6. От Ноя до Авраама
(Бытие 10:1−11:32)
Список народов
(Бытие 10:1−32)
В Быт 9:19 сказано, что от сыновей Ноя «населилась вся земля». Отрывок, который сейчас является объектом нашего внимания, часто называют «списком народов». В нем в подробностях раскрывается смысл общего утверждения девятнадцатого стиха девятой главы. Он построен по принципу генеалогического описания, которое, впрочем, отличается от того, что мы встречали в пятой главе Бытия. В этом отрывке мы имеем дело в первую очередь с этнографической генеалогией — родословием народов, а не отдельных людей. И хотя в этом списке иногда упоминаются имена отдельных людей, делается это для того, чтобы показать, что от этих людей произошла та или иная этническая группа. Это уникальный материал — ничего подобного в другой древней ближневосточной литературе нет.
10:1 Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети.
Этот отрывок начинается с фразы, которую автор Бытия постоянно использует, когда начинает генеалогическое описание (см. комментарии к Быт 5:1−2). Таким образом, этот стих — заглавие ко всему разделу. Однако этот стих озаглавливает не просто родословие одной семьи, фамильного клана или даже племени — он начинает перечень всех народов мира. В десятой главе Бытия перечислено семьдесят народов, которые произошли от трех сыновей Ноя: число семьдесят не случайно, оно однозначно является символом полноты. В этом отрывке утверждается единство человеческой расы: все человечество произошло от Ноя, от его трех сыновей.
Сыновья Ноя перечислены в этом стихе в таком порядке: «Сим, Хам, Иафет». Однако далее в десятой главе, когда автор подробно описывает наследников каждого из сыновей, он меняет порядок: сначала говорит об Иафете (10:2), затем о Хаме (10:6) и в конце о Симе (10:21). Автор сознательно допускает эту инверсию для того, чтобы закончить свой список родословием Сима: его род имеет самое большое значение. Тем самым автор связывает десятую главу с одиннадцатой и двенадцатой, где идет речь об Аврааме, потомке Сима. Кроме того, и это самое важное, сам Мессия происходит из этого рода (Лк 3:36).
10:2−5 Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, [Елиса,] Фувал, Мешех и Фирас. Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма. Сыны Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим. От сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих.
Понятие «сыновья» в этом отрывке имеет весьма широкое значение, поскольку в него входят не только конкретные люди, но и, очевидно, названия целых этнических групп. Например, названия «Киттим» и «Доданим» в еврейском языке стоят в форме множественного числа и поэтому наверняка обозначают группу людей. Таким образом, «сыновья» означает «потомки».
Эти люди заселили побережье Средиземного моря. Такой вывод можно сделать на основании названий этих народов. Например, «Киттим», скорее всего, означает Китион на Кипре, а «Елиса» может обозначать целый этот остров. «Иаван», возможно, означает ионийцев, а «Фарсис» обозначает западное Средиземноморье, например, Испанию (ср. Иона 1:3). «Фувал» и «Мешех» — это земли в Анатолии (см. Иез 27:12−13; Иез 32:26). Таким образом, потомки Иафета — это народы, заселившие территории на запад от Эгейского побережья.
10:6−12 Сыновья Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан. Сыновья Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыновья Раамы: Шева и Дедан Хуш родил также Нимрода; он стал сильным воином на земле; он был сильный зверолов пред Яхве, потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Яхве. Царство его вначале составляли: Вавил, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. Из сей земли он вышел к Ассуру и построил Ниневию, Реховофир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий.
Далее в перечне народов дается родословие еще одного сына Ноя, Хама. Из его рода произошли народы, заселившие Африку: Хуш — территории современной Нибии и Эфиопии, Мицраим — Египта, Фут — Ливии. Ханаан, который сегодня называется Израилем, тоже был заселен потомками Хама. От Хуша произошли Раама, Шева и Дедан: на основании сведений из пророческой книги Иезекииля можно сделать вывод, что эти народы заселяли Аравийский полуостров.
Затем автор переходит к более подробному описанию одного из потомков Хуша, Нимрода. Очевидно, что Нимрод был предводителем, сильным и влиятельным, «сильным воином на земле». Его доблесть и отвага были столь широко известны, что вошли в поговорку. О нем сказано, что он был «сильный зверолов пред Яхве». Некоторые комментаторы считают, что эта ремарка характеризует Нимрода с хорошей стороны. Например, Спейсер убежден, что предлог «пред» означает «по воле». Но с другой стороны, этот предлог может иметь и другой смысл: «открыто перед Яхве». Другими словами, Нимрод выставлял напоказ свою отвагу. Само имя «Нимрод», скорее всего, говорит в пользу последнего толкования, поскольку, судя по всему, обозначает «Восстанем!».
Нимрод был знаменит тем, что в его владениях находилось несколько важных городов. К тому же, он сам построил некоторые из них. Слово «вначале» может означать, что города, о которых идет речь, были первым его приобретением, а может означать, что эти города были главными, самыми влиятельными из тех, что находились под его господством. Все перечисленные в этом стихе города находились в Месопотамии: Вавил — это однозначно Вавилон, Эрех — это Урук, Калах — Нимруд. Все эти города располагались в земле «Сеннаар», то есть в древнем Шумере.
