В этой главе нам представлен мир и Церковь в кругу семьи, в маленькой семье, в семье Адама. Описывается характер и состояние обоих в последующие века, более того, во все века до конца времен. Как все человечество было представлено в Адаме, так и великая разница в людях между святыми и грешниками, благочестивыми и нечестивцами, детьми Божьими и детьми дьявола представлена в Каине и Авеле, а также приведен первый пример вражды, которая недавно была положена между семенем жены и семенем змея. В этой главе описывается:

(I) Рождение, имена и призвания Каина и Авеля (ст. 1−2).

(II) Их религия и их различные достижения в ней (ст. 3−4, часть ст. 5).

(III) Гнев Каина против Бога и порицание его за этот гнев (ст. 5−7).

(IV) Убийство Авеля его братом Каином и суд над ним за это убийство. Совершение убийства (ст. 8). Суд над ним.

1. Предъявление обвинения (ст. 9а).

2. Ответ Каина на предъявленное обвинение (ст. 9б).

3. Обличение Каина (ст. 10).

4. Вынесенный ему приговор (ст. 11−12).

5. Недовольство приговором (ст. 13−14).

6. Утверждение этого приговора (ст. 15).

7. Исполнение приговора (ст. 15−16).

V. Семья и потомство Каина (ст. 17−24).

VI. Рождение еще одного сына и внука Адама (ст. 25−26).

Стихи 1−2. Адам и Ева имели много сыновей и дочерей (Быт 5:4), но Каин и Авель, похоже, были старшими сыновьями. Некоторые считают, что они были близнецами, и, как это было в случае с Исавом и Иаковом, старший был нелюбимым, а младший — любимым сыном. Хотя Бог изгнал наших первых родителей из рая, Он не оставил их бездетными и сохранил для них блага первого благословенного умножения. Хотя они были грешниками, более того, пребывали в смирении и скорби раскаявшихся людей, они не считали себя безутешными, имея обетование о Спасителе, которым поддерживали себя. Здесь нам представлены:

I. Имена их двух сыновей.

1. Каин означает «приобретение», так как Ева, когда носила его, сказала с радостью, благодарением и великими надеждами: «…приобрела я человека от Господа». Обратите внимание: дети — это дар Божий, и мы должны признавать Его главенство, строя свои семьи. Если мы видим, что они приходят к нам из рук Бога, то это удваивает и освящает наши утешения в них, так как Он не оставит дела и плоды Своих рук. Хотя Ева носила его со скорбями, которые были последствием греха, она в своих страданиях не потеряла ощущения милости. Даже омраченные утешения — это то, чего мы не заслуживаем, и поэтому наши жалобы не должны заглушать нашу благодарность. Многие полагают, что Ева считала этого сына обетованным семенем и на этом основании ликовала в нем, а ее слова можно прочесть и так: «Приобрела я человека, Господа, Бога-человека». Если так, то она ужасно ошибалась, как и Самуил, сказавший: «…верно, сей пред Господом помазанник Его» (1Цар 16:6). Когда дети рождаются, то кто может предвидеть, кем они станут? Тот, кого принимали за человека, за Господа или, по крайней мере, за человека от Господа, предназначенного для служения священника в семье, стал врагом Господу. Чем меньше мы ожидаем от творений, тем легче переносим разочарование.

2. Авель означает «суета». Ева, думая, что в Каине она получила обещанное семя, так была поглощена этим приобретением, что второй сын стал для нее напрасной обузой. Для тех, кто сделал Христа своей целью и всем во всем, все остальное является суетой. Это также подразумевает, что чем больше мы живем в этом мире, тем больше видим его суетность. К тому, что вначале захватывает нас как приобретение, впоследствии мы охладеваем, как к пустяку. Именем, данным этому сыну, впоследствии называется весь человеческий род (Пс 38:6). Всякий человек в своем наилучшем состоянии Авель — суета. Давайте прилагать усилия, чтобы увидеть себя и других таковыми. Детство и юность — суета.

II. Занятия Каина и Авеля. Обратите внимание:

(1) У обоих были профессии. Хотя они были наследниками видимого мира, имевшими благородное происхождение и огромные владения, в то же время они не воспитывались в праздности. Бог дал призвание их отцу даже в период невинности, и им тоже. Отметьте, Бог желает, чтобы каждый из нас что-то делал в этом мире. Родители должны приучать своих детей к труду. «Дайте им Библию и профессию, — сказал благочестивый г-н Дод, — и Бог будет с ними».

(2) Их занятия отличались, чтобы они могли торговать и обмениваться товаром друг с другом. Члены разумного тела нуждаются друг в друге, и взаимная любовь помогает во взаимном общении.

(3) Их занятия относились к призванию земледельца — профессии их отца — необходимой профессии, ибо даже сам царь питается от поля. Это утомительный труд, требующий постоянного внимания и заботы. Сейчас его считают низменным призванием: несколько из бедного народа… оставил для виноградников и земледелия (Иер 52:16), но в то время это призвание не было позорным, скорее они были честью для него.

(4) Судя по порядку изложения этой истории, Авель, хотя и был моложе, раньше начал трудиться и, возможно, своим примером привлек к труду Каина.

(5) Авель выбрал такую профессию, которая больше содействовала созерцанию и молитве, так как пастушеская жизнь считалась особенно благоприятной для этих занятий. Моисей и Давид держали овец и в уединении общались с Богом. Отметьте: призвание или условия жизни, выбираемые нами, являются наилучшими для нас в том случае, когда они наилучшие для нашей души — если они меньше всего подвергают нас греху и дают больше возможности служить Богу и наслаждаться Им.

Стихи 3−5. Эти стихи описывают:

I. Религиозное поклонение Каина и Авеля. Спустя несколько времени, когда они получили некоторую прибыль от своей профессии (в конце дней, евр.; то ли в конце года они праздновали сбор урожая, то ли это был ежегодный пост в память о грехопадении, то ли конец дней недели — седьмой день, суббота), в определенное время Каин и Авель принесли Адаму, как священнику семьи, жертву Господу. Исходя из этого, у нас есть основание полагать, что Адаму было дано это божественное указание, как знак Божьего благоволения к нему и Его добрых помыслов о нем и его потомстве, несмотря на их отступничество. Так Бог испытывает веру Адама в обетование и его послушание исправительному закону; так Он вновь устанавливает отношения между небом и землей, посылая тень будущих благ. Здесь обратите внимание, (1) что религиозное поклонение Богу является не новым изобретением, а древним учреждением. Оно было постановлено от начала (1Ин 1:1); это был древний добрый путь (Иер 6:16). Город нашего Бога — это, безусловно, ликующий город, которого начало от дней древних (Ис 23:7). Истина получает преимущество перед заблуждением, а благочестие — перед нечестивостью.

(2) Что для детей хорошо, когда их наставляют смолоду и в нужное время приучают к религиозному служению, чтобы в то время, когда они смогут поступать самостоятельно, они по собственному желанию могли принести жертву Господу. В таком учении и наставлении Господнем родители должны воспитывать своих детей (Быт 18:19; Еф 6:4).

