В предыдущей главе мы ознакомились с тем, как Иаков боролся с Богом и превозмог; а теперь увидим, какой силой он обладал, чтобы противостоять человеку; увидим, как его брат Исав смягчился и неожиданным образом примирился с ним, ибо написано в Притче 16:7: «Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним». В этой главе описывается:

(I) Очень дружественная встреча Иакова с Исавом (ст. 1−4).

(II) Их переговоры во время встречи, когда они буквально соревнуются друг с другом в проявлении вежливости и дружественных отношений. Они говорили (1) о семье Иакова (ст. 5−7).

(2) О дарах, которые он выслал Исаву (ст. 8−11).

(3) О последующих планах его путешествия (ст. 12−15).

(III) Поселение Иакова в Ханаане, его дом, земля и жертвенник (ст. 16−20).

Стихи 1−4. В них повествуется следующее:

I. Иаков обнаружил приближение Исава (ст. 1). Существует мнение, что слово «взглянул» указывает на его жизнерадостность и уверенность, а не на удрученность; предав в молитве все в руки Божьи, он продолжил свой путь, и лицо его не было уже печально (1Цар 1:18). Заметьте: тот, кто возложил свою заботу на Бога, может смотреть на будущее с уверенностью и спокойствием, радостно ожидая исхода событий, каким бы он ни был. Что бы ни случилось, все будет содействовать ко благу того, чье сердце утверждено и уповает на Бога. Иаков стоял на страже в ожидании Божьего ответа на свои молитвы (Авв 2:1).

II. Он расположил свою семью наилучшим образом, чтобы можно было принять его либо как друга, либо как врага: соблюдая правила приличия, будь он встречен дружественно, или меры безопасности в случае проявления враждебности (ст. 1−2). Отметьте, насколько братья внешне выглядели по-разному. Исава сопровождает конвой из четырехсот мужчин, и он выглядит внушительно; за Иаковом же следует громоздкий и неуклюжий караван женщин и детей, находящихся под его опекой, о безопасности которых он печется со всей заботливостью и вниманием. И тем не менее Иаков обладал правом первородства, должен был иметь власть и господство, и по всем понятиям превосходил брата. Заметьте, что отнюдь не унизительно для великих и благочестивых людей уделять внимание семье и семейным делам. Иаков во главе своего дома показал лучший пример для подражания, чем Исав во главе своего полчища.

III. Во время их встречи взаимная доброжелательность была выражена наилучшим образом.

1. Иаков поклонился Исаву (ст. 3). Хотя он боялся враждебности Исава, тем не менее почитал его как старшего брата, возможно, зная и помня то, что, когда Бог оказал предпочтение Авелю перед лицом его старшего брата Каина, Он все же поручился, что в отношении Каина Авель, как младший брат, будет исполнять свой долг и уважать его: «К тебе будет его влечение и ты будешь господствовать над ним» (англ. пер., Быт 4:7). Заметьте:

(1) Чтобы восстановить мир там, где он был нарушен, следует выполнять свой долг и проявлять уважение во всех случаях, словно он никогда не был нарушен. Постоянные напоминания и повторение вопросов отделяют друзей и сохраняют разделение.

(2) Смиренное и покорное поведение во многом предотвращает проявление гнева. Многие сохранили себя благодаря смирению: пуля пролетает над теми, кто наклоняется.

2. Исав обнял Иакова (ст. 4); и побежал Исав к нему навстречу, будучи полон не гнева, а любви, подобно тому, кто примирился от всего сердца. Он принял Иакова со всеми вообразимыми проявлениями чувств: и обнял его, и пал на шею его и целовал его. Существует предположение, что Исав вышел навстречу Иакову, не преследуя никаких плохих целей, и сопровождавшие его 400 человек были взяты ради торжественности события, чтобы оказать большую честь возвращающемуся брату. Очевидно, Иаков воспринял известие своих посланников несколько иначе (Быт 32:5−6). Он был благоразумным и обладал силой духа, поэтому трудно предположить, чтобы беспочвенный страх настолько овладел им или Божий Дух побудил его молиться так настойчиво об освобождении от воображаемой опасности. И если бы в тот момент не произошли удивительные изменения в духе Исава, я не знаю, как можно объяснить то, что Иаков обрел такую силу над людьми, чтобы властвовать над ними как князь. Заметьте:

(1) Бог держит сердца всех людей в Своих руках и может изменять их, как Ему угодно, в любое время посредством незаметной и спокойной силы, которой невозможно противостоять. Он может внезапно врагов превратить в друзей, как Он обратил двух Саулов — одного посредством сдерживающей благодати (1Цар 26:21, 25), другого же посредством обновляющей благодати (Деян 9:21−22).

