Эта глава более детально дополняет историю сотворения, поясняя и истолковывая ту часть истории, которая относилась непосредственно к человеку — любимцу нижнего мира. В ней изложены:

(I) Учреждение и освящение субботы, сотворенной для человека, чтобы содействовать его святости и приносить утешения (ст. 1−3).

(II) Более детальное описание сотворения человека, как центра и итога всей работы (ст. 1−7).

(III) Описание Едемского сада, поселение в нем человека, обязательства закона и завета (ст. 8−17).

(IV) Сотворение женщины, ее вступление в брак с мужчиной, учреждение брачных постановлений (ст. 18 и т.д.)

Стихи 1−3. В этих стихах нам представлено:

I. Успокоенное состояние царства природы, когда Бог отдыхал от дел сотворения (ст. 1−2). Здесь обратите внимание, (1) что творения, сотворенные на небе и на земле, составляют воинство их, что подразумевает их многочисленность, но в то же время определенный порядок, дисциплину и подчинение. Как их много! Но в то же время каждый знает свое место и придерживается его. Бог использует их в качестве Своего воинства для защиты Своего народа и уничтожения Своих врагов, ибо Он есть Бог Саваоф — Бог всего воинства небесного (Дан 4:32).

(2) Небеса и земля — законченные творения, и таковыми являются все творения, пребывающие на них. Работа Бога так совершенна, что ничего нельзя ни добавить, ни отнять от нее (Еккл 3:14). Бог, начавший строить, показал, что в состоянии закончить начатое.

(3) По окончании шести дней Бог прекратил творить. Он закончил Свое дело, хотя через Свое провидение продолжает творить доныне (Ин 5:17), храня и управляя всеми творениями, в частности формируя дух человека внутри него, в то же время Он не творит ни одного нового вида тварей. Чудесами Он контролирует и управляет природой, но никогда не изменяет ее утвержденный ход, не отменяет и не добавляет ничего к ее утвержденным законам.

(4) Хотя вечный Бог безгранично счастлив, наслаждаясь собой, в то же время Он получает удовлетворение от дел, сотворенных Своими руками. Он отдыхает не как уставший, а как довольный примерами Своей милости и проявлениями Своей славы.

II. Царство благодати, начавшееся освящением дня субботнего (ст. 3). В этот день Бог отдыхал; Он получил удовлетворение, созерцая Свои творения, и затем освятил его, повелев нам отдыхать и размышлять о Творце в этот день. А Его покой в четвертой заповеди послужил основанием для нашего отдыха после шести дней работы. Обратите внимание:

(1) Торжественное соблюдение одного дня из семи, как дня святого покоя и святого труда для Божьей славы, является важной обязанностью всех, кому Бог явил Свою святую субботу.

(2) Путь освящения субботы является добрым старым путем (Иер 6:16). День субботний такой же древний, как и мир; и я не вижу повода для сомнений в том, что суббота, учрежденная в период невинности, религиозно соблюдалась народом Божьим во время патриархов.

(3) Суббота Господняя действительно заслуживает почтения, и у нас есть повод чтить ее за древность, за ее великого Творца, за освящение первой субботы самим святым Богом и нашими первыми родителями в состоянии невинности, когда они были послушны Ему.

(4) День субботний — благословенный день, ибо Бог благословил его, а то, что Он благословляет, несомненно, благословенно. Бог почтил этот день, повелел нам в этот день благословлять Его, а сам пообещал в этот день встречаться с нами и благословлять нас.

(5) Суббота — святой день, ибо Бог освятил его. Он отделил и отличил его от всех остальных дней недели; Он освятил и отделил его для себя, для служения себе и для Своей славы. Хотя повсеместно считается доказанным, что соблюдаемая нами христианская суббота, отсчитываемая от сотворения, является не седьмым, а первым днем недели, в то же время, считая ее седьмым днем и празднуя покой Сына Божьего и завершение дела искупления, мы можем и должны верой принимать это первоначальное учреждение дня субботнего и вспоминать дело сотворения, почитая великого Творца, который в этот день достоин принять благословения, славу и хвалу от всех религиозных собраний.

Стихи 4−7. В этих стихах:

I. Приводится имя Творца, с которым мы еще не сталкивались. Это имя — Иегова, ГОСПОДЬ (большими буквами), которое постоянно приводится в английском переводе, что подразумевает, что по Своей природе Он Иегова. На протяжении всей первой главы Он назывался Элохим — Бог сил, а теперь — Иегова Элохим — Бог сил и совершенства, который все завершает. Раньше Он был известен по имени Иегова, когда явил, что исполняет обещанное (Исх 6:3), а теперь мы знаем Его по новому имени, увидев, что Он завершает начатое. Иегова — это великое и невыразимое имя Бога, означающее, что Он существует сам по себе и дал существование всему сущему; поэтому Он уместно так называется сейчас, когда закончено сотворение неба и земли.

II. Далее обращается внимание на произрастание растений и трав, так как они были сотворены и предназначались быть пищей для человека (ст. 5−6). Здесь обратите внимание:

(1) земля не производила плоды сама по себе, благодаря собственной врожденной способности; она совершала это лишь благодаря всемогущей силе Бога, сформировавшего каждое растение и каждую травинку до того, как она выросла в земле. Подобным образом благодать в душе человека — растение славы — не растет сама по себе на природной почве, а является делом рук Божьих.

