Библия » Толкование Мэтью Генри

Бытие 28 глава

← 27 Быт 28 MGC 29

Эта глава описывает (I) расставание Иакова с родителями, дабы отправиться в Месопотамию; заповедь, данная ему отцом (ст. 1, 2), благословение, с которым Исаак отпускает сына (ст. 3,4), послушание Иакова полученным распоряжениям (ст. 5,10), как все это повлияло на Исава (ст. 6-9).

(II) Встречу Иакова с Богом и общение с Ним в пути:

(1) видение лестницы (ст. 11,12); (2) благодатные обетования Божьи Иакову (ст. 13-15); (3) впечатление, произведенное таковыми на Иакова (ст. 16-19); (4) обет Иакова Господу по этому случаю (ст. 20 и далее).

Стихи 1-5. Не успел Иаков получить благословение, как тотчас же вынужден бежать из страны; как будто бы мало того, что он был пришельцем и поселенцем, его положение еще более усугубляется, и ему предстоит стать изгнанником в другой стране. Теперь убежал Иаков на поля Сирийские (Ос 12:12). Он был благословлен изобилием зерна и вина, но убежал нищим, был благословлен властью, но отправился, дабы служить, и служить тяжко.

1. Возможно, сие приключилось с ним в воспитательных целях – за плутовство с отцом. Благословение Иакова получает свое подтверждение, однако ему предстоит пострадать за то, что он получил его обходными путями. И если к нашему служению примешивается грех, то не стоит удивляться примеси невзгод в утешениях.

2. Однако отсюда нам надлежит извлечь уроки: наследующий благословение должен ожидать гонений; имеющий мир во Христе будет иметь скорби в мире (Иоан 16:33). Мы узнали об этом заранее, поэтому не должны находить сие странным, и, заверенные в награде, которая ждет нас потом, не будем почитать сие тяжким. Кроме того, нам часто кажется, что события, уготованные провидением, противоречат Божьим обетованиям и препятствуют их исполнению. Но когда Господь откроет завесу над Своей тайной, мы увидим, что все обращалось к лучшему, а противоречивые обстоятельства содействовали обетованиям, делая их исполнение более знаменательным. Итак, здесь отец отпускает Иакова:

I. С очень важной заповедью: благословил его, и заповедал ему (ст. 1,2). Следует заметить, что имеющий благословение должен соблюдать прилагающуюся к нему заповедь и не замышлять разделить то, что соединил Господь. Данная заповедь подобна следующей: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2Кор 6:14). И все, наследующие обетования о прощении грехов и о даре Святого Духа, должны соблюдать заповедь, следующую за данными обетованиями: спасайтесь от рода сего развращенного (Деян 2:38-40). Те, кому были жалованы особые милости, должны стать особыми людьми. И если Иаков – наследник обетования, то он не должен брать себе жены из дочерей Ханаанских (исповедующим религию не следует вступать в брак с неверующими).

II. С торжественным благословением (ст. 3,4). Предыдущее благословение было совершено непреднамеренно, теперь же Исаак благословляет Иакова сознательно, дабы ободрить его в печали – спутнице расставания и предстоящего путешествия. В этот раз благословение было более содержательным и точным, это было благословение, унаследованное от Авраама, которым, словно елеем, была помазана голова патриарха, откуда оно, как на края одежд, стекало к его избранному семени. Это – евангельское благословение, благословение привилегиями Церкви, это то благословение Авраама, которое распространится на уверовавших из язычников (Гал 3:14). Сие благословение – от Бога Всемогущего, именно под этим именем Господь являлся патриархам (Исх 6:3). Истинно благословлен тот, кого благословляет Бог Всемогущий, ибо Он заповедует благословение и приводит таковое в действие. Авраам был благословлен двумя великими обетованиями, и здесь Исаак передает их Иакову.

1. Обетование о потомстве: «Бог же Всемогущий …да расплодит тебя и да размножит тебя» (ст. 3).

(1) Из его чресл выйдут потомки Авраама – тот народ, которому суждено стать многочисленным, как звезды на небе и морской песок, и который умножится более других и станет собранием народа (если прочесть между строк). Ибо никогда такое великое множество людей – как колена Израилевы в пустыне и в дальнейшем – не составляло одно собрание.

(2) Из его чресл выйдет потомок Авраама, в котором благословятся все народы земные и которому будет принадлежать собрание народа; Иаков действительно имел в нем множество народа, ибо все небесное и земное соединилось под главою Христом (Еф 1:10), Который стал центром всего, тем пшеничным зерном, которое, упав в землю, принесло много плода (Иоан 12:24).

