Эзэкіэля 11 глава

Кніга прарока Эзэкіэля
Пераклад Антонія Бокуна → Толкование Далласской семинарии

Пераклад Антонія Бокуна

1 І падняў мяне дух, і занёс да ўсходняй брамы сьвятыні ГОСПАДА, зьвернутай на ўсход. І вось, каля ўваходу ў браму былі дваццаць пяць мужоў, сярод якіх я ўбачыў Яазанію, сына Азура, і Пэлятыю, сына Бэнаі, начальнікаў народу.
2 І сказаў мне ГОСПАД: «Сыне чалавечы, вось мужы, у думках якіх ліхота і якія ў гэтым горадзе распаўсюджваюць рады ліхія.
3 Яны гавораць: “Ня хутка [суд]; будуйма дамы. Вось, [горад] — кацёл, а мы — мяса”.
4 Дзеля гэтага прароч супраць іх, прароч, сын чалавечы!»
5 І зыйшоў на мяне Дух ГОСПАДА, і сказаў мне: «Кажы: “Гэта кажа ГОСПАД. У такі спосаб вы кажаце, дом Ізраіля, і Я ведаю, што робіцца ў душы вашай.
6 Вы памножылі забітых вашых у горадзе гэтым, і вуліцы ягоныя напоўнілі забітымі.
7 Дзеля гэтага так кажа Госпад ГОСПАД: "Забітыя вашыя, якіх вы паклалі ў сярэдзіне яго, — гэта мяса, а [горад] — кацёл. А вы будзеце выкінутыя з сярэдзіны яго".
8 Вы баіцёся мяча, а Я прывяду на вас меч, кажа Госпад ГОСПАД.
9 І Я выганю вас з яго сярэдзіны, і аддам вас у рукі чужынцам, і правяду суд над вамі.
10 Вы ўпадзеце ад мяча, і Я буду судзіць вас на мяжы Ізраіля, і вы даведаецеся, што Я — ГОСПАД.
11 [Горад] ня будзе для вас катлом, а вы ня будзеце ў ім мясам. На мяжы Ізраіля Я буду судзіць вас.
12 І вы даведаецеся, што Я — ГОСПАД, бо не жылі вы паводле пастановаў Маіх, і прысуды Мае не спаўнялі, але рабілі паводле прысудаў тых народаў, якія вакол вас”»
13 І сталася, калі я прарочыў, памёр Пэлятыя, сын Бэнаі. І ўпаў я на аблічча маё, і закрычаў моцным голасам, і сказаў: «О, Госпадзе ГОСПАДЗЕ! Няўжо Ты зьнішчыш рэшту Ізраіля».
14 І было да мяне слова ГОСПАДА, кажучы:
15 «Сыне чалавечы, да братоў тваіх, да братоў тваіх, да выгнаных з табой, да ўсяго дому Ізраіля кажуць жыхары Ерусаліму: “Далёкія вы ад ГОСПАДА. Нам дадзена зямля гэтая на ўласнасьць”.
16 Дзеля гэтага кажы: “Гэта кажа Госпад ГОСПАД. Я выгнаў іх да народаў і расьцярушыў па [розных] землях, і праз кароткі [час] буду для іх сьвятыняй у землях, куды яны прыйшлі”.
17 Дзеля гэтага кажы: “Гэта кажа Госпад ГОСПАД. Я зьбяру вас з народаў, зграмаджу вас з тых земляў, у якіх вы расьцярушаны, і дам вам зямлю Ізраіля.
18 І яны вернуцца туды, і прыбяруць з яе ўсе агіды ейныя і ўсе брыдоты ейныя.
19 І Я дам ім адно сэрца, і духа новага дам у нутро іхняе, і выкіну сэрца каменнае з цела іхняга, і дам ім сэрца цялеснае,
20 каб хадзілі паводле пастановаў Маіх і суд Мой захоўвалі і спаўнялі яго, і будуць для Мяне народам, а Я буду для іх Богам.
21 А тых, у каго сэрца схіляецца да ідалаў і брыдотаў, на галовы іхнія Я ўскладу шляхі іхнія, кажа Госпад ГОСПАД”».
22 І ўзьнялі херувімы крылы свае, і колы [рушылі] з імі, а слава Бога Ізраіля [была] на іх угары.
23 І адыйшла слава ГОСПАДА з сярэдзіны гораду, і затрымалася на гары, якая на ўсход ад гораду.
24 І дух падняў мяне і занёс мяне ў Халдэю да выгнанцаў у відзежы Духу Божага. І спыніўся відзеж, які я бачыў.
25 І я прамовіў да выгнанцаў усе словы ГОСПАДА, якія Ён мне паказаў.

