу преуспеть в данном предприятии (ст. 7). Авраам памятует о том, что Бог дивным образом вывел его из земли рождения могучим зовом Своей благодати, поэтому и не сомневается — Всевышний поможет не допустить возвращения туда его сына. Он также помнит, что Господь обещал и подтвердил обетование о том, что даст Ханаан семени Авраама, отсюда можно сделать вывод, что Господу было угодно оценить старания патриарха найти сыну пару не среди тех преданных народов, но жену, которой подобает стать матерью такового семени. «Не бойся, Он пошлет Ангела Своего пред тобою, дабы тебе преуспеть на твоем пути». Следует заметить:

(1) тот, кто добросовестно исполняет свой долг и руководствуется в своих планах и предприятиях принципами религии, имеет веские основания надеяться на их успех и процветание. Господь сделает так, что в результате мы обретем позитивный опыт, в котором искренне стремимся прославить Его.

(2) Божьих обетований и нашего собственного опыта достаточно, дабы вдохновить нас полагаться и уповать на Всевышнего во всех делах в этой жизни.

(3) Божьи ангелы — служебные духи, посланные не только защищать, но и вести наследников обетования (Евр 1:14). «Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты преуспеешь».

Стихи 10−28. Теперь на передний план выходит раб Авраама; и хотя имя его не названо, ему посвящена значительная часть повествования; кроме того, его пример достоин подражания, ибо будет в чести всякий раб, верно служащий Богу и своему господину, украшая тем самым учение Христово (ср. Притч 27:18 и Тит 2:10); ибо нет лицеприятия у Бога (Кол 3:24−25). Добрый раб, сознательно относящийся к своим обязанностям, исполняющий их во страхе Господнем, даже если не становится важной персоной в этом мире и не получает похвалы от людей, будет признан и принят Всевышним, от Него же примет и похвалу. Здесь обратите внимание:

I. Как раб доказал свою верность Аврааму. Получив от своего господина поручение, он незамедлительно отправился в путь, взяв с собой все, что в таких случаях подобает, учитывая предстоящую ему миссию: в руках у него были также всякие сокровища господина его (ст. 10), то есть опись или перечень таковых, дабы он мог показать их людям, с которыми надлежало вести переговоры; ибо от начала и до конца верный раб в первую очередь заботился о чести своего господина. Поскольку Исаак служит прообразом Христа, существует мнение, что история о том, как раб Авраама привел ему жену, символизирует обручение Церкви, совершаемое служителями Господа. Церковь — невеста, жена Агнца (Откр 21:9). Христос — жених, а служители — друзья жениха, чья миссия заключается в том, чтобы убедить души обручиться со Христом (2Кор 11:2). Жена Христа должна быть не из Хананеев, но из родственников, рожденных свыше. Служителям, подобно рабу Авраама, надлежит приложить все усилия и со всякой мудростью и тщательностью служить интересам своего Господина в этом деле.

II. Как преданно раб Авраама в исполнении данного поручения полагается на Всевышнего. Так поступал весь дом Авраама, которому патриарх заповедал ходить путем Господним (Быт 18:19). Верный слуга прибыл под вечер (после многих дней путешествия) к месту назначения и расположился у колодезя, размышляя о том, как ему наилучшим образом справиться с делом. При этом 1. Он признает Бога, обращаясь к Нему с особой молитвой (ст. 12−14), в которой (1) просит об успехе и благополучии порученного ему дела: пошли ее сегодня навстречу мне. Обратите внимание: когда мы предаем свои предприятия под руководство и попечение Божьего провидения, нам позволено выражать свои пожелания конкретно. Тот, кто хочет преуспеть, должен молиться об этом: сегодня, в этом деле. Нам надлежит во всех своих путях признавать Всевышнего таким образом (Притч 3:6). И если мы обращаем к Господу взор во всяком предприятии, о котором печемся, то обретем утешение, зная, что исполнили свой долг, каким бы ни был исход.

(2) Он ссылается на завет Бога с его господином Авраамом: Господи, Боже господина моего Авраама…сотвори милость с господином моим. Следует заметить, что рабы хороших господ, подобно детям хороших родителей, имеют особое воодушевление в молитвах к Господу об успехе и благополучии.

