1. Упадок и кризис
(Исаия 1 — 6)
Кризис в церкви
(Исаия 1:1–31)
Мы все где-то живем: в каком-то доме, на какой-то улице, в каком-то городе, поселке или деревне. Важно точно знать, где живешь, чтобы найти дорогу домой. У библейских книг тоже есть свои «адреса». Пророческие книги были написаны в определенный период церковной истории. Тогда у церкви были свои проблемы, и Исаия, как и все остальные пророки, проповедовал для людей того времени. Поэтому, чтобы понять его, нам надо знать исторический контекст. Первый стих первой главы призывает нас заняться историей! «Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских» (1:1).
Удивительные времена
Исаия жил в столице южного царства, в Иерусалиме. У него были жена и дети. Восьмой век до нашей эры был удивительным временем!
1. Была война
Десять северных племен, которые мы вместе называем Израилем, к этому времени практически исчезли, потому что были завоеваны могущественной Ассирийской империей, которой правили тираны-цари: Тиглатпаласар III (745−727), Салманасар V (727−722), Саргон II (722−705) и Сеннахерим (705−681). В первые двадцать лет служения Исаии в Израиле из-за внутренних конфликтов сменилось шесть царей. Некоторые из них (например, Захария и Селлум) царствовали всего лишь несколько месяцев, а потом были убиты.
В Иудее происходило что-то похожее. Отношения южного и северного царств трудно было назвать безоблачными — иногда они становились откровенно враждебными. Во время царствования Амасии, отца Озии и его предшественника на троне, между Израилем и Иудой началась война, и Иерусалим был разграблен. Израильские воины взяли Амасию в плен. Амасия начал свое царствование очень хорошо, но возгордился своими достижениями (2Пар 25:19). Однако Бог явил ему Свою милость. Амасия вернулся и стал править вместе с Озией, но в конце концов все равно был убит в Лахисе своими же подданными.
2. Были перемены
Но до того, как это произошло, Израиль и Иуда переживали благоприятные времена. Они длились около 50 лет. Никто из могущественных соседей не грозил нападением. Лето благоприятное кончилось в 740 г. до н.э., когда умер царь Озия (6:1).
Озия (его еще называют Азарией) воцарился, когда ему было шестнадцать лет. Он был хорошим царем, по крайней мере вначале (2Пар 26:4). Но, как и его отец Амасия, Озия возгордился (2Пар 26:16). Когда нам начинает казаться, что мы сильны, мы становимся очень уязвимыми. В Библии сказано, что «когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном» (2Пар 26:16). Увидев недовольство священников, Озия «разгневался» (2Пар 26:19), за что и был наказан проказой. Грех и вина лишили его способности владеть собой. Озия, как и Иеровоам I (3Цар 13), кадил на жертвеннике. Противостояние царя и первосвященника Азарии с восьмьюдесятью другими священниками описано очень драматично. Его пленение и болезнь проказой — это грустное свидетельство того, что даже в преклонных годах человек может впасть в грех.
Правление Иофама, сына Озии, было благочестивым (2Пар 27). Он был одаренным военачальником (как Давид) и мудрым строителем (как Соломон).
3. Было вероотступничество
Царствование Ахаза (также известного как Иоахаз) разительно отличается от царствования предыдущих царей. В этом человеке не было ничего святого! Как и Манассия, он не отличался верностью (2Пар 28). Он закрыл храм, храмовыми деньгами заплатил дань ассирийцам и стал распространять ханаанское идолопоклонство — совершая обряд, он сжег живыми собственных детей. С его царствования в Иудее начался упадок. Но Бог остался верным во всем. Являя Свою святость, Он послал суд Иудее, чтобы «смирить» их.
Нечестивые люди ведут себя нечестиво, и северное царство создало коалицию с Сирией, напало на Иудею и вынудило последнюю заключить военный союз с Египтом. Кроме того, Ахаз таким образом хотел обезопасить себя от нападения Ассирии. Ахаз не полагался на Бога, и Исаия говорит об этом открыто (глава 7). Царь Ахаз не был человеком веры и был осужден за свое неверие. Северная часть («Галилея» 9:1), пала около 734 г. до н.э., а остальной Израиль — в 722 г. до н.э. Ассирия подошла к Иерусалиму вплотную, страна, как никогда раньше, стала нуждаться в верном правителе. Именно в это время Бог воздвиг в Иудее одного из самых лучших царей — Езекию.