Толкование Далласской семинарии

Иез 11:1. Ворота, обращенные к востоку, куда дух… привел Иезекииля, выходили к Кедронской долине и к Масличной горе. По-еврейски: «во входе в ворота»; имеется в виду: под сводами, образованными мощной стеной, в которой эти ворота находились. Там (под сводами) глазам Иезекииля предстало «собрание» князей народа в количестве 25 человек (они не были теми же людьми, о которых речь в 8:16).

Напомним, что «ворота» (или площадь перед ними) служили традиционным местом официальных собраний в древневосточных городах, в частности, судебных разбирательствам. Быт 23:10, 18; Втор 21:19 и др.), причем, там же могли исполняться и решения суда в отношении виновных. Вероятно, ко времени Иезекииля сложилась практика проведения собраний не только у городских, но и у храмовых ворот.

Из собравшихся пророк по имени называет двоих: Иазанию, сына Азурова, и Фалтию, сына Ванеева. Первый из них не был тем же «Иезанией», который упоминается в Иез 8:11. Может быть, его отец Азур был тем же человеком, которого упоминает Иеремия (как отца Анании, лжепророка; Иер 28:1). И тогда Иезания из Иез 11:1 приходился братом тому Анании, который, как помним, выступал против пророка Иеремии и «усыплял» иудеев ложными утешениями незадолго до падения Иерусалима. Иезекииль подчеркивает, что названные им двое (из 25) были «князьями народа».

Иез 11:2−3. Он (дух; в некоторых текстах Господь) сказал Иезекиилю, что эти 25 совещающиеся теперь «в воротах», — люди… которые дают худой совет в городе сем (стих 2). В стихе 3 «совет» этот раскрывается: войско халдеев еще не близко, можно спокойно жить и строить домы, ибо город этот, как котел, в котором мясо пребывает в безопасности («мясу» уподобляются иерусалимляне, а стены их города — прочным стенам котла).

Иез 11:4−5. Пророчествуй вопреки ложному оптимизму дома Израилева (в видении пророка он представлен двадцатью пятью мужами), повелевает Иезекиилю Господь. А что на ум вам приходит, это Я знаю. Господь подразумевает авантюристические планы «князей» противостать могущественному Навуходоносору, освободиться из уз вассальной зависимости от него.

Иез 11:6−12. Устами Иезекииля Господь «обыгрывает» образ «котла и мяса». «Убитые ваши», чьими трупами… вы… наполнили… улицы «сего города», — по всей вероятности, многочисленные жертвы всяческого насилия, постоянно совершавшегося в Иерусалиме (сравните с Иез 7:23; 9:9; 22:6, 12, 13). Только эти убитые и окажутся «в безопасности» (как мясо в котле) в стенах обреченного города. Вас же (горе советчики) Я выведу из этого «котла», говорит Бог… и произведу над вами суд, поразив страшным для вас «мечом», который вложен в руку чужих.

На пределах Израилевых буду судить вас и падете… от меча (стих 10). И в тот момент поймете, что Я — Господь. Сказанное в начале этой фразы исполнилось буквально, когда в пограничном с Иудеей сирийском городе Ривле среди прочих уведенных из Иерусалима сразу после его падении были казнены все сыновья Седекии, и сам этот несчастный царь был ослеплен (4Цар 25:18−21; Иер 52:8−11, 24−27).

