Потоп
(Бытие 7:1−12)

В этом отрывке автор дает краткое описание событий, произошедших перед самым потопом. Оно не такое подробное, как в месопотамском «Эпосе о Гильгамеше», где также рассказывается о всемирном наводнении. Из этого древнего текста можно узнать о том, что делали разные боги (например, они «потопа устрашились») и как сам Утнапишти спасался от наводнения. Для автора Бытия такие подробности не имеют никакого значения.

7:1−3 И сказал Яхве Ною: «Войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде этом; и всякого животного чистого возьми по семи, мужского пола и женского, а из животного нечистого одну пару, мужского пола и женского; также и из птиц небесных по семи, мужского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли».

Повеление Бога взять по семь пар чистых животных не противоречит Быт 6:19−20, где Ною было сказано взять по два животных каждого вида. В шестой главе речь шла о том, что Ною надо будет взять с собой в ковчег по крайней мере по паре животных каждого вида. Теперь же, прежде чем поместить животных в ковчег, Бог проводит различие между чистыми и нечистыми. Он повелевает взять по семь пар каждого чистого животного для того, чтобы их позже можно было принести в жертву, что и было сделано (Быт 8:2). Нечистых животных надо было взять только по одной паре, потому что такого их количества было достаточно, чтобы восстановить их вид в будущем.

Очевидно, что Ной знал, какие животные чистые, а какие нечистые (позже этот вопрос был строго регламентирован в израильском законе). Допотопное время не было эпохой беззакония. Например, людям было известно, что убивать — плохо. Такой вывод мы делаем на основании истории о Каине и Авеле. О том, что убивать нельзя, еще раз сказано в Быт 9:5−7, хотя формальный запрет на убийство в письменном виде был дан только в десяти заповедях.

Установив заветные отношения с Ноем, Бог установил такие же отношения и с его ближайшими родственниками. Ной был праведен, поэтому его семья тоже получила право на спасение. Другими словами, праведность главы семьи послужила основанием для включения его наследников в число пассажиров ковчега. Роль Ноя в этом деле подчеркивает фраза: «тебя увидел Я праведным». Предложение начинается с личного местоимения «ты», которое не требует обязательного употребления в данном случае, что еще раз подчеркивает мысль: семья Ноя оказалась в ковчеге благодаря Ною.

7:4 «Ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли».

Бог открывает, что «через семь дней» на земле случится потоп. Это время Ною было необходимо, чтобы погрузить животных и людей в ковчег — время последних приготовлений. Древние раввины по-разному толковали эти слова. Например, Раши говорит, что «это были семь дней траура по праведному Мафусалу, ради которого Святой, да будет благословенно имя Его, отсрочил наказание. Посчитайте число дней жизни Мафусала и вы убедитесь, что они закончились в шестисотую годовщину Ноя (как раз тогда, когда начался потоп)».

В тот день Бог «будет изливать дождь», чтобы «истребить» жизнь на земле (см. Быт 6:7; Быт 7:2;3). Первый из этих глаголов в еврейском оригинале имеет форму причастия породы хифиль, а это означает, что именно Бог, и никто иной, пошлет дождь. Автор превозносит всевластие Божье, показывая, что земная природы всецело подвластна Ему.

Дождь будет идти сорок дней и сорок ночей. В еврейской культуре число «сорок» часто имеет символическое значение, обозначая период испытаний и искушений. Израиль, к примеру, блуждал по пустыне сорок лет; Голиаф насмехался над израильтянами сорок дней, пока не состоялся бой с Давидом (1Цар 17:16). Иисус сорок дней переносил искушения в пустыне (Лк 4:2). Не удивительно, что семье Ноя тоже надо было пережить сорокадневный период испытаний.

7:5 Ной сделал все, что Яхве повелел ему.

В этом стихе мы снова сталкиваемся с устойчивым выражением, которое обозначает, что Ной делал все то, что требовал от него Бог. См. комментарии к 6:22.

7:6 Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.

В последний раз о возрасте Ноя говорилось в Быт 5:32: к тому времени, как ему исполнилось 500 лет, у него было уже три сына. Но это не означает, что все описанное в шестой главе произошло на шестом столетии жизни Ноя. Из Быт 6:3 мы узнаем, что между тем моментом, когда Бог вынес приговор «сыновьям Божьим», и потопом прошло 120 лет.

