Жаль, что эту и предшествующую главы следует разделять и читать отдельно. Раньше мы ознакомились с ходатайством Иуды по поводу Вениамина, которое, мы надеемся, было согласовано с остальными братьями; Иосиф выслушал его полностью, не перебивая, и ответил одним словом: «Я Иосиф». Теперь он видит, что братья смирились и покаялись в грехах, что они помнят о нем (Иуда дважды упомянул его в своей речи), уважают и почитают отца, трогательно заботятся о Вениамине; теперь они созрели для утешения и доброй вести о том, кем он является. Об этом и повествуется в данной главе. Для братьев Иосифа это было подобно солнечному лучу после дождя, более того, возвращению к жизни после смерти. В этой главе:

(I) Иосиф открывается братьям и обращается к ним по этому случаю (ст. 1−15).

(II) В связи с этим фараон велит привезти Иакова и его семью в Египет; Иосиф отправляет братьев к отцу, извещая о повелениях фараона (ст. 16−24).

(III) Иаков получает радостную весть (ст. 25 и дальше).

Стихи 1−15. Иуда с братьями ожидали ответа, но обнаружили, к величайшему удивлению, проявление братской любви и привязанности вместо суровости суда.

I. Иосиф приказал всем присутствующим удалиться (ст. 1). Личные беседы друзей наиболее открыты. Собираясь облечься в любовь, Иосиф снимает одежду государственного деятеля; нехорошо слугам быть свидетелями этого события. Подобным образом Христос проявляет любовь и доброту к Своему народу, не привлекая внимания этого мира.

II. Предисловием беседы стали слезы (ст. 4). Долгое время он удерживал их потоки с огромным трудом, но теперь они настолько возвысились, что Иосиф не мог сдержаться и громко зарыдал он, чтобы те, кому запрещено было видеть его, могли услышать. Это были слезы нежности и сильной любви, с помощью которых он сбросил прежнюю суровость по отношению к братьям, ибо уже не мог больше притворяться. Эта история символизирует божественное сострадание к вернувшимся кающимся грешникам, как и рассказ об отце и блудном сыне (Лк 15:20; Ос 14:8−9).

III. Неожиданно он говорит им о себе (как человек, чувствующий себя неловко, пока не сделает этого): я Иосиф. Они знали лишь египетское имя Иосифа, Цафнаф-панеах, еврейское имя потерялось и забылось в Египте, но сейчас он учит называть его этим именем; более того, чтобы они не подумали, что это другой человек с подобным именем, он объясняет им: «Я Иосиф, брат ваш» (ст. 4). Это признание еще больше смирило их в покаянии за совершенный грех — продажу Иосифа в Египет, но также дало надежду на хорошее обращение с ними. Подобным образом, когда Христос стремился убедить Павла, Он обратился к нему со словами: Я Иисус; утешая же учеников, Он сказал: это Я, не бойтесь. Вначале слова Иосифа испугали братьев; они отступили из страха или, по крайней мере, продолжали стоять изумленные; однако Иосиф обращается к ним доброжелательно и в простоте сердца: умоляю вас, подойдите ко мне. Подобным образом, когда Христос являет себя Своему народу, Он ободряет его приблизиться к Нему с искренним сердцем. Возможно, рассказывая о его продаже в рабство, Иосиф не возвышал голоса, не желая, чтобы египтяне, узнав об этом, с еще большим отвращением стали относиться к евреям. Поэтому он подзывает их к себе, чтобы можно было шепотом пообщаться сейчас, когда спал наплыв чувств и он мог это сделать, так как вначале мог лишь восклицать и плакать.

