Библия » Новый Библейский Комментарий

1 Тимофею 6 глава

← 5 1Тим 6 NBC 1

6:1-21 Различные предписания

6:1-2 О рабах и господах

В начале истории христианской церкви общины объединяли множество рабов и нескольких рабовладельцев, поэтому установление правильных отношений, предполагающих равенство рабов и господ в христианском братстве, было жизненно необходимо. С одной стороны, некоторые рабы-христиане продолжали служить господам, не принявшим христианство, и Павел призывает их почитать господ... достойными всякой чести. В этом, как уже неоднократно бывало в послании, проявляется забота о добром имени Бога и христианского учения. В то далекое время следовало всячески избегать любых поступков, позволяющих окружающим составить о церкви плохое мнение.

Труднее всего, вероятно, приходилось тем рабам-христианам, господа которых также были христианами, поскольку они были еше и братьями во Христе. Но Павел указывает, что в подобных случаях раб должен служить с особым старанием, потому что брат во Христе благодетельствует ему. Это не отрицает необходимости критики системы рабовладения, однако в то время ее ниспровержение было неосуществимо.

6:3-5 О лжеучителях

Павел не может забыть о тех, кто вводит людей в заблуждение, и потому снова возвращается к этой теме. Он убежден, что иное (т. е. ложное учение) будет разительно отличаться от здравых слов Иисуса Христа. Об этом полезно помнить во все времена, когда христианское учение подвергается искажению. Павел не допускает никаких компромиссов. Его описание лжеучителей вполне конкретно – они самоуверенны, у них нет знаний, они питают нездоровый интерес к словопрениям, а их речи порождают распри и подозрения (4). Трудно представить более уничтожающую характеристику. Сказанное Павлом подтверждает всеобщий закон: люди, не обладающие соответствующими знаниями или нравственными достоинствами, не могут нести истинное учение. Кроме того, если благочестие рассматривается как средство обогащения, оно никогда не приведет к истине. Но деньги – это отдельная тема, и Павел обращается к ней в следующем фрагменте.

6:6-10 О сребролюбии

В ст. 6 выражена важная мысль об удовлетворении, которое приносит благочестие само по себе. Христианское благовестие дает все основания для удовлетворения. Такая постановка вопроса позволяет перевести разговор об обогащении в духовное русло и становится вступлением к обсуждению сребролюбия. Упоминание пищи и одежды (8) перекликается со словами Иисуса в Мф 6:25-34, где речь идет о заботе как антитезе удовлетворения. Материальные блага рассматриваются в истинном свете, с точки зрения их бесполезности при вступлении в этот мир и уходе из него (7). Здесь усматривается аналогия с Иов 1:21.

Стремление к обогащению подталкивает к искушению и в сеть, разжигает многие вредные похоти (9). Бедствие и пагуба (т. е. безвозвратная потеря) подтверждают тщетность погони за богатством. Павел называет сребролюбие корнем всех зол (10), но мы должны различать деньги как таковые и любовь к ним. Как средство обращения деньги совершенно безобидны, но они превращаются в зло, когда становятся объектом всепоглощающей страсти. О том, что любовь к деньгам – это единственная или даже основная причина зла, ничего не сказано. Прежде всего Павел хочет предупредить о духовной опасности, связанной со стяжательством. Именно это он подразумевает под уклонением от веры. Но Павел действительно хочет, чтобы мы поняли: где бы ни проявилось зло, к нему легко притягиваются деньги. Недозволенные половые сношения превращаются в бизнес проституции; проблема злоупотребления наркотиками обусловлена не только привыканием, но и погоней за деньгами распространителей этого зелья; стремление к власти неизбежно связано с вкладыванием капиталов и т. д. Знаменательно, что виновными во многих скорбях Павел считает самих желающих обогащаться. Причинение страданий самим себе – неминуемое следствие любви к дурному.

6:11-16 О стремлении к правде и благочестию

Здесь Павел обращается к самому Тимофею. Требование избегать всего этого (11), относящееся в первую очередь к погоне за богатством, вероятно, включает и все предыдущие рекомендации. Пожелания выражены языком религиозных понятий. Шестью словами ст. 11 обрисован характер христианина, примером коего должен стать Тимофей. В дополнение Павел напоминает, что жизнь христианина – это борьба (12). Призывая Тимофея держаться вечной жизни, к которой ты призван, Павел, вероятнее всего, имеет в виду окончательное обладание вечной жизнью, а не ее первоначальное признание.

