1:1-7 Эти стихи образуют пролог, в котором читатель призывается к серьёзному исследованию для своей же пользы. В нескольких словах ему представляются: 1) жанр произведения (ст. 1); 2) ясная цель из двух частей (ст. 2-6); 3) очень важный принцип (ст. 7).
1:1 Притчи. См. Введение: Название. Притчи — это краткие, точные высказывания, которые выражают вечную правду и мудрость. Они привлекают мысли читателя, заставляя его размышлять над тем, как применить Божественные принципы в жизненных ситуациях (напр., 2:12). Книга Притчей содержит как поэтические, так и прозаические предупреждения, но в ней также есть и повеления, которые нужно исполнять. Притчи Господа заключены не только в этой книге (см. Быт 10:9; 1Цар 10:12; 1Цар 24:13; Иер 31:29; Иез 12:22; Иез 18:2). Соломон. См. Введение: Автор и время написания. Став царём Израиля, Соломон искал и получил мудрость и знание от Бога (2Пар 1:7-12), которые привели его к богатству, чести и славе.
1:2-6 Книга имеет две цели: 1) с помощью мудрости и учения преподать навыки жить праведно (ст. 2а; развивается в ст. 3-4); и 2) научить проницательности (ст. 2б; развивается в ст. 5).
1:2 мудрость. См. Введение: Исторические и богословские темы. С точки зрения евреев мудростью считалось не само знание, а способность жить праведной жизнью, угодной Богу (ср. Втор 4:5-8). наставление. Это относится к моральной самодисциплине. разум. Это слово рассматривает умственные способности, которые перерастают в духовную проницательность.
1:3 благоразумие, правосудие, суд и правота. Развивая стих 2а, книга Притчей участвует в процессе обучения сына следующим дисциплинам: 1) благоразумию (в евр. языке использовано слово, которое означает благоразумный совет или способность владеть собой при принятии решений); 2) правосудию, способности жить по воле и требованиям Бога; практической праведности, соответствующей вменённой праведности; 3) суду, применению неподдельной праведности по отношению к окружающим; и 4) правоте, провождению благочестивой жизни.
1:4 простым… смышлёность. Цель притчей — дать проницательность простым и несведущим. Корень слова «простые» означает «открытая дверь» — подходящее описание непроницательных, не знающих, что следует, а что не следует хранить в уме. юноше… знание и рассудительность. Цель — заставить человека взвесить всё перед поступком, чтобы принять ответственное решение.
1:5 советы. Мудрый верующий будет способен вести других и справедливо ими управлять.
1:6 разуметь притчу… замысловатую речь. Книга Притчей добивается остроты ума через «замысловатую речь» и «скрытые высказывания», которые требуют размышления и толкования. загадки. Писание способно умудрить на любые жизненные ситуации.
1:7 страх Господень. Главной темой этой книги и особенно первых девяти глав является благоговение перед Богом (см. ст. 29; 2:5; 3:7; 8:13; 9:10; 14:26-27; ср. также Иов 28:28; Пс 33:12; Деян 9:31). См. Введение: Исторические и богословские темы. Этот благоговейный страх, почтение и смирение являются основой всякого духовного познания и мудрости (ср. 2:4-6; 9:10; 15:33; Иов 28:28; Пс 110:10; Еккл 12:13). Хотя неверующий человек и может что-то утверждать о жизни и истине, он не может иметь истинного познания, пока не получит прощения своих грехов и не станет благоговеть перед Богом. Стоит отметить здесь нарастающее познание: 1) учение о Боге; 2) изучение Его; 3) страх Божий; 4) познание Бога; и 5) подражание Божьей мудрости. Страх Господень — это такое состояние ума, когда вместо своих точки зрения, воли, чувств, поступков и целей мы приобретаем Божьи (ср. Пс 41:2).
1:8 — 9:18 Этот обширный раздел отображает восхваление мудрости в форме поучительных обращений к сыну. Эти главы являются подготовкой к самим притчам, которые начинаются в 10:1.
1:10-19 Здесь даётся предупреждение о том, что грешники могут добиться успеха в совращении сына, если он не примет мудрости (ст. 8).
1:10 грешники. Это слово в Писании служит описанием неверующих, которые живут в грехе и пытаются вовлечь в грех даже верующих (см. пояснение к Иак 4:8). Иллюстрациями такой глупости являются грехи убийства и грабежа.