(3) Он просит дать ему знамение (ст. 14) не для того, чтобы ограничить Господа условиями, равно как и не с намерением отказаться от дальнейших попыток продолжить дело, если не встретит благосклонности; но здесь звучит мольба о том:

[1] Чтобы Бог послал его молодому господину хорошую жену, и это обоснованная молитва. Раб знал, что разумная жена — от Господа (Притч 19:14), и именно за это с него спросят. Он желает, чтобы его хозяину досталась прилежная и смиренная жена, приученная заботиться и трудиться, готовая приложить руку к любому делу, которое необходимо выполнить; чтобы она была учтивой и милосердной к странникам. Отправившись на поиски жены для своего господина, раб пошел не в игорный дом и не в парк и не стал молиться, чтобы найти кого-нибудь в этих местах, но остановился у колодезя воды в ожидании трудолюбивой девушки.

[2] Чтобы Господь просто и понятно явил Свою волю в этом деле, обратив стечение обстоятельств ему на пользу. Следует отметить, что, во-первых, благочестивый человек находит утешение и верит в то, что Божье провидение распространяется даже на мельчайшие обстоятельства и достойным восхищения образом заставляет их служить целям Всевышнего. Все, что происходит с нами, — в руках Господа, и не только события сами по себе, но и время, когда они имеют место. Во-вторых, мы поступаем мудро, если во всех своих делах следуем за провидением, и неразумно — если пытаемся его преодолеть. В-третьих, весьма желательно и вполне обоснованно, чтобы, взяв волю Всевышнего за руководство к действию, мы молили Господа в провидении Своем давать нам подсказки, направляя нас по пути служения и приоткрывая нам Свою волю. Именно так Бог руководит Своим народом, и око Его над ним (Пс 31:8), и наставляет на стезю правды (Пс 26:11).

2. Господь признает Авраамова раба Своим, явив ему особое провидение. Положил намерение, и оно состоялось (Иов 22:28). Рабу воздалось по вере его. Ответ на молитву был (1) незамедлительным — еще не перестал он говорить (ст. 15), как написано: «…они еще будут говорить, и Я уже услышу» (Ис 65:24). Невзирая на то, что мы медлим молиться, Господь спешит услышать молитвы.

(2) Достаточным: первая девушка, пришедшая набрать воды, во всех отношениях пришлась ему по сердцу.

[1] Она обладала всеми необходимыми качествами и соответствовала тем пожеланиям, которые раб Авраама имел в отношении будущей жены молодого господина: красивая и здоровая, смиренная и прилежная, очень вежливая и любезная по отношению к страннику, она имела все черты доброго нрава. Придя к колодезю (ст. 16), она спустилась к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх, отнести его домой. Ревекка не остановилась поглазеть на незнакомца с его верблюдами, но думала только о своем деле и не отвлеклась бы от него, если бы не возможность сделать добро. В разговор девушка вступила без излишнего любопытства и самоуверенности, но скромно ответила на просьбу, соблюдая приличествующие женщине правила этикета. Мы живем в век тотального извращения, когда во всех своих проявлениях выступают гордыня, распутство и праздность — качества, противоположные характеру Ревекки. Как мало среди нас ее истинных дочерей! Присущие Ревекке достоинства были в чести тогда, теперь же они презираемы.

[2] Провидение распорядилось таким образом, что девушка идеально ответила знамению, о котором просил Авраамов раб. Как это ни дивно, пред ним предстала точная копия той, что соответствовала его предположениям: она не только дала ему пить, но и, превосходя все ожидания, предложила свою помощь и напоила верблюдов, что было основным моментом знамения. Следует отметить, что, во-первых, Господь, в Своем провидении, подчас самым дивным образом принимает молитву веры и с избытком исполняет скромные желания Своего молящегося народа даже в малом, дабы явить верующим Свою заботу во всей ее полноте и вдохновить их во всякое время искать Его и полагаться на Него. Однако нам следует остерегаться излишней самонадеянности в изложении своих желаний Богу, дабы не ослабить собственную веру, вместо того чтобы укрепить. Во-вторых, при всякой возможности следует проявлять такие черты характера, как смирение, учтивость и милосердие, ибо подчас они приносят нам чести и пользы больше, чем мы могли себе представить. Ибо некоторые таким образом, не зная, оказали гостеприимство ангелам, а Ревекка, сверх всех своих ожиданий в то время, стала причастной к рождению Христа и к Завету. В-третьих, порой то, что стоит нам совсем дешево, являет собой большую любезность: наш Спаситель обещал награду за чашу холодной воды (Мф 10:42). В-четвертых, нам надлежит непрестанно изумляться, с благодарностью и славословием Господу наблюдать события провидения и сопутствующие им обстоятельства ради дальнейшего успеха наших дел: человек тот смотрел на нее с изумлением (ст. 21). Мы сами себя обкрадываем, как в служении, так и в утешении, если пренебрегаем наблюдать за провидением.