2. Обетование о наследии для этого потомства: «…чтобы тебе наследовать землю странствования твоего…» (ст. 4). Тем самым право наследования Ханаана было закреплено за потомками Иакова, исключая потомков Исава. Сейчас Исаак отправляет Иакова в дальнюю страну, дабы тот поселился там на некоторое время; и чтобы это не выглядело так, якобы отец лишает его наследства, Исаак подтверждает его право на землю, благодаря чему Иаков обретает уверенность, что прерывание владения не равнозначно аннулированию права. Обратите внимание: здесь говорится, что Иакову предстоит унаследовать землю, на которой он был странником. Тот, кто является странником сейчас, будет наследником навеки: и даже в данное время землю в основном наследуют те (хотя и не наследуют большей ее части), что, вероятнее всего, являются пришельцами на ней. Нынешними благами наслаждается тот, кто менее всего к ним привязан. Обетование кажется далеким, как само небо, прообразом которого является Ханаан. Это – та лучшая земля, которую издали видел Иаков вместе с другими патриархами, когда называл себя странником и пришельцем на этой земле (Евр 11:13).

Иаков, попрощавшись с отцом, тотчас же пустился наутек, чтобы брат не имел возможности причинить ему зло; путь его лежал в Месопотамию (ст. 5). Как непохожи поиски жены Иакова в той стране на поиски жены его отцу! Чтобы привести невесту Исааку, были отправлены рабы и верблюды; Иаков же должен идти сам, причем один и пешком: дом отца он покидает в сильном страхе, не зная, когда сможет вернуться. Следует заметить, что если Господь в Своем провидении смиряет нас, то нам надлежит радоваться, даже если мы не способны поддерживать состояние и величие своих предков. Нам следует в первую очередь позаботиться о сохранении благочестия наших пращуров, нежели о поддержании их достоинства, и подражать им более в доброте, нежели в величии. Ревекка здесь названа матерью Иакова и Исава. Иаков упомянут первым не только потому, что всегда был любимцем матери, но и вследствие того, что теперь он стал наследником отца, а Исав отошел на второй план. Следует заметить, что наступит время, когда первенство будет за благочестием, независимо от того, какое место ему уготовано сейчас.

Стихи 6-9. Этот отрывок, посвященный Исаву, вклинивается в историю об Иакове по одной из двух причин:

(1) дабы подчеркнуть влияние хорошего примера. Исав, хотя и был большим, теперь начинает думать, что все-таки Иаков лучше, и не считает ниже своего достоинства взять с него пример (в данном конкретном случае – жениться на дочери Авраама). Старшие дети должны подавать младшим пример покорности и послушания; плохо – если они так не поступают, однако если они берут пример с младших, как в данном случае с Исавом и Иаковом, то это может послужить смягчающим обстоятельством.

(2) Дабы показать, как неразумно жить «задним умом». Исав в данном случае поступил хорошо, но сделал это слишком поздно. И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его. Он смог бы увидеть это давным-давно, если бы принимал во внимание мнение отца так же, как и его гастрономические пристрастия. И как же сейчас Исав исправит дело? – Не иначе как в направлении от плохого к худшему.

[1] Он женился на дочери Измаила, сына рабы, который был изгнан и не являлся наследником Авраама наряду с Исааком и его потомством. Исав таким образом примыкает к семье, отверженной Господом, в стремлении усилить свои притязания при помощи еще одного самозванца.

[2] Исав взял себе третью жену, тогда как, насколько это известно, две другие не умерли и он с ними не разводился.

[3] Исав поступил так с единственной целью – угодить отцу, а не Господу. Теперь, когда Иакова отправили в дальнюю страну, Исав становится единственным в доме и надеется так задобрить отца, чтобы убедить его изменить завещание и отдать право наследования обетования ему – Исаву, отменив недавнее соглашение о наследовании с Иаковом. Таким образом, Исав (а) проявил мудрость, когда было слишком поздно, подобно народу Израиля, предпринявшему действия лишь после того, как постановление против него прозвучало и отмене не подлежало (Числ 14:40), и неразумным девам (Мат 25:11).

