Содержание данной главы изложено в 2Пет 2:6−8, где мы читаем, что Бог превратил города Содомские в пепел, осудив их на истребление, а праведного Лота избавил. Здесь изложена история гибели Содома и спасения от гибели Лота. В предыдущей главе мы читали, что Бог пришел, чтобы посмотреть, что происходит в Содоме, насколько он порочен и есть ли там праведные люди. И здесь сообщается результат данного исследования.

I. Было обнаружено, что Лот был очень хорошим (ст. 1−3), но с подобным характером больше никого не было.

II. Оказалось, что жители Содома были очень нечестивыми и отвратительными (ст. 4−11).

III. Особая забота была проявлена о сохранении Лота и его семьи в безопасном месте (ст. 12−23).

IV. Тем самым милость возрадовалась, а справедливость проявила себя в уничтожении Содома и смерти жены Лота (ст. 24−26); приводится общий пересказ этой истории (ст. 27−29).

V. Омерзительный грех, в котором был виновен Лот, вступив в кровосмесительную связь со своими двумя дочерьми (ст. 30 и далее).

Стихи 1−3. Похоже, эти ангелы были теми двумя ангелами из трех, которые ранее посетили Авраама и были сотворены для того, чтобы осуществить план Божий относительно Содома. Здесь обратите внимание:

(1) Лишь один благочестивый человек был в Содоме, и небесные посланники вскоре нашли его. Где бы мы ни были, мы должны наводить справки о местных жителях, которые живут в страхе Божьем, и предпочитать общение с ними (Мф 10:11): «…наведывайтесь, кто достоин, и там оставайтесь». Представители одной страны, оказавшись в чужой земле, любят быть вместе.

(2) Лот в значительной мере отличался от окружающих соседей, живших в то время, что четко выделяло его. Тот, кто не поступает подобно другим, не должен жить, как другие.

[1] Вечером Лот сидел у ворот Содома; в то время как остальные пьянствовали, он сидел в одиночестве, ожидая возможности сделать добро.

[2] Он чрезвычайно уважал людей, чей внешний вид и поведение говорили о трезвости и порядочности, даже если их приход не был пышным. Встречая их, он кланялся до земли, словно с первого взгляда мог различить в них что-то божественное.

[3] Он был очень гостеприимен и щедр, приглашая людей в своей дом и принимая их. Лот пригласил путников в свой дом, предоставив им наилучшее, что имел, — все возможные доказательства своей искренности, ибо, во-первых, когда ангелы, чтобы испытать, был ли он сердечным в своем приглашении, вначале отклонили его предложение (что было обычным проявлением скромности, а не порицанием истины и честности), их отказ сделал его более настойчивым, ибо он сильно упрашивал их (ст. 3), так как не хотел, чтобы они подвергали себя опасностям и испытывали неудобства, ночуя на улицах Содома, а еще ему хотелось побыть в их компании и пообщаться. На протяжении долгого времени он не видел таких честных лиц в Содоме. Отметьте: тот, кто живет в нечестивых местах, должен ценить общество мудрых и благочестивых людей и ревностно стремиться к общению с ними. Во-вторых, когда ангелы приняли приглашение, он благородно вел себя по отношению к ним. Он подал им угощение, считая это достойной наградой для таких гостей. Отметьте: народ Божий должен быть щедрым народом (с благоразумием).

Стихи 4−11. Теперь, вне сомнений, оказалось, что вопль содомский был не громче, чем их дела. То, что произошло той ночью, наполнило чашу их беззаконий, так как мы читаем:

I. Что все они были нечестивы (ст. 4). Их порочность стала всеобщей, и они стали единодушны в своих мерзких планах. И стар, и млад, представители всех кварталов участвовали в этом разгуле. Старики не проходили мимо, а молодежь вскоре присоединилась к бунтарям. То ли у них не было властей, которые поддерживали порядок и защищали мирных жителей, то ли сами представители власти помогали и подстрекали их. Отметьте: когда болезнь греха превращается в эпидемию, то она становится фатальной для любого места (Ис 1:5−7).

