От Луки 9 глава

От Луки, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Учебной Библии МакАртура

Библейской Лиги ERV

1 Иисус призвал к Себе двенадцать апостолов и дал им власть и силу изгонять всяких бесов и исцелять недуги.
2 Он послал их в мир, чтобы они провозглашали Царство Божье и исцеляли больных.
3 Он сказал им:
«Не берите с собой в дорогу ничего: ни посох, ни суму, ни хлеба, ни денег; возьмите только ту одежду, что на вас.
4 Если войдёте в чей-нибудь дом, оставайтесь там до тех пор, пока не придёт время уходить.
5 И если жители какого-нибудь города не окажут вам гостеприимства, то, покидая его, отряхните пыль со своих ног, чтобы это служило тем людям предупреждением».
6 И отправились они в путь по селениям, благовествуя и исцеляя больных людей повсюду.
7 Когда правитель Ирод услышал обо всём происходящем, он был озадачен, так как некоторые говорили, что Иоанн Креститель воскрес из мёртвых,
8 другие утверждали, что явился Илия, а третьи рассказывали, что воскрес один из древних пророков.
9 Тогда Ирод сказал:
«Я лично приказал обезглавить Иоанна, так кто же Этот Человек, о Котором я слышу такие рассказы?»
И он всё время пытался увидеть Его.
10 Когда апостолы возвратились к Иисусу, они рассказали Ему подробно обо всём, что сделали. Затем Он отправился вместе с учениками в Вифсаиду, чтобы побыть там с ними наедине.
11 Но множество народа узнало об этом и последовало за Ним, и Он приветствовал людей, и стал рассказывать им о Царстве Божьем, исцеляя тех, кто в том нуждался.
12 К концу дня двенадцать апостолов пришли к Нему и сказали:
«Отошли этих людей, вели им, чтобы они отправились в окрестные селения и деревни и нашли себе там приют на ночь и какую-нибудь еду, так как здесь место пустынное».
13 Но Он сказал им:
«Вы сами дайте им что-нибудь поесть!» Они же ответили:
«Всё, что у нас есть, это пять хлебов и две рыбины. Ты хочешь, чтобы мы пошли и купили еду для всех этих людей?»
14 Там было около пяти тысяч человек. Но Он попросил апостолов:
«Скажите этим людям, чтобы они расселись по группам, человек по пятьдесят в каждой».
15 Они так и сделали, и все, кто были там, сели на землю.
16 Тогда Иисус взял пять хлебов и две рыбины и, обратив Свой взор к небу, возблагодарил Бога за пищу, а потом разделил еду и стал передавать её ученикам, сказав, чтобы те раздавали народу.
17 Все ели и насытились, а остатки собрали в корзины, и набралось двенадцать полных корзин.
18 Однажды, когда Иисус молился в уединении и ученики были с Ним, Он спросил их:
«Что говорит народ о том, кто Я Такой?»
19 В ответ они сказали:
«Одни говорят, что Ты — Иоанн Креститель, другие — что Илия, а третьи — что Ты один из древних пророков, вернувшихся в мир».
20 Он же спросил их:
«А вы что думаете, кто Я Такой?»
Пётр ответил Ему:
«Христос Божий».
21 Но Иисус предупредил их, чтобы они никому не говорили об этом.
22 Потом Иисус сказал:
«Сын Человеческий должен выстрадать многое. Он будет отвергнут старейшинами, главными священниками и законниками. Его предадут смерти, но на третий день Он воскреснет».
23 Затем Иисус сказал всем:
«Если кто-нибудь хочет идти за Мной, пусть отречётся от себя, пусть изо дня в день несёт свой крест и следует за Мной.
24 Кто хочет сохранить свою жизнь, тот её потеряет, но кто потеряет её ради Меня, тот её сохранит.
25 Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а сам погибнет и потеряет всё?
26 Потому что тот, кто постыдится Меня и Моих слов, того постыдится Сын Человеческий, когда придёт во славе Своей, Отца и святых Ангелов.
27 Правду вам говорю, что некоторые из стоящих здесь людей увидят Царство Божье ещё до своей смерти».
28 Дней через восемь после того как Иисус сказал это, Он отправился на гору, чтобы помолиться, взяв с собой Петра, Иоанна и Иакова.
29 И когда Он молился, Его лицо преобразилось, а одежда стала ослепительно белой.
