От Луки 9 глава

Евангелие от Луки благовествование
Еврейский Новый Завет → Учебной Библии МакАртура

Еврейский Новый Завет

1 Собрав Двенадцать, Иисус* дал им силу и власть изгонять всякого рода бесов и лечить болезни;
2 и послал их проповедовать Божье Царство и исцелять.
3 Он сказал им: "Ничего не берите с собой в дорогу — ни посоха, ни дорожной сумы, ни хлеба, ни денег; и не берите две рубашки.
4 В какой бы дом вы не вошли, оставайтесь там, и оттуда отправляйтесь в путь.
5 Если где-то вас не примут радушно, стряхните пыль со своих ног, когда будете покидать тот город, в знак предостережения для них".
6 Они отправились в путь и шли из селения в селение, исцеляя и проповедуя повсюду Добрую Весть.
7 Ирод, областной правитель, услышав обо всём, что происходит, был озадачен, так как некоторые говорили, что Иоанн* воскрес из мёртвых,
8 другие — что появился Илия*, третьи — что воскрес один из пророков древности.
9 Ирод сказал: "Я обезглавил Иоанна*, так кто же это, о ком я постоянно слышу такое?" И он искал возможности увидеть его.
10 Возвратившись, посланники подробно рассказали Иисусу* о том, что они сделали. Затем, взяв их с собой, он удалился в город под названием Вифсаида*.
11 Но люди узнали об этом и последовали за ним. Он принял их и продолжил беседовать с ними о Божьем Царстве и исцелять тех, кто нуждался в исцелении.
12 День начал склоняться к вечеру. Двенадцать учеников подошли к нему и сказали: "Отошли людей, чтобы они могли пойти и найти себе жильё и пищу в окрестных городах и сёлах, потому что мы находимся в отдалённом месте".
13 Но он им сказал: "Вы сами дайте им что-нибудь поесть!" Они ответили: "У нас всего лишь пять лепёшек и две рыбы — или же нам самим нужно пойти и купить пищу для всех этих людей?"
14 (Так как там было около пяти тысяч человек). Он сказал ученикам*: "Пусть они сядут группами по пятьдесят человек".
15 Они исполнили то, что он им велел, и рассадили всех.
16 Тогда он взял пять лепёшек и две рыбы и, взглянув в небеса, произнёс благословение*, разломил лепёшки и стал передавать ученикам*, чтобы те раздали людям.
17 Все ели вдоволь, и оставшимися кусками они наполнили доверху двенадцать корзин.
18 Однажды, когда Иисус* молился в уединении, его ученики* были с ним, и он спросил у них: "За кого меня принимают люди?"
19 Они ответили: "За Иоанна* Погружающего, а другие говорят, что ты Илия*, третьи — что воскрес один из пророков древности".
20 "А вы, — обратился он к ним, — вы что скажете, кто я такой?" Петр* ответил: "Мессия* Божий!"
21 Тем не менее, он предупредил их и велел никому об этом не говорить,
22 прибавив: "Сыну Человеческому предстоит перенести множество страданий и быть отвергнутым старейшинами, руководящими священниками* и учителями Закона*; его должны будут казнить, но на третий день он воскреснет из мёртвых".
23 Затем он обратился ко всем: "Если кто-либо хочет идти за мной, пусть скажет 'нет' самому себе, ежедневно берёт свою стойку казни и следует за мной.
24 Ибо всякий, кто попытается спасти свою собственную жизнь, погубит её, но тот, кто погубит свою жизнь ради меня, спасёт её.
25 Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, но погубит или лишится своей собственной жизни?
26 Ибо если кто-либо постыдится меня и того, что я говорю, Сын Человеческий постыдится его, когда придёт в своей славе и славе своего Отца и ангелов.
27 Говорю вам истину, здесь стоят некоторые люди, которые не познают смерти, но уже увидят Божье Царство".
28 Примерно через неделю после того, как Иисус* сказал это, он взял с собой Петра*, Иоанна* и Иакова* и направился в горы помолиться.
29 Когда он молился, его облик изменился, и одежда стала ослепительно белой.
30 Внезапно рядом появились два человека, разговаривающих с ним — Моисей* и Илия*!