(3) Что каждый из нас должен чтить Бога тем, что имеет, и соответственно тому, как Он благословляет нас. Соответственно своим занятиям и приобретениям братья принесли жертвы (см. 1Кор 16:1−2). Наша торговля и прибыль, какими бы они ни были, должны быть посвящаемы Господу (Ис 23:18). Он должен иметь Свою долю, которая Ему причитается от дел благочестия и благотворительности, чтобы поддержать религию и помочь бедным. Таким образом, мы должны приносить свою жертву с правым сердцем; тогда благоугодны будут Ему жертвы.

(4) Что лицемеры и злодеи могут заходить так же далеко во внешних религиозных служениях, как и наилучшие представители народа Божьего. Каин принес жертву вместе с Авелем; более того, жертва Каина упоминается первой, словно из них двух он был первым. Лицемер может слушать столько же проповедей, возносить столько же молитв и давать столько же милостыни, сколько добрый христианин, но из-за недостатка искренности Бог может не принять ее. Фарисей и мытарь пришли в храм помолиться (Лк 18:10).

II. Различные достижения их религиозных действий. Во всех своих религиозных действиях мы прежде всего должны стремиться, чтобы Бог принял их: мы хорошо движемся, если достигаем этого, и напрасно поклоняемся, если не добиваемся этого (2Кор 5:9). Возможно, для рядом стоящего человека жертвы Каина и Авеля были одинаково хороши. Адам принял обе, но Бог, который видит не так, как человек видит, — нет. Призрел Господь на Авеля и на дар его, показав Свое благоволение, возможно, огнем с небес, а на Каина и на дар его не призрел. Мы уверены, что у Него для этого разделения было веское основание. Владыка мира хотя и обладает абсолютной властью, но не действует произвольно, распределяя Свои улыбки и недовольство.

1. В характере личностей, принесших жертвы, было различие. Каин был нечестивцем, вел плохой образ жизни, полностью покорившись власти мира и плоти, и поэтому его жертва была мерзость пред Господом (Притч 15:8) и даром тщетным (Ис 1:13). У Бога не было уважения к самому Каину и к его жертве, что подразумевает это выражение. А Авель был мужем праведным; он назван праведным Авелем (Мф 23:35); его сердце было право, а жизнь — благочестивой; он был одним из тех, кого видел Бог (Пс 10:7), и чья молитва, следовательно, благоугодна Ему (Притч 15:8). Бог уважал его, как святого человека, и поэтому уважил его жертву, как святую жертву. Дерево должно быть хорошим, в противном случае плоды не могут быть благоугодны Богу, испытывающему сердца.

2. Существовала разница между принесенными жертвами. Об этом четко говорится (Евр 11:4): «Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин». Либо (1) по своей природе. Жертва Каина была лишь жертвой признания, принесенной Творцу. Хлебных приношений от плодов земли, насколько мне известно, уже не было; они могли приноситься лишь в период невинности. А Авель принес жертву искупительную, он пролил кровь для искупления грехов, признавая себя грешником, умоляя Бога отвратить Свой гнев и упрашивая о благоволении через Посредника.

(2) По качеству жертвы. Каин принес от плодов земли — то, что попалось под руку, что было ему не нужно или нельзя было продать. А Авель тщательно подбирал жертву, чтобы не было хромого, тощего или ни на что не годного. Он принес от первородных стада своего — наилучшее, что было, — и от тука их; лучшее из лучшего. Исходя из этого, иудейские ученые вывели правило, что все, приносимое во имя доброго Бога, должно быть наилучшего качества. Вполне разумно, что Тому, кто есть первый и наилучший, должно принадлежать наше первое и наилучшее время, сила и служение.

3. Главным отличием было то, что Авель принес жертву с верой, а Каин — нет. Существовало различие между принципами, согласно которым они действовали. Авель принес жертву, взирая на волю Божью как на свое правило, а на славу Божью — как на свою цель, уповая на обетование об Искупителе, а Каин принес жертву не с верой, а за компанию или чтобы спасти свое доброе имя, и она для него стала грехом. Авель был раскаявшимся верующим, как мытарь, который ушел оправданным, а Каин был несмиренным; его уверенность основывалась на нем самом; он был похож на фарисея, который возвеличивал себя, но не был в той же мере оправдан перед Богом.

III. Недовольство Каина при виде различия, которые провел Бог между его жертвой и жертвой Авеля. Каин очень разгневался, о чем говорил его внешний вид, ибо поникло его лицо, что свидетельствует не столько о печали и недовольстве, сколько о злобности и ярости. Его зловещая, грубая внешность и угрюмый взгляд выдали его страстное возмущение; его лицо говорило о его злобной природе, и вид лица его свидетельствовал против него. Его гнев обнаруживает (1) враждебность к Богу и негодование, охватившее его за то, что Бог провел такое различие между жертвой его и брата. Он должен был гневаться на себя самого за собственное неверие и лицемерие, из-за которого Бог не принял его жертву; и его лицо должно было поникнуть в покаянии и святом стыде, как у мытаря, который не смел даже поднять глаз на небо (Лк 18:13). Но вместо этого он нападает на Бога, словно тот был предвзят и несправедлив, распределяя улыбки и недовольство, и причинил ему значительное зло. Недовольство порицанием, которого мы заслуживаем за свои грехи, является четким признаком несмиренного сердца. Глупость человека извращает путь его, и тогда (что делает плохое еще хуже) сердце его негодует на Господа (Притч 19:3).

(2) Зависть к брату, который имел честь быть публично признан. Хотя у брата не было мысли унизить его пренебрежением или оскорблением, чтобы спровоцировать его, в то же время в Каине зарождается ненависть к нему, как к врагу, или, что равносильно этому, соперничество. Отметьте:

[1] Довольно часто те, кто считает себя недостойным Божьего благоволения из-за своих самонадеянных грехов, испытывают негодование против тех, кто Им вознагражден и отмечен. Фарисеи шли путем Каина, когда сами не вошли в царство Божье и входящим воспрепятствовали (Лк 11:52). Их взгляд злой, потому что взгляд их хозяина и их сотоварищей добрый.

[2] Зависть — это грех, который чаще всего раскрывает себя тусклостью взгляда и несет в себе наказание — гниль для костей.

Стихи 6−7. В этих стихах Бог рассуждает с Каином, чтобы обличить его во грехе, в безрассудстве его гнева и недовольства; Он хочет вновь привести его в хорошее расположение духа и предотвратить дальнейшее зло. То, что Бог так чутко обращается с плохим человеком в такой плохой ситуации, является примером Божьего терпения и снисходительной милости. Он не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Таким же образом отец блудного сына объяснил ситуацию старшему сыну (Лк 15:28 и т.д.) и Бог — тем израильтянам, которые сказали: «Неправ путь Господа!» (Иез 18:25).

I. Бог спрашивает Каина о причине его недовольства, размышляя о том, действительно ли для этого есть справедливые основания: «…отчего поникло лицо твое?» Отметьте:

(1) Бог обращает внимание на все наши греховные страсти и недовольства. Ни один злой, завистливый или раздражительный взгляд не укроется от Его внимания.