(2) Дождь — тоже дар Божий; он не проливается до тех пор, пока Господь Бог не посылает дождя. Если земля нуждается в дожде, то его удерживает Бог, и если он в нужное время щедро поливает землю, то его послал Бог; если же он пришел необычным образом, то это Бог проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя (Ам 4:7).

(3) Хотя обычно Бог действует с помощью определенных средств, в то же время Он не привязывается к ним, и когда Ему угодно, может обходиться без них. Растения были сотворены не только раньше солнца и первого дождя, который мог напоить землю, но и до появления человека, вспахавшего ее. Поэтому мы не должны искушать Бога, пренебрегая средствами, но в то же время доверять Ему, когда средств не хватает.

(4) Тот или иной способ, благодаря которому Бог обеспечивал водой растения Своего собственного насаждения. Так как в то время еще не было дождя, то Бог сотворил туман, равносильный душу, и с помощью его орошал все лицо земли. Таким образом Он решил добиться Своей цели, используя самые слабые средства, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу. Божественная благодать сходит, как туман или беззвучная роса, и бесшумно орошает Церковь (Втор 32:2).

III. Более точное описание сотворения человека (ст. 7). Человек — это маленький мир, состоящий из неба и земли, души и тела. Эти стихи описывают происхождение и того и другого и процесс их объединения. Давайте серьезно поразмыслим об этом и скажем, воздавая славу Творцу: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Пс 138:14). Елиуй, живший во время патриархов, ссылается на эту историю, говоря: «Я образован также из брения (Иов 33:6); и дыхание Вседержителя дало мне жизнь (Иов 33:4); есть дух в человеке (Иов 32:8)». Здесь отметьте:

1. Убогий источник, но в то же время сложное строение тела человека.

(1) Вещество, из которого он создан, было презренным. Он был сотворен из праха земного — чрезвычайно неподходящего вещества для создания человека. Но та же самая безграничная сила, сотворившая из ничего мир, сделала человека — его шедевр — почти из ничего. Он был сотворен из праха, пыли, покрывавшей поверхность земли. Возможно, это была не сухая пыль, а увлажненная восходящим паром (ст. 6). Человек не был сотворен из золотой пыли, жемчужной или бриллиантовой, а из обычной земной пыли. Поэтому Писание говорит, что он из земли, choikos — перстный (1Кор 15:47). Мы также из земли, так как являемся его отпрысками и сделаны из того же вещества. Между землей и нашими земными родителями существует такое сходство, что утроба матери, из которой мы рождаемся, названа глубиной (Пс 138:15) — самыми нижними частями земли (англ. пер., KJV), а земля, где нам предстоит быть похороненными, названа чревом матери (Иов 1:21). Наше основание — прах (Иов 4:19). Материя, из которой мы созданы, — земля, и обращаются с ней, как с глиной при производстве земных сосудов (Иов 10:9). Пищу дает нам земля (Иов 28:5). Наше близкое общение связано с землей (Иов 17:14). Наши отцы — в земле, и мы сами постепенно приближаемся к ней. Так чем же тогда мы можем гордиться?

(2) В то же время Творец велик и сделал его прекрасным. Господь Бог — великий источник существования и силы — сотворил человека. О других творениях сказано, что Бог создал их, а человека Он сотворил, что подразумевает постепенный процесс творения с великой тщательностью и скрупулезностью. Чтобы выразить сотворение новой вещи, Он использует новое слово; это слово (как считают некоторые) позаимствовано из процесса изготовления сосуда горшечником с помощью гончарного колеса, так как мы являемся глиной, а Бог — горшечником (Ис 64:8). Тело человека изготовлено дивно (Пс 138:15−16). Materiam superabat opus — изготовитель превзошел материалы. Давайте же представим свои тела Богу в жертву живую (Рим 12:1), чтобы быть Его живыми храмами (1Кор 6:19), и тогда эти низменные тела вскоре обновятся подобно прославленному телу Христа (Флп 3:21).

2. Благородное происхождение и восхитительная полезность души человека.

(1) Она возникает от дыхания небес. Она не была сотворена из земли, как тело, поэтому жаль, если она прилепится к земле и начнет мыслить по-земному. Она возникла мгновенно от Бога, Он дает ее и вкладывает в тело (Еккл 12:7), как впоследствии дал каменные скрижали, написанные Им же, чтобы они были положены в ковчег, и урим определенной формы, чтобы он был возложен на наперсник. Таким образом, Бог является не только Творцом, но и Отцом духов. Пусть же душа, которую Бог вдохнул в нас, стремится к Нему, и пусть она служит Ему, так как произошла от Него. Давайте отдадим в Его руки свои души, так как из Его рук мы получили их.

(2) Местом ее обитания является глиняное жилище, которому она дает жизнь и поддержку. Благодаря ей человек становится душой живой, то есть живым человеком, ибо душа — это человек. Тело становится ненужной, бесполезной и омерзительной оболочкой, если душа не оживляет ее. Бог дал нам эти души, и вскоре нам надлежит дать Ему отчет о них: каким трудом мы занимали их, использовали их, с кем делили их и как распоряжались ими. И если случится, что мы потеряем их, хотя и приобретем весь мир, то мы окажемся навсегда погибшими. Раз происхождение души так благородно, а ее природа и возможности так возвышенны, то давайте не уподобляться глупцам, пренебрегающим своими собственными душами, предпочитая им свои тела (Притч 15:32). Когда наш Господь Иисус помазал глаза слепого глиной, то, возможно, это было ссылкой на то, что именно Он вначале сотворил человека из глины. А когда Он дунул на Своих учеников, говоря: «Примите Духа Святого», то имел в виду, что именно Он впервые вдохнул в человека дыхание жизни. Сотворивший душу единственный может сделать ее новой.