30 Затем появились двое и стали говорить с Ним. Это были Моисей и Илия.
31 Вокруг них тоже было яркое сияние. Они говорили о будущей смерти Иисуса в Иерусалиме, через которую Он должен будет пройти.
32 Пётр и те, кто были с ним, впали в глубокий сон. Проснувшись, они увидели Иисуса во славе, а также двух мужчин, стоявших с Ним.
33 И когда те уходили от Иисуса, Пётр сказал Ему, сам не понимая, что говорит:
«Господи, хорошо, что мы здесь. Если хочешь, мы поставим три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии».
34 Пока Он говорил это, появилось облако и закрыло их, и они испугались, когда вошли в облако.
35 А голос из облака провозгласил:
«Вот Сын Мой избранный. Повинуйтесь Ему!»
36 Голос умолк, и Иисус остался один. Ученики Иисуса хранили молчание и никому не говорили в те дни о том, что видели.
37 На следующий день, когда они сошли с горы, огромная толпа встречала Иисуса.
38 И вот кто-то закричал:
«Учитель, умоляю Тебя, приди и взгляни на моего сына, так как это мой единственный ребёнок.
39 Его одолевает нечистый дух, тогда ребёнок внезапно начинает кричать, его сводит судорогой и изо рта у него идёт пена. Он мучает мальчика неотступно и почти никогда не оставляет его в покое.
40 Я просил Твоих учеников изгнать его, но они не смогли».
41 В ответ Иисус сказал:
«О род неверный и развращённый! Сколько Мне ещё быть с вами и терпеть вас? Приведи сюда своего сына».
42 Когда мальчик шёл, бес поверг его на землю и свёл судорогой. Но Иисус запретил это нечистому духу, исцелил мальчика и вернул его отцу.
43 И все люди были поражены Божьим величием.
44 «Внимательно послушайте то, что Я сейчас скажу вам: Сын Человеческий вскоре будет предан в руки людей».
45 Но они не поняли, так как смысл сказанного был скрыт от них для того, чтобы они не смогли понять, а расспросить Иисуса об этом побоялись.
46 Ученики Иисуса начали спорить между собой, кто из них превосходит всех остальных в величии.
47 Но Иисус, зная их мысли, взял маленького ребёнка, поставил возле Себя
48 и сказал:
«Кто принимает такого маленького ребёнка во имя Моё, тот принимает Меня, а кто принимает Меня, тот принимает и Пославшего Меня. Потому что именно тот из вас, кто самый покорный, тот и превосходит всех в величии».
49 Иоанн ответил:
«Господи, мы видели человека, который Твоим именем изгонял бесов, и мы остановили его, потому что он не с нами».
50 Но Иисус сказал ему:
«Не останавливайте его, потому что, кто не против вас, тот за вас».
51 Когда приблизились дни вознесения Иисуса, Он твёрдо решил идти в Иерусалим.
52 Тогда же Он послал перед Собой вестников, и они отправились в одно из самаритянских селений, чтобы приготовить всё для Него.
53 Но там не приняли Иисуса, так как Он направлялся в Иерусалим.
54 Видя это, Его ученики Иаков и Иоанн сказали:
«Господи! Хочешь, чтобы мы приказали огню сойти с неба и истребить их, [как сделал Илия]?»
55 Но, повернувшись к ним, Иисус запретил им. [«Затем Иисус сказал: „Вы не знаете, какому духу принадлежите.
56 Сын Человеческий пришёл не для того, чтобы уничтожить души людей, а чтобы их спасти”»]. Затем они отправились в другое селение.
57 Когда они шли по дороге, кто-то сказал Иисусу:
«Я буду следовать за Тобой, куда бы Ты ни шёл».
58 Иисус ответил ему:
«У лис есть норы, у небесных птиц есть гнёзда, а Сыну Человеческому негде даже головы приклонить».
59 Другому человеку Иисус сказал:
«Следуй за Мной».
Но тот ответил:
«Позволь мне прежде пойти и похоронить моего отца».
60 Но Иисус сказал ему:
«Пусть мёртвые хоронят своих мёртвых. Ты же, иди и возвещай Царство Божье».
61 И другой также сказал:
«Я пойду за Тобой, Господи, но прежде позволь мне проститься с домашними».
62 Но Иисус ответил:
«Тот, кто, начав распахивать поле, оглядывается назад, не годен для Царства Божьего».