Упоминание о Понтии Пилате в ст. 13 может показаться неожиданным, но историческое событие суда над Иисусом служит самым лучшим примером доброго исповедания, которого Павел ждет от Тимофея. Тот факт, что он называет свое обращение завещанием, показывает, насколько серьезно он относится к проблеме поведения Тимофея. Слово заповедь вызывает различные предположения. Некоторые считают, что оно связано с каким-то напутствием при крещении или рукоположении, однако это не согласуется с контекстом. Возможно, оно относится к советам в ст. 11-12 или ко всем наставлениям Павла в этом послании. Упомянутое здесь явление Господа нашего Иисуса Христа (14) представляет предыдущее утверждение в новом ракурсе. Мысль о необходимости пребывать в безукоризненной чистоте в момент этого явления можно обнаружить во многих посланиях Павла (ср.: 1Кор 1:8; Флп 2:15-16; 1Фес 3:13; 5:23).

Введение славословия в заключительную часть послания (15-16) характерно для Павла. Но здесь есть необычные особенности. В произведениях Павла слово блаженный нигде, кроме пастырских посланий, не встречается. В сущности, это славословие напоминает христианский гимн, цитируемый Павлом. Определение Царь царствующих и Господь господствующих, встречающееся в Отк 17:14, вероятно, было общеизвестным христианским выражением. Параллели есть в Ветхом Завете (ср.: Втор 10:17; Пс 135:3). Выражение имеющий бессмертие по отношению к Богу уже встречалось в 1:17. Неужели Павел считает, что никто другой не имеет бессмертия?

По-видимому, он подразумевает, что бессмертие присуще только Богу, тогда как любое иное бессмертие является производным. Представление о Боге, обитающем в неприступном свете, вероятно, заимствовано из Пс 103:2, хотя, возможно, Павел имеет в виду описание Божьей славы в Исх 33:17-23, поскольку Моисею было сказано, что ему нельзя видеть Бога. Сочетание честь и держава также встречается в Отк 5:13.

6:17-19 Еще раз о богатстве

Если в предыдущем фрагменте говорилось о тех, кто желает обогащения, то этот посвящен тем, кто уже богат. Павел указывает на две опасности – высокомерие и упование на богатство. Те, кто располагает большими средствами, слишком часто воображают, будто деньги обеспечивают все, и тогда истинное упование на Бога отступает на задний план. Здесь, конечно, речь не идет о том, что богатство само по себе развращает или что люди не должны наслаждаться тем, что дает Бог. Просто людям свойственно забывать, что все от Бога, и от этой опасности предостерегает Павел. Богатым хорошо бы обладать добротой и щедростью – качествами, обычно сопутствующими друг другу.

Ст. 19 напоминает слова Иисуса в Мф 6:20. Здесь использована смешанная метафора, объединяющая темы собирания сокровищ и доброго основания. Но контраст между существованием, опирающимся на материальное благосостояние, и истинной жизнью, которая продолжится в грядущем веке, очевиден.

6:20-21 Заключительное слово к Тимофею

В этом послании Тимофей уже получил наказ хранить то, что ему доверено. По-видимому, Павел придает этому наказу такое значение, что считает необходимым повторить его. И снова звучит предостережение не увлекаться ложным учением. Должно быть, выражение лжеименное знание подразумевает притязания лжеучителей на особое «знание», аналогией которым будут притязания гностиков в более поздний период. Слово, переведенное как прекословия («антитезы»), было впоследствии использовано для названия основного сочинения еретика Маркиона. Не вызывает сомнения, что использование этого понятия в сходном значении началось значительно раньше, а «философия», упомянутая в Послании к Колоссянам, свидетельствует о существовании подобных учений при жизни Павла. Определяя ложное учение как уклонение от веры, Павел дает понять, что оно направляет по ложному следу. Следует отметить, что в оригинале в прощальном благословении местоимение стоит во множественном числе и, возможно, относится не только к Тимофею, но и к другим христианам. Впрочем, использование множественного числа в подобной ситуации было не такой уж редкостью.


Новый Библейский Комментарий на 1 послание Тимофею, 6 глава


← 5 1Тим 6 NBC 1

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

2007-2019, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.