II. Что они достигли наивысшей степени порочности и были весьма грешны пред Господом (Быт 13:13), так как в то время (1) подстрекали друг друга к самому противоестественному и мерзкому пороку — греху, который и сейчас называется их именем — содомизм. Они были безудержно охвачены этими порочными страстями (Рим 1:26−27), которые хуже животных похотей и являются вечным поруганием человеческой природы, о которых не могут без ужаса думать те, в ком сохранилась хотя бы малая искорка и остаток природного света и совести. Отметьте: тот, кто позволяет себе погрязнуть в противоестественной нечистоте, отмечен для мести вечного огня (см. Иуд 1:7).

(2) Они не стыдились признаваться в ней и осуществлять свои замыслы с помощью силы и рукоприкладства. Отвратительно, когда подобное совершается с помощью тайных происков и уговоров, но эти люди объявили войну благочестию и бросили ему открытый вызов. Поэтому Писание говорит, что дерзкие грешники о грехе своем рассказывают открыто, как Содомляне (Ис 3:9). Отметьте: тот, кто становится дерзким в грехе, чаще всего отказывается раскаяться в нем; и это станет его погибелью. Те, у кого сердца ожесточились, грешат открыто (Иер 6:15).

(3) Когда Лот с максимальной мягкостью вмешался, чтобы умерить ярость и неистовство их похоти, они были откровенно наглы, грубы и оскорбительны по отношению к нему. Он осмелился выйти к ним (ст. 6) и вежливо обратился, называя их братьями (ст. 7), умоляя не причинять такое зло; и, будучи чрезвычайно озабочен их низменными попытками, он необдуманно и неоправданно предложил им своих дочерей (ст. 8). Да, из двух зол мы должны выбирать меньшее, но из двух грехов мы не должны выбирать ни одного; мы не должны творить зло, чтобы благодаря ему вышло добро. Он вразумлял их, ссылался на законы гостеприимства и защиты своего дома, право на которые имели его гости, но с таким же успехом он мог уговаривать рычащего льва и разъяренного медведя, как этих упрямых грешников, которыми управляли лишь похоти и страсти. Обращение Лота лишь разъярило их, и, чтобы дополнить свою порочность и наполнить ее чашу, они стали вести себя непристойно по отношению к нему.

[1] Они смеялись над ним, безрассудно обвиняя в том, что он возлагает на себя обязанности судьи, в то время как является простым свободным человеком в их городе (ст. 9). Отметьте: очень часто обвинителя несправедливо укоряют в узурпации власти, и пока он предлагает милость друга, его обвиняют в присваивании власти судьи, словно человек не может говорить разумно, не взяв на себя слишком много.

[2] Они угрожали совершить над ним насилие, и добрый человек подвергается опасности быть разорванным на кусочки разъяренной толпой. Отметьте:

(а) Тот, кто не желает исправляться, ненавидит обличающих его, даже если это делается с величайшим тактом. Самонадеянные грешники поступают со своей совестью как содомляне — с Лотом, разрушая ее ограничения, подавляя ее обличения до тех пор, пока она не притупится и ее уста не закроются — тогда они созревают для гибели.

(б) Оскорбления в адрес Божьих посланников и верных обличителей очень быстро наполняют меру человеческих злодеяний и влекут за собой гибель без возможности исправить что-либо (см. Притч 29:1 и 2Пар 36:16). Если обличение не является средством для исцеления, то другого средства не может быть (2Пар 25:16).

III. Что лишь сила ангела могла спасти благочестивого человека от их нечестивых рук. Теперь не нужно было дискутировать по поводу характера содомлян и как с ними нужно поступить, поэтому ангелы немедленно решили, что им дальше делать.