Иез 11:13−15. Угроза, произнесенная Господом «в глазах пророка», получает немедленное подтверждение. Ибо, пока он произносил слова своего пророчества в Халдее (стих 13), в далеком Иерусалиме внезапно умер… Фалтия, сын Ванеев (один из 25 «князей»; можно предположить, что среди противившихся заповедям Господним и поступавших по уставам окружавших Иудею языческих народов он занимал особое место). Смерть его Иезекииль видел, как если бы находился рядом с ним, в Иерусалиме. Надо ли гадать, какое впоследствии впечатление произвело на вавилонских пленников подтверждение этого известия с родины!

А в тот момент более всех потрясен был сам Иезекииль: неужели Ты, Господи, хочешь до конца истребить остаток Израиля? — в отчаянии воскликнул он. Прозвучавшее ему в ответ слово Господне несло утешение. Нет, «остаток» будет Им сохранен. Тот, который поселен теперь в Вавилоне. Именно эти люди подразумевались под «братьями его единокровными» в стихе 15. Примечательно, что в Септуагинте и сирийских текстах они названы «друзьями (пророка) по изгнанию».

Напрасно «превозносятся» над ними живущие (оставшиеся) в Иерусалиме, говоря: «живите вдали от Господа; нам во владение отдана эта земля». Они руководятся не духовными, а «географическими» критериями. И рассуждения их о праве на землю, «отданную им», верны лишь частично. Ведь отдавая Израилю землю, обещанную ему, Бог поставил условием сохраняя ее за ним повиновение Ему; в противном случае народ подлежал изгнанию из нее (Втор 28:36, 64−68). Да, Бог сохранит «остаток» Израиля (Иез 6:8; 12:16), но, пораженные гордыней, нечестивые «князья» его не войдут в него.

Иез 11:16. Знаком благоволения Иеговы к вавилонским пленникам служит Его обещание быть для них, лишенных храма, живущих в нечистом языческом окружении, некоторым (или малым) святилищем. При более точном переводе с еврейского, «некоторым (малым) освещением»; здесь та мысль, что Бог не оставит Израиля и на чужбине, где ему предстоит очиститься от духовных недугов и закалить свою веру.

Иез 11:17−20. Следует обещание Господа собрать (по прошествии времени) верных Ему иудеев из народов, среди которых они рассеяны, и возвратить им землю Израилеву. И они придут туда и очистят ее от всех гнусностей и мерзостей, какими она осквернена теперь. Нельзя не сказать, что по возвращении из плена иудеи действительно раз и навсегда покончили с идолопоклонством. Но что касается глубокого внутреннего обновления, о котором Иегова говорит в стихе 19, то тогда оно, конечно, не произошло.

Здесь мысль пророка, направляемая свыше, очевидно, простирается в далекое будущее, к началу Тысячелетнего царства Христова. Ибо царство Божие, в изгнании раскрывающееся лишь отчасти, полностью восторжествует только в последнем и окончательном Богоявлении. Только тогда возрожденный, духовно обновленный Сион, имеющий на месте «каменного» сердце из плоти, единый в своей воле к справедливости и милосердию (и дам им сердце единое) вновь собран будет на своей земле, чтобы не частично, а во всей полноте стать народом Божиим (стих 20).

Иез 11:21. Тут пророк возвращается мыслью в свое время. Угроза, по-видимому, относится к тем, кто останется в Иерусалиме.

Иез 11:22−25. Осуществление этой угрозы в отношении них на данный период времени завершается: Господь покидает Иерусалим. Почему «по пути» слава Его остановилась над Масличною горою? Разные предположения высказывали на этот счет богословы, приведем одно из них: Бог страдал, покидая Свой город, и, вот, остановился, чтобы, бросив на него «последний взгляд», проститься с ним.

Самое место это лишалось отныне Божиих благословений до времени возвращения Его в город тем же путем, мимо Масличной горы (43:1−3). Конечно же то обстоятельство, что столетия спустя именно с этой горы вознесется в небо Иисус Христос (Деян 1:9−12), Который и вернуться пообещает на то же место (Деян 1:11; Зах 14:4), не простое совпадение.

Все еще в видении, пророк ощущает себя переносимым назад, в Халдею, где все это время он оставался телесно, окруженный «старейшинами» (8:1). По возвращении в земную реальность Иезекииль пересказывает им все слова Божиего откровения.



2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.