Бессильные идолы!
(Исаия 44:1−28)
Глава 43 заканчивается внушением: Иаков обречен на погибель (43:28). Эти слова, безусловно, звучат очень угрожающе и поэтому впечатляющи, но пророк предрек не только гибель. Всего лишь за несколько стихов до этого Бог обещал: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» (43:25). Именно на этой теме Исаия останавливается в 44-й главе.
Эту главу можно разделить на две части. Первая — это обещание пробуждения истинной церкви Божьей (44:1−5), вторая — разительный контраст между истинным Богом, который может спасти и послать пробуждение (44:6−8, 21−28), и немыми бесполезными идолами человеческими (44:9−20).
Пробуждение придет (44:1−5)
Так говорит Господь,
создавший тебя и образовавший тебя,
помогающий тебе от утробы матерней:
«Не бойся, раб Мой, Иаков,
и [Ешурун] возлюбленный, которого Я избрал;
ибо Я изолью воды на жаждущее
и потоки на иссохшее;
излию дух Мой на племя твое
и благословение Мое на потомков твоих».
(44:2−3)
Похожих обетований в пророчествах Исаии множество. Позже, в главах 63 и 64, мы увидим, с какой радостью Исаия пишет о возможном пробуждении в церкви. Такие отрывки особенно приятно читать после мрачных предсказаний пророка.
Утоление жажды — образ, который очень часто используется в Библии для описания Божьих благословений (см. Ис 12:3; Ис 55:1; Пс 41:2; Иер 2:13; Ин 4:14; Ин 7:3;7; Откр 7:17). Благословение, которое сейчас описывает Исаия, — это пробуждение церкви Божьей, выход из того предсмертного состояния, в котором она сейчас находится. Бог в Писании и истории открывает, что Он намерен посетить Свою церковь несколькими пробуждениями. Это будут времена особых благословений. Для выразительного описания здесь используется имя «Ешурун», обозначающее Божью церковь (44:2). Это слово употреблял Моисей, когда описывал посланные Богом благословения, ожидающие искупленных (Втор 33:5, 26). В этом отрывке особенно ярко выделены несколько моментов.
1. Пробуждение наступает после периода духовного опустошения
Слово «жажда» ассоциируется у нас с чем-то сухим и чахлым.
Бедные и нищие ищут воды,
и нет [ее];
язык их сохнет от жажды:
Я, Господь, услышу их,
Я, Бог Израилев, не оставлю их.
Открою на горах реки
и среди долин источники;
пустыню сделаю озером
и сухую землю — источниками воды.
(41:17−18)
Доктор Инкрис Матер в 1721 году писал, что в Новой Англии «обращение — это редкое явление». Он вспоминает свою юность, 60-е годы XVII века, когда несли служение такие люди, как Томас Коттон и Джон Шеперд, и пишет: «Я проповедую Евангелие уже на протяжении шестидесяти пяти лет. Сегодня я чувствую себя, как те люди в древности, которые, увидев новый храм, плакали, потому что помнили, как выглядел прежний». Но через пятнадцать лет после этого произошло Великое пробуждение, и тот же доктор Матер засвидетельствовал, что по его подсчетам в тринадцати колониях обратилось около 300 тысяч человек.
2. Пробуждение — это всевластное деяние Божье
В этом отрывке ставится ударение на то, что будет делать Бог: «Я изолью…» (44:3). Похожая мысль повторяется ближе к концу главы еще более выразительно:
Я Господь…
Который говорит Иерусалиму:
«Ты будешь населен»,
и городам Иудиным:
«Вы будете построены,
и развалины его Я восстановлю».
(44:24, 26)
Обращение одного человека — это работа Бога (Ин 1:13), и пробуждение, которое по сути является тем же действием Бога, только более масштабным и одномоментным (44:5), — это также работа Бога. Джон Ливингстон в 1630 году проповедовал на служении благодарения в понедельник вечером в городке Шоттс по отрывку из Иез 36 — после его проповеди обратилось 500 человек. Проповедь по тому же отрывку он сказал в следующее воскресенье в Ирвине, но там не произошло ни одного обращения. Божьи благословения — это тайна, и это еще раз подчеркивает тот факт, что их невозможно добиться искусственным путем.