31 Они предстали во всей своей славе и величии и говорили о его исходе, который ему вскоре предстояло совершить в Иерусалиме*.
32 Петр* и бывшие с ним крепко спали, но пробудившись, увидели славу Иисуса* и двух людей, стоявших рядом с ним.
33 Когда те уже покидали Иисуса*, Петр* обратился к нему, не зная, о чём говорит: "Хорошо, что мы здесь, раби! Давай поставим три жилища — одно для тебя, одно для Моисея* и одно для Илии*".
34 Пока он говорил, спустилось облако и окутало их. Оказавшись в облаке, они испугались,
35 а из облака раздался голос, говоривший: "Это Мой Сын, избранный Мною. Слушайте его!"
36 Когда голос проговорил, Иисус* вновь оказался один. Они умолчали об этом и пока никому не рассказывали о том, что видели.
37 На следующий день, когда они спускались с возвышенности, их встретила огромная толпа.
38 Внезапно один человек в толпе закричал: "Раби! Умоляю тебя, взгляни на моего сына, это мой единственный ребёнок!
39 Дух схватывает его и внезапно начинает кричать во весь голос и вызывает у него судороги и пену у рта и с трудом оставляет его. Он его губит!
40 Я просил твоих учеников* изгнать этого духа, но они не смогли".
41 "Извращённый народ без всякой веры! — сказал Иисус*. — Сколько мне ещё быть с вами и терпеть вас? Приведи сюда своего сына".
42 Когда мальчик ещё только подходил, бес бросил его на землю и вызвал у него приступ. Но Иисус* запретил нечистому духу, исцелил мальчика и отдал обратно отцу.
43 Все были поражены величию Бога. Пока они изумлялись всему, что делал Иисус*, он сказал своим ученикам*:
44 "Послушайте внимательно, что я собираюсь сказать. Сына Человеческого скоро отдадут в руки людей".
45 Но они не поняли, что он имел в виду. Это было сокрыто от них, так что они не могли уловить смысл его слов и боялись спросить его об этом.
46 Среди учеников* возник спор о том, кто из них самый главный.
47 Но Иисус*, зная их сокровенные мысли, взял ребёнка, поставил его рядом
48 и сказал им: "Всякий, кто радушно принимает это дитя в моё имя, принимает меня, а принимающий меня, принимает Пославшего меня. Другими словами, самый меньший из вас — вот кто самый великий".
49 Иоанн* сказал в ответ: "Раби, мы видели человека, изгонявшего бесов в твоё имя; и запретили ему, потому что он не следует за тобой вместе с нами".
50 Иисус* сказал ему: "Не запрещайте таким людям, так как тот, кто не против вас, за вас".
51 Когда ему подошло время быть взятым на небеса, он принял решение отправиться в Иерусалим*.
52 Он послал гонцов впереди себя, которые направились в деревню в Самарии*, чтобы всё для него подготовить.
53 Однако местный народ не позволял ему остаться, так как его путь лежал в Иерусалим*.
54 Когда ученики* Иаков* и Иоанн* увидели это, они сказали: "Господь, не желаешь ли ты, чтобы мы призвали огонь с небес, чтобы уничтожить их?" (4 Царств 1:9-16)
55 Но он обернулся и запретил им. {*}
56 И они направились в другое селение.
57 Когда они шли по дороге, к ним обратился один человек: "Я пойду за вами, куда бы вы ни шли".
58 Иисус* ответил ему: "Лисицы имеют норы, и птицы, летающие вокруг, — гнёзда, но у Сына Человеческого нет своего дома".
59 А другому он сказал: "Следуй за мной!", но тот человек ответил: "Господин, позволь мне сначала пойти и похоронить своего отца".
60 Иисус* сказал: "Пусть мёртвые хоронят своих мертвецов, а ты иди и провозглашай Божье Царство!"
61 Третий же сказал: "Я пойду за тобой, господин, но сначала позволь мне попрощаться со своими близкими".
62 Этому человеку Иисус* сказал: "Тот, кто кладёт руку на плуг и продолжает оглядываться, не годится для служения в Божьем Царстве". —  *Некоторые манускрипты включают стихи  55б-56а: …и он сказал: «Вы не знаете, какого вы Духа; ибо Сын Человеческий не пришел разрушить жизни людей, но спасти»

Учебной Библии МакАртура

9:1−6 См. пояснение к Мф 10:1−42.

