1:1 См. Введение: Название; Автор и время написания.
1:2-9 Эта сцена — из зала суда, где Господь является Обвинителем, а Израиль — обвиняемым. В ответ на Божью совершенную заботу и попечение народ оказался неспособен проявить должное послушание в любви.
1:2 небеса… земля. Бог намеревался сделать Израиль проводником благословений для народов (19:24-25; 42:6; Быт 12:2-3), но вместо этого Он должен обратить внимание народов на стыд Израиля. сыновья. Потомки Авраама по плоти — Божий избранный народ, несмотря на их непослушание (Быт 18:18-19).
1:3 Вол… осёл. Животные, похоже, более здравомыслящи, чем Божий народ, разрушающий свой союз с Ним.
1:4 Святой Израилев. Это особое имя Бога, которое употреблено в книге Исаии 25 раз (1:4; 5:19, 24; 10:20; 12:6; 17:7; 29:19; 30:11-12, 15; 31:1; 37:23; 41:14, 16, 20; 43:3, 14; 45:11; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5; 55:5; 60:9, 14) и только 6 раз во всём остальном Ветхом Завете (4Цар 19:22; Пс 70:22; Пс 77:41; Пс 88:19; Иер 50:29; Иер 51:5) Исаия также четыре раза использует как имя термин «святой» (10:17; 40:25; 43:15; 49:7) и один раз — «Святой Иаковлев» (29:23). В контексте имя Бога часто показывает контраст между Его святостью и греховностью Израиля.
1:5 Во что вас бить ещё?.. Будучи разорённым в наказание за неподчинение Богу (ст. 7-8), народ ведёт себя неразумно, продолжая не повиноваться.
1:8 дочь Сиона. Эта фраза встречается 27 раз в Ветхом Завете, из них пять раз в книге Исаии (1:8; 16:1; 37:22; 52:2; 62:11). Это олицетворение Иерусалима в данном случае относится ко всей Иудее.
1:9 Господь Саваоф. Букв. «Бог воинств». Исаия использовал это имя или подобное «Господь Бог Саваоф» 60 раз. Оно характеризует Бога как могущественного Воина, Предводителя армий, способного покорять врагов Израиля и обеспечивать его выживание. остаток. Иногда переводимый как «выжившие», этот термин обозначал верных среди израильтян. Павел цитировал этот стих, чтобы доказать непрекращающееся существование верных израильтян даже в его время (Рим 9:29). Этот остаток составит ядро Израиля при возвращении Мессии на землю (10:20, 22; Ос 1:10-11). Содом… Гоморра. Разрушая их, Бог пролил огонь и серу на эти ханаанские города за их весьма тяжкие грехи (Быт 18:20; Быт 19:24-25, 28). Содом и Гоморра, таким образом, вошли в поговорку, выражающую окончательный результат Божьего суда на земле против греха любого народа (напр., 13:19; Втор 29:23; Иер 23:14; Иер 49:18; Иер 50:40; Ам 4:11; Соф 2:9; Мф 10:15; 2Пет 2:6; Иуд 1:7). Если бы не Божья милость, Израиль был бы наказан таким же образом.
1:10-17 Пророк использовал названия грехов городов Содома и Гоморры применительно к Иудее и Иерусалиму, осуждая поверхностность их поклонения. Богу были совершенно отвратительны их действия, когда они совершали обряды, предписанные Моисеем, потому что они делали это, упорствуя в беззаконии.
1:11 Я пресыщен… Не хочу. Ср. 1Цар 15:22-23. Бог говорит, что жертвоприношения бессмысленны и даже отвратительны, если приносящий их непослушен Его законам. Непокорность приравнивается к греху волшебства, и противление — к беззаконию и идолопоклонству.
1:13-14 Новомесячия и субботы… праздничные собрания… праздники. События, предписанные в законе Моисея (ср. Исх 12:16; Лев. 23; Чис 10:10; Чис 28:11 — 29:40; Втор 16:1-17).
1:14 Ненавидит душа Моя. Нет сомнения в том, что Бог полностью отвергает лицемерное поклонение. Бог также ненавидит такие грехи как грабительство (61:8), служение иным богам (Иер 44:4), злые мысли против ближнего и любовь к ложной клятве (Зах 8:16), и развод (Мал 2:16). Господь ненавидит тех, кто любит насилие (Пс 10:5).
1:16-17 Удалите злые деяния… Ищите правды. Внешним показателем пустоты обрядности Иерусалима являются наличие злых дел и отсутствие добрых.