[3] Осведомившись, раб Авраама, к своему глубокому удовлетворению, узнал, что девушка состояла в близком родстве с его господином, происходила из достойной семьи, которая способна оказать ему гостеприимство (ст. 23−25). Следует отметить, что подчас провидение дивным образом направляет того, кто с верою и молитвою ищет водительства с небес, в избранное общество подходящих напарников: счастливые браки, как правило, заключаются в страхе Божьем, и мы уверены, что таковые заключаются на небесах.

3. Авраамов раб признает Господа особым благодарением. Сначала он выражает Ревекке признательность за оказанную ему любезность (ст. 22), подарив в благодарность наряд и украшения, которые девушка, а невеста в особенности, не забудет (Иер 2:32), но которые, надо полагать, не очень подходят для того, чтобы черпать в них воду из колодезя; однако серьги и браслеты, которые она иногда носила, не побуждали ее свысока относиться к труду добродетельной женщины, которая с охотою работает своими руками (Притч 31:13), или пренебрегать обязанностями ребенка, который, доколе в детстве, ничем не отличается от раба (Гал 4:1). После этого изумление Авраамова раба (ст. 21) сменяется поклонением Всевышнему: «…благословен Господь Бог господина моего Авраама» (ст. 26−27). Здесь обратите внимание:

(1) Ранее раб молился, чтобы Бог послал девушку ему навстречу (ст. 12), теперь, встретив ее, — благодарит Господа. Следует заметить: то, чего мы достигаем молитвою, должно быть облачено во хвалу Всевышнему, ибо милости, ниспосланные нам в ответ на молитву, накладывают на нас определенные обязательства.

(2) Сейчас у раба всего лишь утешительная перспектива милости и он не знает точно, чем все обернется, тем не менее благодарит Господа. Следует заметить: когда на нас нисходят Божьи благодати, мы должны встречать их хвалою.

(3) Раб благословляет Господа за успех, ведя переговоры от имени своего господина. Следует заметить, что мы должны быть благодарны за милости, ниспосланные нашим друзьям, как за свои собственные.

(4) Авраамов раб благодарит Господа за то, что Он вел его, когда, находясь в пути, тот затруднялся в выборе курса следования. Следует отметить: когда мы сомневаемся, для нас — большое утешение видеть, что Господь ведет нас, подобно тому как Он вел Израиля в пустыне столпом облачным и столпом огненным.

(5) Авраамов раб считает, что ему крупно повезло, и знает, что обязан Богу тем, что Он привел его к дому брата господина, брата, который, хотя и вышел из Ура Халдейского, до Ханаана не дошел, но остался в Харране. Семья Авраамова брата не служила идолам, но поклонялась истинному Богу, будучи расположенной к религии семьи Авраама. Заметьте: следует признать, что Господь помогает родственным душам находить друг друга, особенно — единомышленникам в религии.

(6) Авраамов раб признает, что в данном случае Господь не оставил его господина милостью Своею и истиною Своею. Всевышний обещал созидать семью Авраама, хотя долгое время казалось, что Авраам оставлен без преимуществ данного обетования. Теперь же провидение работает над его исполнением. Следует отметить:

[1] Верные Божии, даже если они совершенно лишены мирских благ, никогда не будут оставлены Божьей милостью и истиной. Ибо милость Всевышнего — неисчерпаемый источник, а истина Его — непоколебимое основание.

[2] Утешение от любого благословения многократно усиливается, если верующий видит в нем постоянство Божьей милости и истины.

