Раздор между Аврамом и Лотом
(Бытие 13:1−13)
Произошедшее в Египте рождает сомнения в сердцах некоторых из читателей Бытия. Оказалось, что Аврам лжец и обманщик. Разве может Бог такого неблагонадежного человека сделать праотцом Своего народа? Но в этом отрывке Аврам предстает уже совсем в другом свете. Автор Бытия показывает такие его качества, как щедрость и жертвенность: у него было право выбрать лучшее, но он отказался от него в пользу своего более молодого племянника.
13:1−2 И поднялся Аврам из Египта в Негев, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним. И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом.
Когда Аврам покидал Египет, он был уже «очень» богатым человеком (эта частица выступает в роли усиливающего наречия). В еврейском языке слово, переведенное как «богат», буквально означает «тяжелый». Здесь оно используется в количественном смысле: Аврам был «отягчен» большим количеством имущества. Аврам стал зажиточным человеком за время своего пребывания в Египте (см. комментарии к Быт 12:6). Здесь снова прослеживается аналогия с исходом евреев из Египта. Будучи в Египте, Аврам приобрел много скота, серебра и золота — те же самые богатства вынесли из Египта и евреи (см. Исх 3:22; Исх 10:2;6; 11:2; 17:3).
О том, что Лот был с Авраамом, автор пишет для того, чтобы связать два эпизода. О Лоте не было сказано ни слова, когда шла речь о событиях в Египте. Здесь же автор вспоминает о нем, чтобы плавно перейти к рассказу о событиях следующих нескольких глав, в которых Лот становится главным действующим лицом.
13:3−4 И переходил с места на место от Негева до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Яхве.
Аврам ушел из Негева и направился на север, к Вефилю, в некотором смысле в паломническое путешествие. Он вернулся в Вефиль, к тому жертвеннику, который он построил, когда впервые оказался на этой земле. Тогда он «призвал имя Яхве» (Быт 12:8) — то же самое он решил сделать и сейчас. Но была и другая причина, по которой он направился в степные районы центрального Ханаана. Он вел полукочевую жизнь, перегоняя свои стада «с места на место» в поисках пастбищ. В еврейском языке это выражение буквально означает «к своим стоянкам», что, возможно, означает, что Аврам переходил от одного источника воды к другому (см. Исх 17:1; Исх 40:3;6−38; Чис 10:12). Как бы то ни было, ясно, что Аврам выводил свои стада из засушливых низменных территорий Негева в более гористые районы. По дороге он смог поклониться Яхве у святыни возле Вефиля.
13:5−7 И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был раздор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова. И хананеи и ферезеи жили тогда в той земле.
После весьма опасного путешествия в Египет Аврам возвращается в Ханаан, где снова сталкивается с большими трудностями. Во-первых, в его семье возникает конфликт из-за богатства. У него и у Лота появилось столько скота, что для его выпаса стало не хватать земли. Стада стали такими большими, что пастухи не могли найти для них достаточно воды и питья. Это привело к раздорам между пастухами.
В последнем предложении этого отрывка в еврейском оригинале используется разделительный союз, который придает этому предложению роль вводного. Оно создает фон событий, которые произойдут в ближайшем будущем. Аврам оказывается в опасном положении: в его семье разгорается конфликт в то время, как ханаанской землей управляют другие народы. Эти народы владеют источниками воды и пастбищами. Им тоже нужна вода и трава для их стад. Претендентов на эту землю больше, чем достаточно.
13:8−9 И сказал Аврам Лоту: «Да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы братья; не вся ли земля пред тобою? Пожалуйста, отделись от меня! Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево».
Если в рассказе о египетских событиях были показаны не самые достойные поступки Аврама, то здесь автор изображает его с лучшей стороны. Как глава семьи, он имел право выбрать, где он хочет жить. Но он поступает великодушно и щедро. Он разрешает Лоту самому выбрать, потому что «мы братья» (в еврейском оригинале в этой фразе используется два существительных, буквально ее можно перевести так: «мы мужчины-братья», то есть родственники).
Аврам настойчиво предлагает Лоту сделать выбор. Во-первых, он задает ему риторический вопрос, не требующий ответа, или, другими словами, утверждает отрицая. Такая грамматическая конструкция в еврейском языке звучит более выразительно, чем простое утверждение. За вопросом следует глагол-императив: «Отделись!» Аврам настоятельно просит, умоляет. И мы еще раз убеждаемся, что патриарх готов идти на уступки.
13:10−12 Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Яхве, как земля египетская; и избрал себе Лот всю окрестность иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. Аврам стал жить на земле ханаанской, а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатер возле Содома.