Стихи 8−15. Человек состоит из тела и души. Тело сотворено из земли, а разумная, вечная душа — дыхание небес. А в этих стихах представлена забота, проявленная об обоих, чтобы они были счастливы. Сотворивший человека позаботился, чтобы он был счастлив, чтобы, если это в его силах, мог поддерживать себя в таком состоянии и знал, когда он процветает. Та часть человека, которой он был объединен с миром чувств, была сделана счастливой, так как он был помещен в рай Божий; та часть, которой он был объединен с миром духов, также была обеспечена, ибо человек вступил в завет с Богом. Господи, что такое человек, что он был так почтен, — человек, который есть червь! Далее в этих стихах описывается:

I. Едемский сад, который должен был стать поместьем и владением этого великого господина — дворцом этого владыки. Вдохновленный Духом писатель в истории, написанной вначале для иудеев, предназначая свои рассказы для младенческого возраста Церкви, описывает события по их внешнему производимому впечатлению, предоставляя нам самим, благодаря дальнейшим открытиям божественного света, вступить в разумение тайн, изложенных в них. Духовные истины — твердая пища, которую они не могли еще переварить, поэтому он описывает их им, словно говорит плотским людям (1Кор 3:1). Поэтому он не сильно настаивает на блаженном состоянии разума Адама, как на блаженстве его внешнего состояния. История, описанная Моисеем, как и закон Моисея, содержит, скорее всего, образы божественных истин, чем сами божественные истины (Евр 9:23). Обратите внимание:

1. Местом, предназначенным для проживания Адама, был сад — не дом из слоновой кости, не дворец, отделанный золотом, а сад, обустроенный и украшенный природой, а не человеческим искусством. Как же мало оснований гордиться своими величественными строениями имеют люди, если блаженство человека в невинном состоянии заключалось в том, что ему не нужно было ни одного! Как одежда вошла с грехом, так и дома. Небеса были крышей дома Адама, и ни одна крыша не была так искусно отделана и разрисована. Земля была его полом, и ни одно покрытие пола не было так богато инкрустировано. Тень деревьев была местом их отдыха; под ними находилась его столовая комната, его спальные комнаты, и никакая другая комната не была так красиво украшена, как эти. Апартаменты Соломона во всей своей славе не были так красиво отделаны, как эти. Чем быстрее мы пристроимся к простым вещам, тем меньше будем потакать себе искусственными наслаждениями, которые предназначены для услаждения человеческой гордости и роскоши, и тем больше мы приблизимся к состоянию невинности. Природа удовлетворяется малым и тем, что ей ближе всего, благодать — еще меньшим, а похоть ничем нельзя удовлетворить.

2. Обустройство этого сада было мгновенной работой мудрости и силы Бога. Господь насадил этот сад на третий день, когда были сотворены плоды земли. Мы вполне можем предположить, что это было самым совершенным местом для удовольствий и наслаждений, какое когда-либо видело солнце, раз сам вседостаточный Бог предназначил ему быть местом блаженства Своего возлюбленного творения — человека в период невинности — и прообразом блаженства избранного остатка в славе. Ни одно из наслаждений не соответствовало и не удовлетворяло душу кроме тех, которые Он определил и которыми обеспечил человека. Истинным раем может быть лишь насаждение Божье. Свет нашего собственного огня и искры, зажженные нами, вскоре оставят нас в темноте (Ис 50:11). Вся земля в то время была раем, по сравнению с тем, чем она стала со времени грехопадения и потопа. Наилучшие сады мира являются пустыней, по сравнению с лицом земли до того, как она была проклята из-за человека. Но этого еще было недостаточно; Бог посадил сад для Адама. Избранникам Божьим будет оказано отличительное благоволение.

3. Расположение данного сада было очень приятным. Он располагался в Едеме — что подразумевало наслаждение и удовольствие. Это место было точно указано с помощью замечаний и границ, которых было достаточно для того времени, когда (как я полагаю) жил Моисей, чтобы обозначить место для тех, кто жил в этой стране. Но сейчас, как мне кажется, любопытный человек не смог бы удовлетворить себя в этом вопросе. Давайте заботиться, чтобы быть уверенными в получении места в небесном рае, и тогда нам не надо будет запутывать себя поисками местоположения земного рая. Несомненно, где бы он ни находился, в нем присутствовали все желанные удобства, и в то же время (чего никогда не было ни в одном доме или саду на земле) не было ни одного. Этот сад имел прекрасное расположение и был радостью и славой всей земли; безусловно, тогда земля была в наивысшей точке своего совершенства.

4. Деревья, которые были посажены в этом саду.

(1) В нем росли наилучшие и избранные деревья наряду с обычными, растущими на остальной земле. Он был красив и украшен различными деревьями таким образом, что их высота и ширина, цвет и форма, листья и цветы были приятным зрелищем для глаза. Он был наполнен и обогащен всевозможными деревьями, дававшими плоды, приятные на вкус и полезные для тела. Поэтому они были хороши для пищи. Бог, как нежный Отец, старался не только ради пользы Адама, но и для его удовольствия, так как существует удовольствие, совместимое с невинностью, более того, есть истинное и необыкновенное удовольствие в невинности. Богу нравится процветание Своих слуг, и Он хотел бы видеть их обеспеченными; лишь благодаря самим себе они оказываются ограниченными. Когда провидение поселяет нас в Едеме изобилия и удовольствий, мы должны служить Ему с веселием и радостью сердца, при изобилии всех благ, данных нам. Но (2) в нем росли два необычных по своим свойствам дерева; нигде на земле не росло таких деревьев.