1. Они спасают Лота (ст. 10). Отметьте: кто напояет других, тот и сам напоен будет. Лот старался защитить их, а теперь они реально предприняли действия, чтобы защитить его в ответ на его милость. Отметьте далее: служение ангелов заключается в том, чтобы хранить тех, кто подвергает себя опасности, совершая добро. Святые после смерти подобно Лоту вводятся в дом совершенной безопасности, и за ними навсегда запирается дверь для тех, кто преследует их.

2. Ангелы наказывают наглость содомлян, они поразили их слепотою (ст. 11). Это было сделано, (1) чтобы положить конец их попыткам и лишить возможности преследовать. Вполне справедливо слепотой были поражены те, кто был глух к убеждениям разума. Неистовые преследователи часто лишаются разума и не могут воплотить свои злобные планы, направленные против Божьих посланников (Иов 5:14−15). Тем не менее эти содомляне после поражения слепотой продолжали искать дверь, чтобы ворваться в дом, пока не устали. Никакие суды сами по себе не изменят порочную природу и цели нечестивцев. Если бы их разум не был ослеплен, как и их тела, то они сказали бы, как чародеи: «Это перст Божий» — и подчинились.

(2) Это был залог их полного истребления на следующий день. Когда Бог, совершая праведный суд, ослепляет людей, то их положение уже отчаянное (Рим 11:8−9).

Стихи 12−14. Эти стихи описывают приготовления для избавления Лота.

I. Его извещают о том, что приближается гибель Содома: «Мы истребим сие место» (ст. 13). Отметьте: святые ангелы являются служителями Божьего гнева, истребляющего грешников, как и служителями Его милости, хранящей и избавляющей Его народ. В этом смысле добрые ангелы становятся злыми ангелами (Пс 77:49).

II. Ему велено известить об этом своих друзей и родственников, чтобы они, если пожелают, могли спастись вместе с ним (ст. 12): «Кто у тебя есть еще здесь, о ком ты беспокоишься? Если есть такие, то пойди и скажи им, что грядет». Эти слова подразумевают (1) повеление величайшего долга — сделать все возможное для спасения всех окружающих и выхватить их, как ветку из огня. Отметьте: тот, кто благодатью сам избавлен от греховного состояния, должен делать все возможное для избавления других, в особенности родственников.

(2) Это было предложение великой благосклонности. Ангелы не спрашивали, знает ли он хоть одного праведника в этом городе, заслуживающего спасения; нет, они знали, что таковых нет ни одного. Они спросили, какие родственники у него здесь, чтобы они могли спастись с ним (праведны они или нет). Отметьте: участь плохих людей в этом мире часто становится лучше благодаря их благочестивым родственникам. Очень хорошо состоять в родстве с благочестивым человеком.

III. Лот прежде всего обращается к своим зятьям (ст. 14). Обратите внимание:

(1) На четкое предостережение, данное им Лотом: «Встаньте, выйдите из сего места». Манера его речи поражает и побуждает к действию. Нет времени заниматься пустяками, когда гибель стоит у двери. У них не было сорока дней, как у Ниневии, чтобы покаяться. Они должны были бежать сейчас или никогда. Это предостережение прозвучало среди ночи. Подобно ему должен звучать наш призыв к необращенным, чтобы они обратились к Богу и жили.

(2) На пренебрежение родственников к этому предостережению: «Им показалось, что он шутит». Они подумали, что, возможно, нападение содомлян на дом слишком взволновало его и так испугало, что он не знал, что говорил. Или они подумали, что он был несерьезен с ними. Они, жившие весело и все высмеивающие, посмеялись и над этим предостережением и поэтому погибли во время бедствия. Так же и многие другие, кого предупреждают о бедствии и опасности, в которых они оказываются из-за греха, легкомысленно относятся к предупреждению и думают, что служители шутят с ними. Таковые погибнут, и их кровь будет на их собственных головах.