Стихи 29−53. Здесь мы читаем о заключении брака между Исааком и Ревеккой. Повествование об этом событии довольно длинное и детальное до мельчайших подробностей, чего, надо полагать, можно было бы и избежать, учитывая тот факт, что другие важные события и истины (например, информация о Мелхиседеке) изложены в нескольких словах. Таким образом Господь утаивает любопытные моменты от мудрых и разумных, открывая младенцам обычные вещи, приспосабливая таковые к уровню их восприятия (Мф 11:25), а также истины, которые юродством проповеди спасают верующих (1Кор 1:21). Таким образом и нас Господь наставляет обращать внимание на Божье провидение в обычных событиях человеческой жизни и в них тоже проявлять благоразумие и другие достоинства. Ибо Писание предназначено не только для философов и государственных деятелей, но для нас всех, дабы сделать нас мудрее и добродетельнее в поступках и в отношениях с ближними. Здесь:

I. Родственники Ревекки оказывают Авраамову рабу весьма радушный прием. Брат девушки Лаван выходит ему навстречу, чтобы пригласить и провести в дом, но не раньше, чем он увидел серьгу и запястья на руках у сестры своей (ст. 30). Должно быть, Лаван подумал: «Вот человек, от которого можно что-либо получить, богатый и щедрый. Мы непременно должны пригласить его!» Из того, что мы знаем о характере Лавана, судя по истории, описанной далее, можно предположить, что он не был бы столь великодушным, не надейся получить от своего гостеприимства доход; впрочем, именно так и случилось (ст. 53). Следует заметить: подарок у человека дает ему простор (Притч 18:17), куда ни обратится он, успеет (Притч 17:8).

(1) Приглашение было любезным: войди, благословенный Господом (ст. 31). Хозяева увидели, что человек он богатый, поэтому и произнесли, обращаясь к нему «благословенный Господом», или, возможно, по тому, что они услышали от Ревекки (ст. 28), или же на основании благословенных слов, сошедших с уст того человека, они сделали вывод, что он благочестив, а посему — благословенный Господом. Следует отметить, что нам надлежит с радостью принимать благословенных Господом. Настоящее благо — признавать тех, кого признает Сам Господь.

(2) Прием был радушным (ст. 32−33). И в доме, и в хлеву имелось все необходимое, и Авраамову рабу позволили пользоваться и тем и другим. Особо позаботились о верблюдах, ибо праведный печется и о жизни скота своего (Притч 12:10). Если вол знает своего хозяина, чтобы служить ему, то и хозяин должен знать своего вола, чтобы давать ему надлежащий уход и пищу.

II. Авраамов раб полностью излагает суть своего поручения и выказывает всякое почтение родственникам Ревекки, дабы расположить их к положительному ответу. Обратите внимание:

1. Насколько целеустремленным он был в своем деле. Несмотря на длительность путешествия и хороший прием в доме, Авраамов раб говорит: «…не стану есть, доколе не скажу дела своего» (ст. 33). Следует заметить: выполнение работы и исполнение долга, пред Богом ли, перед людьми ли, должно ставиться нами выше необходимой нам еды, ибо сие есть пища нашего Спасителя (Ин 4:34).

2. Насколько искусным он был в своем деле. Авраамов раб показал в нем благоразумие и порядочность, верность своему господину, пославшему его с этим поручением, и справедливость по отношению к людям, с которыми он ведет переговоры сейчас.

(1) Вкратце он описывает состояние семьи своего господина (ст. 34−36). Авраамову рабу были рады и раньше, но теперь, когда он произнес: «я раб Авраамов», надо полагать, радость удвоилась. Имя Авраама, вне всякого сомнения, было в этом доме хорошо известно и почитаемо, и мы вправе предположить, что по большому счету родственники не оставались в неведении относительно его состояния, ибо сам Авраам знал об их состоянии (Быт 22:20−24). Для усиления своего предложения Авраамов раб упоминает две вещи:

[1] То, что его господин по Божьему благословению обладает весьма хорошим имением.

[2] И что все оно перейдет к Исааку, о котором он в данное время и ходатайствует.

(2) Описывает поручение, данное ему господином, — привести его сыну жену из родственников, на что есть основания (ст. 37−38). Так рассказчик наводит своих слушателей на приятную мысль о том, что, хотя Авраам и ушел в страну довольно дальнюю, он хранит воспоминания о родственниках, оставшихся здесь, и относится к ним с почтением. Самая возвышенная любовь к Господу не должна лишить нас вполне естественных чувств. Кроме того, Авраамов раб отклоняет возможное возражение о том, что, если бы Исаак был достойным женихом, ему не пришлось бы искать жену так далеко: почему бы ему не жениться ближе к дому? «На то есть веская причина, чтобы сын моего господина не вступал в брак с жительницей Ханаана». Далее Авраамов раб приводит аргументы в пользу своего предложения:

