Эта глава описывает еще один разговор между Богом и Авраамом, возможно, несколько дней спустя после предыдущего, который можно рассматривать как награду за радостное послушание закону обрезания. Эти стихи описывают (I) благодатный визит Бога и гостеприимство со стороны Авраама (ст. 1−8).

(II) Темы, которые обсуждались между ними.

1. Любовь Бога к Сарре, Его намерения (ст. 9−15).

2. Гнев Бога и Его намерения относительно Содома.

(1) Бог раскрывает Аврааму Свой план погубить Содом (ст. 16−22).

(2) Ходатайство Авраама о Содоме (ст. 23 и далее).

Стихи 1−8. Этот визит Бога к Аврааму носит несколько иной характер — больше свободы и близкого общения, меньше грандиозности и величия, чем при тех встречах, о которых мы читали ранее. Поэтому он больше отражает тот великий визит, который при полноте времени Сын Божий нанес этому миру, когда Слово стало плотью и Он явился, как один из нас. Здесь обратите внимание:

I. Как Авраам ожидал странников, и каким щедрым образом его ожидания осуществились (ст. 1): «Он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного», но не столько, чтобы отдохнуть или отвлечься, сколько в поиске возможности сделать добро, дав пристанище странникам и путникам, так как, возможно, поблизости не было гостиницы, чтобы приютить их. Отметьте:

(1) Мы также можем получить утешение от совершения добрых дел, к которым более всего расположены и готовы.

(2) Бог милостиво посещает тех, в ком вначале Он зародил ожидания Его, и являет себя тем, кто ждет Его. Когда Авраам сидел у палатки, он увидел трех мужчин, приближающихся к нему. Это были три духовных небесных существа, принявших вид человеческих тел, чтобы стать видимыми для Авраама и иметь возможность вступить с ним в разговор. Некоторые считают, что это были сотворенные ангелы, другие думают, что один из них был Сын Божий, ангел завета, которого Авраам отличил от остальных (ст. 3) и который назван Владыка (ст. 13). Апостол использует этот случай для ободрения в гостеприимстве (Евр 13:2). Тот, кто был готов приютить путников, оказал гостеприимство ангелам к своей неизреченной славе и удовлетворению. Там, где благодаря благоразумию и беспристрастному суждению мы не видим повода подозревать зло, благотворительность учит нас надеяться на хорошее и соответственно оказывать милость. Лучше накормить пять трутней или ос, чем уморить голодом одну пчелу.

II. Как Авраам принял этих странников, и как его гостеприимство было принято. Святой Дух обращает особое внимание на очень щедрый и любезный прием, который Авраам оказал странникам.

1. Он проявил к ним почтение и уважение. Забыв о возрасте и степенности, он побежал навстречу им с услужливым видом и с должной обходительностью поклонился до земли, словно знал о них, что они являются вежливыми, заслуживающими уважения людьми. Отметьте: религия не разрушает, а улучшает добрые манеры, уча нас уважать всех людей. Пристойная любезность является украшением благочестия.

2. Он был очень ревностен и настойчив, уговаривая их остановиться, и воспринял их согласие как большое благоволение (ст. 3−4). Отметьте:

(1) Тем, кого Бог благословил изобилием, приличествует быть щедрыми и великодушными в своих приемах соответственно своим возможностям и (не ради похвалы, а сердечно) приглашать своих друзей. Мы должны получать удовольствие, проявляя дружелюбие к людям, ибо Бог и человек любят доброохотно дающего. Кто будет вкушать пищу у человека завистливого? (Притч 23:6−7).

(2) Тот, кто хочет иметь общение с Богом, должен ревностно желать и молиться о нем. Бог — это гость, заслуживающий гостеприимства.

3. Прием Авраама хотя и был очень щедрым, но в то же время простым и домашним: в нем не было никаких развлечений и изысканности нашего времени. Его столовой была беседка под деревом, здесь не было богатого столового белья и серванта, уставленного тарелками. Пиршество состояло из наскоро приготовленных одного или двух кусков телятины и нескольких хлебов, испеченных в очаге. Здесь не было ни лакомств, ни разнообразия, ни необычной еды, ни деликатесов, а лишь хорошая, простая и полезная пища, хотя Авраам был очень богат, а его гости — очень почетны. Отметьте: мы не должны быть слишком изобретательны в еде. Давайте научимся быть благодарными за полезную пищу, хотя она может быть обычной и домашней. Не нужно желать лакомств, так как они становятся обманчивой пищей для тех, кто любит их и на них сосредотачивает свое сердце.