[1] Бог произрастил дерево жизни посреди рая, но не для того, чтобы служить напоминанием Адаму об источнике и Творце его жизни или быть природным средством для продления жизни. Оно должно было служить Адаму знамением и печатью, подтверждающей продолжительность его жизни и блаженство, даже бессмертие и вечное блаженство благодаря благодати и благоволению Создателя при условии, что он сохранит нынешнее состояние невинности и послушания. Ему было разрешено есть плоды этого дерева. Сейчас Христос является нашим деревом жизни (Откр 2:7; Откр 22:2) и хлебом жизни (Ин 6:48, 53).

[2] В раю также находилось дерево познания добра и зла, которое так называлось не потому что имело в себе способность производить или умножать полезные знания (в таком случае, безусловно, оно не было бы запрещенным), а на том основании, что:

Во-первых, существовало четкое выражение воли Божьей относительно этого дерева, чтобы благодаря ему человек мог знать нравственное добро и зло. Что есть добро? Благо есть не вкушать плоды этого дерева. Различие между другими видами нравственного добра и зла были написаны в сердце человека его природой, но это (являющееся результатом закона) было написано на самом дереве.

Во-вторых, в случае непослушания Адам на собственном опыте познал бы добро, потеряв его, и познал зло, вкусив его. Как завет благодати содержит не только слова «кто будет веровать, спасен будет», но и «кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16), так и завет невинности говорит не только: «Делай это и живи», что было запечатлено и подтверждено деревом жизни, но и «не исполнишь — умрешь», о чем Адам был уведомлен другим деревом: «Прикоснись — и ты погибнешь». Таким образом этими двумя деревьями Бог представил ему жизнь и смерть, благословение и проклятие (Втор 30:19). Эти два дерева были подобны двум символам.

5. Реки, орошавшие этот сад (ст. 10−14). Эти четыре реки (или одна, разделявшаяся на четыре потока) значительно улучшали сад, делая его более приятным и плодородным. Писание говорит, что земля Содома хорошо орошалась водою, как сад Господень (Быт 13:10). Отметьте: Бог позаботится, чтобы Его насаждения орошались. Деревья праведности посажены у потоков вод (Пс 1:3). В небесном раю находится река, намного превосходящая эти реки, так как является рекой жизни и вытекает не из Едема, как эти, а течет от престола Бога и Агнца (Откр 22:1). Эта река веселит град Божий (Пс 45:5). Хиддекель и Евфрат — реки Вавилона, о которых мы читаем в других местах Писания. У этих рек сидели евреи и плакали, когда вспоминали о Сионе (Пс 136:1), но я думаю, что у них (как и у нас) больше оснований плакать, вспоминая Едем. Рай Адама стал для них тюрьмой — такую ужасную работу проделал грех. О земле Хавила сказано (ст. 12), что золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Безусловно, здесь говорится, что богатство земли Хавила, которым она славилась, могло послужить контрастом того, что составляло славу земли Едема. Хавила имела золото, пряности и драгоценные камни, а Едем имел то, что было безгранично лучше, — дерево жизни и общение с Богом. То же самое можно сказать об африканцах и индусах: у них есть золото, а у нас — Евангелие; золото их земли хорошее, а богатства нашей — безгранично лучше.

II. Поселение человека в раю наслаждений (ст. 15). Здесь мы наблюдаем:

1. Как Бог передал ему владение садом: «Взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском» (ст. 8, 15). Отметьте:

(1) Человек был сотворен за пределами рая, так как он был поселен там лишь после сотворения; он был создан из обычной глины, а не из райской пыли. Он жил за пределами Едема до того, как был переселен туда, чтобы убедился в том, что всем утешениям его райского состояния был обязан свободной Божьей благодати. Он не мог предъявлять права на этот сад, так как не был рожден в его владениях и имел лишь то, что получил, поэтому ему нечем было хвалиться.

(2) Тот же Бог, который был Творцом его жизни, был творцом его блаженства; и та же рука, сделавшая его живой душой, посадила для него дерево жизни и его самого поместила рядом с ним. Лишь Тот, кто сотворил нас, может сделать нас счастливыми. Тот, кто сформировал наши тела и является Отцом духов, единственный может действительно обеспечить счастьем обоих.

(3) Мы получаем огромное утешение в любом состоянии, если четко видим Бога, который идет впереди и помещает нас в него. Если мы не торопим провидение, а следуем за ним и принимаем советы, преподаваемые нам, то можем надеяться обрести рай там, где в противном случае не ожидали бы (см. Пс 46:5).