(2) Отнюдь не тщетно доверять Богу и взывать к Нему во дни тревог; тот, кто постоянен в этом, обнаружит положение дел намного лучшим, чем ожидал.

3. Они оба плакали. Иаков плакал от радости, что так дружелюбно принят братом, которого боялся; а Исав, возможно, плакал от огорчения и стыда, что замышлял зло против своего брата, которое странным и непостижимым образом не осуществилось.

Стихи 5−15. В них изложен разговор, состоявшийся между двумя братьями во время встречи, которая была открытой и дружественной, без малейших намеков на прежнюю вражду. Лучше всего было вообще об этом не упоминать. Они беседовали:

I. О сопровождающих Иакова (ст. 5−7). Одиннадцать или двенадцать малышей, старшему из которых не больше четырнадцати лет, вплотную следовали за Иаковом. «Кто это у тебя?» — спросил Исав. Иаков через вестников уже посылал ему описание процветания своего благосостояния (Быт 32:5), но не упомянул о своих детях. Возможно, он не хотел подвергать их гневу Исава в случае его враждебности при встрече. Если же его ожидал дружественный прием, он бы порадовал его неожиданным зрелищем. Поэтому у Исава был повод обратиться с вопросом: «Кто это у тебя?» На этот простой вопрос Иаков отвечает со всей основательностью и серьезностью, соответственно своему характеру: «Это дети, которых Бог даровал рабу твоему». Вполне достаточный ответ на вопрос мирского Исава мог бы быть: «Это мои дети». Но в этом случае Иаков не был бы похож на себя — на человека, чей взор всегда устремлен на Господа. Заметьте: нам приличествует не только совершать обыкновенные поступки, но и говорить о них ради Бога (3Ин 1:6). Иаков говорит о своих детях, (1) как о Божьем даре: они являются наследием Господним (Пс 127:3; Пс 111:9; Пс 106:41).

(2) Как об избранном даре: Бог благосклонно даровал ему их. Хотя их много, они требовали много внимания и в настоящее время были недостаточно обеспечены, но он считает их огромным благословением. Его жены и дети вслед за этим выходят выразить свое почтение перед Исавом, подобно тому, как он это сделал прежде (ст. 6−7). Семье прилично выражать почтение тем людям, кому глава семьи отдает дань уважения.

II. О дарах, посланных им.

1. Исав скромно отказывается принять дар, он не нуждался в нем (ст. 9), потому что у него и так достаток. Заметьте: тот, кто хочет, чтобы его воспринимали как почтенного человека, не должен преследовать корысть в дружеских отношениях. Как бы подарок Иакова ни повлиял, чтобы усмирить Исава, он отказался от него, чтобы кто-то не подумал, что тот воздействовал на него. Его аргумент: у меня много — настолько много, что он не желал принять ничего принадлежащего брату. Заметьте:

(1) Многие из тех, кто лишился духовных благословений и находится вне завета, все же обладают обширным богатством этого мира. Исав обладал тем, что ему было обещано, — туком земли и всем, что имел от меча своего.

(2) Тем, кто обладает многим, надо осознать, что они имеют достаточно, даже если в сравнении с другими это немного. Даже Исав мог сказать: «У меня много».

(3) Тот, кто довольствуется тем, что имеет, должен это показывать отсутствием желания посягать на имение других людей. И Исав в этом не нуждался: ни для своего довольствия, потому что был богат, ни для умиротворения, потому что уже примирился с Иаковом. Мы должны остерегаться, чтобы наша алчность не использовала учтивость и великодушие других людей.