(2) Большая часть наших греховных страстей и беспокойства вскоре растают, как только мы устроим строгое и беспристрастное исследование их причины. «Почему я огорчился? Существует ли для моего огорчения реальное справедливое основание? Почему я так быстро гневаюсь? Почему я так сильно и непримиримо гневаюсь?»

II. Чтобы вернуть Каина к правильному состоянию его разума, Бог делает для него очевидным:

1. Что у него нет повода гневаться на Него, так как все Его поступки соответствуют утвержденным и неизменным принципам правления, применимым к состоянию испытательного срока. Он представил людям жизнь и смерть, благословение и проклятие, а затем воздал им по делам их и провел между ними отличие, соответствующее их выбору; такой будет их участь. Эти принципы справедливы, и поэтому Его пути, соответствующие этим принципам, справедливы. Он будет оправдан в Своих действиях.

(1) Бог представил перед Каином жизнь и благословение: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? Безусловно, поднимаешь, и ты хорошо знаешь об этом». Или эти слова можно понимать так [1]: «Если делаешь доброе, как твой брат делает, то ты будешь принят, как и он». Бог нелицеприятен, Он не может ненавидеть то, что создал; Он может лишить Своего благоволения лишь того, кто отказался от него, и может быть врагом лишь тех, кто своим грехом сделал себя Его врагом. Поэтому если Бог отказывается принимать нас, то за это мы должны винить самих себя: это мы совершили ошибку. А если бы мы совершали свой долг, то не потеряли бы Его милость. Это оправдает Бога, когда грешники погибнут, и отяготит их кончину. Каждый осужденный грешник в аду мог бы быть прославленным святым на небесах, если бы делал доброе, насколько это в его силах. Эта истина вскоре затворит всякие уста. Или [2]: «Если с этого момента ты будешь делать доброе, если покаешься в своем грехе, изменишь свое сердце и жизнь и принесешь жертву лучшим образом, если ты не только будешь делать доброе, но и делать его правильно, то будешь принят; твой грех будет прощен, твое утешение и честь восстановлены, и все будет хорошо». Обратите внимание на результат вмешательства Посредника между Богом и человеком и не оставайтесь на платформе первого завета, который не оставлял места для покаяния. Бог пришел к нам с новыми условиями. Хотя мы соблазнились, но если покаемся и возвратимся, то обретем милость. Отметьте, как рано начало проповедоваться Евангелие; здесь его блага предлагаются даже самому большому грешнику.

(2) Он представил перед ним смерть и проклятие: «…а если не делаешь доброго…», то есть «Я вижу, что ты не делаешь доброго, ты принес жертву без веры и неправильно, а это значит, что у дверей грех лежит…» Эти слова означают: «Грех вошел в тебя, поэтому Я недоволен тобой и отказал тебе, как грешнику. Такое страшное обвинение не было бы предъявлено тебе, если бы ты сам не навлек его на себя, не делая доброго». Или, как чаще всего воспринимают эти слова: «Если с этого момента ты не будешь делать доброго, если будешь продолжать упорствовать в своем гневе и, вместо того, чтобы смириться перед Богом, ожесточишься против Него, то это значит, что у дверей грех лежит», то есть [1] последующий грех. «Сейчас, когда гнев пребывает в твоем сердце, убийство лежит у твоей двери». Путь греха ведет по наклонной вниз, и люди, идя по нему, становятся хуже. Тот, кто неправильно приносит жертву, кто беспечен и недобросовестен в своем поклонении Богу, подвергает себя наихудшим искушениям, и возможно самый постыдный грех лежит у его двери. Не исполняющий постановления Божьи подвергается опасности поступать по гнусным обычаям (Лев 18:30). Или [2] наказание за грех. Грех и наказание так близки, что одно и то же слово на еврейском языке означает оба понятия. Если грех нашел прибежище в доме, то проклятие ожидает у дверей подобно судебному приставу, готовому арестовать грешника, как только он выйдет. Оно лежит, словно спит, но лежит у двери и сразу проснется, и тогда окажется, что проклятие не дремлет. Грех (наказание, рус. пер.) настигнет вас (Чис 32:23). Некоторые предпочитают понимать это как намек на милость: «Если не делаешь доброго, то грех (то есть жертва за грех) у дверей лежит и ты можешь воспользоваться ею». Одно и то же слово означает грех и жертва за грех. «Хотя ты не делал доброго, но не отчаивайся — средство находится одесную; умилостивление не придется искать далеко; возьмись за него — и беззакония, допущенные при совершении святых действий, будут прощены тебе». Писание говорит, что Христос — самая величайшая жертва за грех — стоит у дверей (Откр 3:20). И тот, кто не подходит к двери, чтобы получить свою долю от жертвы за грех, вполне заслуживает гибели за свои грехи. Если обо всем этом задуматься, то у Каина не было повода гневаться на Бога, а лишь на себя самого.

2. Что у него не было повода гневаться на своего брата: «К тебе будет его влечение, он будет продолжать уважать тебя, как старшего брата, и ты, как первенец, будешь господствовать над ним»1. То, что Бог принял жертву Авеля, не означало, что ему перешло первородство (о котором ревновал Каин), и не облачило его превосходством достоинства и могущества, принадлежавшими старшему брату (Быт 49:3). Бог не желал этого, а Авель и не рассчитывал на это, и не было никакой опасности, что события будут соответствовать предвзятому мнению Каина. Тогда почему он был так разгневан? Здесь обратите внимание:

(1) различие, которое проводит Божья благодать, не вносит изменения в различия, проводимые Божьим провидением, а сохраняет их, призывая нас исполнять вытекающие из них обязанности. Это значит, что верующие слуги должны быть послушны неверующим хозяевам. Владычество не сопутствует благодати, как и религия не послужит оправданием для неверности или непочтительности в любых взаимоотношениях.

(2) Подозрительность, с которой иногда гражданские власти воспринимают истинных поклонников Бога, представляя их опасными для своего правления, врагами Цезаря и пагубными для царей и государств (на которой подозрительные преследователи обосновывают свою ярость против них) в чрезвычайной степени несправедлива и безрассудна. Как бы ни обстояло дело с некоторыми из тех, кто называет себя христианами, безусловно одно: христиане, несомненно, являются наилучшими подчиненными и покоем земли; их влечение — к их хозяевам, и те будут царствовать над ними.

Стих 8. Эти стихи описывают, как усиливался гнев Каина, приведший в результате к убийству Авеля, который можно рассматривать с двух точек зрения:

I. Как грех Каина. Это грех был первостепенной важности, страшный и кровавый грех против света и закона природы, при взгляде на который цепенеет совесть даже нечестивцев. В нем просматриваются (1) печальные результаты греха, вошедшего в этот мир и в человеческие сердца. Обратите внимание, какой корень горечи произрастает в порочной природе человека, несущий полынь и желчь. Вкушение Адамом запретного плода казалось лишь небольшим грехом, но тем самым он открыл дверь для самого страшного греха.