Стихи 15−23. Эти стихи описывают:

I. Спасение Лота из Содома. Хотя в городе не нашлось десяти праведников, ради которых его можно было пощадить, в то же время единственный праведник, живший среди них, спас свою душу (Иез 14:14). Рано утром гости Лота из милости к нему стали торопить его и его семью (ст. 15). Его замужние дочери погибли вместе со своими неверующими мужьями, но тот, кто пошел за Лотом, спасся вместе с ним. Обратите внимание:

1. С каким нежным принуждением Лот был выведен из Содома (ст. 16). Хотя, похоже, он не смеялся над предостережением, как его зятья, в то же время медлил, вел себя несерьезно и не торопился, как того требовала ситуация. Так же многие, осознавшие бедственное положение своей духовности и необходимость изменений, откладывают срочное дело и безрассудно медлят. Так поступал Лот, и это могло бы оказаться фатальным для него, если бы ангелы не взяли за руку его и не вывели его, спасая его страхом (Иуда, 23). Это было сделано по милости к нему Господней, в противном случае он мог бы остаться и погибнуть, раз так не желал уходить. Отметьте:

(1) Спасение большей части праведных людей нужно причислять к Божьей милости, а не к их собственным заслугам. Мы спасены благодатью.

(2) Мы также должны признавать Божью силу, когда душа выходит из греховного состояния. Если бы Бог не вывел нас, то мы никогда не вышли бы.

(3) Если бы Бог не был милостив к нам, то наша медлительность стоила бы нам гибели.

2. С какой милостивой торопливостью его принудили поступить правильно, и он был выведен вон (ст. 17).

(1) Он должен был сам осознать опасность сгореть заживо и согласно закону самосохранения бежать и спасать свою жизнь. Отметьте: святой страх и трепет необходимы, чтобы побудить нас спасаться.

(2) Он должен был с особой заботой и усердием думать о своем деле. Он не должен был жалеть о Содоме: «Не оглядывайся назад». Он не должен был медлить по пути: «Нигде не останавливайся в окрестности сей», ибо она превратится в мертвое море. Он не должен был останавливаться, пока не достигнет назначенного убежища: «Спасайся на гору». Вот команды, которые были даны тем, кто через благодать был спасен из греховного состояния.

[1] Не возвращайтесь ко греху и сатане, ибо это означает оглядываться на Содом.

[2] Не останавливайся в этом мире, ибо это означает остаться в окрестности. И [3] стремись ко Христу и небесам, ибо это означает бежать в горы и не останавливаться, пока не достигнем их.

II. Ему было определено убежище. Вначале было велено бежать в горы, но (1) Лот просит о городе, где бы он мог спрятаться, — одном из пяти городов, лежащих в долине, который назывался Бела (Быт 14:2, 18−20). Из-за слабости своей веры Лот думал, что избранный им город более безопасен, чем горы, выбранные Богом. Он противоречит сам себе, когда говорит: «Велика милость Твоя… что спас жизнь мою» и «я не могу спасаться на гору», ибо разве не может Тот, кто вырвал его из Содома, когда он медлил, перенести его благополучно в горы, когда он начал уставать? Разве не может Тот, кто спас его от величайшего зла, спасти от меньшего? Он настаивает на своей просьбе, ссылаясь на ограниченность места: «Он же мал, разве не так?», поэтому можно надеяться, что он не так плох, как остальные. Это дало новое название данному месту — Сигор — маленький. Ходатайство о маленьких достойно запоминания.

(2) Бог удовлетворил его просьбу, хотя она была довольно безосновательна (ст. 21−22). Посмотрите, какое благоволение Бог проявил к истинному святому, хотя и слабому.

[1] Бог пощадил Сигор, чтобы порадовать Лота, хотя его ходатайство отличалось от ходатайства Авраама о Содоме, основывавшемся на великодушном милосердии, так как исходило из меркантильных интересов; в то же время Бог удовлетворил его просьбу, чтобы показать, как много может сделать ревностная молитва праведника.

