Плач Иеремии 3 глава

Плач Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1

Я — человек, изведавший горе
от жезла гнева Его,
которым Он разил меня.1

2

Он влек меня за Собой
и во тьму привел, а не к свету.

3

И вот теперь Он непрестанно2
поднимает на меня Свою руку.

4

Иссушил плоть и кожу мою,
все кости мои переломал.

5

Воздвиг против меня осадный вал,
горечью и страданием обложил.

6

Вверг меня во мрак,
давно сгинувшим мертвецам уподобил.

7

Глухой стеной окружил Он меня,
не выйти мне теперь,
заковал меня в тяжкие оковы.

8

Взывал я к Нему громко,
о помощи просил,
но, видно, не доходна до Него молитва моя.

9

Камнями огромными мне путь преградил,
непроходимыми сделал дороги мои.3

10

Страшен Он, как медведь,
стерегущий добычу,
как лев в засаде.

11

Дорогу мою Он в сторону увел
и растерзал меня, в ничто превратил.

12

Он лук Свой взял, натянул тетиву
и сделал меня мишенью для стрел.

13

Пронзил мне сердце4
стрелами из Своего колчана.5

14

Посмешищем сделал меня для народа,
с издевкой распевают они песни обо мне
изо дня в день.

15

Накормил меня Владыка горькими травами,
напоил полынью.

16

Камни грызть принудил меня,
и притупились у меня зубы,
прахом меня накормил.6

17

Лишился я мира душевного —
забыл о счастье.7

18

Стал говорить себе: «Погибла слава моя,
и нет у меня надежды на ГОСПОДА».

19

Вспомни, Господи,
о бедствиях моих и бесприютности,
жизнь моя, как полынь, горька
и, как желчь, противна.

20

Думы об этом постоянно терзают душу мою,
и я падаю духом.

21

Но вот что вспоминаю8 я,
и оттого надежда оживает во мне:

22

«Милости ГОСПОДА бесконечны,9
милосердие Его вечно,

23

каждое утро вновь изливается.
Велика верность Твоя!

24

ГОСПОДЬ — наследие10 мое, —
твердит душа, —
на Него надеяться не перестану».

25

Благ ГОСПОДЬ к уповающим на Него,
к душе, Его ищущей.

26

Благо тому, кто спокойно ожидает
спасения от ГОСПОДА.

27

Благо всякому,
кто несет ярмо страданий с юности своей.

28

Благо тому, кто пребывает
в одиночестве и безмолвии,
когда Господь возлагает на него бремя.

29

Он склоняется ниц,11 размышляя:
«Быть может, есть еще надежда?»

30

Пусть не боится он подставить
щеку свою обидчику
и насытится позором.

31

Не навеки отвергает Владыка Господь.

32

Он сокрушает, но Он же и милует
по великой благости Своей.

33

Не по желанию сердца Своего12
посылает Он горе
и страдание людям.

34

Когда попирают ногами пленников земли,13

35

когда неправедно судят человека
пред лицом Всевышнего,

36

и когда дело человека
в суде извращают —
разве не видит Господь?

37

Кому под стать повелеть — и свершится,
если Владыка Господь не повелит тому быть?

38

Не из уст ли Всевышнего исходит
и доброе, и злое?

39

Зачем же роптать смертному,
принимая наказание за грехи свои?14

40

Испытаем же пути свои,
исследуем жизнь свою,
возвратимся же к ГОСПОДУ.

41

Сердца и руки простирая к Богу в небе,
скажем Ему:

42

«Нас, вероломных и упрямых,
Ты не простил.

43

Во гнев облекшись, Ты преследовал нас,
убивал без жалости.

44

Укрылся за облаками,
чтоб не проникли сквозь них наши мольбы.

45

Сором ничтожным соделал Ты нас
средь народов.

46

Пасть свою разинул на нас враг наш.

47

Пагуба и ров,15
опустошение и разорение — доля наша».

48

Рекой льются слезы
из очей моих,
ибо погибла дочь народа моего.