4. И Авраам, и его жена были очень внимательны к пришельцам, стараясь устроить своих гостей наилучшим образом. Сарра сама и готовила, и пекла хлеб. Авраам побежал выбирать теленка, он принес молоко и масло, не считая ниже своего достоинства прислуживать у стола, чтобы показать, какими желанными были его гости. Отметьте:

(1) Тот, кто действительно добродетелен, не нуждается в том, чтобы заявлять об этом, а его разумная услужливость не становится для него унижением.

(2) Сердечная дружба снизойдет до всего, кроме греха. Сам Христос учил нас мыть друг другу ноги со смиренной любовью. Тот, кто подобным образом смиряет себя, будет превознесен. В данном случае вера Авраама продемонстрировала себя в добрых делах; так же должна поступать и наша вера, если только она не мертва (Иак 2:21, 26). Отец верующих был известен своей благотворительной щедростью и хорошим ведением хозяйства, а мы должны научиться у него благотворения и общительности. Иов не съедал свой кусок наедине (Иов 31:17).

Стихи 9−15. Эти небесные гости (посланные, чтобы подтвердить недавно данное Аврааму обетование о том, что вскоре у него будет сын от Сарры), приняв милостивое приглашение Авраама погостить, ответили ему милостью. Он принял ангелов и получил ангельскую награду — милостивое послание с небес (Мф 10:41).

I. Провидение позаботилось, чтобы Сарра также услышала их слова. Она должна была принять их верой, и поэтому обетование должно было быть дано ей (Евр 11:11). Скромные традиции того времени требовали, чтобы женщины не ели вместе с мужчинами, по крайне мере, со странниками, а ограничивались своими апартаментами. Поэтому Сарра не должна была присутствовать, но должна была слышать. Ангелы спросили Авраама: «Где Сарра, жена твоя?» Назвав ее по имени, они намекнули Аврааму, что хотя и казались странниками, но в то же время очень хорошо знали его и его семью. Спросив о ней, они проявили дружескую заботу о семье и близких хозяина, который оказал им уважение. Это — правило обычной вежливости, которое должно исходить из принципа христианской любви, и тогда оно освящается. Спросив о ней (она услышала об этом), они побудили ее послушать их дальнейший разговор. «Где Сарра, жена твоя?» — спросили ангелы. «Здесь, в шатре, — отвечает Авраам. — Где же ей еще быть? Она на своем месте, где привыкла всегда быть, стоит ее только позвать». Отметьте:

(1) Дочери Сарры должны научиться у нее быть целомудренными, попечительными о доме (Тит 2:5). С помощью блужданий ничего нельзя приобрести.

(2) Вероятнее всего, утешение от Бога и Его обетований получат те, кто находится на своем месте и на пути своего долга (Лк 2:8).

II. Тогда было обновлено и подтверждено обетование о том, что скоро она родит сына (ст. 10): «Я опять буду у тебя в это же время, и тогда исполнится то, что сейчас я обещаю». Бог вернется к тем, кто оказывает ему гостеприимство и приглашает Его: «Я отплачу тебе милостью: будет сын у Сарры, жены твоей». Эта фраза повторяется (ст. 14). Так же и обетования о Мессии часто повторялись в Ветхом Завете для укрепления веры народа Божьего. Наше сердце медлит веровать и поэтому ему необходимо правило на правило. Именно это слово обетования, благодаря которому родился Исаак, цитирует апостол (Рим 9:9). Отметьте:

(1) Те же благословения, которые другие получают от общего провидения, верующие имеют благодаря обетованию, что делает их особенно приятными и верными.

(2) Духовное семя Авраама обязано своей жизнью, радостью, надеждой и всем остальным обетованию. Они рождены от слова Божьего (1Пет 1:23).