7:7−9 И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег до вод потопа. Из животных чистых и из животных нечистых, и из птиц, и из всех пресмыкающихся по земле парами, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел Ною.

В «Эпосе о Гильгамеше» описывается, чем Утнапишти наполнил свое судно:

Поднял на корабль всю семью и род мой
Скот степной и зверье полевое,
Всех мастеров я поднял.

Здесь месопотамское повествование очень похоже на описание Бытия, однако на этом Утнапишти не остановился:

Нагрузил его всем, что имел я,
Нагрузил его всем серебром, что имел я,
Нагрузил его всем золотом, что имел я.

Словосочетание, переведенное как «парами», буквально означает «два и два». Однако поскольку здесь автор говорит о том, как они приходили к Ною, лучше перевести это выражение «парами». О числе пар в данном стихе речь не идет: в ковчег могла войти одна пара животных, а могли и семь.

7:10−12 Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноя, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в этот самый день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

Семь дней, обещанные в четвертом стихе, подошли к концу, и потоп начался. Вода лилась из двух источников. Во-первых, «разверзлись все источники великой бездны». Слово «техом» (tehōm), «бездна», уже использовалось в Быт 1:2, когда шла речь о космических водах творения. В Притч 8:28 тоже употребляется выражение «источники бездны» — там говорится о «водах вверху» из Быт 1:7. Потоп стал настоящей катастрофой: глагол «разверзлись» имеет породу нифал и обозначает «внезапно возникать, появляться». Этот глагол используется, когда речь идет о природных катаклизмах. Так, в рассказе о том, как расступились воды Красного моря, он употребляется дважды (Исх 14:16, 21).

Выражение «окна небесные» описывает «воды вверху» из Быт 1:7. Верхние воды стали выпадать на землю в виде «дождя». Использованное здесь еврейское слово означает, что дождь имел сверхъестественную, разрушительную силу. Совершенно очевидно, что автор, используя ту же лексику, что и в первой главе Бытия, представляет нам потоп как уничтожение первоначального творения. Из-за греха людей пострадала вся природа.

Раввины утверждают, что автор добавляет слово «великая» к слову «бездна» для того, чтобы связать этот стих с Быт 6:5. Бог увидел, что «велико» развращение на земле: великий грех привел к великому потопу.

Практические выводы

В рассказе о потопе нужно обратить внимание на то, что Бог с величайшим терпением относится к грешникам Он дал им большой срок, чтобы они покаялись и обратились от своих нечестивых путей. Но и у Его терпения есть предел, Он не будет сдерживать Свой гнев вечно. Он неизменно осуждает оскорбляющих Его, хотя и по-разному. Не надо думать, что, если Бог долготерпит, значит, Он не будет наказывать вовсе.

Проиллюстрирую свою мысль таким примером. В конце девятнадцатого века жил человек по имени Сет Джошуа, известный деятель пробуждения в Уэльсе. Однажды возле театра одного небольшого городка были расклеены афиши, где было написано, что в такой-то день в такое-то время он будет проповедовать на сцене театра. Но на самом деле это был обман. Один из актеров театра решил подшутить над евангелистом и позабавить публику. В назначенный день, когда зал наполнился людьми, он вышел на сцену и стал пародировать Джошуа. Зрители веселились от души. Но внезапно актер «с шумом упал, зал мгновенно затих, и скоро стало ясно, что он умер». Бог не будет удерживать Свой гнев вечно. В Послании римлянам, 2:2, апостол Павел говорит так: «А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела».

Истребление всякой плоти
(Бытие 7:13−24)

В этом разделе автор описывает, как семья Ноя, животные входят в ковчег и дверь закрывается. Потом он переходит к повествованию о самом потопе и рассказывает, как была уничтожена вся жизнь на земле.

7:13−16 В этот самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, и жена Ноя, и три жены сыновей его с ним. Они, и все животные по роду их, и всякий скот по роду его, и все пресмыкающиеся, ползающие по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые, и вошли к Ною в ковчег парами от всякого животного, в котором есть дух жизни; и вошедшие мужской и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Яхве за ним.

Животные вошли в ковчег «в этот самый день». Слово, переведенное как «этот самый», буквально означает «кость», но может использоваться метафорически и означать «такой же как» (см. как в Быт 2:23 Адам описывает Еву). В этом отрывке говорится о дне, когда начал идти дождь.