[2] Истребление Содома было отложено, пока Лот не оказался в безопасности: «Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда». Отметьте: само присутствие благочестивых людей помогает удержать суды. Посмотрите, как Бог заботится о сохранности Своего народа. Ветры удерживаются, пока на челах рабов не будут положены печати (Откр 7:3; Иез 9:4).

III. Обращается внимание на то, что когда Лот вошел в Сигор, то взошло солнце, ибо когда хороший человек приходит куда-либо, он приносит (или должен приносить) с собой свет.

Стихи 24−25. Лишь когда Лот благополучно пришел в Сигор, началось бедствие, так как благочестивые люди уводятся от грядущего зла. И когда солнце взошло и засияло, обещая чудесный день, поднялся ураган, чтобы показать, что его причины были сверхъестественные. В этом уничтожении, обратите внимание:

(1) Бог был его непосредственным автором. Это было истребление от Всевышнего: «Пролил Господь… от Господа» (ст. 24), то есть это сделал сам Бог Своей непосредственной силой, а не было обычным явлением природы. Или это сделал Бог Сын от имени Бога Отца, ибо Отец весь суд вверил Сыну. Отметьте: Тот, кто является Спасителем, будет губителем тех, кто отказывается от спасения.

(2) Это было необычное наказание (Иов 31:3). Подобного не было ни до, ни после. На них с небес пролился ад. Огонь и сера, и палящий ветер — их доля из чаши (Пс 10:6). Это была не просто вспышка молнии, которая сама по себе разрушительна, когда Бог направляет ее с поручением, а поток молний. Жилища их были посыпаны серою (Иов 18:15), а затем огонь охватил их. Бог мог бы потопить их, как поступил со старым миром, но Он хотел показать, что в Его колчане много стрел — и огонь, и вода.

(3) Это был суд, все погубивший; он ниспроверг города сии и разрушил все жилища, уничтожил долину и все, что росло на земле (ст. 25). Это было полное, непоправимое разрушение. Та плодородная долина до нынешнего дня представляет собой огромное озеро или мертвое море, называемое Соленым морем (Чис 34:12). Путешественники говорят, что оно имеет протяженность около тридцати миль в длину и десяти миль в ширину; в нем не обитают живые твари; его не тревожит ветер и от него исходит неприятный запах; предметы с трудом погружаются в него. Греки называют его асфальтитес по роду выбрасываемой им смолы. Иордан впадает и теряется в нем.

(4) Это наказание соответствовало их греху. Сжигающие противоестественные похоти были справедливо наказаны противоестественным огнем. Те, что ходили за иной плотью, были истреблены необычным огнем (Иуд 1:7). Всей толпой они преследовали ангелов и напугали Лота, а теперь Бог преследовал их Своим вихрем и пугал Своей бурей (Пс 82:16).

(5) Это было задумано, чтобы явить неизменный гнев Божий, проливающийся на грех и грешников во все века. Поэтому Писание часто ссылается на этот случай, являя образец разрушения Израиля (Втор 29:23), Вавилона (Ис 13:19), Едома (Иер 49:18) Моава и Аммона (Соф 2:9). Более того, это является прообразом казни огня вечного (Иуд 1:7) и гибели всех, кто живет нечестиво (2Пет 2:6), особенно тех, кто пренебрегает Евангелием (Мф 10:15). Ссылаясь на это истребление, место проклятых часто представляется в виде озера, горящего огнем и серой, как Содом. Давайте из этого познаем, (1) какое зло причиняет грех и его пагубную природу. Беззаконие приводит к гибели.

(2) Страх Господень. Посмотрите, как страшно оказаться в руках живого Бога!

Стих 26. Это также написано для нашего предостережения. На этот случай ссылается наш Спаситель (Лк 17:32): «Вспоминайте жену Лотову». Как пример Содома предостерегает нечестивцев оставить свои преступления, так и пример жены Лота-праведника предупреждает не отвращаться от своей праведности (см. Иез 3:18, 20). Этот стих говорит:

I. О грехе жены Лота, которая оглянулась позади его. Ее поступок кажется незначительным, но по суровости, с которой он был наказан, мы убеждаемся в том, что он был страшным грехом, чрезмерным грехом.