(2) Плод враждебности, присутствующий в семени змея против семени жены. И как Авель возглавляет список армии праведных мучеников (Мф 23:35), так и Каин стоит во главе армии подлых преследователей (Иуд 1:11). Как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне в той или иной степени (Гал 4:29); так будет до тех пор, пока не закончится война вечным спасением всех святых и вечной погибелью тех, кто ненавидит их.

(3) То, что в результате вытекает из зависти, ненависти, злобности и жестокости; если им потакать и лелеять в душе, то они могут подтолкнуть человека к страшному греху самоубийства. Безрассудный гнев убивает сердца (Мф 5:21−22). Тем более — злобность; ненавидящий брата уже предстает перед Богом убийцей, и если Бог предоставит его самому себе, то ему понадобится лишь случай, чтобы представить себя таковым всему миру. Многое отягощало грех Каина.

[1] Он убил своего собственного брата — сына матери своей (Пс 49:20), которого должен был любить, своего младшего брата, которого должен был защищать.

[2] Авель был хорошим братом, который никогда не делал ему ничего плохого и не провоцировал его ни словом, ни делом; он всегда стремился к нему, во всех случаях оказывал ему уважение и исполнял свой долг.

[3] Он был предупрежден о его последствиях. Сам Бог сказал ему, чем это закончится, но он продолжал упорствовать в своих жестоких планах.

[4] Похоже, что он спрятал свой грех, демонстрируя дружелюбие и доброту. Он разговаривал с Авелем, братом своим, легко и привычно, чтобы тот не заподозрил опасность и не держался за пределами его досягаемости. Таким же образом Иоав поцеловал Авенира, а затем убил его. Так же Авессалом угощал своего брата Амнона, а затем убил его. Согласно Септуагинте (греческой версии Ветхого Завета, предположительно переведенной семидесятью двумя евреями по желанию Птоломея Филадельфийского за 200 лет до Христа), Каин сказал Авелю: «Пойдем в поле». Если так, то мы уверены, что Авель воспринял эти слова (в соответствии с современным смыслом) не как вызов (в противном случае он не принял бы его), а как братское предложение пойти вместе поработать. Халдейское изложение добавляет, что Каин, когда они вели разговор далеко в поле, придерживался взглядов, что не существует ни грядущего суда, ни нового состояния, ни награды и наказания в другом мире, и когда Авель в разговоре начал защищать истину, Каин использовал эту возможность, чтобы напасть на него. Однако [5] то, что Писание описывает нам как повод для убийства своего брата, было достаточным отягчающим обстоятельством убийства. Каин убил Авеля потому, что дела его были злы, а дела брата его праведны; тем самым он доказал, что был от лукавого (1Ин 3:12), сыном дьявола и врагом всему праведному (даже собственному брату), которого немедленно использовал губитель. Более того:

[6] Убив своего брата, он нанес прямой удар самому Богу, так как лицемерной провокацией к его поступку послужило то, что Бог принял жертву Авеля; Каин возненавидел своего брата за то, что Бог полюбил его.

[7] Убийство Авеля было особенно бесчеловечным на том основании, что в то время лишь несколько людей было в мире, способных наполнить его. Жизнь человека драгоценна в любое время, но особо ценна она была в то время, и ее нужно было оберегать.

II. Как страдания Авеля. Смерть царствует с момента согрешения Адамом, но до этого момента мы не читаем о том, чтобы она кем-то завладела. И теперь (1) первым умершим становится святой — один из тех, кого Бог принял и полюбил, чтобы показать, что хотя обетованное семя в будущем должно погубить того, кто имел власть смерти, и спасти верующих от ее жала, в то же время они будут оставаться незащищенными перед ее ударом. Первый, сошедший в могилу, отправился на небеса. Бог хранит для Себя начатки, первенцев из мертвых, которые впервые отворят лоно другого мира. Пусть осознание того, что в свое время смерть была участью избранных Божьих, уничтожит страх перед смертью, так как это изменяет ее особенность.

Более того, (2) первый умерший был мучеником и умер за религию; его с большей справедливостью можно назвать таковым, чем воинов, погребенных в братской могиле. Смерть Авеля не только не имела в себе проклятия, но и несла с собой венец. Сущность смерти настолько изменилась, что она не только становится невинной и безобидной для тех, кто умирает во Христе, но и почетной и славной для тех, кто умирает за Него. Давайте не будем считать странным огненное испытание и не уклоняться, если нас призывают противостоять до крови, так как знаем, что есть венец жизни для всех, кто верен до смерти.

Стихи 9−12. В этих стихах приведено полное описание разбирательства и осуждения первого убийцы. В то время для этой цели гражданские суды еще не были учреждены юриспруденцей, как впоследствии (Быт 9:6). Бог сам восседал как Судья, так как Он — Бог, которому принадлежит мщение и который, безусловно, расследует кровопролитие, особенно крови святых. Отметьте:

I. Предъявленное Каину обвинение: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?» Некоторые считают, что подобный вопрос был задан Каину в следующую субботу после совершения убийства, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа как обычно в религиозном собрании, и Авеля не было среди них, а его место оставалось пустым; Бог небес замечает, кто присутствует, а кто не принимает участия в публичных постановлениях. Вопрос задается Каину не только потому, что его вполне справедливо можно подозревать, так как он раскрыл свою злобность в отношении Авеля и последний был с ним, но и потому, что Бог знал о его вине. В то же время Бог спрашивает его, чтобы вытянуть из него исповедание вины, ибо, чтобы быть оправданным перед Богом, необходимо обвинить себя; и раскаявшийся грешник поступит так.

II. Заявление Каина — он объявляет себя невиновным, добавляя к своему греху непокорство, так как (1) старается скрыть преднамеренное убийство преднамеренной ложью: «…не знаю». Он очень хорошо знает, что произошло с Авелем, но в то же время имеет наглость отрицать это. Таким образом, с самого начала дьявол в Каине обрел и убийцу, и лжеца. Посмотрите, как слепнет разум грешника, а его сердце ожесточается обманчивостью греха. Непонятным образом слепы те, кто думает, что можно скрыть свои грехи от Бога, который все видит; и непонятным образом ожесточены те, кто старается скрыть их от Бога, который прощает лишь тех, кто исповедует их.

(2) Несправедливо и безрассудно он бросает дерзкий вызов Судье, задавая Ему вопрос: «Разве я сторож брату моему?» Он должен был смириться и спросить: «Разве я не убийца брату моему?» Но он бросает вызов самому Богу, словно тот задал ему нелепый вопрос, на который он не был обязан отвечать: «Разве я сторож брату моему? Он достаточно взрослый, чтобы самому позаботиться о себе, и я ни в коей мере не ответственен за него». Некоторые считают, что он бросает тень на Бога и Его провидение, тем самым говоря: «Разве не Ты ему сторож? Если он пропал, то это Твоя вина, а не моя, так как я никогда не обещал присматривать за ним». Отметьте: доброжелательное беспокойство о наших братьях, как их сторожей, является великим долгом, который требуется строго выполнять, но которым мы часто пренебрегаем. Тот, кто безразличен к делам своих братьев и не старается при любой возможности предотвратить вред, наносимый их телам, имуществу или доброму имени, а в особенности их душам, в действительности говорит на языке Каина (см. Лев 19:17; Флп 2:4).