2. Как Бог определил для него занятие. Он поместил человека в рай не так, как левиафана в потоки вод, чтобы тот резвился там, а чтобы он ухаживал за садом и хранил его. Рай сам по себе не был местом освобождения от работы. Следовательно, отметьте:

(1) Никто из нас не послан в этот мир бездельничать. Сотворивший нас дал нам тела и души, чтобы мы могли работать; давший нам эту землю для обитания, сотворил нас, чтобы мы работали на ней. И если высокое происхождение, огромное богатство, великие владения, совершенная невинность, склонность к чистым созерцаниям или большая земля дают человеку освобождение от труда, то тогда Адаму не нужно было бы трудиться. Но давший нам жизнь дал и занятие служить Ему и своему поколению — зарабатывать свое спасение. А если мы не занимаемся своим делом, то недостойны существования и поддержки.

(2) Мирские занятия вполне согласуются с состоянием невинности и жизнью в общении с Богом. Сыны и наследники небес, находясь здесь, в этом мире, должны что-то сделать для этой земли, что также должно занимать их время и мысли. И если они трудятся, взирая на Бога, то тогда действительно служат Ему трудом в той же степени, что и стоя на коленях.

(3) Призвание земледельца древнее и почетное; в нем нуждались даже в раю. Хотя Едемский сад не нужно было полоть, так как тернии и волчцы еще не произросли, в то же время за ним нужно было ухаживать и поддерживать. Природа, даже в своем первоначальном состоянии, оставила место для искусных улучшений и труда. Это призвание вполне соответствовало состоянию невинности, так как обеспечивало жизнь, а не служило похотям, давая человеку возможность восхититься Творцом и признать Его провидение: пока руки были заняты деревьями, сердце могло быть с Богом.

(4) В занятии, к которому Бог призывает, обязывая нас трудиться, присутствует наслаждение. Работа Адама не подавляла его, а приносила дополнительные к райским наслаждения; он не мог бы быть счастливым, если бы не трудился; и сейчас еще в силе закон: кто не работает, тот не есть (2Фес 3:10; Притч 27:23).

III. Заповедь, данная человеку в состоянии невинности, и завет, заключенный с ним. До сих пор мы видели Бога могущественным Творцом человека и его щедрым благодетелем, а здесь Он является как Правитель и Законодатель. Бог поместил его в Едемский сад не для того, чтобы он жил, как хочет, а чтобы он находился под управлением. Как нам не позволено жить праздно в этом мире и ничего не делать, так же нам не разрешается поступать по собственной воле и делать то, что нам нравится. Когда Бог дал человеку владычество над тварями, то дал ему понять, что тот все еще пребывает под Его руководством как своего Творца.

Стихи 16−17. Здесь обратите внимание на:

I. Власть Бога над человеком, как над творением, имеющим разум и свободную волю. Господь Бог повелел человеку, который теперь предстал как гражданская личность, родоначальник и представитель человечества, принять закон (как он недавно принял природу) для себя и всех своих потомков. Бог дал повеления всем творениям в соответствии с их возможностями, а утвержденный порядок природы есть закон (Пс 148:6; Пс 103:9). Животные имели свои заслуживающие уважения инстинкты, но человек был способен совершать разумное служение и поэтому принял не только заповедь Творца, но и заповедь Повелителя и Господина. Хотя Адам был очень великим, очень хорошим и очень счастливым человеком, в то же время Господь Бог повелел ему, и это повеление не было ни оскорблением его величия, ни порицанием его благочестия или приуменьшением его блаженства. Давайте признаем, что Бог имеет право управлять нами, а наша обязанность — подчиняться Его управлению и не позволять никакому собственному желанию противостоять ему или соперничать со святой волей Бога.

II. Фактическое повеление, предписывающее, что он должен делать и каких условий должен придерживаться, чтобы быть в мире со своим Творцом. В этих стихах содержится:

1. Подтверждение его нынешнего блаженства, когда ему было позволено: «…от всякого дерева в саду ты будешь есть…» Ему не только предоставлялась свобода выбора изысканных плодов рая как возмещение за заботу и усилия, прилагаемые при возделывании сада (1Кор 9:7, 10), но и в случае послушания обещалась жизнь вечная. Ибо, совершая акт дарения, Бог особенное значение придал тому, чтобы дерево жизни росло посреди рая (ст. 9), являясь его сердцем и душой. И когда после непокорства этот дар был отнят, то не упоминалось ни одно дерево, растущее в саду, плоды которого запрещалось есть, за исключением дерева жизни (Быт 3:22), плоды которого раньше разрешалось употреблять, и это давало возможность жить вечно, то есть не умирать и пребывать в блаженстве. «Оставайся таким святым, как ты есть, повинуйся воле своего Творца — и ты будешь оставаться счастливым, наслаждаясь благоволением своего Создателя то ли в этом раю, то ли в другом». То есть при условии личного постоянного послушания Адам был уверен, что он сам и его наследники останутся в раю навечно.

2. Испытание его послушания под страхом утраты всего нынешнего блаженства: «А от другого дерева, которое росло очень близко к дереву жизни (ибо сказано, что они оба росли посреди сада) и называлось деревом познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Словно Бог сказал: «Знай, Адам, что сейчас для испытания твоего хорошего поведения ты поселен в раю. Будь внимателен, послушен — и ты будешь жить вечно. В противном случае ты станешь несчастен настолько, насколько сейчас счастлив».

(1) В этих стихах Бог пугает Адама смертью в случае неповиновения: «Смертью умрешь», что означает твердый и ужасный приговор, как и в первой части этого завета слова «ты будешь есть» подтверждают свободный и полный дар. Обратите внимание:

[1] Даже Адам в период невинности испытал трепет, услышав эту угрозу. Страх является ручкой от двери, за которую берутся, чтобы открыть и удержать дверь души. И если ему в то время понадобилась ограда, то тем более нам сейчас.