2. Иаков нежно побуждает принять дар и добивается своего (ст. 10−11). Он послал его из страха (Быт 32:20), но теперь страх исчез, и он настаивает принять дар как выражение любви, чтобы показать, что стремится к братским дружественным взаимоотношениям и не боится его гнева. Иаков настаивает на двух вещах:

(1) Он был настолько доволен благосклонностью брата к нему, что считал себя обязанным выразить это благодарным признанием. Он выражает свое глубокое восхищение братом: «Я увидел лицо твое, как бы кто увидел лицо Божие», то есть «я видел, что ты примирился и теперь в мире со мной, так же я искал примирения с Богом». Или это могло означать, что в благосклонности Исава Иаков видел Божье расположение к нему; это было добрым знамением того, что Бог принял его молитвы. Заметьте, что человеческое утешение тогда в действительности является утешением, когда дается как ответ на молитвы и является знамением того, что они приняты Богом. Восстановление дружбы во взаимоотношениях, которые были подвержены конфликту и раздору, является огромной радостью для тех, кто стремится это делать в любви и миролюбивом расположении духа.

(2) Материальный достаток, которым он обладал в этом мире: «Бог был милостив ко мне» (англ. пер). Заметьте, что, когда богатство возрастает под нашим управлением, мы должны с благодарностью прославить Бога за это и тем самым признать, что это Он все даровал нам, а не видеть в процветании свою заслугу. Именно Он дает тебе силу приобретать богатство (Втор 8:18). Иаков добавляет: «У меня есть достаточно, есть у меня все» — дословный перевод. Достаток Исава заключался в том, что у него было много, в то время как достаток Иакова в том, что у него было все. Заметьте: благочестивый человек, даже имея немного в этом мире, действительно может сказать: «Есть у меня все».

[1] Благодаря тому, что он имел Бога, которому принадлежит все, в Нем он обладал всем, и вы также обладаете всем, если принадлежите Христу (1Кор 3:22).

[2] Потому что он имел утешение от всего: Я получил все, и избыточествую (Флп 4:18). Тот, кто считает, что обладает всем, всегда будет иметь достаточно. Он обладает всем в будущем и вскоре получит это, как только придет на небеса. Руководствуясь этим принципом, Иаков настаивал на принятии своего дара, и Исав принял его. Отметьте: прекрасно, когда религия делает человека великодушным, со свободным сердцем и открытыми руками, который с презрением относится к ничтожным и подлым поступкам.

III. О последующих планах его путешествия.

1. Исав предлагает быть его попутчиком и проводником в знак их искреннего примирения (ст. 12). Нигде больше мы не видим, чтобы Иаков и Исав были так дружелюбны друг с другом, как в то время. Отметьте, что все дела Бога совершенны. Он не только лишил Исава враждебности, но и сделал его другом Иакова. Сокрушенная кость восстановилась и сделалась еще крепче, чем прежде. Исаву очень понравилось окружение Иакова, и он оказывает почтение ему по дороге на гору Сеир. Давайте же никогда не отчаиваться и всегда доверять Богу, в чьих руках находятся сердца людей. Тем не менее Иаков все же имел причину, чтобы вежливо отказать Исаву (ст. 13−14), проявляя нежную заботу о своей семье и о стаде как добрый отец и заботливый пастырь. Он должен принять во внимание состояние детей и мелкого скота, чтобы слишком быстро не вести их за собой. Подобной предусмотрительности и нежности Иакова должны подражать в своем служении те, кому вверена забота о молодом поколении на ниве Божьей. В начале их не следует выматывать сложными религиозными служениями, а нагружать тем, что они могут вынести на своих плечах, по возможности упрощая их работу. Иисус, Добрый Пастырь, поступал так же (Ис 40:11). Теперь Иаков не желает, чтобы Исав замедлял свой темп движения; он также не хочет заставлять свою семью идти быстрее или оставить ее, чтобы быть вместе с братом, как сделали бы, возможно, многие на его месте, кто любит любое общество больше собственной семьи. Но он желает, чтобы Исав шел впереди, и обещает, что будет следовать за ним неторопливо, по мере возможности. Заметьте, что неразумно связывать кого-то нашим темпом движения. В конечном итоге мы можем с комфортом достичь определенной цели в пути, идя по разным дорогам и в разном темпе. Возможно, в жизни будут люди, с которыми мы не должны идти вместе, или, наоборот, будут те, кто должен пребывать с нами. Иаков ставит в известность Исава о своем желании непременно прийти к нему на гору Сеир, и мы можем предположить, что он так и поступил после решения всех насущных вопросов, связанных с обустройством семьи, хотя об этом ничего не говорится. Заметьте, что, когда мы благополучно восстановили мир с друзьями, нам следует развивать взаимоотношения и не забывать о проявлении любезности к ним.