III. Обвинение Каина (ст. 10). Бог не дал прямого ответа на его вопрос, но отверг его заявление как лживое и незначительное: «Что ты сделал? Ты легкомысленно относишься к своему поступку, но задумывался ли ты, какое зло совершил? Как глубоко въелось это пятно, как тяжело бремя этой вины? Ты надеешься скрыть ее, но напрасно; доказательство против тебя четкое и неопровержимое: голос крови брата твоего вопиет». Он говорит, словно кровь является и свидетелем, и обвинителем, так как собственное знание Бога свидетельствовало против него, и Его справедливость требовала удовлетворения. Здесь обратите внимание:

(1) Убийство — вопиющий грех; нет более вопиющего греха. Кровь взывает к крови; кровь убитого требует крови убийцы; она вопиет в последних словах умирающего Захарии (2Пар 24:22): «…да видит Господь и да взыщет» и в душах убиенных под жертвенником (Откр 6:10): «…доколе, Владыка Святый и Истинный?» Терпеливые страдальцы вопиют о прощении: «Отец, прости им», но их кровь взывает к отмщению. Хотя они хранят мир, их кровь громко и постоянно взывает, и ухо праведного Бога всегда открыто для этого вопля.

(2) Писание говорит, что кровь вопиет от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей (ст. 11). Земля словно покрылась стыдом, увидев свое лицо, запачканное кровью, и поэтому отверзла уста свои, чтобы скрыть то, чему не могла воспрепятствовать. Когда небеса открыли беззакония Каина, то земля также восстала против него (Иов 20:27) и стонет из-за того, что таким образом покорилась суете (Рим 8:20, 22). Похоже, Каин захоронил тело и кровь, чтобы скрыть преступление, но «убийство выплывет наружу». Он не зарыл их достаточно глубоко, чтобы их вопль не достиг небес.

(3) В оригинале слово стоит во множественном числе — «крови брата твоего», то есть не только его кровь, но кровь всех тех, кто мог произойти от него, или же имеется в виду кровь семени жены, которое подобным образом могло своей кровью запечатлеть истину. Христос объединяет и то, и другое (Мф 23:35); или это слово употребляется на том основании, что велся подсчет каждой пролитой капли крови. Как хорошо для нас, что Кровь Иисуса Христа говорит лучше, нежели Авелева! (Евр 12:24). Кровь Авеля вопиет о мщении, а Кровь Христа — о прощении.

IV. Приговор, вынесенный Каину: «Ныне проклят ты от земли…» (ст. 11). Здесь обратите внимание:

1. Он проклят, отделен для всякого зла, подвержен гневу Божьему в той степени, как открывается он с неба на всякое нечестие и неправду человеков (Рим 18:1). Кто знает меру и вес божественного проклятия, насколько далеко оно простирается и как глубоко оно проникает? Бог, провозглашая проклятие человеку, делает его таким, ибо те, кого Он проклял, безусловно прокляты. Проклятие Адама за непослушание завершилось проклятием земли: «…проклята земля за тебя…», но проклятие за бунт Каина сразу обрушилось на него самого: «Проклят ты», так как Бог хранил милость для Адама, но не для Каина. Мы все заслужили это проклятие, и лишь во Христе верующие спасаются от него и наследуют благословение (Гал 3:10, 13).

2. Он был проклят от земли. Оттуда раздавался вопль к Богу, и оттуда пришло проклятие Каину. Бог мог отомстить, нанеся мгновенный удар с небес мечом ангела или молнией, но Он решает сделать землю мстителем за кровь, а не сразу уничтожить его, и даже это сделать его проклятием. Земля всегда близка нам, мы не можем оторваться от нее, и если она станет палачом, изливающим божественный гнев, то наше наказание станет неизбежным. Это грех, то есть наказание за грех, лежит у наших дверей. Каин получил наказание оттуда, где он выбрал свою часть и где поместил свое сердце. От земли мы ожидаем двух вещей — средств к существованию и места для поселения, но из-за проклятия Каину было отказано в них; он был лишен их.

(1) Он был лишен средств к существованию, которыми обеспечивала земля. Это проклятие касалось его занятий, особенно его профессии: «Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя». Отметьте: каждое творение относится к нам так, как ему велит Бог: оно может быть утешением или крестом, благословением или проклятием. Если земля не будет давать нам своей силы, то в этом мы должны признать праведность Бога, так как мы не отдали своей силы Ему. До того земля была проклята для Адама, а теперь она была вдвойне проклята для Каина. Та ее часть, которая принадлежала Адаму и которую он возделывал, стала бесплодной и непригодной для него из-за пролитой крови Авеля. Заметьте: порочность нечестивцев навлекает проклятие на все, что они делают, и на все, что имеют (Втор 28:15 и далее); это проклятие наполняет горечью все, чем они владеют, и разочаровывает во всем, что они делают.

(2) Ему отказано в месте для поселения на земле: «…ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Тем самым он приговаривался [1] к постоянному бесчестью и порицанию среди людей. С того момента считалось позорным приютить его, разговаривать с ним и оказывать расположение. И вполне справедливо человек, лишивший себя человечности, был ненавидим и изгнан всем человечеством. Он приобрел дурную репутацию.

[2] К постоянному беспокойству и ужасу в разуме. Его собственная виновная совесть будет преследовать его, куда бы он ни отправился, и станет он «Магор Миссавив» — ужасом для себя самого и для всех друзей. Какой покой и какое поселение могут иметь те, кто вместе с собой, куда бы ни пошел, несет в себе беспокойство? Люди, подобным образом обеспокоенные, вынуждены быть скитальцами. И нет более беспокойного скитальца на земле, чем тот, кого постоянно преследует чувство вины, как и более отвратительного бродяги, чем человек, всецело пребывающий в распоряжении собственных похотей.

Таким был приговор, вынесенный Каину, но даже в нем присутствовала милость, так как он не был немедленно истреблен, а ему было дано время для покаяния. Бог по отношению к нам долготерпелив, не желая, чтобы кто-либо погиб.

Стихи 13−15. В этих стихах описываются дальнейшие меры, принятые против Каина.