[2] Наказание пугало смертью: «Смертью умрешь», то есть «ты будешь лишен дерева жизни, всех благ, символом которых оно являлось, и всего своего блаженства, которым ты владеешь или собирался владеть; ты подвергнешься смерти и всем бедствиям, предшествующим и сопутствующим ей».

[3] Эта угроза была немедленным следствием греха: «…в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь», то есть «ты станешь смертным и способным умереть; ты будешь лишен дара бессмертия, и эта защита отнимется у тебя. Ты станешь незащищенным от смерти, как осужденный преступник, который мертв по закону» (только на том основании, что Адам должен был стать корнем человечества, приговор был отсрочен). «Более того, предвестники и предшественники смерти немедленно завладеют тобой, а твоя жизнь с того времени и до конца станет приближением к смерти. Это произойдет непременно. Это утвержденное правило: душа согрешающая, она умрет».

(2) Адам был испытан законом, запрещавшим есть плоды дерева познания. Это было очень подходящее время, чтобы испытать его послушание подобной заповедью:

[1] Так как ее основание заложено в воле Законодателя. По своей природе Адам питал отвращение к тому, что само по себе представляло зло, поэтому он был испытан злом, которое стало таковым из-за запрета. И так как нарушение запрета казалось незначительным, то больше подходило для испытания его послушания.

[2] Так как ограничения накладывались на желания плоти и разума, которые в порочной природе человека являются двумя великими источниками греха. Этот запрет проверял его аппетит к чувственным наслаждениям и его амбиции относительно любопытных знаний, чтобы его тело управлялось его душой, а его душа — его Богом.

Таким счастливым и беспечным был человек в состоянии невинности, имея все, чего могло пожелать его сердце для пребывания в блаженстве! Как добр был Бог к нему! Как щедро Он облагодетельствовал его! Как легок был закон, который Он дал ему! Как добр был завет, заключенный с ним! В то же время человек в чести не понимал своей выгоды; он уподобился животным, которые погибают.

Стихи 18−20. В этих стихах нам представлен (I) пример беспокойства Творца о человеке и его отцовская забота о его утешениях (ст. 18). Хотя Бог дал человеку понять, что тот является подчиненным и должен исполнять повеление (ст. 16−17), в то же время для ободрения его в послушании Он дал ему понять, что он — Его друг и любимец, об удовлетворенности которого Он заботился. Обратите внимание:

1. Как Бог милостиво посочувствовал его одиночеству: «…не хорошо быть человеку одному…» Хотя существовал высший мир ангелов и низший мир животных, а человек пребывал между ними, в то же время не было ни одного существа подобной природы, относящегося к такой же категории, ни одного, с кем бы он мог интимно поговорить, поэтому вполне справедливо можно было сказать, что он был один. И теперь Тот, кто сотворил его и знал лучше, чем он сам себя самого и то, что хорошо для него, сказал: «Не хорошо оставаться человеку одному».

(1) Это было бы хорошо для его утешения, так как человек — общительное творение, ему приятно обмениваться знаниями и чувствами с представителями своего рода, информировать и принимать информацию, любить и быть любимым. То, что здесь Бог сказал о первом человеке, Соломон говорит о всех людях (Еккл 4:9 и т.д.): «Двоим лучше, нежели одному; горе одному». Если бы в мире человек остался один, то каким грустным он, наверно, был бы! Абсолютное одиночество может превратить рай в пустыню, а дворец — в темницу. Поэтому глупцами являются эгоисты, которые стремятся остаться на земле одни.

(2) Это не способствовало бы росту и продолжительности его рода. Бог мог вначале сотворить людей и населить ими землю, как он наполнил небеса миром ангелов, но место было слишком ограничено, чтобы поместить туда сразу запланированное количество людей для их совместного проживания. И, являясь Творцом человека, Бог увидел, что лучше достичь этого количества с помощью смены поколений, которые должны произойти от двух людей мужского и женского рода; а один всегда останется одним.

2. Как Бог милостиво решил обеспечить Адама обществом. Результатом размышлений Господа о нем было милостивое решение: «…сотворим ему помощника, соответственного ему», помощника, как он (в одних переводах), то есть той же природы и социального положения; помощника возле него (читают другие), который бы жил вместе с ним и всегда был рядом; помощника перед ним (читают третьи), то есть того, на которого он всегда смотрел бы с удовольствием. Здесь отметьте:

(1) Даже занимая наилучшее положение в этом мире, мы нуждаемся в помощи друг друга, так как являемся членами друг друга и не может глаз сказать руке: ты мне не надобна (1Кор 12:21). Поэтому мы должны радоваться, получая помощь от других, и при возможности помогать им.

(2) Лишь Бог абсолютно знает наши нужды и в состоянии полностью восполнить их (Флп 4:19). Он — наша единственная помощь, и от Него мы получаем наших помощников.

(3) Хорошая жена — это помощник, она должна быть от Господа. Взаимоотношения можно назвать благоприятными, когда желание помочь друг другу направляют и определяют выбор, а взаимная помощь выражается в постоянной заботе и стараниях (1Кор 7:33−34).