4. Было пробуждение
Езекия был величайшим царем со времен Давида. Пока он царствовал, в Иудее произошло и пробуждение, и обновление в обществе. Политический и духовный беспорядок, царивший в северном царстве, повлиял и на Иудею, и когда Ассирия вторглась в Израиль, практически без сопротивления захватывая города и веси, жители Иудеи испугались еще больше и запаниковали. Не удивительно, что ассирийской угрозе посвящена практически вся первая половина книги Исаии. Сегодня мы знаем, что Ассирия сдалась Вавилону без боя, так и не успев овладеть вожделенным объектом — Иерусалимом, но народ Божий не знал, что так произойдет, и боялся. Езекия не раз боролся с искушением прибегнуть к нечестивым методам, чтобы уменьшить угрозу со стороны Ассирии. Но благодаря безграничной вере Исаии и его поддержке он смог удержаться и не совершить грех.
Наверное, вы иногда спрашиваете себя, как Библия соотносится с современной жизнью. Сейчас, когда я пишу эти строки о древнем Вавилонском царстве, Ирак, расположившийся на этих же территориях, угрожает разрушить Израиль и нарушить тем самым миропорядок*. В Африке идут несколько кровопролитных войн. В Восточной Европе происходят невероятные политические перемены. Даже там, где я живу сейчас, в Северной Ирландии, убийства и политические конфликты не такая уж и редкость. Исаия видел, как народы воевали и терпели поражение, видел, как царей убивали, слышал, как тираны угрожали разрушить мир, был свидетелем того, как политики просили помощи у Господа. Исаии есть что сказать современным людям!
* Книга впервые была издана в 1991 г.
Бунт
Послание Исаии начинается и кончается одним еврейским словом, которое переведено как «возмутились» (1:2) и «отступили» (66:24). Пять раз в первой главе Бог обвиняет ветхозаветную церковь в бунте (1:2, 5, 20, 23, 28), и еще одиннадцать раз Он повторяет это обвинение в остальных главах. За всеми этими обвинениями стоит история неверности народа Божьему завету, его грандиозным обещаниям. Чтобы понять это, мы должны исследовать историю со времен Моисея, когда Бог призвал Израиль быть Его народом.
После того как Бог заключил завет с Моисеем на горе Синай, народ взбунтовался. Целое поколение умерло в пустыне. Бог вел Израиль от горы Синай через пустыню к Ханаану. Незадолго до того, как израильтяне вошли в Ханаан, землю, данную им Богом, на моавитской земле была проведена церемония, символизировавшая обновление (Втор 1:5). Моисей объяснял закон, который был дан Богом, новому поколению (Втор 8:2–5). Бог говорил! Он рассказывал им, как они должны жить, чтобы прославлять Бога. Однако не только в тот день, но и во все остальные дни в новых свидетельствах Божьей верности и постоянной заботы не было недостатка.
В этот незабываемый момент важность происходящего была особым образом подчеркнута. Верным были обещаны благословения, а тех, кто ослушается, ожидали проклятия (Втор 27−28). После совершения этого обряда, сказано во Второзаконии, израильский народ стал свидетелем завета (Втор 30:19; Втор 31:2;8; 32:1). В моавитской земле Моисей призвал «небо и землю» быть свидетелями истинности Божьего предупреждения. В книге Исаии Бог снова призывает их засвидетельствовать справедливость Его обвинений: «Слушайте, небеса, и внимай, земля!» (1:2). Суть послания Исаии Иудее заключается в следующем: они нарушили завет Божий (24:5). Грустно смотреть на то, как семья нарушает правила. Божьи «сыны» взбунтовались: стали грешными, злыми, развращенными (1:4).
Если вы христианин, но ваша жизнь не такая, какой должна быть, если вы снова вступили на пути мира, если вы не подчиняетесь Богу, то, читая Исаию, будьте готовы выслушать суровый упрек и призыв к покаянию!