I. Каин жалуется на вынесенный приговор, считая его жестоким и суровым. Некоторые полагают, что он говорит языком отчаяния, и читают так: «Беззаконие мое больше, нежели можно простить», и таким образом его слова порицают и оскорбляют милость Бога, благами которой могут обладать лишь те, кто надеется на нее. Бог прощения прощает величайшие грехи и величайших грешников, но Его прощения лишается тот, кто отчаялся получить его. Только что Каин считал свой грех ничтожным, но теперь он впал в другую крайность; так сатана склоняет своих вассалов от самонадеянности к отчаянию. Мы не можем думать слишком плохо о грехе и не должны считать его непростительным. Но Каин, похоже, говорит языком негодования: «…наказание мое больше, нежели снести можно», поэтому его слова являются порицанием и оскорблением для Божьей справедливости, жалобой, но не на размер своего греха, а на суровость наказания, словно оно не соответствовало его проступку. Вместо того, чтобы оправдать Божий приговор, он осуждает его, не принимая наказания за свое преступление и оспаривая его. Отметьте: нераскаявшиеся и несмирившиеся сердца не поддаются перевоспитанию Божьими наказаниями на том основании, что считают себя несправедливо обиженными ими; и если наши страдания беспокоят нас больше наших грехов, то это является признаком великого ожесточения. Фараона беспокоила лишь собственная смерть, а не грех (Исх 10:17); так и здесь Каина. Он остается живым, но в то же время жалуется на наказание за грех (Плач 3:39). Каин считает, что с ним обращаются строго, в то время как к нему на самом деле отнеслись благосклонно. Он вопиет о несправедливой обиде, в то время как у него есть больше оснований удивляться, что он избежал ада. Горе тому, кто подобным образом борется со своим Творцом и судится со своим Судьей. Чтобы оправдать свою жалобу, Каин критикует приговор.

1. Он видит, что тем самым он лишается благоволения своего Бога, и приходит к заключению, что, будучи проклят, он сокрыт от лица Божьего, что несомненно является истинной природой Божьего проклятия. Осужденные грешники, которым сказано: «Идите от Меня, проклятые», видят, что так и есть. Безусловно, проклятыми являются те, кто навсегда отлучен от Божьей любви и заботы, от всякой надежды на Его благодать.

2. Он видит, что тем самым лишается всех утешений в этой жизни, делая вывод, что, став изгнанником, он действительно в тот день изгоняется с лица земли. Как для блага, так и для спокойного поселения на земле не нашлось места. Лучше покой в могиле, чем постоянное беспокойство.

3. Он видит, что тем самым лишается общения и изгоняется из Церкви, что ему запрещено принимать участие в публичных постановлениях. Его руки были полны крови, и он не должен был носить больше даров тщетных (Ис 1:13, 15). Возможно, именно это он имел в виду, жалуясь на то, что теперь изгнан с лица земли; будучи отлучен от Церкви, чего никто в то время еще не заслужил, он был сокрыт от лица Божьего, так как ему не позволялось с сынами Божьими предстать пред Господа.

4. Он считает, что этим приговором он подвержен ненависти и злобности всего человечества: «…всякий, кто встретится со мною, убьет меня». Куда бы он ни отправился, он подвергнет свою жизнь опасности, по крайней мере, он так считает; и подобно должнику в каждом встречном он видит судебного пристава. В то время на земле жили лишь его близкие родственники, но даже их он справедливо опасается, поступив так жестоко со своим братом. Некоторые читают этот стих так: «Что бы ни встретилось мне, убьет меня: не только всякий человек, но и всякое творение». Видя, что лишен Божьей защиты, он понимает, что все творение восстало против него. Отметьте: непрощенная вина наполняет человека постоянным ужасом (Притч 28:1; Иов 15:20−21; Пс 52:6). Лучше бояться и не грешить, чем грешить, а затем бояться. Д-р Лигтфут считает, что слова Каина нужно читать, как желание: «Тогда пусть всякий, кто встретится со мною, убьет меня». Испытывая горечь в душе, он ждет смерти, и нет ее (Иов 3:20−22), как тот, кто пребывает в духовных муках (Откр 9:5−6).

II. Здесь Бог подтверждает Свой приговор, ибо если Он судит, то и исполнит (ст. 15). Обратите внимание, (1) как этим заявлением Каин защищается от гнева. Мы можем предположить, что весь маленький мир, существовавший в то время, был уведомлен, что всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. Тем самым вынесенный ему приговор (о том, что он будет изгнанником и скитальцем) был аннулирован. Осужденные узники находятся под особой защитой закона; тот, кто стал жертвой гражданской справедливости, не должен стать жертвой личной мести. В случае Каина Бог сказал: «Мне отмщение, Я воздам», и поэтому, если кто-либо заберет меч из Божьей руки, то это будет дерзкой узурпацией власти и презрением к выразительным объявлениям воли Божьей, и такому воздастся всемеро. Отметьте, что Бог имеет мудрые и святые цели, защищая и продлевая жизнь даже нечестивых людей. С некоторыми Бог обращается соответственно молитве: «Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею» (Пс 58:12). Если бы Каин был убит сразу, то его бы забыли (Еккл 8:10), но он и сейчас остается самым пугающим и долгоживущим памятником Божьей справедливости, словно он подвешен на цепях.

(2) Как он отмечен во гневе: «И сделал Господь Каину знамение», чтобы отличить его от остальных людей и проинформировать, что этот человек был братоубийцей, которому никто не должен причинять зла, но на которого все должны кричать. Бог поставил ему клеймо (как преступникам выжигают на щеке) — видимый, несмываемый знак позора и бесчестья, который побуждал всех мудрых людей гнать его, и таким образом он был вынужден стать скитальцем и изгнанником, отбросом общества.

Стихи 16−18. Здесь описывается жизнь Каина и что стало с ним после того, как Бог отказался от него.

I. Он покорно подчинился той части приговора, которая повелевала ему скрыться от лица Божьего, так как (ст. 16) пошел Каин от лица Господня, то есть добровольно отказался от Бога и религии. Он согласился отказаться от Его привилегий, чтобы не исполнять Его заповеди. С тех пор он оставил семью Адама и жертвенник, отбросил страх перед Богом, никогда не бывал в обществе хороших людей и не участвовал в Божьих постановлениях. Отметьте: лицемерные верующие, не посещающие собраний и пренебрегающие Всемогущим Богом, справедливо предоставлены самим себе, чтобы совершать позорные дела, сбросив маску благочестия, позором которого они являлись и под видом которого отказались от его силы. Теперь Каин пошел от лица Господа, и мы нигде не читаем, что он вновь предстал пред ним к собственному утешению. Ад — это вечная погибель от лица Господа (2Фес 1:9). Это вечное отлучение от источника всех благ. Таков выбор грешников, и такой будет их участь к их вечному смятению.

II. Он пытается противостоять той части приговора, которая делает его изгнанником и скитальцем, ибо:

1. Он выбрал себе землю. Он отправился и поселился на восток от Едема, недалеко от того места, где поселился Адам и его религиозная семья, отделяя себя и свое проклятое потомство от святого семени — свой лагерь от стана святых и возлюбленного города (Откр 20:8). На востоке Едема стоял херувим с пламенеющим мечом (Быт 3:24), и там Каин бросил свой жребий, словно бросил вызов ужасам Господа. Но его попытки поселиться были тщетны, так как земля, где он поселился, была для него землей Нод (т.е. трясущаяся или трепещущая) из-за постоянного беспокойства и тревоги его духа. Отметьте: тот, кто уходит от Бога, не может найти нигде покоя. После того, как Каин пошел от лица Господа, он никогда не был в покое. Тот, кто закрывает для себя небеса, предает себя постоянному трепету. «Возвратись, душа моя, в покой твой, в противном случае ты будешь навечно беспокойна».

