Строфа 2:
Отверженный (53:1−3)
Когда мы размышляем о страданиях Христа, в первую очередь мы представляем себе Его телесные мучения: вот иглы тернового венца вонзаются в Его голову, гвозди вбивают в Его руки и ноги. Но Христос страдал не только от боли — Он страдал оттого, что был отвергнут, презрен, страдал от одиночества. Все это также очень тяжело. Из второй строфы мы узнаем, что, когда Иисус придет, все это Ему также придется перенести. Он будет «искушен во всем» (Евр 4:15).
Если говорить о земном социальном положении Иисуса, то оно было весьма скромным. Большинство считает, что Он был простым плотником из Назарета, деревушки, в которой не могло быть «ничего доброго» (Ин 1:46). Также Его вряд ли можно было назвать самым привлекательным человеком на земле.
…нет в Нем ни вида, ни величия;
и мы видели Его,
и не было в Нем вида,
который привлекал бы нас к Нему.
Он был презрен и умален пред людьми,
муж скорбей и изведавший болезни.
(53:2−3)
С виду Он был обычным еврейским юношей. Он ничем не отличался от остальных людей. Для большинства Он казался заурядным человеком.
«Скорби» были важной частью служения Иисуса (53:3). На основании образа, созданного в этом стихе, Его часто называют страдающим Рабом Божьим. Но разве евреи могли себе представить, что освободитель их народа от тирании завоевателей будет выглядеть как обычный человек, да еще и страдающий? Этот «мессия» больше похож на жертву, чем на освободителя, ведь крест, в конце концов, это символ отвержения и проклятия (ср. Гал 3:13; Втор 21:23). Таким образом, Он был «презрен и умален» людьми.
Строфа 3:
Центральная (53:4−6)
Стихи 4−6 — это центральный отрывок песни. В нем наиболее отчетливо говорится об искупительном подвиге Спасителя и о Голгофе.
Боль и отвержение, которые пережил Спаситель, заслужил не Он, а мы. Он понес на себе проклятие страданий — это была заместительная умилостивительная жертва.
Но Он взял на Себя наши немощи
и понес наши болезни…
Он изъязвлен был за грехи наши
и мучим за беззакония наши;
наказание, принесшее нам мир, [было] на Нем,
и ранами Его мы исцелились.
Все мы блуждали, как овцы,
совратились каждый на свою дорогу:
и Господь возложил на Него грехи всех нас.
(53:4−6)
Замещение означает, что кто-то один занимает место кого-то другого, в том числе и тогда, когда первый хочет освободить второго от боли и страданий. В Библии есть примеры использования этого механизма. Так, Авраам «принес… во всесожжение вместо сына своего» овна, которого послал Бог (Быт 22:13). Моисей постановил, что в случае обнаружения не понятно кем убитого человека старейшины города должны заявить о своей невиновности, а затем принести в жертву телицу вместо неизвестного убийцы (Втор 21:1−9). Ежедневные, еженедельные, ежемесячные и ежегодные ветхозаветные жертвоприношения были основаны на принципе замещения (ср. «жертва умилостивления», 53:10). Хотя в церемониях принесения разных животных были свои отличия, основа всегда была одна и та же. Поклоняющийся приносил жертву, возлагал свои руки на нее и убивал ее. Затем священник окроплял кровью жертвы жертвенник, разделывал ее и сжигал Возложение рук на голову жертвы было «символом передачи грехов от поклоняющегося к животному». Ярче всего принцип замещения через пролитие крови (Лев 17:11) был отражен в пасхальном жертвоприношении (Исх 11:13) и в обряде изгнания козла отпущения (Лев 16). Таким образом, идея Исаии о том, что Спаситель, Раб, как заместительная жертва прольет кровь (ср. «раны», 53:5) была не нова.
Слова о том, что «Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом» (53:4), наталкивают нас на мысль об умилостивительной жертве, ибо поднимают вопрос, а зачем вообще Раб должен был претерпеть наказание. На этот вопрос Писание отвечает так: грех (наш грех, а не грех Раба) не может оставаться безнаказанным. Справедливость Божья требует, чтобы он был наказан: или наказан сам грешник, или кто-то вместо него. Благая весть Евангелия в том и заключается, что нашим заместителем стал Иисус Христос Пророчество Исаии исполнилось в вопле Иисуса, раздавшемся с креста: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27:46).
