Библия » МакДональд Комментарии МакДональда

Второзаконие 0 Второзаконие введение

«Второзаконие — одна из величайших книг Ветхого Завета. Ее влияние на культурные и личные верования во все века не превзошла ни одна другая книга Библии. Она более восьмидесяти раз цитируется в Новом Завете и, таким образом, принадлежит к малой группе четырех ветхозаветных книг [Бытие, Второзаконие, Псалтырь и Исаия], к которым часто обращались христиане ранней церкви.» Дж. А. Томпсон

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Наш Господь Иисус Христос был искушаем сатаной в пустыне на протяжении сорока дней и сорока ночей. Три примера этих искушений записаны в Евангелиях для нашего духовного наставления. Иисус не только три раза использовал ветхозаветный «меч духовный», но в каждом из этих случаев использовал одну и ту же часть «клинка» — Второзаконие! Возможно, эта книга была одной из любимых книг Иисуса — такой же любимой она должна быть и для нас. К сожалению, во многих аспектах Второзаконие оказалось незаслуженно забытым, возможно, благодаря своему названию, ведущему свое происхождение из греческого перевода — Септуагинты. Значение этого слова — «второй закон» — создало неправильное представление о том, что книга является лишь повторением материала, уже представленного ранее в книгах от Исхода до Чисел. Однако Бог никогда ничего не повторяет просто ради повторения: в повествовании всегда ставится иное, новое ударение или появляются новые подробности. То же можно сказать и о Второзаконии, чудесной книге, достойной тщательного изучения.

II. Aвторство

Авторство книги Второзаконие в целом принадлежит Моисею, хотя Господь, возможно, использовал других вдохновленных Им редакторов, чтобы внести в повествование новые подробности. Последняя глава, описывающая смерть Моисея, могла быть написана как пророчество им самим, либо добавлена позднее Иисусом Навиным или кем-либо еще.

Либеральные критики с уверенностью утверждают, что именно Второзаконие является той самой «книгой закона», которая была найдена во время правления царя Иосии (примерно в 620 г. до н.э.). Они придерживаются мнения, что, на самом деле, Второзаконие — это «благочестивый обман» или «ложь во спасение», которая была создана в то время, якобы Моисеем, чтобы объединить и централизовать иудейское поклонение вокруг иерусалимского святилища.

Однако такой категории как «благочестивый обман» не существует. Если это обман, то в нем нет благочестия; если же книга имеет божественное происхождение, то в ней нет обмана.

Также, нет никакого подтверждения тому, что под «книгой закона», о которой говорится в 4 Царств 22, не подразумевается все Пятикнижие целиком. Предшественники царя Иосии, Манассия и Амон, были нечестивыми царями. Они предавались идолопоклонству в самом храме Иеговы, где, судя по всему, был спрятан Закон Моисеев.

Новое открытие Божьего Слова и подчинение ему всегда приносят с собой возрождение и восстановление, как это произошло при великой протестантской Реформации.

Краткое обоснование авторства Моисея приводится в статье «Вступление к Пятикнижию».

III. Bремя написания

Большая часть книги Второзакония была написана к 1406 году до н.э., но, как было отмечено ранее, некоторые части, равноценно вдохновленные Богом, могли быть добавлены после смерти Моисея.

Более подробное обсуждение времени написания можно найти в статье «Вступление к Пятикнижию».

IV. Исторический фон и тема

Второзаконие является подтверждением (а не просто повторением) закона для нового поколения, выросшего во время странствования по пустыне. Они готовились войти в Землю Обетованную. Для того, чтобы насладиться в ней всей полнотой Божьих обетований, они должны были знать закон и исполнять его.

Книга Второзаконие начинается с духовного истолкования истории Израиля, начиная от Синая (главы 1−3). Подразумевается, что те, кто не учится на уроках истории, обречены повторить ее в своей жизни. Основная часть книги посвящена обзору важных аспектов Божьего закона для Его народа (главы 4−26). Далее следует взгляд в будущее: предсказание Божьих намерений о благодати и правлении для Израиля со времени вхождения народа в Землю Обетованную до второго пришествия Мессии (главы 27−33). Книга заканчивается смертью Моисея и назначением Иисуса Навина в качестве его преемника (глава 34).

Апостол Павел напоминает нам о том, что эта книга обращена не только к Израилю, а и к нам. Комментируя Второзаконие 25:4, он говорит: «... для нас это написано» (1Кор 9:10).

Книга богата наставлениями, смысл которых можно обобщить глаголами Второзакония 5:1: «Слушайте... выучите... старайтесь исполнять».

Содержание

I. ПЕРВАЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ — ПРИБЛИЖЕНИЕ К ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 1−4)

A. Вступление (1:1−5)

Б. От Хорива до Кадес-Варни (1:6−46)

B. От Кадес-Варни до Есевона (Гл. 2)

Г. Захват территорий на восточном берегу Иордана (Гл. 3)

Д. Призыв к послушанию (Гл. 4)

II. ВТОРАЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ — ЧИСТОТА В ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 5−28)

A. Обзор Синайского Завета (Гл. 5)

Б. Предостережения о непослушании (Гл. 6)

B. Указания об отношениях с языческими народами (Гл. 7)

Г. Уроки прошлого (8:1 — 11:7)

Д. Вознаграждения за послушание (11:8−32)

Е. Законы о поклонении (Гл. 12)

Ж. Наказание лжепророков и идолопоклонников (Гл. 13)

З. Чистые и нечистые продукты питания (14:1−21)

И. Десятина (14:22−29)

К. Обращение с должниками и рабами (Гл. 15)

Л. Установление трех праздников (Гл. 16).

М. Судьи и цари (Гл. 17)

Н. Священники, левиты и пророки (Гл. 18)

О. Уголовное право (Гл. 19)

П. Законы о ведении войны (Гл. 20)

Р. Различные законы (Гл. 21−25)

  1. Искупление нераскрытого убийства (21:1−9)
  2. Пленницы, захваченные в военных действиях (21:10−14)
  3. Права перворожденного (21:15−17)
  4. Упрямые и непокорные сыновья (21:18−21)
  5. Тела повешенных преступников (21:22−23)
  6. Девять законов поведения (22:1−12)
  7. Преступления против девственности (22:13−30)
  8. Отлученные от общества (23:1−8)
  9. Чистота в стане (23:9−14)
  10. Социальные и религиозные законы (23:15−25)
  11. Развод и повторный брак (24:1−4)
  12. Различные социальные законы (24:5 — 25:4)
  13. Закон левирата (25:5−10)
  14. Три особых закона (25:11−19)

С. Обряды и ратификации (Гл. 26)

  1. Обряд первых плодов (26:1−11)
  2. Обряд десятины третьего года (26:12−15)
  3. Ратификация завета (26:16−19)

Т. Проклятия и благословения (Гл. 27−28)

III. ТРЕТЬЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ — ЗАВЕТ ДЛЯ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 29−30)

A. Завет, заключенный в Моаве (29:1−21)

Б. Наказание за нарушение Завета (29:22−29)

B. Восстановление при возвращении к Завету (Гл. 30)

IV. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ МОИСЕЯ — СМЕРТЬ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 31−34)

A. Преемник Моисея (Гл. 31)

Б. Песнь Моисея (Гл. 32)

B. Благословение Моисея (Гл. 33)

Г. Смерть Моисея (Гл. 34)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии МакДональда на Второзаконие, введение. Комментарии МакДональда.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

Второзаконие введение в переводах:
Второзаконие введение, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.