49

Текут и текут слезы,
и не будет мне облегчения,

50

пока ГОСПОДЬ с небес не посмотрит,
не взглянет на меня.

51

Скорбит душа моя,
смотря на участь дочерей города моего.

52

Враги мои ловили меня, как птицу,
преследовали без причины.16

53

Скинули меня живым в яму,
забросали меня камнями.17

54

Выше головы поднялась вода,
и я подумал было: «Погиб».

55

Тебя, ГОСПОДИ, я звал по имени
из глубокой ямы.

56

Ты слышал мой голос,
так не будь же, Господи, глухим
к моим мольбам и стонам!

57

О, если бы Ты приблизился ко мне,
когда я зову Тебя,
если бы сказал мне: «Не бойся».

58

Ты вступался за меня, Владыка,
спаси18 жизнь мою.

59

Ты видел, ГОСПОДИ, как я был угнетен,
так вступись и теперь за меня судом правым.

60

Тебе ведомы все их замыслы против меня,
непомерная мстительность моих врагов.

61

Ты ведь слышишь, ГОСПОДИ, ругательства их,
знаешь всё, что замышляют они против меня:

62

коварные речи их и хитрости против меня —
всякий день.

63

Посмотри, встают ли они или садятся, —
с издевкой поют они песни обо мне.

64

Воздай им, ГОСПОДИ, по делам!

65

Пошли им помрачение сердца,19
и пусть падет на них Твое проклятье!

66

Преследуй их, ГОСПОДИ, во гневе,
истреби их из-под небес Твоих.20

Толковая Библия Лопухина

1−18. Тяжелые испытания, какие пережил пророк вместе с другими верующими израильтянами. 19−39. Оживление в сердце пророка надежды на лучшее будущее. 40−54. Признание справедливости посланного на иудеев наказания, от которого Бог, однако, наверно освободит Свой народ. 56−66. Молитва пророка, в которой он выражает уверенность свою в том, что Бог поможет ему и отмстит его врагам.

(Плч.3:1−18.) Пророк, от лица всех верующих, выражает скорбь по поводу тех страданий, какие посылает ему Господь. Положение пророка безвыходное, потому что Сам Бог вооружился против него. Он совершенно падает духом.

Плч.3:1. Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его.

«Я человек». Нельзя думать, что пророк здесь говорит о своих личных страданиях, какие он переносил во время осады и взятия Иерусалима. Он выступает здесь как представитель иудеев, сохранивших веру в Бога, личные же его страдания составляют только один момент в изображении грозного суда Божия, обрушившегося на иудеев. — Замечательно, что здесь, как и в следующих стихах, пророк пользуется выражениями книги Иова (ср. Иов 21:9). Очевидно, ему предносился образ этого великого страдальца, когда он думал о своих страданиях и страданиях своих соплеменников.

Плч.3:9. каменьями преградил дороги мои, извратил стези мои.

«Извратил» — точнее: «испортил путь, по которому я мог идти».

Плч.3:13. послал в почки мои стрелы из колчана Своего.:

Почки являются в организме человека очень важным органом.

Плч.3:14. Я стал посмешищем для всего народа моего, вседневною песнью их.

Большинство иудеев, очевидно, не обратилось на истинный путь даже тогда, когда Господь покарал их страшными бедствиями. Они даже смеялись над такими своими согражданами, которые видели в своих несчастьях и несчастиях своего отечества смиряющую их десницу Иеговы.

Плч.3:17. И удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии,

«Забыл о благоденствии», т. е. не верит, чтобы на земле могло существовать какое-нибудь счастье!

(Плч.3:19−39.) Из тьмы страдания для пророка снова пробивается луч надежды и утешения. Он старается побороть свои сомнения и это ему удается: пророк снова может молиться! Он просит Господа вспомнить о нем, и сам, с своей стороны, отыскивает опору для своей надежды. Эту опору он находит, прежде всего, в том убеждении, что Царство Божие еще существует, что есть еще остаток верующих, который и может служить началом для обновления народа. А так как это существование избранного остатка — дело благости Божией, все еще продолжающей проявлять себя по отношению к верующим, то пророк, при виде такого факта, начинает спокойнее смотреть на свои страдания и страдания других верующих. Если мы будем терпеливо нести эти страдания, то милосердный Господь снова восстановит наше благополучие. Поэтому-то — говорит пророк — страдание, очевидно, имеет для нас воспитательное значение, и мы должны оплакивать не самое страдание, а его причину — грех.