Строфа 4:
Безгласный агнец (53:7−9)
Как и во второй строфе, в этой речь идет о страданиях Раба, окончившихся пытками, смертью и погребением. Пророчество о погребении в могиле у богатого (53:9; ср. Мф 27:57, 60) оказалось настолько точным, что критики Библии усомнились в его подлинности. Хотя пытки и смерть Раба были ужасными — Он был «истязуем», «страдал», «отторгнут от земли живых» — Он претерпел все это в полном молчании, и это удивительнее всего. «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1Пет 2:23−24).
Строфа 5:
Увенчан славой и честью (53:10−12)
Хотя сам Христос был безгрешен, с Ним поступили как с преступником: «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению… душа Его принесет жертву умилостивления» (53:10). Само небо обвиняло Иисуса в грехах в те жуткие часы, когда Он висел на кресте: обвиняло в похоти и лжи, предательстве и жадности, убийстве и обмане. В 23-й главе Евангелия от Луки пять раз сказано о невиновности Иисуса (Лк 23:4, 14, 22, 41, 47), и Он все равно был распят как преступник. В четвертой песне Раба прямо говорится, что так устроил Бог. Иисус был «предан на смерть» (ср. Мф 20:19; Мф 26:1;5; 27:2, 18, 26). Господу было угодно поразить Своего Сына и предать мучению (53:10). Это явление богословы называют «послушание Христа до смерти»: Его послушание выразилось в добровольном принятии воли Господней. И сделал Он это ради грешников, таких, как мы с вами!
И здесь невозможно не спросить, за кого же умер Христос Исаия пишет, что Раб отдает Свою жизнь за «преступления народа Моего» (53:8), за «многих» (53:11 ср. 52:15). «Его народ разделит трофеи Его победы», — пишет Янг. И мы не нарушим правила экзегетики, если скажем, что, исходя из этого отрывка, спасение Раб совершил для народа, пребывающего в завете, и только для него.
Поскольку, как мы уже отмечали выше, разбирая стихи 4−6, замещение — это основной принцип искупления; в соответствии с учением пророка то, что Раб постановил совершить в отношении спасения людей, того Он и достигнет. На самом деле, читая 53-ю главу Исаии или другое библейское откровение, невозможно даже представить себе, что искупление Христа может в какой-то мере оказаться недейственным только лишь потому, что некоторые люди откажутся принять его.
Слова «мы», «нас», «наши», которые мы подчеркнули, разбирая стихи 5−6, очевидно, относятся к верующим и обозначают тех, кто знает, что спасен, а следовательно, избран Богом. Пророк мыслит конкретно: он предсказывает, что всевластная любовь, которую Раб предлагает принять по вере всему человечеству, спасет тех, кого Раб заместил на кресте. И их будет много, это точно. И в то же время Бог их знал с самого начала в Своей извечной любви и заветных отношениях. Эту мысль Иисус еще раз повторил в Ин 10:14−15: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, [так] и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец».
Здесь говорится и о других аспектах спасительного подвига Христа: об оправдании многих грешников (53:11), о ходатайстве за них (53:12) и об успехе! Песня заканчивается словами о победе Раба! Он превозмогает силы тьмы. Вины за грех, которая препятствовала общению с Богом, больше нет благодаря жертвенной, заместительной смерти Раба за Свой народ.
Посему Я дам Ему часть между великими,
и с сильными будет делить добычу,
за то, что предал душу Свою на смерть,
и к злодеям причтен был,
тогда как Он понес на Себе грех многих
и за преступников сделался ходатаем.
(53:12; ср. Кол 2:15; Евр 2:14)
Он победил смерть (1Кор 15:26). Он победил, искупив грех. «На кресте, практически не имея человеческих сил, Он сражался как Всемогущий, ибо Его оружием в этой битве был Вечный Дух».
Практические выводы
Раб Божий избавит Свой народ от рабства греха и страданий, пострадав вместо него. Он займет место грешника, претерпит наказание, которое тот заслужил за грех. В Ис 53 предсказано, что беззакония грешников будут удалены смертью праведного Раба Божьего за них. Все это стало возможно в рамках ветхозаветной системы жертвоприношений, поскольку в ее основе был заложен принцип: искупление греха может быть совершено только через смерть совершенного искупителя вместо грешника. Божий праведный Раб, говорит Исаия, принесет эту жертву за грех (53:10−12). Но где найти такую жертву? Никто не подойдет, кроме безгрешного Сына Божьего.
Комментарии Дэрика Томаса на книгу пророка Исаии, 53 глава. Ветхий Завет сегодня.
Публикуется с разрешения издателя.
© 2005−2013.