Учебной Библии МакАртура

9:1−6 См. пояснение к Мф 10:1−42.

9:3 ничего не берите Незначительные различия между Евангелиями от Матфея, Марка и Луки некоторых смущают. Матфей в 10:9−10 и текст здесь говорят, что ученики не должны были брать посохи (см. пояснение там же) ; но Марк в 6:8 говорит о запрещении всего, «кроме одного посоха». Также Марк в 6:9 говорит о предписании «обуваться в простую обувь», но в Мф 10:10 обувь включена в вещи, которые они не должны были брать. На самом деле Мф 10:10 и стих 3 здесь запрещали нести с собой запасные посохи и обувь. В путешествии ученики не должны были обременять себя ношей, а идти в простой одежде.

9:7 Ирод четвертовластник См. пояснение к Мф 14:1. Известие о Христе достигло высочайшего правительственного уровня.
Иоанн восстал из мертвых Конечно, это не соответствовало истине, но сам Ирод выглядел зажатым в тиски страха и чувствовавшим свою вину человеком (ср. Мк 6:16).

9:8 Илия См. пояснение к 1:17.

9:9 искал увидеть Его Такую подробность записывает только Лука. См. пояснения к 1:3; 8:3.

9:10 в пустое место Они пытались сделать перерыв и немного отдохнуть от толп народа. Ср. Мк 6:31−32.
Вифсаидою См. пояснение к Мф 11:21. Вифсаида находится на северном берегу Галилейского озера, где в него впадает река Иордан. Петр, Филипп и Андрей — все выросли там (Ин 1:44).

9:12−17 За исключением Его Воскресения, насыщение пяти тысяч является единственным чудом Иисуса, записанным во всех четырех Евангелиях (ср. Мф 14:15−21; Мк 6:35−44; Ин 6:4−13).

9:14 около пяти тысяч человек Если учесть женщин и детей, фактический размер толпы, возможно, был близок к 20 тысячам людей.

9:17 коробов См. пояснения к Мк 6:43; Мк 8:8.

9:18−21 См. пояснение к Мф 16:13−20.

9:19 Иоанна Крестителя… Илию… один из древних пророков Ср. ст. 7−8. Очевидно, такие слухи были вполне обычными. См. пояснения к 1:17; Мф 11:14; Мк 9:13; Откр 11:5−6.

9:20 за Христа Божия Т.е. Мессию, обещанного в Ветхом Завете (Дан 9:25−26). См. пояснение к Мф 16:16.

9:21 никому не говорить См. пояснения к Мф 8:4; Мф 12:16.

9:22 Сыну Человеческому должно много пострадать Это заявление предвещало большой перелом в служении Иисуса. См. пояснение к Мф 16:21.

9:23 крест См. пояснение к Мф 10:38. Самоотречение было ведущей линией в наставлении Христа Его ученикам (ср. 14:26−27; Мф 10:38; Мф 16:24; Мк 8:34; Ин 12:24−26). Он искал самоотречения не в форме затворнического аскетизма (см. пояснение к 7:34), а в готовности повиноваться Его заповедям, служить друг другу и страдать (возможно, даже умереть) ради Него.

9:24 кто потеряет душу свою ради Меня За исключением повеления «следуй за Мной», это высказывание Христа повторяется в Евангелиях чаще, чем любое другое. Ср. 17:33; Мф 10:39; Мф 16:25; Мк 8:35; Ин 12:25; см. пояснение к 14:11.