Ожесточение
Исаия сравнивает Иуду с человеком, которого избили почти до смерти, а ему все мало. Народ не слушает предупреждений и обличений. Сердце Иуды ожесточилось.
За этими словами скрывается страшная история нападения Сеннахирима на Иудею (см. главы 36−37). Иерусалим так и не был захвачен, хотя угроза захвата оставалась постоянно. Но практически все остальные иудейские города сдались. В анналах Сеннахирима написано, что сорок шесть укрепленных городов было захвачено, не считая «бесчисленных» деревень и двухсот тысяч человек. Иерусалим был все равно что «шалаш в огороде» (1:8), или, как перефразировал этот образ Ф. Брюс, «старый сарай на заброшенном поле». Иудеи были на волоске от того, чтобы стать Содомом и Гоморрой, то есть подвергнуться полному уничтожению (1:9)!
Нам не должно быть жалко Иуду. Эти люди заслужили то, что получили. Они заслужили даже больше. Но они не знали, что
вол знает владетеля своего,
и осел — ясли господина своего;
а Израиль не знает [Меня],
народ Мой не разумеет.
(1:3)
Сколько боли и хлопот доставляет растущий ребенок своим родителям! То же самое было и с Иудой. Очень часто причина тому — грех, который укоренился в нашем сердце.
Уже в начале книге Исаии мы должны увидеть Иисуса! Исаия описывает состояние Иудеи при помощи трех образов: побитые (1:5), изъязвленные (1:5), с пятнами и гноящимися ранами (1:6). Этими же еврейскими словами описан Страдающий Раб в Ис 53. Об Иисусе в том пророчестве сказано, что Он наказуем, изъязвлен, ранен (53:4–5). Уже здесь появляется божественный заместитель: Иисус, ранами которого мы исцелились, — это главная тема послания Исаии.
Лицемерие
Несколько раз пророки выступают против формальной, пустой веры (1Цар 15:22; Иер 7:21–23; Ос 6:6; Ам 5:21–24; Мих 6:6–8 и здесь, в Ис 1:10–20). Особенно ревниво Бог относится к поклонению. Накануне Своей смерти Иисус воспылал праведным гневом на лицемерных фарисеев, которые устроили торговлю в храме (Мф 21:12–17; 23:1–39).
Во времена Исаии религиозная жизнь состояла из нескольких частей. Во-первых, из «жертв» (1:11, 13), то есть из ежедневных жертвоприношений животных. Это установление соблюдалось неукоснительно! Также надо было соблюдать «собрания» (1:13) и «празднования» (1:13), что-то похожее на наши конференции или съезды. Иудеям было недостаточно предписанного в законе. Они добавили еще и другие. И наконец, были периоды совместной молитвы (1:15).
Что было не так? Все было так, только Бог не радовался (1:11). Когда они приходили в храм, Ему казалось, что пришла шумная толпа (1:12). Жертвы были «тщетными» (1:13). Бог «ненавидел» их праздники (1:14), Он отказывался слышать их молитвы (1:15).
Поймите Исаию правильно: он не говорит, что Бог ненавидит ветхозаветное поклонение. Ведь, по большому счету, Он сам установил такую форму поклонения. Нет! Бог ненавидел конкретное поклонение конкретных людей. Почему? Ответ на этот вопрос записан в стихе 17 (и повторяется в 1:23):
Научитесь делать добро,
ищите правды, спасайте угнетенного,
защищайте сироту,
вступайтесь за вдову.
Тщательное изучение пророчеств приведет нас к выводу, что истинная вера обязательно проявляется в делах веры. Иисус ежедневно занимался взращиванием: хорошая виноградная лоза принесет плоды (Ин 15). Если какая-нибудь из ветвей не приносит доброго плода, хороший садовник обрезает ее и сжигает.
Будьте честны! Что слова «поступать правильно» и «справедливость» значат для вас? Может быть, вы сразу думаете о «социальном Евангелии» и о людях, которым не важны личная вера и покаяние, которые высмеивают духовную жизнь как «пиетизм» и все свои силы направляют на то, чтобы изменить общество? Надо признать, что это движение было когда-то очень модным, особенно в начале двадцатого века.