III. Сарра считает, что это слишком хорошая новость, чтобы быть правдой, и поэтому не может пока своим сердцем поверить этому: «Сарра внутренно рассмеялась» (ст. 12). Это был не радостный смех веры, как у Авраама (Быт 17:17), а смех сомнений и недоверия. Отметьте: одна и та же реакция может быть вызвана разными причинами, о которых может судить лишь Бог, который знает сердце. Самое большое возражение, которое не могла преодолеть Сарра, был ее возраст: «Я состарилась и по закону природы не могу иметь детей, особенно после того, как была бесплодной все это время; причем (что увеличивает трудность) и господин мой стар». Здесь обратите внимание:

(1) Сарра называет Авраама своим господином. Это было единственное хорошее слово в данном выражении, и Святой Дух обращает на него внимание, чтобы почтить ее и посоветовать всем христианским женам в этом подражать ей. Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином (1Пет 3:6), в знак уважения и подчинения. Так жена должна почитать своего мужа (Еф 5:33). Таким же образом и мы должны быть склонны обращать внимание на то, что говорится правильно и благопристойно, к чести тех, кто говорит их, хотя к фразам могут быть примешаны ошибочные слова, которые мы должны покрывать любовью.

(2) Невозможность человека поверить в необычное очень часто противоречит божественному обетованию. Возражения разума очень часто запинают и удивляют слабую веру даже истинных верующих. Очень сложно принять первопричину, если вторичные соображения неодобрительны. Даже там, где присутствует истинная вера, часто возникают болезненные конфликты с неверием. Сарра могла сказать: «Господи, я верю» (Евр 11:11), но также должна была сказать: «Господи, помоги моему неверию».

IV. Ангел порицает неподобающие высказывания ее неверия (ст. 13−14). Обратите внимание:

(1) Хотя в тот момент Сарра самым любезным и щедрым образом принимала ангелов, в то же время, когда она совершила ошибку, они обличили ее за это, как и Христос порицал Марфу в ее собственном доме (Лк 10:40−41). Если наши друзья добры к нам, то на этом основании мы не должны быть недобрыми к ним, позволяя им грешить.

(2) Бог посылает порицание Сарре через ее мужа, Авраама. Именно его Он спрашивает: «Отчего это рассмеялась Сарра?» Возможно, потому что он не сказал об обетовании, данном ему несколько раньше. Если бы он сказал ей о подтверждении, то, возможно, сейчас она не была бы так удивлена. Или Аврааму это было сказано, чтобы он мог поделиться с ней. Взаимное порицание, если для него есть основание, является одной из обязанностей супружеских взаимоотношений.

(3) Само по себе порицание простое и подтверждается хорошим поводом: «Отчего это рассмеялась Сарра?» Отметьте: очень полезно интересоваться поводом, вызвавшим наш смех, чтобы он не был смехом глупца (Еккл 7:6): «Почему я смеюсь?» Далее: наше неверие и недоверие является великим оскорблением для Бога небесного. Он справедливо обижается, когда возражения разума противоречат Его обетованию (как в Лк 1:18).

(4) Господь задает вопрос, который может ответить на все придирки плоти и крови: «Есть ли что трудное для Господа (слишком чудесное, евр. пер.)? То есть [1] есть ли что-то тайное, что может избежать Его ведения? Нет, даже смех Сарры известен был Богу, хотя он был внутренним. Или [2] есть ли что-либо настолько сложное, что было бы Ему не под силу? Нет, Он мог даже дать Сарре ребенка в ее преклонном возрасте.

V. Сарра глупо пытается скрыть свою ошибку (ст. 15): «Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась», думая, что никто не сможет опровергнуть ее. Она солгала, потому что испугалась, но она напрасно пыталась скрыть это от всевидящего ока; Бог сказал, к ее стыду: «Нет, ты рассмеялась».

1. Похоже, теперь Сарра признается в ошибочности своего неверия. Теперь, сложив вместе все обстоятельства, она осознает, что это было божественное обетование, касающееся ее, и отрекается от сомнений в его адрес.