1. Она не повиновалась четкому повелению, и поэтому ее грех подобен проступку Адама, который погубил всех нас.

2. Корнем его было неверие: она засомневалась, будет ли уничтожен Содом, и подумала, что могла бы остаться в нем и быть в безопасности.

3. Она оглянулась и посмотрела на оставшихся соседей с большим беспокойством, чем следовало, когда день благодати закончился и божественная справедливость прославилась в их истреблении (см. Ис 66:24).

4. Возможно, она очень жалела свой дом и имущество, оставшееся в Содоме, с которыми неохотно расставалась. Именно это Христос считает ее грехом (Лк 17:31−32); она слишком беспокоилась о своем имуществе.

5. То, что она оглянулась, свидетельствует о ее желании вернуться, и поэтому наш Спаситель использует этот пример как предостережение от отступничества от христианского исповедания. Мы все отреклись от мира и плоти и направили свои лица к небесам; мы находимся в долине, проходя испытание, и подвергаем себя риску, возвращаясь к интересам, которые оставили. Возврат к прежнему — это гибель, а оглядываться — значит приближаться к ней. Посему будем опасаться (Евр 4:1).

II. О наказании жены Лота за ее грех. Она была поражена смертью в тот же момент и на том же месте, но в то же время ее тело не упало, а осталось стоять в вертикальном положении, как столп или памятник, не подверженный разрушениям, как человеческое тело на виду у всех, но трансформированное в металлическое вещество, которое может существовать вечно. Приди и посмотри на благость и строгость Божию (Рим 11:22) — на благость, проявленную к Лоту, стремившемуся вперед, и на строгость, проявленную к его жене, которая оглянулась назад. Хотя она была очень близка к праведному человеку, хотя была лучше своих соседей и стала памятником отличительной милости, избавившей ее из Содома, в то же время Бог не смотрел сквозь пальцы на ее непослушание, так как великие привилегии не защищают нас от гнева Божьего, если мы не пользуемся ими осторожно и правильно. Этот соляной столп должен научить нас. Раз так опасно оглядываться назад, то давайте постоянно стремиться вперед (Флп 3:13−14).

Стихи 27−29. Наше общение с Богом заключается в добром внимании к Нему с нашей стороны и Его великодушном внимании к нам; поэтому в этих стихах представлено общение между Богом и Авраамом относительно происшедшего с Содомом, как ранее описывалось размышление о нем, так как общение с Богом должно поддерживаться и в провидениях, и в постановлениях.

I. Здесь говорится о благоговейном уважении Авраама к Богу, совершившему это, проявившееся (1) в его внимательном ожидании этого события (ст. 27). И встал Авраам рано утром, чтобы посмотреть на Содом; и чтобы показать, что хотел лишь увидеть результат своих молитв, он отправился именно на то место, где ранее стоял перед Господом, и расположился там, как на сторожевой башне (Авв 2:1). Отметьте: если мы молимся, то должны следить за событиями, о которых молились, и наблюдать за их успешностью. Мы должны направлять молитву, как письмо, а затем ожидать ответа; направлять молитву, как стрелу, а затем внимательно всматриваться, достигла ли она цели (Пс 5:4). Спрашивая о новостях, мы должны ожидать ответа на наши молитвы.

(2) В благоговейном осматривании этого места. Он посмотрел к Содому (ст. 28), но не как жена Лота, молча взирая на божественную строгость, а со смиренным восхищением и полным согласием. Таким же образом святые, видя дым от мучений Вавилона, восходящий во веки веков (как здесь содомский), вновь и вновь скажут: «Аллилуйя» (Откр 19:3). Тот, кто в день благодати ревностно ходатайствовал о грешниках, в день суда удовлетворится, увидев их гибель, и прославит Бога за их истребление.