3. Когда Бог начинает обновлять Свою церковь, Он обязательно обличает ее во грехе
В Ис 43:24 проблема греха сформулирована четко:
Ты не покупал Мне благовонной трости за серебро
и туком жертв твоих не насыщал Меня;
но ты грехами твоими затруднял Меня,
беззакониями твоими отягощал Меня.
В стихах 6−20 прегрешения народа описаны весьма подробно: там приведен длинный перечень грехов безрассудных идолопоклонников. Все это сделано для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что жители Иудеи греховны. Благословение, которое дает Бог, в первую очередь касается их греха:
Изглажу беззакония твои, как туман,
и грехи твои, как облако;
обратись ко Мне,
ибо Я искупил тебя.
(44:22)
Плохие привычки, приверженность всему мирскому, жизнь, полная компромиссов, — это все то, что иудеи должны были увидеть и от чего должны были избавиться.
4. Пробуждение — это работа Святого Духа
«Я излию дух Мой…» (44:3). Это отблеск нового завета, обещанного более поздними пророками (Иер 31:31−34; Иез 36:2632; Иоил. 2:28−32). Результатом служения Духа станет то, что многие добавятся к церкви:
И будут расти между травою,
как ивы при потоках вод.
Один скажет: «Я Господень»,
другой назовется именем Иакова;
а иной напишет рукою своею:
«Я Господень», и прозовется именем Израиля.
(44:4−5)
Образ в стихе 5 похож на видение из 86-го псалма:
Основание его на горах святых.
Господь любит врата Сиона
более всех селений Иакова.
Славное возвещается о тебе,
град Божий!
Упомяну знающим меня о Рааве и Вавилоне;
вот филистимляне и Тир с Эфиопиею,
скажут: «Такой-то родился там».
О Сионе же будут говорить:
«Такой-то и такой-то муж родился в нем,
и Сам Всевышний укрепил его».
Господь в переписи народов напишет:
«Такой-то родился там».
И поющие и играющие, — все источники мои в тебе.
Возможно, это пророчество о Пятидесятнице и о тысячах людей из разных народов, обратившихся после проповеди Петра. Но в то же время это обещание действенно для любой эпохи. Одна из задач Святого Духа — передать присутствие Христа Его детям. Теперь становится понятно, каким образом более ранние пророчества Исаии (например, 41:10, 13−14, 17; 43:2, 5) претворятся в жизнь: служение Святого Духа, которое имело место и в ветхозаветные времена, станет намного обширнее в эти дни благословений. Тот же Дух, который наполнял Христа (11:2), будет дан детям Божьим.
Святой Израилев против немых идолов
Пробуждение начнется только после того, как Иуда отречется от своих идолов. Мы встречаем длинный перечень фактов идолопоклонства (44:6−20) — эта тема будет поднята еще раз в следующих главах (например, 46:1−13). Ассирийцы поклонялись самым разным идолам, в том числе Асуру (или Ашуру), главному богу, именем которого была названа столица, богу Луны Сину, богине плотской любви Иштар (ее жрицы занимались храмовой проституцией), богу бури Нинурте, богу торговли Набу. Благодаря влиянию Ассирии идолопоклонство прочно и в большой мере утвердилось в Иудее, поэтому Исаия с самого начала начинает говорить об этой проблеме (ср. 2:8).
В Вавилоне были свои боги: Вел, или Вил (иногда его называли Мардук), покровитель Вавилона, Набу, или Наво, сын Мардука, бог мудрости и письма. Кроме того, окружавшие Иудею хананейские народы поклонялись Ваалу — этот культ был распространен в Израиле и при жизни Елисея.
Два непростых периода израильской истории показали, насколько склонны евреи были к идолопоклонству. Пока Моисей непродолжительное время пребывал с Богом на горе Синай, его брат Аарон успел поучаствовать в создании золотого тельца по хананейскому образцу (Исх 32). В период правления царя Иеровоама на севере Израиля, в Дане и Вефиле, были поставлены тельцы для поклонения. Пророк Ахия предсказал поражение Израиля в наказание за этот грех (3Цар 14:16).
Джон Уэсли как-то сказал, что «в своем естественном состоянии любой человек рождается идолопоклонником».