2. Но тем не менее имела место попытка покрыть грех ложью. Стыдно совершать ошибки, но еще хуже — отрицать их, ибо тем самым мы добавляем беззаконие к беззаконию. Страх перед порицанием часто вовлекает нас в эту сеть (см. Ис 57:11): «Кого же ты испугалась, что сделалась неверною?» Мы обманываем самих себя, если хотим обмануть Бога. Он может и выведет на свет истину, к нашему стыду. Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, ибо грядет день, который откроет его.

Стихи 16−22. Посланники небес выполнили часть своего задания, заключавшуюся в передаче благодати Аврааму и Сарре, что они сделали в первую очередь. Но теперь им предстояла работа другого свойства. Содом должен был быть уничтожен, и им предстояло сделать это (Быт 19:13). Отметьте: Господь не только милостив, но Он также является Богом, которому принадлежит мщение. В соответствии с данным поручением, мы читаем, (1) они отправились к Содому (ст. 16); они повернули свои гневные лица, как Бог, по словам Писания, воззрел на стан египтян (Исх 14:24). Отметьте: хотя кажется, что Бог долгое время сквозь пальцы смотрит на грешников, из чего они делают вывод, что Господь не видит и не обращает внимания, в то же время, когда придет день Его гнева, Он воззрит на них.

(2) Они пошли в Содом (ст. 22), и, соответственно, двух из них мы находим в этом городе (Быт 19:1). Неизвестно, был ли третий из них, перед которым стоял Авраам и к которому он приблизился (ст. 23), Господом, как полагает большинство, или третий оставил их до того, как они пришли к Содому, а Господь, перед которым стоял Авраам, был shechinah — явление божественной славы, которую Авраам ранее видел и с которой общался. Тем не менее здесь представлена:

I. Честь, которую Авраам оказал своим гостям: «Он пошел с ними, проводить их», как человек, не желающий расставаться с такой хорошей компанией, стремящийся оказать им наибольшее уважение. Подобную вежливость стоит оказывать всем нашим друзьям, но это должно быть сделано так, как учит нас апостол (3Ин 1:6), — как должно ради Бога.

II. Честь, оказанная ими Аврааму. Тот, кто чтит Бога, будет почтен Им. Бог рассказал Аврааму о Своем намерении погубить Содом, но не только: Он обменивается с ним мнением по этому поводу. Заключив с Авраамом более тесный завет, чем ранее, Он вступает с ним в более тесное общение, чем раньше, как со Своим советчиком. Здесь обратите внимание:

1. На доброжелательные мысли Бога в адрес Авраама (ст. 17−19); в этих стихах Он принимает решение сообщить ему о Своих планах относительно Содома и об основании для них. Если бы Авраам не проводил их, то, возможно, не был бы удостоен такой чести, но тот, кто любит ходить с мудрыми, станет мудрым (Притч 13:20). Обратите внимание: Богу приятно размышлять с самим собой: «Утаю ли Я от Авраама (или, как читают некоторые, скрою ли от Авраама), что хочу делать? Могу ли Я принять такое решение и не сказать Аврааму?» Так осмотрительно Богу угодно выразить себя на примере поведения человека. Но почему Авраам должен быть Его советчиком? Евреи предполагают, что так как Бог даровал землю Ханаанскую Аврааму и его потомкам, Он не хочет разрушать города, расположенные на ней, без его ведома и согласия. Но Бог в этих стихах приводит две другие причины:

(1) Авраам должен знать об этом, так как является Его другом и любимцем, так как для него Бог хранит особые милости и великие блага. От него произойдет не только великий народ, но и Мессия, который выйдет из его чресл; благословятся в нем все народы земли. Отметьте: тайна Господня — боящимся Его (Пс 24:14; Притч 3:32). Тот, кто верой живет в общении с Богом, знает больше о Его помыслах, чем другие люди, хотя и не благодаря пророчествам, но благодаря благоразумным практическим знаниям. Они имеют лучшую проницательность в отношении нынешних событий (Ос 14:9; Пс 106:43) и лучшее предвидение грядущего, которого по крайней мере достаточно для их водительства и утешения.