9:3 ничего не берите Незначительные различия между Евангелиями от Матфея, Марка и Луки некоторых смущают. Матфей в 10:9−10 и текст здесь говорят, что ученики не должны были брать посохи (см. пояснение там же) ; но Марк в 6:8 говорит о запрещении всего, «кроме одного посоха». Также Марк в 6:9 говорит о предписании «обуваться в простую обувь», но в Мф 10:10 обувь включена в вещи, которые они не должны были брать. На самом деле Мф 10:10 и стих 3 здесь запрещали нести с собой запасные посохи и обувь. В путешествии ученики не должны были обременять себя ношей, а идти в простой одежде.

9:7 Ирод четвертовластник См. пояснение к Мф 14:1. Известие о Христе достигло высочайшего правительственного уровня.
Иоанн восстал из мертвых Конечно, это не соответствовало истине, но сам Ирод выглядел зажатым в тиски страха и чувствовавшим свою вину человеком (ср. Мк 6:16).

9:8 Илия См. пояснение к 1:17.

9:9 искал увидеть Его Такую подробность записывает только Лука. См. пояснения к 1:3; 8:3.

9:10 в пустое место Они пытались сделать перерыв и немного отдохнуть от толп народа. Ср. Мк 6:31−32.
Вифсаидою См. пояснение к Мф 11:21. Вифсаида находится на северном берегу Галилейского озера, где в него впадает река Иордан. Петр, Филипп и Андрей — все выросли там (Ин 1:44).

9:12−17 За исключением Его Воскресения, насыщение пяти тысяч является единственным чудом Иисуса, записанным во всех четырех Евангелиях (ср. Мф 14:15−21; Мк 6:35−44; Ин 6:4−13).

9:14 около пяти тысяч человек Если учесть женщин и детей, фактический размер толпы, возможно, был близок к 20 тысячам людей.

9:17 коробов См. пояснения к Мк 6:43; Мк 8:8.

9:18−21 См. пояснение к Мф 16:13−20.

9:19 Иоанна Крестителя… Илию… один из древних пророков Ср. ст. 7−8. Очевидно, такие слухи были вполне обычными. См. пояснения к 1:17; Мф 11:14; Мк 9:13; Откр 11:5−6.

9:20 за Христа Божия Т.е. Мессию, обещанного в Ветхом Завете (Дан 9:25−26). См. пояснение к Мф 16:16.

9:21 никому не говорить См. пояснения к Мф 8:4; Мф 12:16.

9:22 Сыну Человеческому должно много пострадать Это заявление предвещало большой перелом в служении Иисуса. См. пояснение к Мф 16:21.

9:23 крест См. пояснение к Мф 10:38. Самоотречение было ведущей линией в наставлении Христа Его ученикам (ср. 14:26−27; Мф 10:38; Мф 16:24; Мк 8:34; Ин 12:24−26). Он искал самоотречения не в форме затворнического аскетизма (см. пояснение к 7:34), а в готовности повиноваться Его заповедям, служить друг другу и страдать (возможно, даже умереть) ради Него.

9:24 кто потеряет душу свою ради Меня За исключением повеления «следуй за Мной», это высказывание Христа повторяется в Евангелиях чаще, чем любое другое. Ср. 17:33; Мф 10:39; Мф 16:25; Мк 8:35; Ин 12:25; см. пояснение к 14:11.

9:26 кто постыдится Меня Т.е. кто не будет веровать. Ср. Мф 10:33; Рим 9:33; Рим 10:11; 2Тим 2:12. См. пояснение к 12:9.

