1:1-5 Это введение в книгу Руфь предваряет целый ряд событий, кульминационным из которых является рождение Овида и его связь с Христом через Давида. См. Введение: Исторический фон и предпосылки написания.
1:1 голод. Это бедствие по своему размаху аналогично тем, которые случались в дни Авраама (Быт. 12), Исаака (Быт. 26) и Иакова (Быт. 46). В тексте не говорится о том, был ли голод наказанием Господа (ср. 3Цар 17–18, особенно 18:2). Вифлеем иудейский. Вифлеем («Дом хлеба») располагается на территории, отданной колену Иуды (Нав 15), прибл. в 10 км южнее Иерусалима. Рахиль, жена Иакова, была погребена поблизости (Быт 35:19; ср. 4:11). Позже за Вифлеемом закрепилось название «город Давида» (Лк 2:4, 11). Именно здесь Мария родила Христа (Лк 2:4-7; ср. Мих 5:2), а Ирод устроил избиение младенцев (Мф 2:16). Этот титул (Суд 17:7, 9; Суд 19:1-2, 18) предназначен различать Вифлеем (Ефрафу) от другого Вифлеема, принадлежащего сынам Завулоновым (Нав 19:15). жить. Елимелех предполагал временно пожить на полях моавитских, пока не закончится голод. моавитские. См. Введение: Исторический фон и предпосылки написания.
1:2 Елимелех. Имя означает «мой Бог — Царь», символизируя глубокую преданность Богу Израиля. Вероятнее всего, это был уважаемый в общине человек, братьями которого были Вооз и другой близкий родственник, оставшийся неназванным (ср. 4:3). Ноеминь. Её имя означает «Приятная». Махлон и Хилеон. Их имена означают соответственно «Больной» и «Чахлый». ефрафяне. Так называли людей, которые проживали на древней территории, известной как Ефраф (Быт 35:16, 19; Быт 48:7) или Ефрафа (Руфь 4:11; Мих 5:2), которую позднее переименовали в Вифлеем (1:1). Иессея, отца Давида, называли ещё «ефрафянином из Вифлеема» (1Цар 17:12) или «Иессеем вифлеемлянином» (1Цар 16:1, 18; 1Цар 17:58).
1:4 жёны из моавитянок. См. Введение: Проблемы толкования. Орфа. Её имя означает «Упрямая». Руфь. Букв. «дружба». около десяти лет. Этот период, вероятнее всего, включает в себя всё время, пока Ноеминь оставалась в земле моавитян.
1:5 осталась та женщина. Ноеминь, овдовев на полях моавитских и потеряв своих сыновей, полагала, что это наказание от Господа и его придётся нести до самой смерти (1:13, 20-21). Никаких причин, объясняющих смерть трёх мужчин в её семье, не даётся. Руфь была женой Махлона, а Орфа — Хилеона (ср. 4:10).
1:6-22 После смерти Елимелеха и двух его сыновей (1:3, 5) Ноеминь с Руфью ушли из моавитской земли в Вифлеем (1:15-22), а Орфа осталась на родине (1:6-14).
1:6 Бог посетил народ Свой. Вероятно Бог послал дождь, остановивший засуху и голод. Страницы книги Руфь буквально пестрят описаниями власти Иеговы над Израилем. Это всевластие преломляется в сознании людей по-разному: 1) как благо (2:12; 4:12-14); 2) как предчувствие беды (1:13, 21); 3) в контексте молитвы и благословения (1:8-9, 17; 2:4, 12, 20; 3:10, 13; 4:11). Возвращение благополучия и процветания является лишь тенью грядущего духовного возрождения в личности Христа.
1:7 вышла она. У Ноемини в Вифлееме были друзья (1:19), близкие (2:1), а также собственность (4:3).
1:8-10 Ноеминь благородно предлагает своим невесткам вернуться в отчий дом (1:8), чтобы иметь возможность повторно выйти замуж (1:9), но они настаивают на том, чтобы идти в Иерусалим (1:10).
1:11-13 Ноеминь во второй раз великодушно предлагает женщинам вернуться домой, потому что она не сможет вырастить для них будущих мужей (возможно, в духе о левиратных браках, как, изложено во Втор 25:5-6). Если бы Орфа и Руфь согласились ждать, то они, вероятнее всего, состарились бы, как и Ноеминь, прежде чем смогли бы повторно выйти замуж (ср. Быт 38:11).
1:12 я уже стара. Ноеминь, вероятно, было за 50.
1:13 рука Господня. Образное описание деяний Господа. Господь есть Дух (Ин 4:24), а потому у Него нет рук в буквальном смысле слова.
1:14-15 При вторичной просьбе Орфа повернула назад. А Руфи Ноеминь предложила сделать то же самое и умоляла в третий раз.
1:15 своим богам. Речь идёт о Хамосе, главном моавитском божестве, которому приносили в жертву детей (4Цар 3:27), и о других местных идолах.
1:16-18 Руфь произносит клятву верности Ноемини и преданности обычаям семьи, в которую она вошла.
1:16 твой Бог — моим Богом. Это признание — доказательство того, что Руфь перестала поклоняться идолам и поверила в Бога Израиля, Иегову (ср. 1Фес 1:9-10).
1:17 Пусть то и то сделает мне Господь. Клятва Руфи — ещё одно подтверждение её обращения к Богу. Она пошла по пути, проложенному Авраамом (Нав 24:2-3).
1:19 пришли они в Вифлеем. Дорога из моавитских полей (прибл. 100–120 км) занимала 7–10 дней. Вначале они спустились с высоты Моавитского нагорья (прибл. 1370 м) в Иорданскую долину, а затем снова поднялись на высоту 1100 м через Иудейские горы. весь город. Ноеминь хорошо знали в этом городе (ср. ефрафяне из Вифлеема, 1:2). Вопрос «Это Ноеминь?» скорее всего свидетельствует о том, сколь тяжёлым было последнее десятилетие в её жизни, и как это всё отразилось на её внешности.
1:20-21 Ноеминь… Мара… с достатком… с пустыми руками. Несмотря на веру в Бога, отношение Ноеминь к жизни было далеко не оптимистичным: она попросила, чтобы её называли Марой, что значит «Горькая». Её опыт был подобен страданиям Иова (Иов. 1–2), но перспективы её будущей жизни, как она рисовала их себе, были такие, как у жены Иова (Иов 2:10). На самом же деле у Ноемини были: 1) все виды на хороший урожай; 2) Руфь и Вооз; 3) надежда на будущее Божье благословение.
1:22 Руфь моавитянка. Этот титул повторяется также в 2:2, 21; 4:5, 10. Руфь как бы предвосхитила в своей судьбе обращение к Богу всех язычников (ср. Рим. 11). в начале жатвы ячменя. Обычно, это вторая половина апреля.
Комментарии учебной Библии МакАртура на книгу Руфь, 1 глава. Учебной Библии МакАртура.

© Издательство «Благая весть».
Текст предоставлен для бесплатного размещения на данном сайте.
Вы можете приобрести печатное издание учебной Библии на сайте legere.ru.