(4) Семейное общество, если оно приятно, является достаточной компенсацией за грусть одиночества. Тот, кто имеет доброго Бога, доброе сердце и добрую жену для общения, но в то же время жалуется на недостаток общения, не будет удовлетворен и спокоен даже в раю. Адам не имел большего; более того, мы не находим, чтобы до сотворения Евы он жаловался на одиночество, так как знал, что был не один, ибо с ним был Отец. Тот, кто больше других удовлетворен в Боге и Его благоволении, стоит на наилучшем пути и находится в наилучшем расположении, чтобы принять блага этой жизни; и несомненно он будет обеспечен ими в той степени, насколько Безграничная Мудрость посчитает это благом.

II. Пример подчинения тварей человеку и его владычество над ними (ст. 19−20): «Бог всех животных полевых и всех птиц небесных привел к человеку» то ли с помощью служения ангелов, то ли направляя их инстинкт, чтобы они пришли к человеку, как к своему господину, научая вовремя вола знать своего хозяина. Таким образом Бог позаботился, чтобы у человека было пропитание; Он дал ему во владение обещанное значительное состояние и право владычествовать над всеми тварями. Бог привел их к нему, чтобы он назвал их и (1) мог продемонстрировать свои знания, как творение, обладающее способностями думать и говорить, — показал, что он был научен более, нежели скоты земные, и вразумлен более, нежели птицы небесные (Иов 35:11).

(2) Мог доказать свою силу. Дача имен подразумевает обладание властью (Дан 1:7), а согласие называться им — подчинение. Тем самым низшие твари отдали дань почитания своему владыке при его инаугурации, поклявшись быть его верными подданными. Если бы Адам оставался верным своему Богу, то можно было бы предположить, что твари так хорошо знали бы и помнили свои имена, данные им Адамом, что откликались бы на его призыв и немедленно приходили по зову. Бог дал имена дню и ночи, тверди небесной, земле и морю; все звезды называл именами их, чтобы показать, что является их всевышним Господом, но Адаму Он предоставил право дать имена скотам и птицам, как их непосредственному господину, так как, сотворив его по собственному образу, Он тем самым облек его в некоторые собственные почести.

III. Пример неспособности тварей сделать человека счастливым. Но среди всех них для человека не нашлось помощника, подобного ему. Некоторые считают, что эти слова были сказаны Адамом; осмотрев всех животных, пришедших к нему парами, чтобы получить имя, он таким образом намекнул Творцу о своем желании: «Господи, все твари имеют помощниц, подобных себе, но что мне делать? Здесь нет никого для меня». Но скорее сам Бог пришел к такому выводу, осмотрев их. Он собрал их вместе, чтобы увидеть, есть ли подходящий партнер для Адама среди многочисленных семей низших тварей. Но не нашлось такого ни одного. Здесь обратите внимание (1) на благородство и превосходство человеческой природы. На земле, среди всех видимых тварей, не нашлось никого подобного, кто мог бы быть ровней; все они были просмотрены, но среди них не нашлось никого, кто соответствовал бы человеку.

(2) На суетность этого мира и всего, что ему принадлежит; сложите все его блага вместе — но и тогда они не смогут быть помощником, подобным человеку. Они не соответствуют природе его души, не восполняют ее нужды, не исполняют ее справедливые желания и не текут параллельно с ее вечным существованием. Тогда Бог создал новое творение, которое стало бы помощником человеку — не столько женщину, сколько семя жены.

Стихи 21−25. Эти стихи описывают:

I. Сотворение женщины, которая должна была стать помощником для Адама. Это было совершено на шестой день, когда Бог поместил Адама в рай, хотя об этом событии упоминается после описания седьмого дня, когда Бог почил. Но то, что было сказано в общем (Быт 1:27) о сотворении Богом мужчины и женщины, здесь рассказывается более детально. Обратите внимание, (1) что Адам был создан первым, а затем Ева (1Тим 2:13); она была сотворена из человека и для него (1Кор 11:8−9), что приводится здесь как основание для смирения, скромности, молчаливости и подчинения этого пола в общем, а особенно для подчинения и благоговения, которое жены должны оказывать своим мужьям. В то же время сотворение человека последним из тварей, как наилучшего и самого превосходного из всех творений, и сотворение Евы после Адама и из Адама облачает этот пол почестями и делает славой мужа (1Кор 11:7). Если муж — глава, то она — венец, венец своего мужа и венец видимого творения. Человек был прахом очищенным, а женщина — прахом дважды очищенным, на одну ступень дальше от земли.

(2) Что Адам спал, пока создавалась его жена, чтобы не оставалось никакой возможности вообразить, что он в то время направлял Дух Господа или был советником у Него (Ис 40:13). Адам осознал, что ему нужна помощница, но так как Бог взял на себя задачу обеспечить его таковой, он не беспокоит себя этой проблемой, а ложится и сладко засыпает как человек, полностью возложивший свои заботы на Бога, с радостью вручивший себя и все свои нужды воле и мудрости Творца. Иегова-Ире — пусть Господь обеспечит его кем и когда Ему угодно. Если мы милостиво покоимся в Боге, то Он милостиво сделает так, чтобы все служило для нашего блага.

(3) Что навел Господь Бог на человека крепкий сон и заставил его глубоко заснуть, чтобы он не испытал болезненных ощущений во время вмешательства в его бок. Пока человек не знал греха, Бог заботился, чтобы он не чувствовал боли. Когда Бог Своим провидением допускает скорби для плоти и крови Своего народа, то Он не только стремится, чтобы в итоге это способствовало их блаженству, но и Своей благодатью усмиряет и успокаивает его дух, чтобы он оставался беспечным в самых суровых ситуациях.