II. Здесь также говорится о благосклонном внимании Бога к Аврааму (ст. 29). Как ранее, когда Авраам молился об Измаиле, Бог услышал его ради Исаака, так и сейчас, когда он молился о Содоме, Бог услышал его ради Лота. Вспомнил Бог об Аврааме и ради него выслал Лота из среды истребления. Отметьте:

(1) Бог обязательно положительно ответит на молитву веры так, как Он считает нужным, и в нужное время. Хотя какое-то время кажется, что Бог забыл о ней, но рано или поздно окажется, что он помнит.

(2) Родственники и друзья благочестивого человека живут лучше благодаря его части в Боге и его ходатайству о них. Только из уважения к Аврааму Лот был спасен, и, возможно, эти слова намного позже ободрили Моисея молиться (Исх 32:13): «Господи, вспомни Авраама…», см. Ис 63:11.

Стихи 30−38. Эти стихи рассказывают:

I. О великой беде и несчастье, обрушившемся на Лота после избавления (ст. 30).

1. Лот был напуган и вышел из Сигора, опасаясь жить там, возможно, осознав, что это убежище он сам выбрал, тем самым безрассудно предписав Богу, что делать; поэтому он не мог считать себя в безопасности, находясь там. Или, возможно, он увидел, что этот город такой же развратный, как Содом, и поэтому решил, что он не продержится долго. Или, возможно, он наблюдал за подъемом вод Иордана, которые после пожара начали наполнять долину и вместе с руинами постепенно образовали Мертвое море. Он пришел к выводу, что в этих водах Сигор должен погибнуть, хотя он избежал огня, так как был расположен в той же равнине. Отметьте: поселения и убежища, которые мы сами себе выбираем, не следуя за Господом, чаще всего становятся для нас проблемой.

2. Он был вынужден поселиться на горе и занять пещеру в качестве жилища. Странно, что он не вернулся к Аврааму, под защиту того, кому вновь был обязан своим спасением. Но истина такова: некоторые благочестивые люди недостаточно мудры, чтобы знать, что для них лучше. Обратите внимание:

(1) Теперь он был рад отправиться в горы — то место, которое Бог предназначил ему для убежища. Отметьте: хорошо, если неприятности в жизни влекут нас, наконец, стать на Божий путь.

(2) Тот, кто не так давно не мог найти достаточно места для себя и своего стада на всей этой земле (из-за этого имел стычку с Авраамом и ушел от него как можно дальше), теперь довольствовался пещерой в горе, где с трудом можно было найти место, чтобы развернуться, и где он пребывал в одиночестве и трепете. Отметьте: Бог поступает справедливо, повергая в бедность и ограничивая тех, кто неправильно использовал свою свободу и изобилие. На примере Лота можно увидеть, к чему приходят в конце концов те, кто оставляет общение со святыми ради мирской выгоды. Они будут наказаны жезлом своего изобретения.

II. О великом грехе, в котором были виновны Лот и его дочери, когда они остались в одиночестве. Это грустная история.

1. Его дочери придумали очень нечестивый заговор, чтобы ввести отца в грех, и их вина была, несомненно, большей. Они замыслили, якобы желая развеселить дух отца в данной ситуации, напоить его и затем лечь с ним (ст. 31−32).