1. Идолопоклонство бесчестит Бога
Сущность идолопоклонства — услаждение мыслями, недостойными Бога. Бог ревностно относится к Своей славе. «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога…» (44:6; ср. 40:18; 46:5, 9). Нет никого, как Он (44:7). Бог требует от нас признания Его уникальности. Идолы — пустое место, они не боги: «Есть ли Бог кроме Меня? Нет другой твердыни, никакой не знаю» (44:8). Бог всевластен, идолы (и их создатели) — ничто (44:9), кусок металла (44:12) или дерева (44:13−20).
Некоторые обратили внимание на то, что Исаия сравнительно хорошо разбирается в породах деревьев (44:13−14), и на этом основании предположили, что до того как он стал пророком, он был столяром или плотником. Идолопоклонство — безрассудно: один и тот же кусок дерева можно использовать и для того, чтобы вырезать идола, и чтобы растопить очаг, а потом приготовить ужин резчику! (44:16−17). «Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели» (44:18). Это описание подходит как идолу, так и идолопоклоннику!
За созданием идолов скрывается желание придать Богу образ человека. Кальвин пишет: «Итак, их мысли о Нем неимоверно испорчены, они отрешились от Его славы и запятнали ее, уподобив ее земному и бренному. Изображения Бога — самая абсурдная вещь. Поклоняющиеся им пытаются заставить Бога замолчать, они обходятся с Ним по собственному усмотрению. Посему справедливо пророк нападает на их развращенность, резко порицает безрассудную ревность суеверных людей, ибо ничего более мерзкого представить себе невозможно».
2. Идолопоклонство вводит людей в заблуждение
Исаия высмеивает доводы идолопоклонников, не щадит ни одного из них. Его сарказм проявляется в издевательских вопросах: он спрашивает, кто сделал бога (44:10). Представления идолопоклонников и абсурдны, и богохульны (ср. Рим 1:25). В главе 46 его насмешки приобретают еще более резкую форму:
Поднимают его на плечи, несут его
и ставят его на свое место;
он стоит, с места своего не двигается;
кричат к нему — он не отвечает, не спасает от беды.
(46:7)
Идолопоклонство не помогает людям поклоняться Богу, а только мешает. Запутавшимся людям, которые утверждают, что распятия помогают им поклоняться, неплохо бы повнимательнее разобраться с тем, что Исаия осуждает в этой главе.
3. Идолопоклонство есть заблуждение
Идолы названы «мерзостью» (44:19), как и те, кто поклоняется им (41:24). Бог ненавидит идолов (Втор 16:21−17:7). Вторая заповедь об этом ярко свидетельствует (Исх 20:4−5).
Слова «помни» и «обратись» показывают, что Бог желает, чтобы народ, с которым был заключен завет, оставил свой грех и обратился к Нему (44:21−22). Он призывает к этому, потому что совершил искупление: «Я искупил тебя» (44:22, 23). Тень креста накрывает Ветхий Завет: за семь столетий до прихода Иисуса Христа Бог пророчески предсказал через Исаию, что оплата искупления, которая потребовала смерти Сына Божьего, совершена. Не удивительно, что все творение торжествует, воспевая песнь благодарения (44:23).
Мы уже встречались со скрытыми аллюзиями, которые указывают на приход Христа как на освободителя Божьего народа (например, 41:2, 25−29). В этой главе в качестве такой аллюзии упоминается «Кир» (44:28) и его повеление отстроить Иерусалим и храм, данное во времена Ездры (ср. Езд 1:1−8). Отрывок (44:24−28) распадается на три части по хронологическому принципу: прошлое (44:24−25), настоящее (44:26−27) и будущее (44:28). На эту тему мы поговорим в следующей главе.
Практические выводы
После ужасного предсказания в 43:28, где Иакова обещано погубить, в 44-й главе Исаия изображает другую реальность: Бог начинает очищение. Из горнила суда восстанет истинная церковь, очищенный народ.
Комментарии Дэрика Томаса на книгу пророка Исаии, 44 глава. Ветхий Завет сегодня.
Публикуется с разрешения
© «Евангелие и Реформация»,
2005−2013.