(4) Что женщина была сотворена из ребра, взятого у человека: не из его головы, чтобы управлять им, не из его ноги, чтобы он потом топтался по ней, а из его ребра, чтобы быть равноценной ему, находиться под защитой его мышцы, быть близко к его сердцу и быть его возлюбленной. Адам потерял ребро без какого-либо ущерба для своей силы и привлекательности (ибо, несомненно, плоть была закрыта без каких-либо шрамов), а взамен получил помощницу себе, которая щедро восполнила эту потерю. То, что Бог отбирает у Своего народа, Он тем или иным образом возместит с прибылью. В этом (как и во многом другом) Адам был прообразом Того, кто должен был прийти, так как из бока Христа — второго Адама — была сотворена Его невеста — Церковь, когда Он заснул крепким глубоким сном смерти на кресте; для этой цели Его бок был вскрыт, и оттуда вышла Кровь и вода: Кровь для приобретения Своей Церкви, и вода, чтобы очистить ее себе (см. Еф 5:25−26).

II. Брак между женщиной и Адамом. Брак — всегда почетное событие, но это, безусловно, было самое торжественное бракосочетание из всех, заключенных на земле, в котором сам Бог непосредственно принимал участие. Говорят, что браки заключаются на небесах; в данном случае мы уверены, что так и было, так как человек и женщина, его супруга, были сотворены Богом. Он Своей силой сотворил их обоих и сейчас Своим постановлением сделал их одной плотью. Это был брак, заключенный в совершенной невинности, и подобных браков не было с того времени.

1. Бог как Отец женщины привел ее к мужу, чтобы она была его вторым «я» и помощницей. Сотворив женщину, Бог не оставил ее одну; нет, она была Его чадом и не могла выйти замуж без Его согласия. Успокоятся и утешатся быстрее всего те, кто верой и молитвой, а также смиренной зависимостью от провидения полностью отдают себя в распоряжение Бога. Та жена вероятнее всего окажется помощником мужу, которую Бог создал Своей особой благодатью и привел Своим особым провидением.

2. Адам принял ее от Бога как от своего Отца (ст. 23): «…это кость от костей моих… Теперь я имею то, чего мне не хватало и чего не могли мне дать все другие твари — помощницу для меня». Мы должны принимать Божьи дары со смиренной благодарностью, признавая Его мудрость, делающую их подходящими для нас, и Его благоволение, проявившееся в этом дарении. Возможно, во время сна в видении Адаму открылось, что это прекрасное творение, ныне представленное ему, было частью его самого и должно было стать его спутницей и женой по завету. Отсюда некоторые делают вывод, что прославленные святые в небесном раю узнают друг друга. Далее, в знак согласия принять ее, Адам дал ей имя, но не ей одной, а в общем этому полу: «…она будет называться женою», Isha, человек женского пола, отличающаяся от мужчины лишь своим полом, но не природой, сделанная из мужчины и соединившаяся с ним.

III. Учреждение постановления о браке и закона о нем (ст. 24). День субботний и брак были двумя постановлениями, учрежденными в период невинности: первое — для сохранения Церкви, второе — для сохранения человечества. Ясно (из Мф 19:4−5), что сам Бог сказал: «…посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей…», но нечетко видно, сказал Он их через Моисея, написавшего этот труд, или через Адама, произнесшего их (ст. 23). Похоже, это слова Адама во имя Бога, излагающие этот закон для всех поколений.

1. Обратите внимание, как велика добродетель, заключенная в этом божественном постановлении; ее узы сильнее уз природы. К кому мы можем быть привязанными крепче, чем к отцам, зачавшим нас, и матерям, родившим нас? В то же время сын должен оставить их и соединиться со своей женой, а дочь должна забыть их и прилепиться к своему мужу (Пс 44:11−12).

2. Заметьте, насколько необходимо детям иметь согласие родителей, когда они вступают в брак, и как несправедливо и безответственно по отношению к ним поступают те, кто женится без него, так как они крадут у них их права и их долю и отворачиваются от них к другому, поступая обманчиво и противоестественно.

3. Обратите внимание, насколько необходимо благоразумие и молитва при выборе этих отношений, которые очень близки и долго длятся. То, что совершается на всю жизнь, должно совершаться правильно.

4. Отметьте, как крепки брачные узы, которые не должны делиться или ослабевать из-за многоженства (Мал 2:15), которые не должны разрушаться или прекращаться из-за разводов, кроме как по причине прелюбодеяния или преднамеренного ухода.

5. Посмотрите, какими близкими и любящими должны быть чувства между мужем и женой — как любовь к собственному телу (Еф 5:28). Эти двое становятся одной плотью; так пусть будут одной душой.

IV. Доказательство чистоты и невинности состояния наших прародителей в тот момент, когда они были сотворены (ст. 25). Они оба были наги. Им не нужна была одежда, чтобы защищаться от холода или жары, так как ни то, ни другое не могло навредить им. Они не нуждались в украшениях. Соломон во всей своей красе не был одет так же красиво, как они. Более того, они не нуждались в одежде ради приличия и у них не было повода стыдиться. «Они не знали, что такое стыд», — говорит халдейский перевод. Румянец в наши дни — цвет добродетели, но в то время он не был цветом невинности. Тот, кто не имел греха в своей совести, вполне мог не иметь стыда на своем лице, хотя на их плечах не было одежды.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на Бытие, 2 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.