(1) Некоторые считают, что их притворство имело благовидный предлог. У их отца не было сыновей, у них самих не было мужей, и они не знали, найдется ли для них хоть один мужчина от святого семени. Или они думали, что если и будут иметь детей от других, то имя их отца не передастся им. Некоторые считают, что они думали о Мессии, который, как они надеялись, произойдет от их отца, ибо он сам произошел от старшего сына Фарры, отделившегося от остальных потомков Сима вместе с Авраамом и сейчас сверхъестественным образом был спасен из Содома. Их мать и остальные члены семьи погибли; они не могли выйти замуж за проклятых хананеян, и поэтому цель, к которой они стремились, и крайность, к которой прибегли, оправдывает их незаконное действие. Так считает образованный г-н Алли (Allix). Отметьте: хорошими намерениями часто злоупотребляют, чтобы покровительствовать плохим поступкам. Но (2) каким бы ни был предлог, несомненно одно: их замысел был очень порочен и низмен, он был дерзким вызовом самому свету и закону природы. Отметьте:

[1] Видение самых ужасных судов, совершаемых Богом над грешниками, само по себе, без благодати Божьей, не обуздает злые сердца от злых поступков. Так, кто-то может удивиться, что огонь похоти смог зажечь тех, кто совсем недавно был свидетелем содомского пожара.

[2] Одиночество, как и сообщество, имеет свои искушения, особенно к нечистоте. Когда Иосиф был наедине с госпожой, то оказался в опасности (Быт 39:11). Родственники, живущие вместе, особенно если они живут обособленно, должны внимательно следить за малейшей порочной мыслью подобного вида, чтобы сатана не воспользовался преимуществом.

2. Сам Лот из-за собственного безрассудства и неосторожности был искушен до такой степени, что допустил обман со стороны своих детей и на протяжении двух ночей был так пьян, что совершил инцест (ст. 33 и далее). Господи, что такое человек! Какими становятся наилучшие мужи, когда Бог предоставляет их самим себе! Здесь обратите внимание (1) на опасность, вытекающую из беспечности. Лот, который не только был непорочным трезвенником, живя в Содоме, но и постоянно скорбел из-за порочности этого места и свидетельствовал против него, в то же время на горе, оставшись в одиночестве и считая себя огражденным от искушений, был самым позорным образом побежден им. Поэтому пусть тот, кто думает, что стоит и стоит высокого и крепко, опасается, чтобы не упасть. Никакая гора по эту сторону небес не поставит нас вне пределов досягаемости раскаленных стрел сатаны.

(2) На опасность пьянства. Это не только большой грех, но он открывает путь многим грехам и может оказаться гаванью многих наихудших и противоестественных грехов, которые могут быть постоянной раной и бесчестьем. Это превосходно описывает мистер Герберт:

Пьяница может убить свою мать, Влюбиться в сестру свою.

Когда человек пьян, то без отвращения может сделать то, о чем в трезвом состоянии не мог бы подумать без ужаса.

(3) На опасность искушения, исходящего от самых близких родственников и друзей, которых мы любим, ценим и ожидаем самого хорошего. Лот, чье воздержание и благочестие были неприступны для чужеземных армий и сил, был вовлечен в грех и стыд подлым предательством своих собственных дочерей. Мы должны опасаться сети, где бы ни находились, и всегда быть начеку.

3. В заключение глава повествует о рождении двух сыновей, или внуков (называйте, как вам хочется) Лота — Моава и Аммона, отцов двух народов, соседствовавших с Израилем, о которых мы часто читаем в Ветхом Завете. Оба они названы сынами Лотовыми (Пс 82:8). Отметьте: хотя кровосмесительное зачатие может заканчиваться благополучным рождением, тем не менее оно никогда не может быть оправдано, а осуждается и остается позором на потомстве. В то же время колено Иуды, к которому принадлежит Господь, ведет род от подобного рождения, и имя Руфи, моавитянки, упоминается в Его генеалогии (Мф 1:3, 5).

И наконец, обратите внимание, что после этого события мы больше нигде не читаем ни о Лоте, ни о том, что с ним случилось. Несомненно, он раскаялся во грехе и был прощен, но, основываясь на том, что с этого момента Писание умалчивает о нем, мы можем сделать вывод, что пьянство делает мужчин не только забывчивыми, но и преданными забвению; и многие имена, которые могли бы вспоминаться с уважением, из-за него похоронены в презрении и забвении.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на Бытие, 19 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.