Евангельские христиане совершенно правильно делают, отвергая любое толкование христианской вести, если оно в первую очередь не содействует примирению человека с Богом. Но имеют ли они право сосредотачиваться только на этом аспекте и забывать, что Евангелие должно оказывать влияние на общество? Пророк говорит: «Нет!» «Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!» (Ам 5:24). Мир никогда не изменится, если не проповедовать Евангелие! Но это не означает, что христиане могут безразлично относиться к общественной и политической жизни. Христиане должны заботиться об униженных и оскорбленных. Но некоторые, к сожалению, используют Евангелие для другой цели. Они говорят, что участвовать в движении освобождения в странах третьего мира — значит проповедовать Евангелие. Они заблуждаются. Все же не стоит думать, что мы можем относиться с безразличием к тем, кого притесняют. Во время пробуждения восемнадцатого века, которое произошло благодаря проповеди таких людей, как Джордж Уитфилд, Джон Уэсли, Ховелл Харрис и Дэниэл Роуленд, тысячи людей обратились. Обратившись, они изменили тюремный порядок, сделали наказание за преступление более обоснованным, запретили работорговлю, приняли законы о всеобщем образовании детей.
Поговорим об этом
Бог предъявляет Иуде обвинения: они бунтари, жестокосердые, лицемеры! Но тут же Он являет Свою удивительную благодать. Он призывает Иуду «рассудить» (1:18), то есть обсудить возникшую ситуацию. Здесь содержатся две темы: Бог приглашает на разговор и предлагает помиловать.
Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что люди готовы говорить о чем угодно, только не о своих отношениях с Богом? Политики, по крайней мере в моей стране, прежде чем сесть за стол переговоров и начать говорить, должны соблюсти огромное количество правил этикета. Они должны сначала «обсудить предстоящее обсуждение». Так и обычным людям очень сложно начать разговаривать о вере. Но Бог переходит прямо к делу. Он прямо говорит о том, в чем обвиняет Иуду, и призывает людей оценить, справедливы ли Его обвинения. Конечно, Он не имеет в виду, что народ Божий будет судить о справедливости, Он хочет, чтобы они просто признали Свою неправоту.
С самого начала книги Исаия как будто говорит нам: «Когда вы в последний раз говорили с Богом о своем грехе? Осознаете ли вы, что будете наказаны за него, если вас не искупит Иисус Христос? Когда вы в последний раз задумывались о небе и об аде? Если вы и дальше будете замалчивать эту проблему, настанет момент, когда говорить о ней будет поздно!»
Бог приглашает к разговору и обещает благодать. Чтобы довести до людей Свою мысль, Он пользуется ужасающим образом убийства. Картина получается незабываемая:
Если будут грехи ваши, как багряное, —
как снег убелю;
если будут красны, как пурпур, —
как волну убелю.
(1:18)
«Багряный» и «пурпурный» — это цвета крови на руках убийцы (ср. 1:15, 21). Вы помните, как совесть леди Макбет после убийства Дункана заставляла ее ходить по ночам? Она трет руки, как будто моет их, и причитает: «Все еще держится запах крови: все благовония Аравии не надушат эту маленькую руку». Смерть — подходящая метафора в данном случае, потому что она — возмездие за грех (Рим 6:23).
Вся первая глава построена в соответствии с 30-й главой Второзакония, где израильский народ выступает в качестве свидетеля завета. Так же, как и во Втор 30:15-20, Бог предлагает милость, обещая благословения и предупреждая о проклятиях. Повинующиеся Божьему призыву будут благословлены (1:19), ожесточившиеся и упорствующие будут уничтожены (1:20). Иисус обратился с таким же предостережением к тем, кто в Его дни не верил Его свидетельству: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня… Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете» (Ин 5:43, 45).
Осторожно!
Во дни Исаии церковь переживала нелучшие времена. Божья невеста стала «блудницей» (1:21). Как однажды в прошлом, так и сейчас слава оставила Израиль (1Цар 4:21). Вместо того чтобы являть красоту Господа, она приобрела черты зверя (Откр 17). Пророк Михей, современник Исаии, описывает состояние церкви похожими словами: «Вы ненавидите доброе и любите злое» (Мих 3:2).
Исаия возвращается к тому, о чем он уже говорил в 1:2–17. У ветхозаветной церкви не было любви к духовным ценностям, что проявлялось в социальной несправедливости (1:23, ср. 1:17).