(б) Исправился лишь частично и на том успокоился, думая, что, угодив родителям в одном, он искупит все остальные проступки. Ничего не сказано о том, что Исав, увидев, как послушен Иаков и как стремится угодить родителям, раскаялся в своих злых намерениях против брата: нет, похоже, в этом он продолжал упорствовать и сохранил свою злобу. Следует заметить, что плотское сердце склонно думать, что оно такое доброе, каким и надлежит быть, возможно, потому, что в каких-то частных случаях оно поступало не так плохо, как обычно. Так и Миха сохранил своих идолов, но считал себя счастливым, поскольку священником в его доме был левит (Суд 17:13).

Стихи 10-15. Иаков продвигается по направлению к Сирии в полном одиночестве, словно послан на поиски судьбы. Но нам предстоит обнаружить, что, хотя Иаков и оправился в путь сам, он был не один, ибо Отец был с ним (Иоан 16:32). Если то, что здесь описывается, произошло (очень похоже, что именно так и было) в первую же ночь пути, то Иаков в течение дня одолел большое расстояние от Вирсавии до Вефиля – более сорока миль. Провидение привело его к удобному месту, вероятно, в тени деревьев, дабы он отдохнул той ночью. И там:

I. Он нашел жесткое ложе из камней в изголовье вместо подушки (ст. 11), а небо послужило вместо полога и занавесей. По условиям того времени, возможно, это было не так уж плохо, как может показаться нам, но надо полагать, (1) что он замерз, ибо ложем служила холодная земля, с холодным камнем в изголовье, что еще хуже, и температура воздуха была низкой.

(2) Было очень неудобно. Если мышцы и суставы болят после целого дня пути, то ночь, проведенная в таких условиях, только усугубит эту боль.

(3) Иаков был весьма уязвим. Он забыл, что совершил побег ради того, чтобы остаться в живых, и брат может настичь его в ярости или подослать убийцу туда, где он лежит, готовый быть принесенным в жертву, лишенный крова и защиты. Мы далеки от мысли, что в таких плохих условиях Иаков оказался по бедности, но (а) это связано с простотой и непритязательностью быта того времени, когда люди не привыкли к роскоши и не придавали особого значения удобству, в отличие от более поздних времен, когда людям стали присущи мягкость и изнеженность.

(б) Будучи обычным человеком, живущим в шатрах, Иаков привык к суровым условиям. И теперь, вознамерившись поступить на службу, он охотно приучал себя к таковым. Как впоследствии оказалось, это ему пригодилось (Быт 31:40).

(в) Иаков находил комфорт в Божьем благословении, а уверенность – в защите свыше, что утешало его, даже когда он так лежал, незащищенный. Будучи уверенным, что его Господь позаботился о безопасности, Иаков мог лечь и уснуть на камне.

II. На этом жестком ложе Иакову приснился дивный сон. Любой израильтянин охотно примирился бы с каменным изголовьем Иакова при условии, что он всего лишь увидит его сон. Там и тогда Иаков услышал слова Божии и увидел видения Всемогущего. Это была самая лучшая ночь в его жизни. Следует заметить, что Бог выбирает время для посещения Своих с утешением именно тогда, когда они лишены всех других утешений и утешителей. Если путь нашего служения изобилует скорбями (как в данном случае), то еще больше изобилуют утешения. Здесь обратите внимание:

1. На воодушевляющее видение Иакова (ст. 12). Он увидел лестницу, которая простиралась вверх от земли и достигала неба, ангелов, сходящих и восходящих по ней, и самого Господа вверху. Данное видение служит прообразом двух явлений, весьма утешительных для всех благочестивых людей во все времена и при любых условиях:

(1) Божье провидение, посредством которого поддерживается постоянная связь между небом и землей. Воля небес исполняется на земле, а поступки и дела земные известны на небе и судятся там. Провидение делает свою работу постепенно, шаг за шагом. Ангелы задействованы как духи служения для исполнения целей и намерений провидения, а на вершине лестницы находится мудрость Всевышнего, направляя все движения второстепенных причин во славу Первопричины. Ангелы – активные духи, они беспрерывно сходят и восходят, не отдыхая ни днем, ни ночью от служения на предписанных им постах. Ангелы восходят, чтобы дать отчет о проделанной работе и получить распоряжения, а затем сходят, чтобы выполнить данные распоряжения. Так и нам надлежит всегда изобиловать служением Господу, дабы исполнять его не хуже ангелов (Пс 102:20,21). Это видение весьма своевременно принесло Иакову утешение, дав ему знать, что у него есть и хороший проводник, и хороший защитник, когда он входит и выходит; и хотя ему и пришлось оставить отчий дом, он все же находится под опекой доброго провидения и под присмотром святых ангелов. Сие достаточно утешительно, однако нам не следует принимать бытующей среди некоторых богословов идеи о том, что ангелы-хранители Ханаана восходили, после того как вывели Иакова из своей земли, а ангелы Сирии сошли, дабы взять его под свой надзор. Теперь Иаков становится прообразом и представителем всей Церкви, попечение о которой поручено ангелам.