Лот не собирается оставлять Авраму лучшее. С высот Вефиля (около 85 м над уровнем моря) он обозревает территорию и, не задумываясь, делает свой выбор. Он выбирает «окрестность» Иордана. В еврейском языке это слово буквально обозначает «круг», то есть Лот хочет взять себе всю долину Иордана, к востоку от Вефиля. Даже сегодня эта земля очень плодородна за счет хорошего орошения. Лот выбирает самые лучшие территории. Они настолько плодородны, что автор даже сравнивает их с Эдемским садом и Египтом (землей, которую первые читатели Бытия только что покинули).
Местность, названная «Сигор», в Писании выступает как граница между Ханааном (Иорданом) и Египтом (см. Втор 34:3). Автор упоминает о нем здесь для связи с будущими событиями: именно в Сигор Лот бежит во время разрушения Содома (Быт 19:22−23). С этой же целью автор замечает, что это произошло «прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру». В будущем вид этой земли изменится до неузнаваемости!
В еврейском выражении «Аврам стал жить... а Лот стал жить...» оба подлежащих стоят перед сказуемым, а это обычно означает, что подлежащие противопоставляются друг другу. Важно обратить внимание на эту деталь, потому что на протяжении всего рассказа автор пытается показать разницу между Аврамом и Лотом. Так, например, в этом отрывке Аврам показан щедрым человеком, который уступает Лоту, а Лот, наоборот, ведет себя очень эгоистично: он принимает решение, долго не рассуждая, выбирает себе лучшее. Безусловно, Лот пожнет плоды своего необдуманного, легкомысленного решения.
13:13 Жители же содомские были весьма злы и весьма грешны пред Яхве.
В двенадцатом стихе сказано, что Лот поселился возле Содома. Здесь же автор делает лирическое отступление — предупреждает о великой опасности, таящейся в этом городе. Чтобы ни у кого не возникло сомнений в нравственном облике содомских жителей, Моисей использует хендиадис, который придает тексту выразительность: он пишет, что эти люди были «весьма злы и весьма грешны». Этот стих также косвенно открывает нам характер Лота. Он выбирает себе богатую землю, на которой живут нравственно падшие люди. Кажется, что Лота влечет к ним, он шаг за шагом приближается к ним. Как сказал один раввин, Лот знал, что жители Содома — плохие люди, но «все равно он не отказывается жить среди них». К тому же, этот стих готовит читателя к рассказу об их недостойном поведении, содержащемуся в девятнадцатой главе.
Практические выводы
Как видим, Лот выбрал себе место жительства, руководствуясь практическими, земными соображениями. Он видел, что окрестности Содома и Гоморры хорошо орошаются, они очень плодородны. Жившие там люди были весьма богаты, но при этом они нравственно деградировали. Можно сказать, что в той земле царил духовный голод. Лот принял поспешное решение, сделал неправильный выбор. Дж. Райл написал о его поступке так: «Он выбрал видением, а не верой. Он не посоветовался с Богом, не попросил уберечь его от ошибки. Он искал земного, а не вечного. Он думал о материальной выгоде, а не о своей душе. Его интересовало только то, что может принести пользу в этой жизни. Он забыл о том, что надо заботиться и о будущей жизни. Он начал скверно».
Автор Притчей утверждает, что делать выбор, руководствуясь земными соображениями, глупо и недальновидно:
Не заботься о том, чтобы нажить богатство;
Оставь такие мысли твои.
Устремишь глаза твои на него, и — его уже нет;
Потому что оно сделает себе крылья
И, как орел, улетит к небу
(Притч 23:4−5).
А Иисус говорил: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мр 8:36).
Бог обещает землю
(Бытие 13:14−18)
После того как Аврам и Лот разделились, Бог еще раз обратился к Авраму и напомнил ему о том обещании, которое Он дал в Быт 12:1−3. Это обещание состояло из двух частей: во-первых, у патриарха будет огромное число наследников, которые, во-вторых, будут обладать Ханааном. Земля в этом обещании имеет большое значение и будет играть ключевую роль в последующих заветах, заключенных между Богом и Аврамом (Быт 15:18; Быт 17:8;). Наследники Аврама получат ее в вечное владение (см. Быт 13:15; Быт 15:1;8; 17:7−8).
13:14−15 И сказал Яхве Авраму после того, как Лот отделился от него: «Возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и семени твоему навеки».
Приверженцы теории критики источников считают, что Быт 13:1−13 и Быт 13:14−18 написаны разными людьми. Они утверждают, что стихи 14−18 — это более поздняя вставка. Но эти люди упускают из виду, что в этом отрывке продолжается тема противопоставления Аврама Лоту. Прежде было написано, что Лот «возвел очи свои» и «увидел» окрестности иорданские (13:10) — теми же самыми глаголами описано действия Аврама. Но патриарх смотрел не в одну сторону: он обозрел все земли, окружавшие его. Кроме этого, Лот выбрал ту землю, которая больше всего приглянулась ему, а Аврам взял ту землю, которую Бог по милости Своей даровал ему. Судя по всему, земля, которую «увидел» Лот, тоже была обещана Богом Авраму и его семени.