(2) Авраам должен был знать это, чтобы научить своих домашних: «Я знал Авраама очень хорошо и избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя» (ст. 19). Задумайтесь об этом:

[1] Как об очень яркой характеристике Авраама и его примере. Он не только молился со своей семьей, но и учил их как человек, обладающий знанием. Более того, он повелевал как человек, обладающий властью. Он был пророком и царем, а также священником в своем доме. Обратите внимание: во-первых, после того, как Бог заключил завет с ним и его потомством, а его домашние были обрезаны согласно договору, он был очень внимателен, чтобы правильно учить и управлять ими. Тот, кто хочет получить благословения для семьи, должен тщательно исполнять семейные обязанности. Чтобы наши дети принадлежали Господу, они должны быть взращены для Него; а чтобы носить ливрею Его слуги, они должны быть научены этой работе. Во-вторых, Авраам заботился не только о своих детях, а о всех домашних. Его слуги были наставлены о Боге. Главы семей должны наставлять и внимательно следить за поведением всех, кто живет под их крышей. Самые бедные рабы имеют драгоценные души, о которых нужно заботиться. В-третьих, Авраам сделал своей задачей — развивать практическую религию в своей семье. Он не забивал им головы приятными умозрительными теориями или сомнительными дискуссиями, а учил их ходить путем Господним, творя правду и суд, то есть быть серьезным и благоговейным в поклонении Богу и честным во взаимоотношениях с другими людьми. В-четвертых, тем самым Авраам взирал на потомство и заботился не только о том, чтобы его домашние были с ним, но чтобы после него они придерживались пути Господнего и религия могла процветать в его семье, когда он сам уж будет в могиле. В-пятых, поступая так, он исполнял условия обетований, заключенных с Богом. Только те могут ожидать обетованных благ, кто сознательно исполняет свой долг.

[2] Бог известил Авраама о Своих планах относительно Содома для того, чтобы тот сообщил другим о них и употребил для выгоды тех, кто был под его опекой. Отметьте: кто имеет, тому дано будет (Мф 13:12; Мф 25:29). Тот, кто правильно использует свои знания, будет знать больше.

2. На дружескую беседу Бога с Авраамом, в которой Он сообщает ему о Своих планах относительно Содома и дает ему свободу использовать эти знания, как ему угодно.

(1) Господь рассказывает ему о свидетельствах против Содома: «Вопль Содомский, велик он» (ст. 20). Отметьте: некоторые грехи и грехи некоторых грешников громко вопиют к небесам об отмщении. Беззакония Содома были вопиющими, то есть настолько отвратительными, что побудили Бога к наказанию.

(2) Предпринятые Им исследования данного свидетельства: «Я сойду и посмотрю» (ст. 21). Это не означает, что Бог сомневался в отношении некоторых свидетельств или был в неведении; таким образом Ему угодно было объяснить Свое поведение на примере людей:

[1] Чтобы продемонстрировать неопровержимую справедливость всех Его юридических действий. Люди склонны полагать, что данный Его путь несправедлив, но давайте объясним им, что Его суды являются результатом Его вечных намерений, а Его решения никогда не бывают спешными или внезапными. Бог никогда не наказывает на основании доклада, клеветы или информации, а лишь на основании Своего четкого и безошибочного знания.

[2] Чтобы дать пример гражданским властям и научить их крайне усердно и со щепетильностью исследовать присущие делу положительные и отрицательные стороны, прежде чем вынести приговор.

[3] Возможно, постановление, о котором здесь говорилось, еще не было окончательным, чтобы Авраам имел возможность и получил ободрение ходатайствовать о них. Так Бог хотел посмотреть, есть ли кто-либо, чтобы ходатайствовать (Ис 59:16).

Стихи 23−33. Общение с Богом поддерживается с помощью слова и молитвы — с помощью слова, которое Бог говорит нам, и молитвы, которую мы обращаем к Нему. Бог открыл Аврааму Свои планы относительно Содома, и теперь Авраам использует возможность обратиться к Богу от имени Содома. Отметьте: слово Божье тогда дарует нам блага, когда дает повод для молитвы и побуждает к ней. Когда Бог обращается к нам, то мы должны задуматься, что нам в связи с этим ответить Ему. Обратите внимание:

I. На торжественность обращения Авраама к Богу в связи с этим случаем: «И подошел Авраам…» (ст. 23). Это выражение подразумевает (1) святое беспокойство: он отважился приблизиться к Богу (Иер 30:21). «Неужели Содом будет уничтожен, и я не скажу ни одного доброго слова в его защиту?»