Выражение «все птицы, все крылатые» — это фигура речи, которая означает, что автор подразумевает абсолютно всех птиц. Эта грамматическая конструкция подчеркивает, что в ковчеге находились все виды птиц. В Иез 17:23 мы встречаем такое же выражение с таким же смыслом, что подтверждает наш вывод.

В месопотамском повествовании Утнапишти действует намного активнее Ноя. Он «поднимает» на свой корабль свою семью и животных. Кроме этого, он сам «засмолил двери». В самой ранней из известных вавилонских легенд о потопе Атрахасис, герой этой легенды, тоже сам закрывает вход в корабль. В Бытии же Яхве приводит животных к Ною и Яхве закрывает дверь. Автор снова хочет подчеркнуть всевластие Яхве, показать, что все происходит по Его воле, ради достижения Его цели.

7:17−18 И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.

По мере того как уровень воды поднимался, поднимался и ковчег. Он плавал по воде, но не плыл в каком-то определенном направлении. Глагол «плавал» буквально означает «гулял»: ковчег плыл по поверхности воды то в одну, то в другую, то в третью сторону. У него не было рулевого управления.

7:19−20 И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы.

Потоп был чудовищным. Слово, переведенное как «чрезвычайно», это, по сути, повторение еврейского наречия «очень». Буквально выражение с этим словом можно перевести так: «усилилась вода на земле очень-очень». Данное наречие подчеркивает, насколько сильным было наводнение.

Выражение «покрылись горы» дважды встречается в этом отрывке. Фигура речи, когда между повторяющимися фразами стоят другие слова, выполняющие связующую функцию, называется эпизевксисом. Это означает, что выражение «на пятнадцать локтей поднялась над ними вода» обозначает, что вода поднялась над всеми горами.

Предлог «под» имеет здесь пространственное значение и таким образом показывает, что потоп стал наводнением мирового масштаба.

7:21−24 И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

В этом отрывке говорится о том, что все животные земли были уничтожены. Обратите внимание, что слово «все» встречается здесь шесть раз — автор намеренно употребляет его так часто. Потоп никого не оставил в живых, кроме пассажиров ковчега. Слово «истребить» повторяется несколько раз с той же целью. В еврейском языке оно означает «полностью уничтожить».

Чтобы у читателя не осталось никаких сомнений в том, что было уничтожено все живое, автор перечисляет, кто именно был истреблен. Обратите внимание, что в данном отрывке не идет речь об обитателях морей.

Некоторые раввины считают, что слово «только» в выражении «только Ной» означает, что у Ноя возникли какие-то проблемы. Одни полагают, что Ной якобы был болен, кашлял кровью из-за того, что ему приходилось жить вместе с животными. Другие говорят, что Ноя покусал лев, потому что ему вовремя не принесли еду! Безусловно, в Писании нет подтверждения ни одной из этих точек зрения.

Практические выводы

Апостол Петр утверждает, что Бог «не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых» (2Пет 2:5). История о потопе, с его точки зрения, показывает, что Бог знает, как избавить верующих от испытаний и искушений: «...Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения» (2Пет 2:9). Нас, верующих, должна утешать вера в то, что, какие бы тяжелые испытания ни выпали нам, Бог знает, как избавить нас от них.

«Когда вздымавшийся ввысь шпиль собора святого Павла был поврежден молнией, — писал Сперджен, — многих людей объял суеверный страх, потому что прежде они были уверены, что мощи святых, находившиеся в храме, охраняют и защищают здание от буйства стихии. С каким же недоумением самоправедные невежды-грешники обнаружат, что все их упования напрасны, что и их ждет смерть!» Если бы люди поняли, что истинное избавление приходит только через Иисуса Христа! Если бы они осознали, что ничем другим спастись человеку невозможно: ни деньгами, ни славой, ни суевериями, ни личными достижениями — только кровью Иисуса!

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Каррида на Бытие, 7 глава. Ветхий Завет сегодня.


Евангелие и Реформация

Публикуется с разрешения
© «Евангелие и Реформация»,
2005−2013.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

Бытие 7 глава в переводах:
Бытие 7 глава, комментарии:
  1. Новая Женевская Библия
  2. Учебной Библии МакАртура
  3. Толкование Мэтью Генри
  4. Комментарии МакДональда
  5. Толковая Библия Лопухина
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Ветхий Завет сегодня
  9. Комментарии Скоуфилда


2007–2025. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.