9:26 кто постыдится Меня Т.е. кто не будет веровать. Ср. Мф 10:33; Рим 9:33; Рим 10:11; 2Тим 2:12. См. пояснение к 12:9.

9:27 увидят Царствие См. пояснение к Мф 16:28.

9:28 дней через восемь Обычное выражение, означающее приблизительно неделю (ср. Ин 20:26). См. пояснение к Мф 17:1.
после сих слов Это выражение связывает обещание увидеть Царствие (ст. 27) с последующими событиями (см. пояснение к Мф 16:28).
Петра, Иоанна и Иакова Только этим троим было позволено стать свидетелями воскрешения дочери Иаира (8:51), Преображения (ср. Мф 17:1) и борения Христа в Гефсиманском саду (Мк 14:33).
на гору Традиционное указание ее как горы Фавор маловероятно. Иисус и ученики в это время были в «странах Кесарии Филипповой» (Мф 16:13), и Фавор достаточно далеко от тех мест. Кроме того, Фавор, очевидно, являлся местом языческого поклонения (Ос 5:1), а во времена Иисуса на вершине горы располагалась крепость римского армейского гарнизона. Подлинное место Преображения нигде не указано, но многие полагают, что этим местом является гора Ермон (она на 7000 футов (2,13 км) выше г. Фавор и ближе к Кесарии Филипповой).

9:29 И когда молился См. пояснение к 3:21. Как и при Его крещении, в то время, когда Он молился, с небес раздался голос Отца (ср. во Введении: Исторические и теологические темы).
блистающею Буквально «излучающей свет». В Новом Завете это слово используется только здесь. Оно предполагает сверкающий, дающий отблеск свет, подобный молнии.

9:30 Моисей и Илия См. пояснение к Мф 17:3.

9:31 об исходе Его По-другому, «об отшествии Его». Петр использует то же греческое выражение, чтобы сказать о своей смерти (2Пет 1:15). Только Лука упоминает содержание их разговора и тот факт, что Петр, Иаков и Иоанн уснули (ср. ст. 32). Ср. 22:45.

9:32 увидели славу Его Ср. Исх 33:18−23.

9:33 три кущи См. пояснение к Мф 17:4.

9:34 облако Матфей в 17:5 говорит «облако светлое», т.е. окутывающее славу Бога, подобное столпу облачному, который вел Израильтян в Ветхом Завете (Исх 14:19−20). Свет этого облака и сонливость учеников (ст. 32) дают основание предположить, что событие, возможно, происходило ночью.

9:35 Сей есть Сын Мой Возлюбленный См. пояснение к Мф 3:17.

9:38 он один у меня Ср. 7:12; 8:42. Сын вдовы из Наина был ее единственным ребенком, и дочь Иаира также. Только Лука упоминает эти подробности.

9:39 его схватывает дух Это не было случаем простой эпилепсии; это была откровенная одержимость бесом. Нет никакого основания думать, что Лука, врач, просто приспосабливается к уровню понимания его читателей. Кроме того, Иисус исцелил мальчика посредством запрета бесу (ст. 42; ср. Мк 9:25).

9:40 они не могли См. пояснение к Мф 17:19−21.

9:41 род неверный и развращенный См. пояснение к Мф 17:17.

9:44 будет предан Т.е. «Сына Человеческого собираются предать». См. пояснение к Мф 17:22.

9:45 закрыто от них Т.е. в соответствии с суверенным Божьим планом. Ср. 24:45.

9:46 был больше См. пояснение к Мф 20:21.

9:48 кто примет сие дитя См. пояснение к Мф 18:5.
кто из вас меньше… будет велик В Царстве Христа путь к величию лежит через жертвенность и самоотречение. См. пояснение к ст. 23.

9:49 потому что он не ходит с нами Это удивительно, что Иоанн, ставший известным как «Апостол любви», был человеком, выдвинувшим это возражение (см. пояснение к ст. 54). Иоанн понял, что единственным разумным мерилом оценки служения другого человека является критерий правильности доктрины (1Ин 4:1−3; 2Ин 1:7−11) и критерий принесения плода (1Ин 2:4−6, 29; 1Ин 3:4−12; 1Ин 4:5, 20; ср. Мф 7:16). Этот человек, вероятно, прошел проверку по обоим критериям, но Иоанн был склонен отвергнуть его, потому что он не был членом их группы. Это является ошибкой сектантства.