9:27 увидят Царствие См. пояснение к Мф 16:28.

9:28 дней через восемь Обычное выражение, означающее приблизительно неделю (ср. Ин 20:26). См. пояснение к Мф 17:1.
после сих слов Это выражение связывает обещание увидеть Царствие (ст. 27) с последующими событиями (см. пояснение к Мф 16:28).
Петра, Иоанна и Иакова Только этим троим было позволено стать свидетелями воскрешения дочери Иаира (8:51), Преображения (ср. Мф 17:1) и борения Христа в Гефсиманском саду (Мк 14:33).
на гору Традиционное указание ее как горы Фавор маловероятно. Иисус и ученики в это время были в «странах Кесарии Филипповой» (Мф 16:13), и Фавор достаточно далеко от тех мест. Кроме того, Фавор, очевидно, являлся местом языческого поклонения (Ос 5:1), а во времена Иисуса на вершине горы располагалась крепость римского армейского гарнизона. Подлинное место Преображения нигде не указано, но многие полагают, что этим местом является гора Ермон (она на 7000 футов (2,13 км) выше г. Фавор и ближе к Кесарии Филипповой).

9:29 И когда молился См. пояснение к 3:21. Как и при Его крещении, в то время, когда Он молился, с небес раздался голос Отца (ср. во Введении: Исторические и теологические темы).
блистающею Буквально «излучающей свет». В Новом Завете это слово используется только здесь. Оно предполагает сверкающий, дающий отблеск свет, подобный молнии.

9:30 Моисей и Илия См. пояснение к Мф 17:3.

9:31 об исходе Его По-другому, «об отшествии Его». Петр использует то же греческое выражение, чтобы сказать о своей смерти (2Пет 1:15). Только Лука упоминает содержание их разговора и тот факт, что Петр, Иаков и Иоанн уснули (ср. ст. 32). Ср. 22:45.

9:32 увидели славу Его Ср. Исх 33:18−23.

9:33 три кущи См. пояснение к Мф 17:4.

9:34 облако Матфей в 17:5 говорит «облако светлое», т.е. окутывающее славу Бога, подобное столпу облачному, который вел Израильтян в Ветхом Завете (Исх 14:19−20). Свет этого облака и сонливость учеников (ст. 32) дают основание предположить, что событие, возможно, происходило ночью.

9:35 Сей есть Сын Мой Возлюбленный См. пояснение к Мф 3:17.

9:38 он один у меня Ср. 7:12; 8:42. Сын вдовы из Наина был ее единственным ребенком, и дочь Иаира также. Только Лука упоминает эти подробности.

9:39 его схватывает дух Это не было случаем простой эпилепсии; это была откровенная одержимость бесом. Нет никакого основания думать, что Лука, врач, просто приспосабливается к уровню понимания его читателей. Кроме того, Иисус исцелил мальчика посредством запрета бесу (ст. 42; ср. Мк 9:25).

9:40 они не могли См. пояснение к Мф 17:19−21.

9:41 род неверный и развращенный См. пояснение к Мф 17:17.

9:44 будет предан Т.е. «Сына Человеческого собираются предать». См. пояснение к Мф 17:22.

9:45 закрыто от них Т.е. в соответствии с суверенным Божьим планом. Ср. 24:45.

9:46 был больше См. пояснение к Мф 20:21.

9:48 кто примет сие дитя См. пояснение к Мф 18:5.
кто из вас меньше… будет велик В Царстве Христа путь к величию лежит через жертвенность и самоотречение. См. пояснение к ст. 23.

9:49 потому что он не ходит с нами Это удивительно, что Иоанн, ставший известным как «Апостол любви», был человеком, выдвинувшим это возражение (см. пояснение к ст. 54). Иоанн понял, что единственным разумным мерилом оценки служения другого человека является критерий правильности доктрины (1Ин 4:1−3; 2Ин 1:7−11) и критерий принесения плода (1Ин 2:4−6, 29; 1Ин 3:4−12; 1Ин 4:5, 20; ср. Мф 7:16). Этот человек, вероятно, прошел проверку по обоим критериям, но Иоанн был склонен отвергнуть его, потому что он не был членом их группы. Это является ошибкой сектантства.