2. Исав предлагает своих людей для сопровождения и охраны (ст. 15). Он видел, что у Иакова недостаточно слуг и кроме пастухов и земледельцев нет ни лакеев, ни мелкой прислуги; поэтому, полагая, что Иакову, как и ему самому, хотелось бы выглядеть помпезно и величаво (если бы он мог себе это позволить), он решает поделиться частью своего эскорта, который сопровождал бы Иакова, и тот появился бы в Сеире как настоящий брат Исава. Однако Иаков в смирении отказывается от подобного предложения, единственно желая, чтобы это не было неправильно воспринято. К чему это?

(1) Иаков смирен и не нуждается в помпезности. Он не хочет делать показного представления, окружая себя бесполезным эскортом. Заметьте, что некоторые люди весьма заботятся о пышности и великолепии, на что можно лишь сказать: к чему это?

(2) Иаков находится под Божественной защитой и не нуждается в охране. Заметьте: те, у кого, подобно Иакову, Бог является охраной и кого сопровождает Божье воинство, пребывают в полной безопасности. Когда Бог простирает свою мышцу каждое утро, мы не нуждаемся в плотской помощи. Иаков добавляет: «Только бы мне приобрести благоволение в очах господина моего. Имея Твое благоволение, я обладаю всем, в чем нуждаюсь, всем, чего желаю от Тебя». Если Иаков настолько ценил благосклонность своего брата, то насколько больше оснований есть у нас считать, что мы имеем достаточно, имея благосклонность Бога к нам.

Стихи 16−20. В них повествуется следующее:

1. Иаков прибывает в Сокхоф. Попрощавшись дружески с Исавом, который отправился обратно в свою страну (ст. 16), он приходит в то место, где, по всей вероятности, отдыхает некоторое время, устанавливает шалаши для скота и сам обустраивается со всей семьей в шатрах. Это место впоследствии стало известно как Сокхоф — город, расположенный во владениях колена Гада, по другую сторону реки Иордан (что подразумевают шатры), чтобы последующие поколения, которые жили в домах из камня, помнили, что их отцом был странствующий Арамеянин, который был доволен, живя в шатрах (Втор 26:5). Такой была скала, откуда они были вытесаны.

2. Он приходит в Сихем, как мы читаем, в Салим, город Сихем (англ. перевод). Толкователи склоняются к тому, чтобы читать это как имя нарицательное: «Он благополучно пришел в город Сихем». После опасного путешествия, во время которого он сталкивался со многими трудностями, Иаков наконец-то благополучно добрался до Ханаана. Заметьте, что болезни и опасности должны научить нас ценить здоровье и благополучие, способствуя тому, чтобы наши сердца наполнялись еще большей благодарностью, когда наши пути чудесным образом оберегаются. Здесь:

(1) Он покупает часть поля (ст. 19). Хотя Ханаанская земля принадлежит ему по обетованию, но еще не пришло время завладеть ею, и он согласен заплатить, лишь бы предотвратить споры с теми, кто населял ее. Заметьте: благодать не дарует владычество. Тот, кто получает безвозмездно небеса, не должен ожидать, что и на земле все получит даром.

(2) Он поставил жертвенник (ст. 20)

[1] В благодарность Богу за охрану Его провидения и водительство. Он не ограничился лишь словесными выражениями признания Божьего благоволения, а выразил это делами.

[2] Чтобы он мог придерживаться религии и поклоняться Богу в своей семье. Заметьте: там, где мы имеем шатер, должен находиться жертвенник для Бога. Там, где мы имеем свой дом, Бог должен иметь в нем церковь. Иаков посвятил жертвенник для почитания Эль-Эллохим-Израэль — Господа Бога Израилева. Этим он почтил единого и живого истинного Бога, наилучшего из всех сущих, от Которого все исходит, Бога Израиля, с которым он пребывает в завете. Заметьте, что в поклонении Богу мы должны руководствоваться и быть водимыми открытиями естественной и явленной религии. Совсем недавно Бог назвал Иакова Израилем, а теперь тот называет Его Богом Израиля. Хотя ему и был дан титул князь с Богом, однако Бог все еще будет для него и Царем, и Господом, и Богом. Заметьте, что слава и почет тогда действительно нам принадлежат, когда посвящаются славе Божьей. Бог Израиля являлся славой Израиля.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на Бытие, 33 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.