[1] По вере Авраама это предприятие должно иметь успех (ст. 40). Воодушевлением патриарху служило свидетельство собственной совести в том, что он ходил пред Богом, проявляя постоянство в святом образе жизни, на основании чего предполагал, что Господь поможет его преуспеванию. Возможно, он ссылается на завет, который Бог с ним заключил: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною…» (Быт 17:1). Поэтому Авраам и сказал: «Господь, пред лицем Которого я хожу, пошлет с тобою Ангела Своего…» Следует заметить, что, сознательно соблюдая условия завета со своей стороны, мы вправе рассчитывать на блага, сопряженные с исполнением Богом условий с Его стороны; нам следует научиться применять общие обетования к частным случаям, как в данной ситуации.

[2] Проявленная им забота, чтобы родственники девушки имели право выбора между согласием или отказом, дабы не навлечь вины за клятвопреступление (ст. 30−41); поступая так, Авраамов раб доказал, что он предусмотрительный человек, проявляющий особую заботу о том, чтобы согласие родственников не было принудительным: либо добровольное, либо полный отказ.

(3) Он повествует о дивном стечении обстоятельств, предваряя предложение и помогая слушающим увидеть в нем перст Божий. Раб рассказывает:

[1] Как молился о знамении (ст. 42−44). Следует заметить, что правильно поступает тот, кто молитвой привлекает к своему делу Всевышнего.

[2] Как Господь ответил на молитву самым буквальным образом. Авраамов раб говорил лишь в уме своем (ст. 45), о чем он упоминает, наверное, для того, чтобы слушающие не заподозрили, что Ревекка могла услышать молитву и умышленно подыграть. Поэтому он говорит: «Нет, я произносил ее лишь в уме, так что услышать ее не мог никто, кроме Бога, для которого мысль — как слово и от которого пришел ответ» (ст. 46−47).

[3] Как он тотчас же увидел в этом благость к нему Всевышнего, Который прямым путем привел его, как он сам об этом говорит. Следует заметить, что Божий путь всегда прямой (Пс 106:7), и правильно идет тот, кого ведет Господь.

(4) Он поступает справедливо, предоставив дело родственникам Ревекки на рассмотрение и ожидая их решения: «…намерены ли вы оказать милость и правду господину моему и сделать ему благо: не будете ли вы так добры принять предложение, тогда я получу то, за чем пришел; если же — нет, то не держите меня в неведении» (ст. 49). Следует заметить, что тот, кто поступает справедливо, вправе ожидать и к себе справедливого отношения.

(5) Авраамовы родственники охотно и с радостью принимают предложение, основываясь на весьма разумном принципе: «от Господа пришло это дело, так было угодно провидению, и мы не можем сказать что-либо против» (ст. 50). Они не возражают ни против удаленности места, ни против того, что Авраам оставил их, ни против того, что Авраам не владеет землей, а только движимым имуществом: они не подвергают сомнению истинность слов этого человека, но [1] верят в его порядочность. Если бы только честность так преобладала у людей всегда и везде и доверие слову человека было бы не только проявлением благого нрава, но и просто благоразумным поступком!

[2] Еще больше они доверяют провидению Всевышнего и поэтому молчанием выражают свое согласие, ибо все говорит в пользу руководства данным предприятием со стороны Безмерной Мудрости. Следует заметить, что супружество, вероятнее всего, будет счастливым, если оно от Господа.

(6) Авраамов раб с благодарностью выражает свою признательность за успех дела [1] Богу: поклонился Господу до земли (ст. 52). Обратите внимание: во-первых, по мере умножения успеха он продолжал благословлять Господа. Тот, кто молится непрестанно, должен за все благодарить и видеть Бога в каждой малой милости. Во-вторых, Господь послал перед ним Своего Ангела, даровав тем самым ему успех (ст. 7, 40). Но, обретя желанный успех, Авраамов раб благодарит Бога, а не Ангела. Какими бы благами мы ни располагали благодаря служению ангелов, всю славу надлежит воздавать Господу ангелов (Откр 22:9).

[2] Отдает дань уважения также и семье, в особенности — невесте (ст. 53). Он одарил девушку, ее мать и брата множеством драгоценностей, как для того, чтобы подтвердить истинность богатства и щедрости своего господина, так и в знак благодарности за оказанную ему любезность, а также, чтобы снискать у родственников Авраама еще большее доверие.

