1:1 Пророчество. Пророчество огорчительно, потому что это весть о гибели. Наум был единственным вестником этого Божественного предсказания о суде над Ниневией.

1:2-15 Провозглашение разрушения Ниневии.

1:2-8 Наум, описывая Божью силу, утверждает, что Бог — всемогущий и святой; Он — Бог-Ревнитель, Который наказывает нечестивых и мстит за Себя.

1:2 ревнитель. Этот термин, часто употребляемый в отношении Божьей ревности о Его жене, Израиле, подчёркивает Его эмоциональную реакцию против тех, кто виновен в духовном прелюбодеянии. Возможно, здесь имеется в виду пленение 10 северных колен (722 г. до Р.Х.) или вторжение Сеннахирима (701 г. до Р.Х.).

1:3 долготерпелив. Ревность Бога (ст. 2) не говорит о том, что Он скор на гнев; наоборот, Он долготерпелив (ср. Исх 34:6; Чис 14:18). Бог проявлял Своё долготерпение к Ниневии по меньшей мере в течение столетия, с тех пор как Он ответил на их покаяние при проповеди Ионы (ср. Иона 3:10; 4:2). Но, хотя Он и терпелив, Господь в конечном итоге справедливо накажет нечестивых. вихрь и буря… облако. Эти образы обычно описывают Божье явление, часто при совершении суда (ср. Исх 19:9, 16; Пс 82:16; Ис 29:6; Иоиль 2:2; 1Фес 4:17). Природа — это поле действий, где проявляется Божья власть и величие.

1:4 Господь являет Своё могущество и власть, повелевая морю, как Он повелевал Красному морю (Исх 14:15-25), и не давая дождя на плодородные долины и прибрежные возвышенности. Васан и Кармил… Ливан. Васан, находившийся ниже горы Ермон, к востоку от Иордана, был известен своими богатыми пастбищами (Мих 7:14). Кармил, располагавшийся вдоль побережья Ханаана, стал синонимом плодородия (Песн 7:6). Ливан был знаменит своими прекрасными кедрами (3Цар 5:14-18). Все они блекнут перед безграничной силой Всемогущего Судьи.

1:5 Сильное колебание земли — ещё одно свидетельство устрашающей Божьей силы, когда содрогается даже то, что казалось самым надёжным.

1:6 Эти риторические вопросы обобщают описанное в ст. 2-5. Божье могущество и решимость излить гнев на Ниневию неотразимы, преодолевая всякое сопротивление.

1:7 В противоположность ст. 6 Наум смягчает ярость повествования, добавляя, что Бог сострадателен, что Он — надёжное прибежище (ср. Пс 45:2) для тех, кто надеется на Него (ср. Ис 33:2-4; Ис 37:3-7, 29-38). Эти стихи предвещают обвинение Иудеи в ст. 12б-13, 15; 2:2.

1:8 наводнение… мрак. Наум описывает суд над Ниневией, используя метафоры всепотопляющего наводнения и мрака, которых никто не может избегнуть.

1:9-15 Провозгласив Божье могущество и Его полное право судить, Наум возвещает Божий суд над Ниневией, упоминая благословение и надежду для Израиля и предсказывая гибель нечестивого народа. Полновластный Судья не только наказывает (ст. 9-12а, 14), но и спасает (ст. 12б, 13, 15).

1:9 умышляете. Все попытки ассирийцев противостоять Богу будут тщетны (ср. Пс. 2). Больше эти враги не смогут приносить бедствия Божьему народу (ср. ст. 12). Их конец предопределён.

1:11 составивший совет нечестивый. Букв. «советник Велиала». Эта фраза указывает на сатанинское влияние на правителя в лице ассирийского царя (ср. 3:18); она могла относиться к Ашшурбанипалу (669–633 гг. до Р.Х.) или, что более вероятно, к Сеннахириму (705–681 гг. до Р.Х.), вторгшемуся в Иудею в 701 г. до Р.Х., о котором в подобных выражениях говорил Исаия (Ис 10:7).

1:12 Так говорит Господь. Эта распространённая формулировка, используемая в пророческих посланиях, чтобы предварить ясное Божье послание, встречается в книге Наума только здесь. Слова ст. 12а сказаны о третьем лице, указывая на врагов, тогда как использование второго лица в ст. 12б подразумевает Божий избранный народ. Безопасность защищённого стенами города и огромное число его жителей («многочисленны») не является достаточной защитой.

1:12б, 13 тебя… более не буду отягощать. Иудея больше не будет терпеть бедствий со стороны Ассирии.

1:14 Здесь провозглашены три суда: 1) царь ассирийский, представляющий народ, будет лишён потомков; 2) боги, от которых они получили власть, будут уничтожены; 3) царь будет предан смерти (ср. падение Ниневии в 612 г. до Р.Х.).

1:15 на горах — стопы. Этот стих перекликается с Ис 52:7, где говорится о тех, кто провозглашает избавление от Вавилона. Темой добрых вестей и мира проникнут и весь Новый Завет (ср. Лк 2:10; Ис 61:1 и Лк 4:16-21; Рим 10:15; Еф 2:14-18). праздники твои. Во время осады народ не мог посещать Иерусалим, чтобы отмечать ежегодные праздники (ср. Чис. 28–29). После падения Ассирии Иудея призывалась отмечать свои праздники и исполнять обеты, данные во время осады (ср. Пс 115:5, 8-9).

P.S.: См. Божий суд против Ассирии/Ниневии.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии учебной Библии МакАртура на книгу пророка Наума, 1 глава. Учебной Библии МакАртура.


«Благая весть»

© Издательство «Благая весть».
Текст предоставлен для бесплатного размещения на данном сайте.
Вы можете приобрести печатное издание учебной Библии на сайте legere.ru.



2007–2025. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.