(2) Святую уверенность: он приблизился с полною верою, приблизился, словно князь (Иов 31:37). Отметьте: направляя себя к молитве, мы должны помнить, что приближаемся к Богу, и в связи с этим исполниться благоговением перед Ним (Лев 10:3).

II. На общее содержание молитвы. Это первая торжественная молитва, которая описана в Библии, и это молитва о пощаде Содома. Авраам наверняка испытывал великое отвращение к мерзостям Содомлян; он не согласился бы жить среди них, как Лот, даже если бы они предложили ему наилучшие богатства страны, но тем не менее он ревностно молился о них. Отметьте: мы должны ненавидеть грех, но при этом жалеть грешников и молиться о них. Бог не желает их смерти, так же должны относиться к ним и мы, но осуждать этот скорбный день.

1. Он начинает с молитвы, в которой просит Бога пощадить праведников, живших среди них, чтобы они не пострадали от всеобщего бедствия, имея в виду прежде всего справедливого Лота, чье неискреннее поведение по отношению к себе давно простил и забыл, засвидетельствовав о своем дружелюбии рвением, спасая его своим мечом, а теперь и своими молитвами.

2. Он превращает свою молитву в прошение, чтобы Бог пощадил весь народ ради праведников, живших среди них. Господь одобряет эту молитву, побуждая его к ней Своим ответом на первое обращение (ст. 26). Отметьте: мы должны молиться не только о себе, но и о других, ибо являемся членами одного тела, по крайней мере одного тела человечества. Все мы братья.

III. Отдельные благодати, выделяющиеся в этой молитве.

1. Здесь представлена великая вера; и именно молитва веры является доминирующей молитвой. Его вера умоляет Бога, излагает дело и наполняет уста аргументами. Он поступает по вере, взывая к праведности Бога, проявляя свою уверенность в том, (1) Что Бог не погубит праведного с нечестивыми (ст. 23). Нет, не может быть, чтобы Ты поступил так (ст. 25). Мы должны гнать всякую мысль, которая умаляет славу Божьей праведности (см. Рим 3:5−6). Отметьте:

[1] Праведники перемешаны с нечестивцами в этом мире. Обычно среди наилучших присутствует немного плохих людей, а среди наихудших — немного хороших; даже в Содоме жил один Лот.

[2] Хотя праведники живут среди нечестивых, но праведный Бог, безусловно, не может погубить праведных с нечестивыми. Хотя в этом мире они могут подвергнуться общим бедствиям, тем не менее в великий день будет проведено разграничение.

(2) Что с праведником не будет то же, что с нечестивым (ст. 25). Хотя они будут страдать вместе с ними, но не так, как они. Общие бедствия для праведника отличаются от бедствий нечестивца (Ис 27:7).

(3) Что Судия всей земли поступит правосудно; несомненно, именно так будет, потому что Он — Судия всей земли; это аргумент апостола (Рим 3:5−6). Отметьте:

[1] Бог — Судья всей земли: Он наблюдает за всеми, обладает информацией обо всех и всем вынесет приговор.

[2] Бог Всемогущий никогда не причинял и не будет причинять зла какому-либо из творений, отказывая в том, что справедливо, или требуя больше, чем справедливо (Иов 34:10−11).

2. Великое смирение.

(1) Глубокое чувство собственной недостойности (ст. 27): «Вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел», и вновь в ст. 31. Он говорит как человек, удивленный собственным дерзновением и свободой, милостиво предоставленной ему Богом. Он размышляет о Божьем величии: Он — владыка; и о собственной ничтожности: я — прах и пепел. Отметьте:

[1] Величайшие мужи, самые значительные и достойные, являются лишь прахом и пеплом, ничтожными и мерзкими, презренными, изменчивыми и умирающими перед Богом.

