От Луки 5 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Библия говорит сегодня

Перевод Еп. Кассиана

1 Было же: когда толпа теснила Его и слушала слово Божие, и Сам Он стоял у озера Геннисаретского, —
2 увидел Он две лодки, стоящие на озере. А рыбаки, выйдя из них, мыли сети.
3 Войдя же в одну из лодок, которая принадлежала Симону, Он попросил его отойти немного от берега; и сев, учил из лодки народ.
4 Когда же Он перестал говорить, то сказал Симону: отойди на глубину и закиньте сети ваши для лова.
5 И ответил Симон: Наставник, всю ночь мы трудились и ничего не поймали. Но по слову Твоему, закину сети.
6 И сделав это, они захватили многое множество рыб; и сети их прорывались.
7 И они сделали знак товарищам на другой лодке, чтобы пришли к ним на помощь; и те подошли и наполнили обе лодки, так что они погружались в воду.
8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: уйди от меня, Господи, ибо я муж грешный.
9 От этого улова рыб, ими пойманных, ужас объял его и всех с ним бывших,
10 а также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, которые были товарищами Симона. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь уловлять людей.
11 И вытащив лодки на землю, они оставили всё и последовали за Ним.
12 И было: когда находился Он в одном из городов, вот пришел человек весь в проказе. Увидев же Иисуса, он пал на лицо и попросил Его: Господи, если Ты хочешь, можешь меня очистить.
13 И протянув руку. Он коснулся его, говоря: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.
14 И Он повелел ему никому не говорить, но сказал: пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, как повелел Моисей, во свидетельство им.
15 Распространялась же всё больше молва о Нем, и сходилось много народа слушать и исцеляться от болезней своих.
16 Он же удалялся в пустынные места и молился.
17 И было однажды: Сам Он учил, и сидели фарисеи и законоучители, пришедшие из всех селений Галилеи и из Иудеи и Иерусалима, и сила Господня была в творимых Им исцелениях, —
18 и вот, люди несут на постели человека в параличе. И они старались внести его и положить перед Ним,
19 и не найдя, каким путем внести его из-за толпы, они, поднявшись на крышу, через черепицу спустили его, вместе с постелью, на середину перед Иисусом.
20 И увидев веру их, Он сказал: человек, прощены тебе грехи твои.
21 И начали рассуждать книжники и фарисеи, говоря: кто это? Он богохульствует. Кто может простить грехи, кроме одного только Бога?
22 Иисус же, узнав рассуждения их, сказал им в ответ: что рассуждаете в сердцах ваших?
23 Что легче? Сказать ли: «прощены тебе грехи твои», или сказать: «встань и ходи»?
24 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий власть имеет на земле прощать грехи, — Он сказал параличному: тебе говорю: «встань и, взяв постель твою, ступай в дом твой».
25 И он тотчас, встав перед ними, взяв то, на чем лежал, пошел в дом свой, славя Бога.
26 И изумление объяло всех, и славили Бога и в страхе говорили : дивное видели мы сегодня.
27 И после этого Он вышел и увидел мытаря по имени Левия, сидящего у сбора пошлин, и сказал ему: следуй за Мною.
28 И оставив всё, он встал и следовал за Ним.
29 И сделал для Него Левий угощение великое в доме своем, и была большая толпа мытарей и других, которые с Ним возлежали,
30 И роптали фарисеи и книжники их, обращаясь к ученикам Его: почему вы едите и пьете с мытарями и грешниками?
31 И ответил им Иисус: не здравствующим нужен врач, а болящим.
32 Я пришел призвать не праведных, но грешных к покаянию.
33 Они же сказали Ему: ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские; а Твои едят и пьют.
34 Иисус же сказал им: можете ли вы заставить поститься сынов чертога брачного, когда с ними Жених?
35 Но придут дни, и когда взят будет от них Жених, тогда будут поститься, в те дни.
36 Сказал же им и притчу: никто не ставит заплату на одежду ветхую, оторвав от одежды новой: иначе и новую разорвет и к ветхой не подойдет заплата от новой.
37 И никто не наливает вино молодое в мехи ветхие; иначе прорвет вино молодое мехи, и само вытечет, и мехи пропадут:
38 но вино молодое надо наливать в мехи новые.
39 И никто, испив старого, не захочет молодого, ибо говорит: «старое хорошо».

Библия говорит сегодня

4) Воздействие на обстоятельства

... Сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть. Сделавши это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась (5:4−6).

Религия — это проклятие, когда мы впускаем Господа в свою жизнь только через одну дверь, в то время как все остальные двери с надписью «мирское» плотно закрыты от Него. Такую религию Иисус осуждает.

Когда Иисус использует лодку Симона в качестве места для проповеди, ее владелец не возражает против этого. Но когда она снова становится всего лишь рыбацкой лодкой, принадлежащей Симону, Иисус не диктует ему, как ее использовать. Рыболовство — это дело Симона. И так во всем: люди будут слушать Иисуса, размышлять о том, что Он говорит, и даже просить Его помочь, когда им плохо. Но для Него сделать то, что Он делал в тех четырех случаях, вмешаться в их работу, в их дом и отдых — это совсем другое дело. Иисус — плотник, ставший проповедником, говорит Симону — рыбаку, как рыбачить! Мы можем догадаться, что ответит Симон (5:5), и представить выражение его лица. Вполне возможно, что в голове у него в этот момент мелькнула какая-нибудь еврейская пословица вроде нашей о яйцах и курице. И все же слово власти показывает, что Иисус гораздо больше знает о работе Симона, чем сам Симон. И результат оказывается весьма существенным (5:6−7).