(2) Посредничество Христа. Наш Господь и является той лестницей, с подножием, в Своей человеческой природе, на земле, и верхом, в божественной природе, на небе; или: подножие на земле – уничижение, а верх на небе – возвеличение. Со времени грехопадения всякое сообщение между небом и землей происходит благодаря этой лестнице. Христос есть путь, и все Божьи милости приходят к нам, а наше служение приходит к Нему – посредством Христа. Если Бог обитает в нас, а мы – в Нем, то это – благодаря Христу. У нас нет другого пути на небо, кроме как по этой лестнице; если пытаемся взобраться как-то иначе, то мы – воры и грабители. Наш Спаситель ссылается на это видение, когда говорит об Ангелах Божьих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Иоан 1:51); ибо всеми добрыми услугами, которые ангелы нам оказывают, и всеми благами, получаемыми нами благодаря их служению, мы обязаны Христу, примирившему земное и небесное (Кол 1:20) и соединившему и то, и другое под Собою (Еф 1:10).

2. На воодушевляющие слова, услышанные Иаковом. Вот Господь привел его в пустыню и обращается к нему с утешением – говорит прямо с вершины лестницы; ибо всякую благую весть с небес мы получаем через Иисуса Христа.

(1) Господь повторил и подтвердил Иакову обетования, данные ранее его отцу (ст. 13,14). Вообще говоря, Бог возвестил Иакову, что Он будет для него таким же, каким был для Авраама и Исаака. Тот, кто идет по стопам своих благочестивых родителей, имеет долю в их завете и право наследования привилегий. В частности,

[1] за Иаковом закреплена земля Ханаана – «земля, на которой ты лежишь», как если бы Иаков обрел право владения всей страной, оттого что просто с удовольствием лежал на голой земле.

[2] Иакову обещано, что его потомство умножится, как песок земной; и несмотря на то что в данное время он подобен сухой оторванной ветке, некогда станет цветущим деревом, ветви которого разрастутся до моря. Такими же благословениями Иакова благословил отец (ст. 3,4), здесь же Господь говорит «аминь», даруя весьма сильное утешение. [3] Вдобавок сказано, что из чресл Иакова произойдет Мессия, в котором благословятся все племена земные. Христос – великое благословение для всего мира. Всякий, кто блажен, независимо, из какого он народа, благословлен в Нем, без исключения для всех людей из любого народа, кроме тех, что сами себя исключили.

(2) Иакову даны новые обетования, весьма актуальные в его нынешнем положении (ст. 15).

[1] Иаков боялся опасности, исходившей от его брата Исава, но Господь обещал хранить его. Следует заметить, что тот, кого защищает Бог, всегда в безопасности, кто бы его ни преследовал.

[2] Иакову предстоял долгий путь, и путешествовать он вынужден был в одиночестве по незнакомой дороге в незнакомую страну; но «вот Я с тобою», говорит Господь. Следует заметить, что где бы мы ни находились, будем в безопасности и будем спокойны, если с нами благодатное присутствие Божье.

[3] Иаков не знал, но Господь предвидел, что на службе у своего дяди он столкнется с трудностями, поэтому обещает хранить его в любом месте. Следует заметить, что Господь знает, как давать Своему народу утешения и благодати, соответствующие событиям, которые есть и которые будут.

[4] В данное время Иаков отправлялся в изгнание в страну весьма далекую, но Господь обещает привести его назад в эту же землю. Следует заметить, что Тот, кто хранит Своих, когда те куда-то уходят, позаботится и об их возвращении (Пс 110:8).

[5] Казалось, что Иакова бросили все друзья, но здесь Господь заверяет его: «…Я не оставлю тебя…» Следует заметить, что Бог никогда не покидает того, кого любит. Это обетование остается верным для всего потомства (Евр 13:5).

[6] Обстоятельства провидения, казалось, противоречили обетованиям; здесь Господь заверяет в исполнении последних в надлежащее время: «…доколе не исполню того, что я сказал тебе…» Следует заметить, что у Бога слова с делом не расходятся – не то что у нас.