[2] Каждый раз, приближаясь к Богу, мы должны с почтением признавать огромное расстояние между нами и Богом. Он — Господь славы, а мы — черви земные.

[3] Доступ к престолу благодати, который мы имеем, и свобода говорить являются поводом для смиренного удивления (2Цар 7:18).

(2) Страх вызвать недовольство Бога: «Да не прогневается Владыка» (ст. 30 и 32). Отметьте:

[1] Верующие часто обращаются к Богу с настойчивостью, словно имеют дело с таким же человеком, как они сами; они боятся, что Бог может разгневаться на них. Но Тот, с кем мы имеем дело, — Бог, а не человек; и каким бы Он ни казался, в действительности не гневен к молитвам народа Своего (Пс 79:5), так как молитва праведных благоугодна Ему (Притч 15:8), Ему нравится, когда с Ним сражаются молитвой.

[2] Даже получая особые знаки божественного благоволения, мы должны быть ревностными к себе, чтобы не стать объектом божественного недовольства. Поэтому на руках молитвы мы должны приносить Посредника, чтобы искупить недостатки наших приношений.

3. Великое милосердие.

(1) Доброжелательное мнение о характере жителей Содома: какими бы плохими они ни были, он думал, что среди них было хоть немного хороших людей. Это побуждает нас надеяться встретить наилучшее в наихудших местах. Из двух крайностей лучше ошибаться подобным образом.

(2) Милосердное желание благополучия для Содома; он использовал все свои привилегии, прося у престола благодати милости для них. Мы не находим, чтобы он с такой же ревностью просил Бога о себе или своей семье, как здесь он просит о Содоме.

4. Великое дерзновение и упование в вере.

(1) Он берет на себя смелость остановиться на определенном количестве праведников, которые, по его мнению, могли быть в Содоме, предполая, что их пятьдесят (ст. 24).

(2) Он вновь и вновь просит Бога о послаблении. Пока Бог дарует много, он продолжает просить о большем, надеясь достичь своей цели.

(3) Он уменьшает количество праведников, насколько возможно (убедив Бога быть милостивым, если найдется лишь десять праведников в пяти городах), придя к выводу, что они будут сохранены.

IV. Успешность молитвы. Тот, кто подобным образом сражался в молитве, чудесным образом победил; как выдающаяся личность, он имел силу перед Богом, и стоило ему попросить — он получал.

1. В этом проявилась общая доброжелательность Бога, согласившегося пощадить нечестивцев ради праведников. Посмотрите, как быстр Господь в оказании милости: Он даже ищет повод, чтобы оказать ее. Посмотрите, каким великим благословением являются добрые люди для любого места и как мало помогают себе те, кто ненавидит и преследует их.

2. Особое Божье благоволение к Аврааму проявилось в том, что Он продолжал соглашаться на просьбы Авраама, пока тот не перестал просить. Такова сила молитвы. Почему же Авраам перестал просить, когда уже достиг многого, уговорив Бога пощадить это место, если там найдется лишь десять праведников? Возможно, (1) так как считал, что оно заслуживает истребления, если там их окажется меньше, как виноградарь, решивший, что бесплодное дерево должно быть срублено, если в следующем году не принесет плода (Лк 13:9). Или (2) потому, что Бог ограничил его дух просить о большем. Если Бог решил уничтожить место, то запрещает молиться о нем (Иер 7:16; Иер 11:14; Иер 14:11).

V. На этом разговор прерывается (ст. 33).

1. И пошел Господь… Видения Бога не должны быть постоянными в этом мире, где лишь верой мы можем увидеть Господа. Бог не ушел, пока Авраам не сказал все, что должен был сказать, ибо Он никогда не устает слушать молитвы (Ис 59:1).

2. Авраам же возвратился в свое место, не возгордившись оказанной ему честью и удивительным разговором, который стал результатом обычного выполнения долга. Он возвратился на свое место, чтобы посмотреть, чем это окончится. Оказалось, что его молитва была услышана, но Содом не был спасен, так как в нем не нашлось и десяти праведников. Мы не должны ожидать слишком мало от человека, как и слишком много от Бога.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на Бытие, 18 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.