1:1-6 Этот псалом мудрости служит введением во всю книгу Псалтирь. Его тема так же велика, как и тема всей Библии, потому что он говорит о людях, их путях и конечных целях (подтверждение см. в Иер 17:5-8). Двумя эпизодами противопоставления этот псалом разделяет людей на разные духовные категории:
I. Согласно наблюдению, все люди разделены духовно (1:1-4)
А. Образ верующих (1:1-3)
Б. Образ безбожников (1:4)
II. В итоге, все люди разделены в судьбах (1:5-6)
А. Падение безбожников (1:5)
Б. Итог жизни (1:6)
1. Признание верующих (1:6а)
2. Гибель безбожников (1:6б)
1:1 Блажен. Для отдельного человека — это глубокая радость и удовлетворённость в Боге; для группы верующих — это указание на спасительное благоволение (ср. благословения и проклятия во Втор 27:11 — 28:6). не ходит… не стоит… не сидит. Блаженный человек (ср. Мф 5:3-11) — это, прежде всего, тот, кто избегает греха, приведённого в примерах.
1:2 в законе… воля его. Духовно счастливый человек характеризуется глубокими размышлениями над Словом Божьим и принятием его как основного ориентира.
1:3 как дерево. Из-за преобладания скудной почвы в Израиле пышное дерево служило в Ветхом Завете символом благословения. посаженное. Букв. «пересаженное». Деревья не сажаются сами, так же как и грешники не переносят себя в Царство Божье. Спасение — это удивительный труд Божьей благодати (ср. Ис 61:3; Мф 15:13). Однако при этом не исключается изначальная ответственность за соответствие поведения изобилующим богатствам Бога (ср. Иер 17:8), которые ведут к добрым плодам.
1:4 Не так — нечестивые. Это очень резкий контраст. прах. Часто используемое в Ветхом Завете слово, обозначающее что-то несущественное, не имеющее ценности, годное только на то чтобы быть выброшенным.
1:5 Потому не устоят. «Потому» подразумевает однозначный вывод, что нечестивые не будут оправданы на Божьем суде.
1:6 знает Господь. Это не просто признание того, что Господь знает всё. В этом контексте акцент ставится на Его близость и участие в жизни праведных (контраст в Мф 7:23; ср. 2Тим 2:19). путь. Повторение этого слова исходит от образа «тропы», «дороги», характерного этому псалму. Подразумевается весь жизненный путь, т.е. образ жизни. Здесь эти две дороги означают пути жизни и смерти, как во Втор 30:19; Иер 21:8; ср. Мф 7:13-14. погибнет. Однажды путь грешных закончится крахом — наступит новый порядок, и это будет праведный порядок. Таким образом, автор начинает с «блаженных» и заканчивает теми, кто «погибнет» (ср. Пс 9:6-7; Пс 111:10).
P.S.: См. Типы псалмов.
Комментарии учебной Библии МакАртура на Псалтирь, псалом 1. Учебной Библии МакАртура.

© Издательство «Благая весть».
Текст предоставлен для бесплатного размещения на данном сайте.
Вы можете приобрести печатное издание учебной Библии на сайте legere.ru.