Когда христиане охладевают в вере, они должны ожидать наказания (Евр 12:7–13). Новый Завет обращается к книге Исаии в том числе и для того, чтобы показать, что Иисус был наказан Отцом: наказан, конечно, не за Свои грехи, а за наши (Ис 53:10, 12; Деян 2:23; Рим 8:32). Мы должны помышлять о «претерпевшем такое над Собою поругание от грешников» (Евр 12:3), напоминая себе, что Отец применяет тот же метод к нам Упрямые христиане пройдут через очищающий огонь (1:24–25). «И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое» (1:25).
Один мой знакомый служитель из Белфаста, который много потрудился на ниве Божьей и снискал заслуженное уважение, любил повторять своей церкви: «Мы паникуем, когда земля уходит у нас из-под ног. В такое время мы обращаемся к Богу за помощью и поддержкой и обнаруживаем, что именно Он лишил нас равновесия!» Исаия говорит о том же.
Любовь Бога свята, а Его справедливость неотделима от Его милости. Упорствующие враги Бога не могут рассчитывать на милосердие; они будут уничтожены (1:24). Народ же Божий пусть надеется на искупление, хотя оно и потребует очищения от примеси (1:27). Суду подлежат и верующие, и неверующие. Но у неверующих нет надежды: «Всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся» (1:28). Используя метафоры «дубов» и «садов» (1:29–30), означающие силу и дела человека соответственно, Исаия предсказывает полную гибель нечестивых: деревья потеряют всю листву, а в саду не будет воды. «Будут гореть вместе, — и никто не потушит» (1:31). Уже в самом начале этой пророческой книги звучит предостережение нераскаивающимся грешникам, которое позже превратится в набат: «Нет мира нечестивым» (48:22; 57:21).
Пока Исаия говорит в общем, но позже он вернется к этим темам и обратится к конкретным примерам Грядущее наказание — не что иное, как вторжение сначала ассирийских, а потом вавилонских войск на территорию Иудеи, разрушение Иерусалима и пленение Божьего народа. История еврейского народа в этот период достигнет дна. Все готово к этой трагедии: церковь отступила, Бог в гневе. Есть путь возрождения — это покаяние. А иначе надежды нет, но есть «некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр 10:27).
Правда, еще не все потеряно. Суды Божьи не бывают без Его милости. Уже в первой главе есть намеки на праведное правление Мессии, описанное здесь как возвращение к справедливому царствованию Давида. В Иерусалиме появятся судьи, как в старые времена (1:26). Иисус создаст «город правды, столицу верную» (1:26). То, чего в дни Исаии не было и в помине, то есть справедливого суда, в новом Иерусалиме будет повсеместно: Иисус сам праведен и наполнит церковь Своей праведностью.
Сталкиваясь с трудностями в этой жизни, мы похожи на учеников в горнице, одному из которых Иисус сказал: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин 13:7). Очищающий огонь не так уж приятен (Евр 12:11), но он необходим. Наша задача — довериться Богу и молиться так: «Господи, даруй мне благодати, чтобы я мог отвернуться от холодного равнодушия, которое вкралось в мою жизнь, и произведи во мне плоды праведности». В самом начале своего пророчества Исаия задал определенный тон, который он сохранит до последней страницы. Раскаивающемуся грешнику дается надежда, которая заключается в Страдающем Рабе, занимающем место грешника и тем самым искупающем его. Доверие Иисусу, принятие Его прощения и спасения — единственный путь спасения от грядущего гнева. Отвергающие эту весть — а их немало как во времена Исаии, так и в наши дни — не могут рассчитывать на милость. Нераскаивающемуся грешнику сложно будет найти причины для радости в этой книге!
Практические выводы
Бог вот-вот возьмется за Иуду, Свою отступившую церковь, и потрясет его до самого основания. Грядет катастрофа, но для тех, кто примет Божьи благодать и милость, она станет благословением. Бог желает оживить и исправить Свою церковь.
Комментарии Дэрика Томаса на книгу пророка Исаии, 1 глава. Ветхий Завет сегодня.
Публикуется с разрешения издателя.
© 2005−2013.