IV. Он пытался смягчить скорбь братьев по поводу причиненного прежде ему зла, показывая, что все ими задуманное Бог предопределил для блага, и так оно и вышло (ст. 5): но теперь не печальтесь и не жалейте о том. Грешники могут сожалеть о прегрешениях и быть недовольны собой, однако лишь Бог Своей силой может из плохого извлечь хорошее; никакой заслуги грешника в этом нет; и лишь истинно раскаявшиеся грешники должны быть значительно поражены, видя, как Бог извлекает добро из зла — ядомое из ядущего. Подобные размышления не должны служить оправданием наших грехов, лишая покаяние остроты, но могут помочь смягчить грехи других людей и наше гневное негодование в их адрес. Подобным образом поступает Иосиф в данной ситуации; его братьям не следует бояться мщения за зло, которое Бог Своим провидением превратил в огромное преимущество для Иосифа и всей семьи. Он говорит им о том, сколько должен продолжаться голод — пять лет, более того, о своем положении и возможностях помочь родственникам и друзьям. В помощи нуждающимся и проявляется величайшее удовлетворение, которое богатство и власть могут принести благочестивому человеку (ст. 8). Обратите внимание на то, какую благоприятную окраску Иосиф придает ущербу, нанесенному братьями: Бог послал меня перед вами (ст. 5, 7). Заметьте:

(1) Божий Израиль — предмет особой заботы божественного провидения. Иосиф считал, что его возвышение предназначалось не столько для спасения Египетского царства, сколько для сохранения небольшого семейства израильтян: ибо часть Господа народ Его. Что бы ни происходило с ними, они будут спасены.

(2) Божье провидение смотрит далеко вперед и достигает далеких целей. Задолго до изобильных лет божественное провидение позаботилось об обеспечении дома Иакова во времена голода. Псалмопевец славит Бога за это (Пс 114:17): послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф. Бог видит все от начала до конца, не так как мы (Еккл 3:11). Насколько удивительны планы божественного провидения! Как далеко они простираются! Сколько разнообразных колес находится внутри колес, но все направляется глазами внутри колес и духом животных! Поэтому не будем судить прежде времени.

(3) Бог часто действует через противоположности. Зависть и соперничество братьев угрожали разрушением семье, однако в данном случае они послужили сохранению семьи Иакова. Иосиф, возможно, никогда не стал бы пастырем и твердыней Израиля, если бы братья не преследовали его с ненавистью; даже те, кто нечестиво продал Иосифа в Египет, пожинали блага, приготовленные благим Богом в данной ситуации; точно так многие из тех, кто предал Христа смерти, получили спасение благодаря Его распятию.

(4) Каким бы трудностям ни подвергались люди, во всем следует воздавать славу лишь Богу за своевременную охрану Своего народа. Не вы послали меня сюда, но Бог (ст. 8). С одной стороны, они не должны переживать о происшедшем, потому что все завершилось благополучно, с другой стороны, им нечем гордиться — это совершил Бог, а не они. Продавая Иосифа в Египет, они намеревались разрушить его сны, но Бог определил исполнить их посредством этого события. Но он не так подумает (Ис 10:7).

V. Он обещает позаботиться об отце и всей семье в течение оставшегося периода голода.

1. Он желает, чтобы отец поскорее обрадовался новости о том, что он жив и занимает высокое положение. Братьям следует поторопиться в Ханаан и известить Иакова о том, что его сын Иосиф является господином над всем Египтом (ст. 9); им следует рассказать о его славе (ст. 13). Иосиф знал, что эти новости будут подобны освежающему елею для убеленной сединами головы отца и целебному бальзаму для его духа. Лишь они могли взбодрить и укрепить Иакова. Он желает предоставить им и отцу все возможные доказательства истинности этих поразительных новостей: очи ваши видят, что это мои уста говорят с вами (ст. 12). Братья должны были помнить некоторые особенности его внешности, речи и т.д., чтобы полностью удостовериться в этом.

2. Он настойчиво желает, чтобы отец и вся семья переехали к нему в Египет: приди ко мне, не медли (ст. 9). Он предоставляет им место для жительства в Гесеме, части Египта, расположенной по направлению в Ханаан, чтобы они всегда помнили о стране, из которой вышли (ст. 10). Он обещает обеспечить их: прокормлю тебя там (ст. 11). Заметьте: если возникает необходимость, дети должны заботиться о нуждах родителей, поддерживая и обеспечивая их по мере возможностей; корван никогда не оправдает их (Мк 7:11). Заботой о родителях они проявляют благочестие в семье (1Тим 5:4). Наш Господь Иисус, подобно Иосифу, был превознесен до наивысшей славы и почестей высшего мира, и Он желает, чтобы все, принадлежащие Ему, пребывали там, где Он находится (Ин 17:24). Он заповедал пребывать с Ним в вере и надежде на небесах; Он пообещал, что мы всегда пребудем с Ним.