1:17 сирота… вдова. Примером добрых дел являются дела, сделанные ради нуждающихся (ст. 23; Втор 10:17-18; Втор 14:29; Втор 24:17, 19-21; Втор 26:12-13; 27:19; Иак 1:27).
1:18-20 Излагая в ст. 16 Свой призыв к чистоте, Господь простил виновных, которые желают получить прощение и проявлять послушание. Это место служит вступлением к последним двадцати семи главам книги, в которых больше говорится о милости и прощении, чем об осуждении.
1:18 багряное… пурпур. Эти два цвета говорят о вине тех, чьи руки были полны крови (ст. 15). Обилие крови говорит о крайней развращённости и беззаконии (ср. 59:3; Иез 9:9-10; Иез 23:37, 45). Как снег убелю… Как шерсть. Снег и шерсть по своей природе являются белыми и потому изображают то, что чисто; то есть вина за кровь удалена (ст. 15; ср. Пс 50:9). Исаия был пророком милости, но прощение не является безусловным. Оно приходит через покаяние, как показывает ст. 19.
1:19-20 захотите и послушаетесь… отречётесь и будете упорствовать. Пророк предлагает читателям тот же выбор, который Бог предложил Моисею во Втор. 28, — выбор между благословением и проклятием. Они могут избрать покаяние и послушание и пользоваться благами Земли Обетованной или отказаться поступать так и стать жертвами чужеземных угнетателей. вкушать… меч пожрёт вас. Чтобы подчеркнуть противоположные результаты, Господь использовал одинаковое евр. слово для их описания. С одной стороны, они могли есть плоды Обетованной Земли, с другой — могли быть поглощены захватчиками.
1:21-31 Ст. 21-23 перечисляют грехи неповиновения Иерусалима во дни пророка, а в ст. 24-31 говорится о действиях Бога по очищению народа.
1:21 блудница. В Ветхом Завете духовный блуд часто описывал идолопоклонство Божьего народа (напр., Иер 2:20; Иер 3:1; Ос 2:2; Ос 3:1; Иез 16:22-37). Однако в этом примере неверность Иерусалима включала более широкий спектр злых дел, включая убийства и всеобщую развращённость (ст. 21, 23). правосудие!… Правда. Как пророчествовал Исаия, развращённость заменила прежние добродетели города.
1:24 Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев. Троекратное употребление имени Бога подчёркивает Его роль как праведного Судьи для Его грешного народа. Выражение «Сильный Израилев» употреблено в Библии только здесь, хотя «Сильный Иаковлев» встречается пять раз (49:26; 60:16; Быт 49:24; Пс 131:2, 5).
1:25-26 очищу… буду поставлять. Цель Божьего суда над народом — его будущее восстановление. Божий народ впоследствии вернулся из вавилонского плена (Иер 29:10), но это обещание подразумевает более значительное и более длительное восстановление. Возвращение из вавилонского плена предвосхищает полное и нерушимое восстановление, которое возвысит Иерусалим среди народов (Иер 3:17; Иез 5:5; Мих 4:2; Зах 8:22; Зах 14:16). Именно о таком очищении и восстановлении в Писании говорится в связи с ещё не наступившим бедственным «временем для Иакова» (Иер 30:6-7; т.е. семидесятой седминой по Даниилу, ср. Дан 9:24-27) и Вторым Пришествием Мессии (Зах 14:4).
1:27 Сион. Первоначально обозначавшее холм Офел, это слово стало синонимом для всего города Иерусалима. Исаия всегда употребляет его в этом смысле. спасётся… обратившиеся сыны. Это те, кто покаялся в грехах и должен был обрести избавление в связи с будущим Божьим восстановлением благоденствия Израиля (ср. 59:20).
1:28 отступники… грешники… оставившие Господа. В то время как верный остаток Израиля наследует в будущем благословения, те, кто не раскается, будут истреблены. Только таким образом Сион сможет стать чистым.
1:29 дубравы… сады. Это были места, где Израиль совершал поклонение идолам. По иронии, когда Господь избрал Израиль, некоторые жители Иерусалима избрали «сады». Когда Бог призовёт израильтян к ответу за их отступничество, они будут постыжены и посрамлены.
1:31 будут гореть… никто не потушит. Погибнут и отступник, и его дела. Это будет окончательный суд, а не просто другое пленение.
Комментарии учебной Библии МакАртура на книгу пророка Исаии, 1 глава. Учебной Библии МакАртура.

© Издательство «Благая весть».
Текст предоставлен для бесплатного размещения на данном сайте.
Вы можете приобрести печатное издание учебной Библии на сайте legere.ru.