1:11 Иди с нами. Запугивающая сила неприкрытого давления со стороны сверстников часто соблазняет тех, у кого недостаточно мудрости.
1:12 проглотим. Нечестивые изобретают обман, в результате которого они пленяют невинных и отдают их на смерть, как было с Иосифом (Быт 37:20 и далее), Иеремией (Иер 38:6-13) и Даниилом (Дан 6:16-17). Могила, или «Шеол», — это место смерти. Для нечестивых — это место, откуда не возвращаются (Иов 7:9), место тьмы (Пс 142:3) и мучения (Ис 14:11).
1:13 наполним дома наши добычей. Так входят в доверие к невинным без полного раскрытия своих намерений. Представляя этот неприкрытый грабёж лёгким и безопасным, воры и убийцы обещают богатую добычу.
1:15 не ходи. Полная противоположность приглашению в ст. 11. Грех должен быть отвергнут при первом же искушении (см. Пс 118:114-115; Иак 1:15). Откажитесь даже от близости с тем, что может привести к греху (ср. Пс 1:1-6). Избегайте источников греха (см. 4:14).
1:17 расставляется сеть. Бесполезно расставлять сеть на виду у птиц, чтобы их поймать. Эта аналогия от обратного в сочетании со ст. 18 означает, что грешник в тайне расставляет сеть для невинного, но в итоге сам в неё попадает (ст. 19). Эта жадность будет для него ловушкой (ср. 1Тим 6:9-11). Неразумные грешники спешат к саморазрушению.
1:20-33 В этом разделе мудрость становится личностью и говорит от первого лица, указывая на тяжкие последствия, постигающие тех, кто её отвергает. Подобный стиль присутствует в 3:14-18; 8:1-36; 9:1-12.
1:21 проповедует… городские ворота. В то время как соблазн завуалирован и скрыт (ст. 10), мудрость, не скрывая ничего, доступна каждому; её можно найти в самых известных и многолюдных местах.
1:22 Доколе. Три вопроса показывают три группы людей, нуждающихся в мудрости, и характеризуют усугубляющуюся прогрессию греха: 1) невежды, не имеющие знания; 2) буйные или насмешники, которые совершают более серьёзные проступки; и 3) глупцы или упрямые неверующие, которые не принимают истины. Книга Притчей направляет свою мудрость, в основном, к первой группе.
1:23 обличение. Божья мудрость призывает к покаянию как к способу снять обвинение в грехе. Тем, кто действительно кается, Господь обещает подарить мудрость или открыть сущность настоящей мудрости, граничащей с Божественным откровением.
1:24-26 Грешники, которые относятся к Божьим требованиям с безразличием и насмешкой, усугубляют свою вину (ср. Рим 2:5) и навлекают на себя Божий гнев (ст. 26-27). Некоторые не ищут Бога, пока не станет слишком поздно. См. Втор 1:45; 1Цар 28:6; Пс 17:42.
1:26-27 погибель… ужас… скорбь и теснота. Описание суровости Божьего суда. Когда грешники, отвергшие мудрость, воззовут к Богу в день суда, Он посмеётся над их скорбью.
1:28-32 Божье отвержение грешников описано очень подробно. Это одна из сторон Божьего гнева, который отражается в оставлении грешника. См. пояснения к Рим 1:24-28. Им уже не помогут ни молитвы, ни прилежные поиски (ср. 8:17).
1:28-30 я не услышу. Господь прекратит звать грешников потому, что они отвергли Его. Обратите внимание на отвержение ими мудрости (ст. 7), знания (ст. 22), обличения (ст. 23, 24) и совета (ст. 25).
1:31 вкушать от плодов путей своих. Высшее Божье наказание — предоставление человека последствиям его собственного нечестия. Ср. Рим 1:24-28.
1:32 беспечность. Т.е. сознательное пренебрежение или недостаток соответствующей заботы со стороны человека.
Комментарии учебной Библии МакАртура на притчи Соломона, 1 глава. Учебной Библии МакАртура.

© Издательство «Благая весть».
Текст предоставлен для бесплатного размещения на данном сайте.
Вы можете приобрести печатное издание учебной Библии на сайте legere.ru.