VI. Он обменялся с братьями проявлениями нежности и любви, начав с самого младшего, кровного брата Вениамина, которому был лишь один год, когда Иосифа разлучили с семьей; они плакали на шее друг у друга (ст. 14), наверное, вспоминая о матери — Рахили, умершей во время родовых мук. Рахиль, в лицо своего мужа Иакова, плакала о детях, потому что в мрачных предчувствиях Иакова их уже не существовало: Иосиф ушел, и Вениамин уходит; теперь же они плакали о ней, потому что ее не было с ними. Обняв и поцеловав Вениамина, он таким же образом приласкал остальных братьев (ст. 15); затем говорили с ним братья его свободно и привычно о всех делах отцовского дома. После искреннего примирения наступает приятное общение.

Стихи 16−24. Эти стихи описывают (I) благосклонность фараона к Иосифу и его родным: он предложил им свое гостеприимство (ст. 16), хотя в то время был недостаток в стране, и их приезд повлек бы расходы. Более того, поскольку это было приятно фараону, довольными были и его рабы, по крайней мере, делали вид ради своего господина. Фараон повелел Иосифу привести отца в Египет, пообещав снабдить всем необходимым для переезда из Ханаана и поселения в Египте. Если всех благ Египта (которые были наилучшим образом сохранены здесь, чем в какой-либо другой стране, благодаря Иосифу, руководимому Богом) будет достаточно для него, то он может иметь их в своем распоряжении, даже тук земли (ст. 18); им нет надобности жалеть свои вещи (ст. 20). То, чем они обладали в Ханаане, фараон назвал не иначе, как «вещи», по сравнению с тем, что он имел для них в Египте; поэтому, если им придется с чем-то расстаться, не следует досадовать — Египет восполнит потери, связанные с переездом. Те, с кем Христос намерен поделиться небесной славой, не должны сожалеть о «вещах» этого мира; то, что приносит наибольшую радость, не что иное, как хлам, на который мы не можем положиться здесь, на земле, и не можем взять с собой; поэтому не будем слишком заботиться или привязываться своим сердцем или глазами к этому. Несравненно лучшие блага уготовлены для нас в благословенной земле, куда «наш Иосиф» пошел приготовить место для нас.

II. Благосклонность Иосифа к отцу и братьям. Фараон уважал Иосифа в знак благодарности за то, что он принес много благ ему и царству, не только сохранив от бедствия, но и завоевав уважение соседних народов, которые отмечали: «По всей видимости, египтяне толковые и мудрые люди, раз так хорошо обеспечили себя во времена недостатка». Поэтому фараон готов был сделать для Иосифа многое. Даже подчиненные имеют право на признательность; когда к нам проявляют благосклонность, мы должны воздать тем же не только им, но и их ближайшим родственникам. Так Иосиф уважал отца и братьев, потому что те являлись его родственниками, несмотря на враждебность братьев и отчужденность от отца на протяжении долгого времени.

1. Он обеспечил их всем необходимым (ст. 21). Он дал им колесницы и запас пищи на дорогу туда и обратно, ибо нигде не упоминается об особом богатстве Иакова; и в то время, когда царил голод, мы можем предположить, что он был довольно беден.

2. Он обеспечил их красивыми вещами. Братьям дал по перемене одежд, Вениамину — пять перемен одежд и деньги (ст. 22). Отцу был выслан прекрасный подарок, состоящий из различных произведений египетских (ст. 23). Заметьте: богатые должны быть великодушными и проявлять щедрость; для чего изобилие благ, как не для совершения добрых дел?