10:13−14 От Мицраима произошли Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, Патрусим, Каслухим, откуда вышли филистимляне, и Кафторим
Большинство имен из рода Мицраима, сына Хама, идентифицировать невозможно. Автор пишет, что филистимляне появились из «Каслухима», неизвестной территории или племени. Мы знаем, что филистимляне связаны с последним названием, «Кафторим», или Критом. Во Втор 2:23 сказано, что люди из Кафторима заселили южные прибрежные степи Палестины — те территории, где жили филистимляне на момент еврейского завоевания и впоследствии. В Ам 9:7 и Иер 47:4 прямо сказано, что филистимляне вышли из Кафторима. Судя по всему, из этого места они начали расселяться по территории прибрежной Палестины. Рендсбург пришел к выводу, что «Бытие 10:13−14 — это еврейское традиционное представление о происхождении филистимлян, нет никакого смысла исправлять масоретский текст».
10:15−20 От Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хет, Иевусей, Аморрей, Гергесей, Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химафей. Впоследствии племена Ханаанские рассеялись, и были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши. Это сыны Хамовы, по племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их.
К Ханаану, проклятому сыну Хама, автор относит разные этнические группы: почти все имена, которые он перечисляет, имеют окончания, указывающие, что речь идет о названиях народов. Некоторые из них известны, а некоторые нет. Первый потомок Ханаана — «Сидон», название важного портового города на побережье Финикии. Часто оно используется для обозначения всей области (см. Втор 3:9; Нав 13:4−6). «Хет» — это имя конкретного человека, который, вероятно, был предком хеттов. Пять этнических групп, начиная с «Аркея» и заканчивая «Химафеем», обозначают города в сирийско-финикийском регионе. Таким образом, некоторые из потомков Ханаана заселили север и северо-запад современного Израиля. К слову сказать, границы Ханаана были описаны очень четко. Эту землю евреям в скором времени предстояло завоевать, поэтому Моисей сообщает нам не только этнографические, но и географические сведения об этой территории.
10:21−31 Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова. Сыны Сима: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд, Арам Сыны Арама: Уц, Хул, Гефер и Маш. Арфаксад родил Салу, Сала родил Евера. У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его земля была разделена; имя брату его: Иоктан. Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавефа, Иераха, Гадорама, Узала, Диклу, Овала, Авимаила, Шеву, Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана. Поселения их были от Меши до Сефара, восточной горной страны. Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их.
«Список народов» кончается описанием семитских народностей. Надо признать, что генеалогия Сима не кончается в этом отрывке — в Быт 11:10−26 мы находим ее продолжение. Ее изложение прерывает рассказ о вавилонской башне.
В первом стихе автор обращает особое внимание на сыновей Еверовых. О потомках Евера подробно говорится в 10:24−30 и 11:16−29. Это можно объяснить только тем, что Евер был предком евреев, от имени которого и произошло название этого народа. Из одиннадцатой главы мы узнаем, что Авраам, отец всех евреев, происходил из рода Евера.
Следующую группу имен потомков Сима идентифицировать достаточно легко. «Елам» — это прародитель эламитов, группы племен, населявших территории современного Хузистана, находившиеся к юго-востоку от древней Ассирии. «Ассур», вероятнее всего, обозначает город с тем же названием на реке Тигр в Месопотамии. Народы, жившие восточнее, имели общее название арамеи, которое происходило от имени «Арам». Имя «Луд», скорее всего, относится к лидийцам, жившим в Анатолии, хотя сказать наверняка сложно. Что-то определенное об имени «Арфаксад» сказать трудно, хотя уже долгое время существует версия, что оно обозначает предка халдеев. Если это так, то Авраам происходил из его рода, что объясняет присутствие этого имени в «списке народов».
«Фалек» назван одним из сыновей Евера. Глагол, переведенный как «была разделена», созвучен этому имени (в еврейском языке эти два слова имеют одинаковые корневые согласные п-л-г (p-l-g)). Возможно, когда говорится, что при нем была разделена земля, имеется в виду расселение людей по земле, о котором шла речь в Быт 9:19. Возможно также, что эта фраза относится к Быт 11:1−9 и обозначает разделение народов, которое произошло в результате строительства вавилонской башни. Некоторые исследователи считают, что здесь имеется в виду какое-то топографическое изменение, произошедшее в результате землетрясения или смещения плато. Первое из возможных толкований этой фразы лучше всего вписывается в контекст.
Потомки «Иоктана» (ст. 26−30) стали предками арабов.
10:32 Вот племена сыновей Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы на земле после потопа.
Этот стих вместе с первым стихом образовывает инклюзио — он подводит итог теме, обозначенной в первом стихе десятой главы. Кроме этого, он служит своеобразным фоном для следующей истории: рассказ о вавилонской башне объясняет нам, каким образом народы рассредоточились по всей земле (Быт 11:1−9).
Практические выводы
Как мы уже говорили, это генеалогическое описание содержится в Бытии главным образом для того, чтобы во всей полноте показать родословие Сима. Поэтому автор излагает родословие Сима в конце своего генеалогического реестра. К тому же, в Быт 11:10−32 мы находим еще одно родословие семитов, которое по большому счету повторяет «список народов». Последней его персоной, высшей точкой развития рода, становится Авраам, отец евреев.
Но мы должны понимать, что не в Аврааме род Сима достиг кульминационного момента своего развития, а в Мессии. В Евангелии от Луки, 3:34−36, мы читаем: «...[сын] Авраамов, Фаррин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев...» Лука приводит родословие Иисуса Христа. Иисус — потомок Сима, сына Ноя. «Список народов» содержится в Бытии именно для того, чтобы мы знали об этом.
Комментарии Джона Каррида на Бытие, 10 глава. Ветхий Завет сегодня.
Публикуется с разрешения
© «Евангелие и Реформация»,
2005−2013.