Плч.3:21. Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю:

Лучше перевести: «Вот о чем я размышляю, вот в чем моя надежда». Следующий стих и представляет собою разъяснение того, в чем именно пророк полагает основание своей надежды.

Плч.3:22. по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось.

Лучше перевести: «милости Иеговы еще не прекратились». — Этот стих, а равно и следующие двенадцать, представляют собою не только средину третьей главы, но и средину книги. Они, действительно, содержат в себе центральную мысль, свет которой падает и на предшествующую и на последующую половину книги — мысль о благости Божией, служащей основою человеческой надежды.

(Плч.3:40−54.) Доказав, что Господь напрасно никогда не поражает людей страданиями, пророк и в судьбе своей и своего народа видит естественное последствие грехов, какими Израиль прогневал Бога. И вот пророк уже другим тоном просит у Бога освобождения от страданий. Теперь он говорит уже не в духе безнадежности, а кается и обвиняет сам себя как представитель своего народа. При этом, однако, он не может не изобразить силы своих страданий; в самом деле, он хотел помочь своему народу, а народ видел в нем врага своего и всячески его преследовал.

Плч.3:48. Потоки вод изливает око мое о гибели дщери народа моего.

«О гибели дщери» — правильнее: о погибели дщерей или, просто, о погибели народа моего.

(Плч.3:55−66.) Подобно первой и второй главам, третья глава заключается горячею молитвою, в которой пророк, испытавший неоднократно, что Бог слышит молитвы призывающих Его, и теперь просит Бога отомстить его обидчикам совершенным их уничтожением.

Плч.3:56. Ты слышал голос мой; не закрой уха Твоего от воздыхания моего, от вопля моего.

«Молитва праведника, — говорит блаж. Августин, — есть ключ к небу. В то время как молитва восходит к небу, с неба нисходит милость Божия».

Плч.3:59. Ты видишь, Господи, обиду мою; рассуди дело мое.

«Дело мое». Пророк здесь говорит от лица верующих.

Плч.3:63. Воззри, сидят ли они, встают ли, я для них — песнь.

«Я для них — песнь», т. е. предмет насмешек, о котором у них слагаются даже шутливые песни.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: бедствие от жезла гнева Его.
3  [2] — Букв.: всякий день.
9  [3] — Или (ближе к букв.): искривил мои пути.
13  [4] — Букв.: почки — в евр. антропологии это средоточие эмоций, что соответствует русскому сердцу.
13  [5] — Букв.: сынами колчана
16  [6] — Так в LXX; букв.: в прах Он поверг меня.
17  [7] — Или: о добром.
21  [8] — Букв.: отвечаю сердцу своему.
22  [9] — Так по друг. чтению; масоретский текст: по милости Господа мы не погибли / не иссякли.
24  [10] — Букв.: надел — изначально это слово было связано с теми жребиями, по которым земля обетованная во времена Иисуса Навина распределялась по коленам Израилевым.
29  [11] — Букв.: в прах погрузит уста.
33  [12] — Букв.: не из сердца.
34  [13] — Пленники земли — возможно, что здесь за обобщенным образом стоят уведенные в плен евреи.
39  [14] — Друг. возм. пер.: о чем сетует всякий человек? Не о грехах ли своих?
47  [15] — В оригинале игра слов: пахад вафахат; ср. Ис 24:17; Иер 48:43.
52  [16] — Или: ловили меня, как птицу, понапрасну враги мои.
53  [17] — Или: камень надо мною воздвигли.
58  [18] — Или: выкупи.
65  [19] — Или: сделай их невосприимчивыми.
66  [20] — Букв.: Господних.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.