Стихи 16-22. Господь явил Иакову Себя и Свою благодать, когда он спал и был совершенно пассивен. Ибо Дух – как ветер – веет, когда хочет и где хочет, а Божья благодать, подобно росе, не зависит от человека (Мих 5:7). Иаков же сразу по пробуждении предпринял действия в ответ на Божье посещение; и мы можем предположить, что, проснувшись, он, подобно пророку, нашел свой сон приятным (Иер 31:26). Здесь мы видим, насколько верным был Иаков.

I. Он чрезвычайно удивился знакам особого присутствия Всевышнего на этом месте: «истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» (ст. 16). Следует заметить:

(1) явления Божьи людям несут с собой и свидетельства о себе. Господь может явно продемонстрировать Свое присутствие, например, даруя душам верных убеждение в том, что Он – истинно с ними; причем данное убеждение невозможно передать другим, но только довольствоваться самому.

(2) Подчас мы встречаем Господа там, где меньше всего ожидали. Он является в то место, о котором мы даже и не помышляли и Его там не искали. Нет такого места, которое не cмог бы посетить Господь (Быт 16:13 – здесь). Где бы ни были – в городе или в пустыне, в доме или на поле, в лавке или на улице, – мы можем поддерживать общение с небом, а если этого не происходит, то лишь по нашей собственной вине.

II. Иаков был охвачен благоговейным страхом: и убоялся (ст. 17); он был настолько далек, чтобы возгордиться и превозноситься сверх меры чрезвычайностью откровений (2Кор 12:7), что даже испугался. Следует заметить, что чем больше мы узнаем о Господе, тем больше причин находим для святого трепета и смирения пред Ним. Тот, кому Господу было угодно открыть Себя, пал ниц и уничижился в собственных глазах; он не может не благоговеть пред Господом и благостью Его (Ос 3:5). Иаков сказал: «как страшно сие место!», то есть: «О явлении Господа здесь следует думать не иначе, как со святым страхом и благоговением. Я буду относиться к этому месту с почтением и помнить о нем по данному знаку до конца своих дней». Не то чтобы Иаков думал, что это место ближе других к видениям свыше, но увиденное там можно было расценивать как признаки Дома Божия, резиденцию Всевышнего и врата небесные, то есть место для общего собрания обитателей горнего мира, подобно тому как городские ворота служили местом собрания жителей города; или же сходящие и восходящие ангелы напоминали путников, входящих и выходящих через ворота города. Следует заметить:

(1) Господь по-особому присутствует там, где открывается Его благодать и где провозглашаются и запечатлеваются Его заветы – как в старину свершалось посредством служения ангелов, а сейчас – по постановлению (Мат 28:20).

(2) Там, где Господь встречает нас Своим особым присутствием, мы должны встречать Его с самым смиренным благоговением, памятуя о справедливости и святости Всевышнего и о собственной низости и порочности.

III. Иаков позаботился о том, чтобы сохранить память о данном событии двояким образом.

1. Он поставил камень как памятник (ст. 18); не то чтобы он думал, что своим видением обязан камню, на котором лежал, но для того, чтобы отметить место сие и, вернувшись к нему, воздвигнуть постоянный монумент в честь Божьего к нему расположения, ибо сейчас у него не было времени строить здесь жертвенник, как это делал Авраам в местах, где Бог являлся ему (Быт 12:7). Поэтому Иаков возлил елей на верх камня (вероятно, такой обряд существовал тогда для посвящения алтаря) как залог того, что построит жертвенник в подходящее время, что он впоследствии и сделал, дабы выразить Господу свою благодарность за данное видение (Быт 35:7). Следует заметить, что милость, дарованная Господом, требует должного благодарения, и нам всегда надлежит помнить о сладостном общении с Богом.

2. Иаков дал этому месту другое имя (ст. 19). Раньше оно называлось Луз – дерево миндаля, но отныне будет Вефилем – Домом Божьим. Благодатное явление Господа Иакову было для последнего честью, несомненно, большей и значительней, чем все цветущие вокруг миндальные деревья. Это именно тот Вефиль, о котором много позже сказано: «в Вефиле Он нашел нас и там говорил с нами (словами, сказанными Иакову)» (Ос 12:4). Со временем Вефиль, Дом Божий, превратился в Вефул – дом суеты и беззакония, в котором Иеровоам установил одного из своих тельцов.