2. Он построил город для проживания (ст. 17). «И строил он город», — читают в некоторых переводах; он постоянно строил его, но проклятие было на нем и делах его рук; он не мог закончить его. Или, как читаем мы: «И построил он город», как знамение утвержденного отделения от Церкви Божьей, возвращаться в которую он не собирался. Этот город должен был стать штаб-квартирой отступничества. Здесь обратите внимание:

(1) Как Каин сопротивляется божественному приговору. Бог сказал, что он должен стать скитальцем и изгнанником. Если бы Каин покаялся и смирился, то это проклятие могло бы обернуться благословением, как это случилось с коленом Левия, которое Бог пообещал разделить в Иакове и рассеять в Израиле. Но нераскаявшееся и несмирившееся сердце Каина действовало вопреки Богу, решив поступать невзирая на небеса, и то, что могло быть благословением, обратилось проклятием.

(2) Каков был выбор Каина после того, как он предал Бога: он решил построить себе поселение в этом мире и сделать его своим покоем навеки. Тот, кто надеется на небесный город, здесь, на земле, предпочитает жить в скиниях, но Каин, не размышлявший о том городе, построил себе город на земле. Проклятые Богом склонны искать себе поселение и удовлетворения здесь, внизу (Пс 16:14).

(3) Какой метод выбрал Каин, чтобы защитить себя от ужасов, постоянно преследовавших его. Он решил заняться строительством, чтобы отвлечь свои мысли от размышлений о собственном несчастье и заглушить настойчивые требования виновной совести шумом топоров и молотков. Таким же образом многие борются с обличениями, бросаясь в круговорот мирского бизнеса.

(4) Как часто нечестивцы опережают народ Божий и превосходят его в мирском процветании. Каин и его проклятые потомки обитали в городе, в то время как Адам и его благословенная семья жили в палатках. Мы не можем судить о любви или ненависти по тому, что перед нами (Еккл 9:1−2).

3. Его семья также разрасталась. Здесь приводится описание его потомства, по крайней мере, наследников его семьи в семи поколениях. Его сына звали Енох; он носил то же имя, но его характер не соответствовал характеру того святого мужа, который ходил пред Богом (Быт 5:22). Хорошие и плохие люди могут носить одинаковые имена, но Бог всегда найдет отличие между Иудой Искариотом и Иудой не Искариотом (Ин 14:22). Перечислены имена большей части его потомков, но они лишь упомянуты; им не уделяется столько же внимания, как святому семени (гл. 5), где каждому посвящено три стиха, в то время как здесь в одном стихе упоминаются трое или четверо. Они перечислены в спешке, как не имеющие ценности и не доставляющие радости — не так, как избранные Божьи.

Стихи 19−22. Эти стихи сообщают некоторые детали о Ламехе — седьмом от Адама по линии Каина. Обратите внимание:

I. У него было две жены. Это был представитель деградирующего потомства Каина, который впервые нарушил первоначальный закон о браке, гласящий, что лишь двое могут стать одной плотью. Следовательно, один муж в одно время мог иметь лишь одну жену, но Ламех взял две. Сначала не было так (Мал 2:15; Мф 19:5). Отметьте:

(1) Тот, кто оставляет Божью Церковь и постановления, подвергает себя разным искушениям.

(2) Если плохой человек стал родоначальником плохого обычая, то иногда хорошие люди из-за неосведомленности следуют этому обычаю. Иаков, Давид и многие другие благочестивые мужи позже попали в сеть этого греха, который был зачат Ламехом.

II. Несмотря на это, он счастлив и радуется своим детям. Хотя он согрешил, женившись на двух женах, в то же время был благословлен детьми от обеих, которые стали известными, живя среди своего поколения, хотя и не своим благочестием, так как об этом здесь не упоминается (похоже, в то время они были язычниками), а своей изобретательностью. Они не только успешно занимались бизнесом, но и были полезны для мира и стали известными благодаря своим изобретениям или, по крайней мере, усовершенствованиями или полезными искусствами.

1. Иавал был известным пастухом; ему нравилось ухаживать за стадами; он был настолько счастлив, совершенствуя методы ухаживания за скотом и наставляя в этом других, что пастухи, жившие в его время, более того, пастухи всех времен называли его отцом; или, возможно, его дети были научены тому же делу и семья была семьей пастухов.

2. Иувал был известным музыкантом, а именно органистом, первым, кто установил правила для благородного искусства или науки о музыке. Иавал поставил свое потомство на путь, ведущий к богатству, а Иувал — на путь, ведущий к веселью. Тот, кто проводит свои дни в богатстве, не останется без тимпана и цитры (Иов 21:12−13). Возможно, его именем — Иувал — была названа праздничная труба, так как наилучшей музыкой является та, которая возвещает о свободе и искуплении. Иавал был их Пан, а Иувал — их Аполлоном.

3. Тувалкаин был известным кузнецом, значительно усовершенствовавшим искусство работы с медью и железом, которые были необходимы для войны и земледелия. Он был их Вулканом. Обратите внимание, (1) что плотские нечестивцы занимают свои сердца лишь мирскими благами; ради них они становятся изобретательными и трудолюбивыми. Так обстояло дело с нечестивым потомством проклятого Каина. Среди них был отец пастухов, отец музыкантов, но не было отца верных. Среди них находился кузнец, который мог научить работать с медью и железом, но не было никого, кто дал бы знание о Господе. Они изобрели методы, чтобы стать богатыми, могущественными и веселыми, но ничего не знали о Боге, о страхе Божьем и о служении Богу. Настоящее занимает умы большей части людей.

(2) Что даже тот, кто лишен знаний о благодати и Боге, может быть наделен многими превосходными и полезными достоинствами, способными сделать его известным и полезным для своего поколения. Общие дары даются и плохим людям, в то время как для себя Бог избирает неразумное мира сего.

Стихи 23−24. Из речи Ламеха, которая здесь приводится и о которой, возможно, много говорили в те времена, следует, что он был нечестивым человеком, как и все проклятое потомство Каина. Обратите внимание, (1) как властно и надменно он разговаривает со своими женами — как человек, ожидающий высочайшего уважения и услужливости: «…послушайте голоса моего; жены Ламеховы!» Неудивительно, что тот, кто один раз нарушил закон о браке, взяв двух жен, нарушает и другой, обязывающий быть добрым и нежным к тем, кого ты взял, и почитать жену, как немощнейший сосуд. Менее всего внимательными к своим обязанностям оказываются те, кто в высшей степени требует к себе уважения от других, кто чаще всего напоминает своим близким об их месте и долге.