Многие из нас сказали бы, что в таком случае слово Иисуса приходит к ним в дом в буквальном смысле, так как оно вторгается в их личную жизнь, вместо того чтобы оставаться там, где ему следует быть, — в воскресной проповеди священника. Мысль Иисуса, что они должны ежедневно благодарить Отца за дар солнца и дождя, пищи и одежды, жизни и дыхания (Мф 5:45; Мф 6:31; Деян 14:17; Деян 17:25), за Его господство над всеми живыми созданиями (Флп 2:10; Кол 1:18), за освящение Его Святым Духом каждой крупицы нашего бытия (1Фес 5:23; 1Пет 1:2), была чем-то абсолютно новым и необычным, и, возможно, именно тогда Благая весть вошла в сердца людей. И для нас, тех, для кого все это уже давно не ново и неудивительно, эта мысль может быть столь же необходимой и убедительной.

5) Исправление человеческих отношений

...Пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него (5:12−13).

Нетрудно понять, почему Лука продолжает свой рассказ историей об исцелении прокаженного. Ибо это не просто еще одно исцеление. Основное внимание здесь фокусируется не на исцелении, а на болезни, называемой в Библии проказой. Прокаженный был не просто больным, он был изгоем. Он не только потерял здоровье; он также потерял семью, друзей, дом, средства для существования. Люди не хотели, да им и запрещалось, общаться с ним. Поэтому мы можем представить, с каким трепетом замер этот человек, когда Иисус «простер руку, прикоснулся к нему». Ибо для него это было в буквальном смысле первым за многие годы контактом с живым человеком; и это означало для него также возвращение к семье, друзьям, к обществу, от которого болезнь оторвала его. Это было для него восстановлением всех разрушенных отношений с людьми.

И это тоже подвластно слову Иисуса, и нам не нужно ходить далеко, чтобы увидеть тому подтверждение в нашем измученном мире. Мы не только видим, как восстает «народ на народ, и царство на царство» (21:10), но как происходит борьба и раскол между расами, религиозными конфессиями, социальными классами, начальством и подчиненными, мужем и женой, молодыми и старыми. Даже внутри христианской общины чаще стало встречаться отчуждение между братьями. А одно из величайших слов Благой вести — это «примирение»; и когда мы примиряемся с Господом, мы примиряемся друг с другом. Церковь, члены которой больше не бегут друг от друга, как от прокаженных, но воссоединяются в братстве и любви, — это самое мощное свидетельство силы живого Бога (Ин 13:35; 1Ин 4:8, 12). Неудивительно, что в этом месте Лука отмечает: «Тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему» (5:15).

6) Спасение души человеческой

... Принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен... И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои (5:18, 20).

Еще одно исцеление? Нет; как и в случае с проказой, здесь нечто большее, чем просто исцеление. Шестой эпизод Луки показывает, как слово Иисуса проникает еще глубже, в самую сердцевину человеческой души, где прячется корень всех его бед. Мы практически подобрались к сути дела. Произошло еще одно исцеление (как и ожидали участники событий); но, несмотря на то что ум и тело человека, его повседневная жизнь, человеческие отношения остаются важными для Иисуса, главное условие спасения заключается «в прощении грехов», как пророчествовал Захария, исполненный Святого Духа (1:77). Нам необходимо быть честными перед собой, честными перед своим ближним, но, прежде всего, необходимо быть честными перед Богом. За многие годы наша гордая эгоцентричность скопила тяжелый груз греха; как же нам избавиться от него?

С каким бы (возможно, еще более очевидным) «расслаблением» я ни пришел к Иисусу, Он устремит туда Свой взор и направит Свое слово. И я расстанусь с этой нуждой навсегда, когда Он скажет: «Прощаются тебе грехи твои».

Именно таким было послание, которое провозглашал Иоанн (3:3), и именное этим посланием ученики Иисуса будут посланы Им в мир (24:47). Это послание прощения, спасения от греха.

7) Он овладевает человеческим сердцем

После сего Иисус вышел, и увидел мытаря, именем Левин, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив все, встал и последовал за Ним (5:27−28).

Мы уже видели, как Симон и его друзья «оставили все и последовали за Ним» (5:11), но сила слова, способного овладевать человеческим сердцем, лучше всего видна здесь, где повеление так отважно и не подготовлено, а связи Левия со старой жизнью так сильны.

В шестом эпизоде Иисус, простив парализованному его грехи, показал Себя Спасителем от греха. Здесь же Он показывает Себя Господином жизни. Все, что произошло раньше, собрано в этих двух стихах: мы видим господство Иисуса над умом и телом человека, над его отношениями с другими, над его образом жизни и, что самое главное, видим, как очищается душа от греха и как овладевает Христос сердцем человека.