9:50 кто не против вас, тот за вас. Сопоставьте с 11:23. Нет середины и нет нейтралитета. Здесь Христос дал мерило для внешнего поведения (что применять для оценки других), а в 11:23 Он дал мерило для внутренней жизни (что надо применять для себя).

9:51 Он восхотел идти в Иерусалим Здесь начинается основной раздел Евангелия от Луки. Отсюда, с этого момента и до событий после 19:27, лицо Христа было обращено к Иерусалиму (см. пояснение к ст. 53), и повествование Луки является описанием этого долгого путешествия ко кресту. Здесь начинается драматичный поворот в служении Христа. После этого Галилея перестает быть основным местом Его действий. Хотя в 17:11−37 и описано повторное посещение Галилеи, но все между этим моментом и недолгим пребыванием в Галилее Лука осмысливает как часть пути в Иерусалим. Из сравнения Евангелий нам известно, что в течение этого периода служения Христос совершал короткие визиты в Иерусалим для посещения праздников (см. пояснения к 13:22; 17:11). Тем не менее те недолгие посещения были всего лишь промежуточными эпизодами в периоде, который достигнет кульминации в заключительном путешествии в Иерусалим с целью умереть там. Таким образом, Евангелие от Луки показывает решимость Христа завершить Свою миссию дорогой на крест, подчеркивает этот поворот в служении Христа более драматично, чем любое другое Евангелие. См. пояснение к 12:50.

9:52 Самарянское Эти люди были потомками смешанных браков иудеев со времен пленения. Они соперничали с иудейским народом, придумали свое собственное поклонение, которое было смесью иудаизма с язычеством, и имели свой храм на горе Гаризим. Иудеи считали их нечистыми и ненавидели до такой степени, что большинство путешествующих из Галилеи в Иудею избирали более длинный путь восточнее Иордана, чтобы избежать пути через Самарию. См. пояснение к Ин 4:4.

9:53 потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим Путешествие для поклонения в Иерусалим означало, что храм на горе Гаризим отвергается и самарянское поклонение презирается (см. пояснение к ст. 52). Это было предметом сильного раздора между иудеями и самарянами (ср. Ин 4:20−22).

9:54 Иаков и Иоанн Иисус этим братьям дал прозвище «Воанергес» (Сыны Громовы; см. Мк 3:17) — явно подходящее название. В течение такого короткого времени Иоанн во второй раз согрешил против милосердия (см. пояснение к ст. 49). Интересно отметить, что несколько лет спустя Апостол Иоанн снова путешествовал через Самарию с Петром, на этот раз проповедуя Евангелие в самарянских селах (Деян 8:25).

9:55 запретил им Ответ Христа служит образцом для подхода церкви к вопросу религиозного преследования всех видов. Поклонение самарян было языческим, по сути явно неверным (см. пояснение к Ин 4:22). Смешение поклонений было недопустимо. Однако Господь не хотел применять против них силу. Он даже не поучал их. Он пришел, чтобы спасти, а не чтобы погубить, поэтому Его ответом была милость, а не разрушительная ярость. Тем не менее, неодобрительные слова Христа здесь не должны приниматься как осуждение действий Илии в 3Цар 18:38−40 или 4Цар 1:10−12. Илии было поручено особое служение пророка во время теократии, и его задачей, предопределенной Богом, было противостояние порочному монарху (Ахаву), который пытался узурпировать Божью власть. Илии было поручено отмерять действие Божьего гнева. Илия действовал с властью, сопоставимой с властью современных гражданских властей (ср. Рим 13:4), — а не в силе и полномочии служителей Евангелия.

9:59−60 См. пояснение к Мф 8:21−22.

9:62 озирающийся назад Пахарь, оглядывающийся назад, делает борозду кривой.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.