IV. По этому случаю Иаков дал священный обет (ст. 20-22). Религиозными обетами мы воздаем Господу славу, признаем свою зависимость от Всевышнего и возлагаем на собственную душу обязательство быть активным в послушании Ему. Теперь Иаков пребывал в страхе и в стесненных обстоятельствах; вполне уместно и своевременно давать обеты во времена невзгод или в поисках особых милостей (Иона 1:16; Пс 65:13,14; 1Цар 1:11; Числ 21:1-3). Иаков только что был почтен благодатным визитом с небес. Господь обновил Свой завет с ним, и завет был обоюдным. Когда Бог подтверждает нам Свои обетования, нам подобает повторить свои обещания Ему. Обратите внимание, что может рассказать данный обет об Иакове, в частности, (1) о его вере. Господь сказал: «…Я с тобою, и сохраню тебя…» (ст. 15). Иаков «ухватился» за эти слова и сделал вывод: «Поскольку Господь будет со мною и сохранит меня, как Он сказал, и (что подразумевается данным обетованием) будет обеспечивать меня необходимым, и поскольку Он пообещал вернуть меня в эту землю, то есть в дом отца моего, которого я надеюсь застать живым при моем возвращении в мире (как непохож в этом Иаков на Исава, который с нетерпением ждал дней плача по отцу своему) – я полагаюсь на это обетование». Следует заметить, что Божьи обетования призваны служить нам руководством и мерилом в наших желаниях и надеждах.

(2) О его скромности и умеренности в желаниях. Он с радостью будет довольствоваться хлебом на пропитание и одеждой; и несмотря на то что, согласно Божьему обетованию, Иаков становится наследником весьма большого имения, он не претендует на особое облачение и изысканную пищу. Желание Иакова подобно таковому Агура: «…питай меня насущным хлебом» (также см. 1Тим 6:8). Природа довольствуется малым, а благодать – еще меньшим. Тот, кто имеет много, по сути, для себя имеет только хлеб и одежду, а все остальное либо хранит, либо раздает, сам не пользуется: если Господь дает нам больше, мы обязаны быть благодарными и употребить все для Него; если Господь дает нам только то малое, нам надлежит довольствоваться этим и радоваться в Господе.

(3) О его благочестии и отношении к Господу, которое проявилось здесь в том,

[1] что Иаков пожелал, дабы Господь был с ним и хранил его. Следует заметить, что нам для того, чтобы быть довольными и счастливыми, где бы мы ни находились, надобно желать только Божьего присутствия и защиты. Путешественнику всегда хорошо иметь проводника по незнакомой местности и охрану на опасной дороге, дабы успешно добраться, ни в чем не нуждаться и продолжать свой путь в хорошей компании; тот, с кем Бог, имеет все это в наилучшем виде.

[2] Что Иаков замыслил. Его решением было,

(а) в общем, прилепиться к Господу как к своему Богу по завету: «…и будет Господь моим Богом». Не то чтобы Иаков отрекся от Господа и прогнал Его, если бы ему не хватало одежды и пищи; нет, даже если Бог убивает нас, мы должны прилепиться к Нему; но: «и тогда возрадуюсь в Нем как в моем Боге; и еще сильнее подвизаюсь пребывать в Нем». Следует заметить, что мы должны использовать каждую милость, получаемую нами от Господа, дабы взять на себя еще одно обязательство ходить в тесном общении с Ним как с нашим Богом.

(б) В частности, совершить некие особые деяния поклонения в знак благодарности. Во-первых, «этот камень завладеет данным местом, доколе я не вернусь в мире, и тогда место сие станет Домом Божьим», то есть «в честь Господа будет сооружен жертвенник». Во-вторых, «Дом Господа не будет пустовать и алтарь не останется без жертвы: «…из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть, либо вознося на алтари Всевышнего, либо благотворя нищим»; и те и другие – получатели Божьи в этом мире. Вероятно, Авраам и Иаков приняли общее указание с неба, следуя которому отдавали Господу десятую часть своих приобретений. Следует заметить:

(1) нам надлежит почитать Господа своим имуществом и отдавать Ему причитающееся из такового. Если обретаем от Бога необычайную милость, то должны научиться воздавать ему особую благодарность.

(2) Десятая часть – весьма обоснованная доля, которую надлежит посвятить Господу и задействовать для Него, хотя в зависимости от обстоятельств она может меняться в большую или меньшую сторону, по мере того как Бог обогащает нас. (1Кор 16:2; 2Кор 9:7)


Толкование Мэтью Генри на Бытие, 28 глава


← 27 Быт 28 MGC 29

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

2007-2019, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.