(2) Как кровожаден и жесток он был ко всем окружающим: «Я убил, или (как написано на полях) я бы убил мужа в язву мне и отрока в рану мне». Он признает себя человеком агрессивного и жестокого нрава, который без милости уложил бы и убил всех, кто стоит на его пути, будь это муж или отрок, несмотря на опасность самому быть раненным в сражении. Из-за того, что он сравнивает себя с Каином (ст. 24), некоторые считают, что он убил кого-то из святого семени, из истинных поклонников Бога, и признает, что это будет ранить его совесть и причинять боль душе. Но в то же время, как и Каин, он остается нераскаявшимся, трепещущим и несмирившимся. Или его жены, зная природу его духа и то, как склонен он дать повод и возмутиться провокацией, испугались, чтобы кто-нибудь другой не убил его. «Ничего не бойтесь, — говорит он, — я брошу вызов любому человеку, восставшему на меня; кто бы это ни был, я сам справлюсь с ним. Я убью его, будь то мужчина или отрок». Отметьте: чаще всего слава кровожадного и агрессивного человека — в сраме его (Флп 3:19), словно его безопасность и слава заключаются в том, что ему безразлично, сколько жизней стало жертвами его разгневанной злобности и как много людей его ненавидит — лишь бы его боялись. Oderint, dum metuant — пусть ненавидят, лишь бы боялись. Как в своих злых путях он нечестиво злоупотребляет даже Божьей защитой (ст. 24)! Он слышал, что за Каина отмстится всемеро (ст. 15), то есть если какой-либо человек осмелится убить Каина, то ему придется жестоко поплатиться за это и он будет наказан, несмотря на то, что Каин тысячу раз заслуживал смерти за убийство своего брата. И отсюда он делает вывод, что если кто-либо убьет его за совершенное убийство, то Бог еще строже отомстит за его смерть. Словно особая забота Бога о продлении и сохранности жизни Каина по особым причинам, соответствующим этому случаю (для его еще более жестокого наказания, так как страдания проклятых продляются), была предназначена для защиты всех убийц. Поэтому Ламех неверно заявляет: «Если Бог позаботился о безопасности Каина, то тем более позаботится о моей, так как хотя я убил многих, но никогда не убивал собственного брата и не провоцировал Бога так, как он». Отметьте, что отсрочка приведения в исполнение приговора, вынесенного некоторым грешникам, и терпение Бога, проявляемое к ним, очень часто неправильно истолковываются и ожесточают других, стоящих на таких же порочных путях (Еккл 8:11). Но хотя иногда справедливость совершается медленно, другие на этом основании не должны строить свою уверенность, что не будут стремительно уничтожены. Или если Бог будет долго терпеть тех, кто подобным образом злоупотребляет Его терпением, то тем самым они накапливают себе гнев в день гнева.

Это все, что Писание сообщает нам о семье и потомстве проклятого Каина. Позже мы находим, что все они были истреблены и погибли во время всемирного потопа.

Стихи 25−26. Эти стихи первые в данной главе упоминают об Адаме. Несомненно, что убийство Авеля, нераскаянность и отступничество Каина были великим горем для него и Евы, особенно потому, что их собственная порочность теперь наказала их, а отпадение обвинило их. Их безрассудство впустило грех и смерть в этот мир, и теперь из-за него они испытывали жгучую боль, лишившись в один день обоих сыновей (Быт 27:5). Когда родители огорчаются из-за порочности своих детей, то должны использовать этот повод для оплакивания порочной природы, которая произошла от них и является корнем горечи. Но в этих стихах говорится о том, что приносило облегчение нашим первым родителям в их страдании.

I. Бог дал им возможность увидеть восстановление их семьи, которая значительно пошатнулась и ослабла из-за этого печального события, ибо (1) они увидели свое семя — другое семя, вместо Авеля (ст. 25). Обратите внимание на милость и нежность Бога к Своему народу, проявленные в Его провидении. Когда Он отнимает у них одно утешение, то взамен дает другое, которое может оказаться более великим благословением, чем то, с которым они связывали свою жизнь. Этим другим семенем был тот, на котором должна была быть построена и сохранена навсегда Церковь. Этот потомок пришел вместо Авеля, так как наследование исповедующих является возрождением мучеников и воскресением убиенных Божьих свидетелей. Таким образом мы крестимся для мертвых (1Кор 15:29), то есть крещением допускаемся в Церковь для или вместо тех, кто из-за смерти (особенно мученической смерти) покинул ее; и мы заполняем их место. Убивающие Божьих служителей надеются подобным способом истощить святых Всевышнего, но они обманутся в своих планах. Христос увидит Свое семя; Бог сможет из камней восставить для Него детей и сделать кровь мучеников семенем Церкви, чьи земли (мы уверены) никогда не будут утеряны из-за недостатка наследников. Этого сына, благодаря пророческому духу, они назвали Сиф (то есть постоянный, устойчивый, поставленный), так как в его семени должно было продолжиться человечество до конца времен и от него должен был произойти Мессия. В то время как Каин — глава отступников — был вынужден скитаться, Сиф, от которого должна была родиться Церковь, имел постоянное место жительства. Лишь во Христе и Его Церкви можно обрести истинное основание.

(2) Они увидели семя своего семени (ст. 26). У Сифа также родился сын — Енос. Это имя дают всем людям, так как оно свидетельствует о слабом, хрупком и бедственном положении человека. Лучше всего это осознают наилучшие люди, видя это в себе и своих детях. Мы никогда не сможем обрести основание, если не будем напоминать себе, что являемся тростником.

II. Бог дал им возможность увидеть возрождение религии в их семье: «…тогда начали призывать имя Господа» (ст. 26). Для благочестивого человека небольшое утешение видеть детей своих детей, если при этом он не видит мира в Израиле и пришедших после него живущими в истине. Безусловно, Божье имя призывалось и раньше, но теперь (1) поклоняющиеся Богу стали побуждать себя больше времени посвящать религии, по сравнению с прошлым; возможно, не дольше, чем в первое время, но больше, чем в последнее, с момента отступничества Каина. Теперь люди начали поклоняться Богу не только в своих комнатах и семьях, но и публично на торжественных собраниях. Или в то время произошла такая великая реформация в религии, словно она вновь возродилась. Тогда (мы не должны относить это к рождению Еноса, а ко всей предыдущей истории), тогда, когда на примере Каина и Ламеха люди благодаря действию природной совести увидели печальные результаты греха; когда они увидели суды Божьи над грехом и грешниками, тогда они стали более энергичными и решительными в религии. Чем хуже другие, тем лучше и ревностнее должны быть мы.

(2) Поклоняющиеся Богу стали проводить между собой различия. На полях написано: «Тогда начали люди называться именем Господа», или называть себя им. Теперь, когда Каин и отказавшиеся от религии построили город и начали возвещать о своем неверии и нечестивости, называя себя сынами человеческими, приверженцы Бога начали возвещать о Нем и своем богослужении, называя себя сынами Божьими. Так зародилось отличие между верующими и мирскими людьми, которое сохраняется с того времени и будет существовать, пока миры стоят.

* * *

1 В русском синодальном переводе этот стих звучит так: «... он (т.е. грех) влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. Здесь мы приводим этот стих в том виде, как он переведен в английской Библии (KJV), так как на него ссылается автор: «К тебе (т.е. к Каину) его влечение, и ты будешь господствовать над ним».

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на Бытие, 4 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.