3. Он отпустил их с уместным предостережением: не ссорьтесь на дороге (ст. 24). Он знал об их склонности к сварливости; недавние события, возродившие память о причиненном зле своему брату, могут привести к возникновению новой ссоры. Иосиф уже видел, как они спорили друг с другом (Быт 42:22). Одному они говорили: «Ты первый укорял Иосифа за сны», другому: «Это ты первым сорвал с него прекрасную одежду», а иному: «Это ты бросил его в ров» и т.д. Теперь Иосиф, простив им все, обязывает не вступать в спор друг с другом. Господь Иисус призывает нас: любите друг друга — чтобы мы жили мирно, чтобы ни случилось, и не впадали в грех из-за прежних размолвок. Ибо (1) мы все братья, имеющие единого Отца.

(2) Мы Его братья, при согрешении позорящие родственные отношения с Тем, Который есть мир наш.

(3) Мы виновны, воистину виновны, и вместо ссоры с другими лучше обратить внимание на самих себя.

(4) Мы прощены (или надеемся получить прощение) Богом, которому нанесли оскорбление, поэтому должны всегда с готовностью прощать друг друга.

(5) Мы находимся на пути, который идет через Египетскую землю, где многие устремляют свой взор на нас, ища своей выгоды, будучи настроены против нас на пути, ведущем в Ханаан, где мы надеемся пребывать вечно в совершенном мире.

Стихи 25−28. Иакову сообщают хорошие новости.

1. Новость вначале смутила его. Когда сыновья ворвались и без подготовки, каждый стараясь опередить друг друга, кричали, что Иосиф жив, он, возможно, принял это за неуместную оскорбительную шутку; хотя, возможно, лишь одно упоминание имени Иосифа воскресило печаль, смутив его сердце (ст. 26). Прошло некоторое время, прежде чем он пришел в себя. Он так переживал и боялся за них, что на этот раз радовался лишь новости об освобождении Симеона и возвращении Вениамина в целости и сохранности (ибо он уже отчаялся увидеть обоих); однако новость о том, что Иосиф жив, была слишком хорошей, чтобы казаться истиной; он смутился (англ. пер. — ослабел), не веря этому. Заметьте: мы ослабеваем, потому что не веруем. Давид ослабелбы , если бы не веровал (Пс 26:13, англ. пер.).

2. Подтверждение этой новости постепенно возродило его дух. Прежде Иаков с легкостью поверил сыновьям, известившим его о том, что Иосиф мертв; теперь же он с трудом верит их сообщению, что Иосиф жив. Слабые и хрупкие души подвержены в большей степени страху, чем надежде, и более склонны к разочарованию, чем ободрению. Наконец Иаков убедился в правдивости этой истории, увидев колесницы, посланные за ним (ибо видение укрепляет веру), после чего его дух ожил. Смерть подобна колеснице, посланной, чтобы доставить нас ко Христу: лишь один вид ее приближения должен оживлять нас. Здесь Иаков назван Израилем (ст. 28), ибо он начал восстанавливать утраченные силы и энергию.

(1) Ему приятно думать о том, что Иосиф жив. Он ничего не говорит о славе Иосифа, о которой ему поведали сыновья. Для него достаточно, что Иосиф живой. Заметьте: тот, кто довольствуется меньшим утешением, лучше подготовлен для получения большего.

(2) Он с радостью представляет свою встречу с ним. Несмотря на старость и дальнюю дорогу он готов идти, чтобы встретиться с сыном, потому что занятость Иосифа не позволяла ему прийти к отцу. Отметьте, что он говорит: «Пойду и увижу его», а не: «Пойду и буду жить с ним»; Иаков был стар и не рассчитывал жить долго; он говорит: «Я пойду и увижу его, пока не умру, и затем смогу отойти с миром; пусть мои глаза освежатся этой встречей перед тем, как они сомкнутся, и этого достаточно, мне больше ничего для счастья не надо в этом мире». Заметьте: хорошо, если все мы будем достаточно осведомлены о смерти, чтобы, говоря о ее близости, подумали о том, как мало нам осталось сделать перед смертью, прилагали максимум усилий, совершая свое поприще, и могли насладиться всеми утешениями, как те, которым предстоит быстро умереть и все оставить.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на Бытие, 45 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.