9:50 кто не против вас, тот за вас. Сопоставьте с 11:23. Нет середины и нет нейтралитета. Здесь Христос дал мерило для внешнего поведения (что применять для оценки других), а в 11:23 Он дал мерило для внутренней жизни (что надо применять для себя).

9:51 Он восхотел идти в Иерусалим Здесь начинается основной раздел Евангелия от Луки. Отсюда, с этого момента и до событий после 19:27, лицо Христа было обращено к Иерусалиму (см. пояснение к ст. 53), и повествование Луки является описанием этого долгого путешествия ко кресту. Здесь начинается драматичный поворот в служении Христа. После этого Галилея перестает быть основным местом Его действий. Хотя в 17:11−37 и описано повторное посещение Галилеи, но все между этим моментом и недолгим пребыванием в Галилее Лука осмысливает как часть пути в Иерусалим. Из сравнения Евангелий нам известно, что в течение этого периода служения Христос совершал короткие визиты в Иерусалим для посещения праздников (см. пояснения к 13:22; 17:11). Тем не менее те недолгие посещения были всего лишь промежуточными эпизодами в периоде, который достигнет кульминации в заключительном путешествии в Иерусалим с целью умереть там. Таким образом, Евангелие от Луки показывает решимость Христа завершить Свою миссию дорогой на крест, подчеркивает этот поворот в служении Христа более драматично, чем любое другое Евангелие. См. пояснение к 12:50.

9:52 Самарянское Эти люди были потомками смешанных браков иудеев со времен пленения. Они соперничали с иудейским народом, придумали свое собственное поклонение, которое было смесью иудаизма с язычеством, и имели свой храм на горе Гаризим. Иудеи считали их нечистыми и ненавидели до такой степени, что большинство путешествующих из Галилеи в Иудею избирали более длинный путь восточнее Иордана, чтобы избежать пути через Самарию. См. пояснение к Ин 4:4.

9:53 потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим Путешествие для поклонения в Иерусалим означало, что храм на горе Гаризим отвергается и самарянское поклонение презирается (см. пояснение к ст. 52). Это было предметом сильного раздора между иудеями и самарянами (ср. Ин 4:20−22).

9:54 Иаков и Иоанн Иисус этим братьям дал прозвище «Воанергес» (Сыны Громовы; см. Мк 3:17) — явно подходящее название. В течение такого короткого времени Иоанн во второй раз согрешил против милосердия (см. пояснение к ст. 49). Интересно отметить, что несколько лет спустя Апостол Иоанн снова путешествовал через Самарию с Петром, на этот раз проповедуя Евангелие в самарянских селах (Деян 8:25).

9:55 запретил им Ответ Христа служит образцом для подхода церкви к вопросу религиозного преследования всех видов. Поклонение самарян было языческим, по сути явно неверным (см. пояснение к Ин 4:22). Смешение поклонений было недопустимо. Однако Господь не хотел применять против них силу. Он даже не поучал их. Он пришел, чтобы спасти, а не чтобы погубить, поэтому Его ответом была милость, а не разрушительная ярость. Тем не менее, неодобрительные слова Христа здесь не должны приниматься как осуждение действий Илии в 3Цар 18:38−40 или 4Цар 1:10−12. Илии было поручено особое служение пророка во время теократии, и его задачей, предопределенной Богом, было противостояние порочному монарху (Ахаву), который пытался узурпировать Божью власть. Илии было поручено отмерять действие Божьего гнева. Илия действовал с властью, сопоставимой с властью современных гражданских властей (ср. Рим 13:4), — а не в силе и полномочии служителей Евангелия.

9:59−60 См. пояснение к Мф 8:21−22.

9:62 озирающийся назад Пахарь, оглядывающийся назад, делает борозду кривой.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.