1:1 — 3:5 Восхождение Давида на царство в Иудее.
1:1 По смерти Саула. Вторая книга Царств (1:1-14) начинается с того, чем заканчивается Первая (31:1-13) — со смерти Саула (ср. 1Пар 10:1-12). амаликитяне. Упоминание этого народа служит напоминанием о покорности Господу Давида (1Цар 30:1-31) и непослушании Саула (1Цар 15:1-33). См. пояснения к Исх 17:8-16. Секелаг. См. пояснения к 1Цар 27:6; 1Цар 30:1. Город был так разрушен и разграблен, что Давид и 600 его воинов вместе со своими семьями не могли более оставаться в нём.
1:2 одежда… разодрана и прах на голове его. Общепринятые в те времена нормы проявления горя и скорби по усопшим. Ср. 15:32; 1Цар 4:12.
1:4-12 См. 1Цар 31:1-13; 1Пар 10:1-12.
1:6 колесницы… и всадники. Символы власти и силы (ср. Исх 14:9; 1Цар 8:11; 1Цар 13:5; 2Цар 8:4; 3Цар 4:26; 3Цар 9:19; 3Цар 10:26; 1Пар 19:6; 2Пар 1:14; 2Пар 9:25; 2Пар 12:3; 2Пар 16:8; Дан 11:40). Филистимляне преследовали Саула большим числом людей, не оставив ему шансов на спасение.
1:8 амаликитянин. Человек, заявивший, что он убил Саула, принадлежал к недавно разгромленному Давидом народу (ст. 1). Бог повелел истребить этот народ (Исх 17:14; 1Цар 15:3), но вследствие непослушания Саула (1Цар 15:9-11) он на протяжении многих поколений доставлял Израилю беды и несчастья (Исх 17:16).
1:10 убил его. Амаликитянин взял на себя ответственность за смерть Саула, сказав, что, когда он его нашёл, Саул ещё был жив. Однако из 1Цар 31:3-6 следует, что Саул умер, упав на собственный меч, а не от руки амаликитянина. Таким образом, этот человек, который, скорее всего, был свидетелем самоубийства Саула, заявил, что он убил Саула. На самом деле он просто подошёл к его телу раньше филистимлян, а теперь выдумал эту историю, для того чтобы заслужить благодарность нового царя, которому он принёс корону и браслет Саула. Венец Саула и его браслет, принесённые амаликитянином, говорят о том, что он действительно первым подошёл к телу Саула.
1:12 рыдали и плакали, и постились. Давид демонстрирует истинную, идущую от чистого сердца скорбь о смерти Саула и Ионафана рыданием, плачем и постом, что было в те времена обычным проявлением скорби (ср. Есф 4:3; Иоиль 2:12).
1:14 помазанник Господень. Несмотря на неоднократные попытки Саула убить Давида, последний не позволял себе относиться к нему как к обычному человеческому царю: Саул был «помазанником Господа», а потому занимал особое место в глазах Бога (ср. 1Цар 24:2-16; 1Цар 26:1-20).
1:15 убей его. Вряд ли амаликитянин ожидал такого конца. Он надеялся заслужить благодарность Давида за весть о смерти Саула. Эта история подобна той, когда сыновья Реммона убили Иевосфея, думая, что таким образом удостоятся милости от Давида (4:5-12).
1:16 Кровь твоя на голове твоей. Давид казнил амаликитянина, опираясь на его собственные показания, а не на истинность рассказанной им истории.
1:17 плачевная песня. Давид счёл необходимым сохранить в народе израильском память о Сауле и его благородном сыне Ионафане посредством этой плачевной песни, которая стала национальным военным гимном.
1:18 лук. Так называлась плачевная песнь, в которой слово «лук», вероятно, упоминается в связи с Ионафаном, лук которого описан в ст. 22. книга Праведного. Поэтический сборник, описывающий войны Израиля, где рассказывается о выдающихся событиях и людях нации (ср. Нав 10:13).
1:19 Краса твоя, о Израиль. Букв. «газель» или «антилопа» Израиля — образ, олицетворяющий грацию, молодость и изящество. Скорее всего, этот образ относится к Ионафану. Таким образом, и начало, и конец песни посвящены благородному сыну Саула (ст. 25-26). высоты. Обычно на высоких местах под открытым небом устраивались святилища. В данном случае таким местом была гора Гелвуй, на которой погиб Саул. Как пали сильные! Они были не только красой Израиля, которая была поражена — Саул и Ионафан были также теми сильными, которые пали на поле брани. Эта фраза повторяется в ст. 25 и 27.
1:20 Геф… Аскалон. Два главных города филистимлян, символизирующие всю землю филистимскую. Геф располагался в восточных пределах филистимской земли, а Аскалон — на западе, возле моря. Давид не хотел, чтобы филистимляне ликовали по поводу поражения Израиля, как в своё время ликовали израильтяне после победы над филистимлянами (1Цар 18:7).
1:21 ни роса, ни дождь. Давид произносит проклятие, прося, чтобы на горе, где погибли Саул и Ионафан, не было дождя и росы. не был он помазан елеем. В те времена щит смазывали маслом (ср. Ис 21:5), чтобы предохранить кожу от высыхания и трескания. Но там, на горе Гелвуй, щит Саула высох, что в образной форме говорит о поражении и смерти.
1:22 лук… меч. И Саул, и Ионафан владели и тем, и другим оружием очень хорошо, точно поражая врага. Именно с помощью лука Ионафан в своё время спас Давида от гнева Саула (1Цар 20:35-43).
1:23 любезные. Эти великодушные слова похвалы не только Ионафану, но и Саулу, который не раз хотел убить Давида, показывают благородную натуру Давида и его умение прощать — образ возвышенной любви (ср. Мф 5:43-48).
1:26 превыше любви женской. Узы дружбы, связывающие Давида и Ионафана, были необычайно прочными. Но из этого, однако, вовсе не следует, что их отношения были сильнее любви между мужчиной и женщиной. Это была преданная, благородная и бескорыстная дружба (ср. 1Цар 18:3), какой ни у одного из них не было с женщинами. В отличие от любви мужчины и женщины, где необычайно сильно половое влечение, любовь между этими двумя мужчинами была лишена интимности, но их привязанность друг к другу была необычайно сильна.
1:27 оружие боевое. Образное выражение, относящееся к Саулу и Ионафану.
Комментарии учебной Библии МакАртура на вторую книгу Царств, 1 глава. Учебной Библии МакАртура.

© Издательство «Благая весть».
Текст предоставлен для бесплатного размещения на данном сайте.
Вы можете приобрести печатное издание учебной Библии на сайте legere.ru.