Стихи 54−61. Здесь речь идет о том, как Ревекка покидает отчий дом:

1. Раб Авраама настаивает на том, чтобы их отпустили. Несмотря на то что его и людей, бывших с ним, радушно принимали и чувствовали они себя прекрасно, он говорит: «отпустите меня» (ст. 54) и повторяет это снова (ст. 56). Раб знает, что господин с нетерпением ждет его дома; там у него есть обязанности и его отсутствие ощущается, и поэтому, будучи человеком, который предпочитает работу развлечениям, он торопится домой. Следует заметить, что ни медлительность, ни праздношатание никоим образом не приличествуют мудрому и благочестивому человеку. Уезжая по делам из дому, мы не должны затягивать с возвращением к делам, которые предстоит сделать дома, оставаться вдали нужно ровно столько, сколько того требуют дела; ибо как птица, покинувшая гнездо свое, так человек, покинувший место свое (Притч 27:8).

2. Родственники Ревекки, испытывая к ней вполне естественные чувства и выражая доброту, проявление которой в подобной ситуации — обычное явление, просят, чтобы ее оставили на некоторое время побыть с ними (ст. 55). Им тяжело думать о столь внезапном расставании с девушкой, в особенности если учесть, что отправится она очень далеко, и маловероятно, что они когда-либо увидятся снова: «…пусть побудет с нами девица дней хотя десять…»; данная просьба звучит столь же обоснованно, сколь и чтение между строк, которое между тем делает ее неразумной: «год, хотя бы месяцев десять». Родственники дали согласие на брак, тем не менее не желают с ней расставаться. Следует заметить, что здесь мы имеем дело с проявлением суетности этого мира, в котором нет ничего совершенного, но все имеет примесь. «Nulla est sincera voluptas — Радости без примеси не существует». Семья обрадовалась тому, что нашла своей дочери достойную партию, тем не менее, когда настал момент прощания, родственники отпускают девушку весьма неохотно.

3. Ревекка сама решила исход дела. Именно к ней обратились родственники, как и надлежало поступить: призовем девицу (которая в скромном безмолвии удалилась в свои покои) и спросим, что она скажет (ст. 57). Следует заметить, что дети не должны вступать в брак без согласия своих родителей, равно как и родители не должны женить детей против их воли. Прежде чем решение принято: «спросим, что скажет девица», ибо она — главная заинтересованная сторона, поэтому в первую очередь спрашивать нужно ее. Ревекка не просто согласилась отправиться в путь, но готова отправиться немедленно: «пойду» (ст. 58). Мы вправе надеяться, что девушка обратила внимание на благочестие и набожность Авраамова раба, что побудило ее отдать предпочтение религии и благочестию семьи, в которую она отправлялась, и даже заставило поторопиться туда, забыв близких и отчий дом, где религии не отводилось господствующее место.

4. Итак, девушку отправили с Авраамовым рабом. Можно предположить, что это случилось не на следующий же день, но довольно скоро: близкие понимают, что она сама очень положительно относится к отъезду, поэтому отпускают ее [1] с подходящим сопровождением — кормилицей (ст. 59) и служанками (ст. 61). Тогда, похоже, Ревекка ходила черпать воду из колодезя не потому, что в ее распоряжении не было слуг, а потому что находила радость в смиренном труде. Теперь, когда девушка отправляется с незнакомыми, ей подобает взять с собою тех, с кем она хорошо знакома. Здесь ничего не говорится о ее приданом. Личные достоинства Ревекки были ее приданым, она больше ни в чем не нуждалась; не шла о приданом речь и во время переговоров о бракосочетании.

[2] С наилучшими пожеланиями: и благословили Ревекку (ст. 60). Следует заметить: когда в жизни наших близких происходят перемены, нам надлежит в молитве просить для них благословений и благодати Всевышнего. Теперь, когда Ревекка готовилась стать женой, родственники молились, чтобы она стала матерью многочисленного и победоносного потомства. Возможно, Авраамов раб рассказал о недавнем обетовании Господа Аврааму, с которым его господин, вероятно, ознакомил своих домашних: «…умножая умножу семя твое, как звезды небесные…и овладеет семя твое городами врагов своих» (Быт 22:17); именно это обетование имели в виду родственники Ревекки: «да родится от тебя это семя».