Обращение Левия приводит к двум заключительным высказываниям Иисуса, где, однако, звучат не слова власти, как те, что мы слышали до этого, но объяснения. В них Он сообщает нам, что же произошло в действительности; ведь в семи этих случаях «Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс 32:9).

2. Слово Иисуса, в котором Он дает объяснения (5:29−39)

Иисусом восхищались с самого начала (4:15), но противостояние, о котором Лука упоминает сразу после проповеди Иисуса в Назарете (4:28 и дал.), дает о себе знать и здесь (5:17 и дал.). Фарисеи начинают понимать, что новый учитель Своим энергичным словом утверждает не то, что им хотелось бы слышать.

«Угощение» в доме Левия, данное в честь принятия им «послания Иисуса», становится для фарисеев поводом, чтобы сделать Иисусу выговор. Практический результат Его проповеди отличается от того, что они понимали под «истинной религией»; им кажется, что последовать за Ним означает быть неразборчивым в компании (5:30) и не соблюдать религиозных ритуалов (5:33).

Иисус объясняет, что действительно происходит, когда человек принимает Его послание, которое кажется таким разрушительным для традиционной иудейской религии. Происходит то, что делает фарисейские понятия о святости — воздержание от сомнительных компаний и соблюдение поста — абсолютно бессмысленными. Результат Своего слова Он демонстрирует двумя путями — исцелением и изменением.

1) Слово приносит исцеление

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (5:31).

Причина, почему Иисус общается с грешниками, проста, и Он приводит простую иллюстрацию для объяснения этого. Есть здоровый человек, есть больной человек и есть врач; то есть (говорит Иисус) праведный, грешный и Я. Я общаюсь с грешниками, потому что они больны, а у Меня есть лекарство. Чем хуже они себя чувствуют, тем охотнее отдаются в Мои руки. Главная их болезнь — это грех, который приводит к смерти; Мое послание о спасении — это единственное, что им может помочь. Та же самая истина, только в сжатом виде, выражена в Евангелии от Иоанна: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» (Ин 5:24).

Это одна сторона всех этих историй. Они показывают нам силу слова Иисуса, способную «исцелять» людей от любых заболеваний, начиная с поверхностных умственных и физических до тех, которыми болеет наша душа.

Здесь стоит повторить то, что было уже сказано ранее, а именно что эта идея (духовное исцеление, приносимое словом Иисуса) была особо близка Луке из-за его профессии. И хотя Лука нигде об этом не упоминает, нам едва ли стоит сомневаться в его убежденности, что такое же лечение может быть эффективным и в руках практикующих врачей, что он сам, например, может прописать это слово в его письменной форме для лечения духовных заболеваний Феофила и ожидать от этого соответствующих результатов.

Эта медицинская метафора Иисуса заставляет нас думать об ответственности церкви. С одной стороны, существует множество людей, которые действительно духовно больны и умирают от недостатка целительного слова. Нам не следует думать, как это делают многие, что в целом люди «здоровы» или будут «здоровыми» в конце концов. С другой стороны, благовествование все еще «есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим 1:16), и поэтому у нас в руках как раз то, что может излечить наши больные грехом души, «бальзам Галаадский», дающий нам исцеление. Испытав на себе действие лекарства, мы обретаем уверенность, что оно подействует и на других; а обретая это целительное средство, мы становимся ответственными за то, чтобы оно стало доступным и для остальных.

2) Слово приносит изменение

Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды... И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие... И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого (5:36−37, 39).

Подумайте об Иисусе как о враче, и Его слово станет лекарством для болезней духовных; подумайте о Нем как о женихе (5:34), и Его слово обозначит пришествие особого события, дня отдыха, празднества и нарядных одеяний, когда атмосфера будничного мира всецело меняется. Эти перемены Он иллюстрирует в трех маленьких картинах.

Будут такие, которые отхватят кусочек Его послания; другие возьмут побольше, чтобы залатать этим дыры в одежде своих старых идей. Но какая разумная домохозяйка порежет новое платье, чтобы сделать из него заплаты для старого? Мое слово, — сообщает Иисус, — это новое платье, а не материя для заплат.

Будут и такие, которые захотят, чтобы все было новым, но при условии, что сохранится и старое. Однако так дело не пойдет.

Если вы согласны принять новое вино послания Иисуса во всей полноте, то хрупкие меха ваших старых убеждений не смогут удержать его. Вы должны будете полностью отказаться от них.

Но будут и такие, кто не захочет даже попробовать новое вино. И не потому, что «старое лучше» (5:39). «Человек с предрассудками не только никогда не попробует нового, но даже не признает, что у того есть хоть какие-то достоинства». Он не станет утруждать себя сравнением старого с новым, потому что старое достаточно хорошо для него. Это отказ признать даже возможность перемен, поскольку принятие слова непременно влечет за собой перемены. Когда идет жених, наступает новый день. И лекарство — это то, что принесет с собою врач для тех, кто пожелает Его слушать. Вот что случится, когда человек откроет свои уши для слова Иисуса и позволит его силе действовать в нем.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.