Аврам стоял возле Вефиля. Это поселение находилось на пересечении главных торговых путей с севера на юг и с запада на восток, проходящих через центральную гористую часть Ханаана. Оно находилось на возвышенности, поэтому Аврам мог видеть довольно далеко. Еще одна контрастная деталь: Вефиль в середине бронзового века (приблизительно 1900−1500 года до н. э.) процветал. Он был укреплен прочной стеной, толщиной в 3,5 метра, а четыре входа в город были отменно защищены. Внутри городской стены было раскопано большое хананейское капище. Все говорит о том, что Вефиль принадлежал хананеям. Бог же хотел забрать его у них и отдать Авраму и его потомкам
Бог пообещал Авраму, что даст ему землю, хотя, как оказалось впоследствии, лично он так никогда и не завладел ей. Это легко объяснимое затруднение. Перед нами типичная для древнего Ближнего Востока дарственная на земельную вотчину, сформулированная по всем тогдашним юридическим правилам Но все же в этой дарственной есть один уникальный элемент: Аврам получил землю в бессрочное, вечное владение, а это означает, что судьба народа будет неразрывно связана с обещанной землей. Позже земля станет главным элементом завета.
13:16−17 «И сделаю семя твое как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и семя твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее».
Бог также обещает Аврааму, что потомство его будет «как песок земной». Это выражение, безусловно, должно восприниматься как гипербола, преувеличение. Произнося эти слова, Бог хочет сказать, что наследников у Авраама будет очень-очень много. Бог прибегает еще к одной гиперболе, выражая ту же самую мысль: «как звезды небесные и как песок на берегу моря» (см. Быт 22:17). Но и это обещание для Авраама звучало не очень-то реально: и он, и Сара были уже в преклонном возрасте, а детей у них по-прежнему не было.
Затем Яхве повелевает Аврааму «пройти по земле сей», чтобы увидеть собственными глазами те земли, которые Бог дарует ему и его потомству. Глагол, переведенный как «пройди» иногда встречается в древней ближневосточной литературе и имеет значение «ходить осматривая». Хотя, скорее всего, этот глагол имел более глубокий смысл, символический. Мы знаем примеры, когда правители совершали церемониальные хождения по своим владениям, чтобы показать, что они господствуют на этой земле.
13:18 И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Яхве.
В Нав 24:3 сказано, что Бог взял Авраама и «водил его по всей земле ханаанской». Судя по всему, в конце своего ознакомительного путешествия Авраам решил поселиться «у дубравы Мамре». Из Быт 14:13, 24 следует, что Мамре — это имя аморрея, который был союзником Авраама. Получается, что Авраам раскинул свои шатры возле дубовой рощи, принадлежавшей этому человеку.
Эта роща находилась в «Хевроне», а сам Хеврон располагался возле Тель-Хеврона на Иудейских Холмах, приблизительно в двадцати милях к югу от Иерусалима. В середине бронзового века, в эпоху патриархов, Хеврон был главным поселением на Иудейских Холмах. Его площадь составляла 2,5−3 га земли. Он был хорошо укреплен, а внутри городской стены находились большие здания. Там была найдена клинописная табличка, датированная серединой бронзового века, которая свидетельствует о том, что «город играл важнейшую административную роль и, судя по всему, был столицей царства».
Практические выводы
В обеих частях обещания, данного Авраму, был сокрыт и духовный, вечный, смысл, поэтому они имеют отношение к современной церкви. В нем идет речь о «семени» неисчислимом, произошедшем от Авраама. Апостол Павел в Послании галатам, 3:29, пишет: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». Таким образом, во все времена все верующие считаются потомками Авраама, семенем жены и наследниками обещаний Божьих.
Бог обещает Аврааму, что его потомки вечно будут владеть обещанной землей. Церковь стала преемником этого обещания. Петр пишет: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1Пет 1:3−4). Нас, которые относят это обещание к себе, часто обвиняют в том, что мы находим духовный смысл там, где его нет и в помине. Так, например, Уильсон пишет: «К сожалению, церковь часто склонна вкладывать символический смысл в обещание Бога о земле: у нее земной Ханаан превращается в некий эфемерный небесный Ханаан». Но такое обвинение неправомочно. Мы верим, что будет новая, или обновленная, земля, которая по-прежнему останется землей, почвой, грунтом. Обвинение в идеализме беспочвенно. Однажды мы увидим, как обещание, данное Аврааму, исполнится во всем величии и славе: мы войдем в небесный град, город, имеющий истинное основание.
Комментарии Джона Каррида на Бытие, 13 глава. Ветхий Завет сегодня.
Публикуется с разрешения
© «Евангелие и Реформация»,
2005−2013.