Стихи 62−67. В конечном счете Исаак и Ревекка благополучно встретились. Обратите внимание:

I. Исаак увидел Ревекку, когда был занят делом: при наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, или помолиться (ст. 62−63). Существует мнение, что приблизительно в это время он ждал возвращения своих рабов и специально вышел их встретить. Однако более похоже на то, что Исаак вышел с иной целью: воспользовавшись преимуществами тихого вечера и безлюдного поля, поразмышлять и помолиться — святое занятие, которое дает нам возможность побеседовать с Господом и собственным сердцем. Следует заметить:

(1) Святые души любят уединение. Нам полезно как можно чаще оставаться одним, гулять в одиночестве и сидеть в одиночестве; и если мы обладаем навыками максимального использования преимуществ уединения, то обнаружим, что уединение отнюдь не равнозначно одиночеству.

(2) Размышление и молитвы должны быть не только нашим делом, но и нашей радостью, когда пребываем в уединении. Нам предстоит многое познать: Бога, Христа, небо, а также позаботиться о гарантиях наследования последнего, поэтому нам не нужно изобретать иных тем для размышления и молитвы, которые, когда идут вместе, взаимно поддерживают друг друга.

(3) Наши прогулки в поле по-настоящему приятны, если во время таковых мы посвящаем себя размышлениям и молитве. Там нам открывается свободный и открытый вид на небо над головой и землю вокруг, на воинства и богатство и того, и другой, созерцание которых побуждает думать о Создателе и Владыке всего сущего.

(4) Время вечерней молитвы и поклонения должно давать нам отдых и усладу, приносить облегчение от утомления после забот и дел дня и подготовить нас для сна и покоя в ночи.

(5) Обстоятельства, дарованные милостью провидения, лишь тогда вдвойне приятны, когда находят нас занятыми и идущими по пути исполнения долга. Существует мнение, что Исаак в то время молился за успех данного предприятия и размышлял о нем, что действительно могло укрепить его упование на Господа в этом деле. И устроившись в своей, образно говоря, сторожевой башне, дабы наблюдать, подобно пророку (Авв 2:1), что скажет ему Господь, увидел: вот, идут верблюды. Подчас Господь ниспосылает милость, о которой молятся, сразу же (Деян 12:12).

II. Ревекка, встретившись с Исааком, вела себя весьма благопристойно: понимая, кто он, она спустилась с верблюда (ст. 64), взяла покрывало и покрылась (ст. 65), показывая смирение, скромность и подчинение. Она не упрекнула Исаака в том, что он сам не приехал за ней или, по крайней мере, не вышел навстречу за один-два дня пути, не жаловалась ни на утомительность путешествия, ни на тяжесть расставания с близкими и переезд в совершенно незнакомое место, но, увидев, что перед ней в этом деле идет провидение, она с радостью приноравливается к своему новому родственнику. Тот, кто верою обручается со Христом и будет представлен ему непорочной девой, должен, по Его примеру, смириться, подобно Ревекке, которая, увидев Исаака стоящим, спустилась на ноги, и подчинить себя Тому, кто является Главой (Еф 5:24), как Ревекка, покрывшая себя покрывалом в знак покорности (1Кор 11:10).

III. Исаак и Ревекка соединили свои судьбы (вероятно, тому предшествовал период более полного узнавания друг друга) ко взаимному утешению (ст. 67). Здесь обратите внимание:

(1) Каким любящим сыном по отношению к своей матери был Исаак: прошло около трех лет после ее смерти, но вплоть до этого момента он все еще не утешился. Рана, нанесенная его нежному духу этим горем, кровоточила так долго и не заживала до тех пор, пока Господь не даровал ему новую родственную связь. Так несчастья и блага уравновешивают друг друга (Еккл 7:14), поддерживая чашу весов на одном уровне.

(2) Каким любящим мужем он был по отношению к своей жене. Следует заметить, что тот, у кого хорошо сложились одни отношения, вправе уповать на такие же хорошие отношения и с другим человеком: она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; в мире существует великое множество причин, почему именно так он и должен был поступить, ибо так должны мужья любить своих жен, как свои тела. Мы тогда исполняем свой долг во взаимоотношениях и испытываем в них утешение, когда отношениями правит любовь, ибо их благословляет Господь.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на Бытие, 24 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.