По Луке 9 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Учебной Библии МакАртура

Открытый перевод

1 Созвав Двенадцать и наделив их властью изгонять демонов и излечивать недуги,
2 Иисус послал их проповедовать Царство Божье и исцелять больных,
3 сказав:
— Не берите с собой ничего: ни палки, ни сумы, ни хлеба, ни денег, ни сменной рубахи.
4 В какой дом войдете, там и ночуйте, а потом продолжайте свой путь.
5 Если вас плохо встретят, то, покидая город, стряхните пыль с ног, как свидетельство против них.
6 И стали они ходить по селам, провозглашая Весть и исцеляя больных повсюду.
7 Узнав о происходящем, тетрарх Ирод пришел в замешательство. Ведь одни говорили, что это Иоанн воскрес из мертвых,
8 по словам других, явился Илия, а по мнению третьих, ожил кто-то из древних пророков.
9 Но Ирод сказал:
— Иоанна я обезглавил. Кто же тогда Этот, о Котором я слышу такое?
И он захотел увидеть Его.
10 Вернувшись, апостолы рассказали Иисусу о сделанном. А Он повел их в город Бет-Цайда.
11 Толпы людей, узнав об этом, последовали за Ним. Приветствовав их, Он рассказывал им о Царстве Божьем, а тех, кто нуждался в лечении, исцелял.
12 Когда стало смеркаться, Двенадцать подошли к Нему и сказали:
— Отпусти людей, чтобы они нашли себе кров и пищу в окрестных селах и деревнях, потому что здесь мы в безлюдном месте.
13 Он сказал:
— Так дайте же им поесть!
Они ответили:
— У нас только пять хлебов и две рыбы. Надо было бы пойти и купить еды, чтобы всем этим людям хватило.
14 А было там около пяти тысяч мужей. Иисус сказал Своим ученикам:
— Рассадите их группами по пятьдесят человек.
15 Они так и сделали, рассадили всех.
16 Взяв в руки пять хлебов и две рыбы, Он поднял глаза к небу, произнес благословение и, разломив еду, передал ученикам, чтобы те раздали её людям.
17 Все ели и наелись досыта, так что ученики набрали целых двенадцать корзин остатков.
18 Однажды Он молился в уединенном месте. Его ученики были с Ним, и Он спросил их:
— За кого люди Меня принимают?
19 Они ответили:
— Кто за Иоанна Крестителя, кто за Илию, а третьи говорят, что воскрес кто-то из древних пророков.
20 Он спросил:
— А вы Меня кем считаете?
Петр ответил:
— Помазанником Божьим.
21 Но Иисус строго запретил им рассказывать об этом.
22 Он сказал:
— Сын Человеческий много претерпит, будет отвергнут старейшинами, первосвященниками и книжниками, будет казнён, но на третий день воскреснет.
23 И, обращаясь ко всем, Он сказал:
— Кто хочет следовать за Мной, пусть отвергнет себя, каждый день берет свой крест и идет за Мной,
24 ибо кто хочет спасти свою жизнь, тот потеряет её, а кто потеряет свою жизнь ради Меня, тот спасет её.
25 Что пользы человеку, если он приобрел весь мир, но погубил и потерял себя самого?
26 Кто постыдится Меня и Моих слов, того постыдится и Сын Человеческий, когда Он придет во всей славе Своей, в славе Отца и святых ангелов.
27 Говорю вам истину: некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, пока не увидят Царства Божьего.
28 Спустя дней восемь после этой беседы Иисус, взяв с собой Петра, Иоанна и Иакова, поднялся на гору, чтобы там помолиться.
29 И когда Он молился, лицо Его преобразилось, одежда Его засверкала, как молния,
30 и показались двое мужей, беседующих с Ним. То были Моисей и Илия
31 во всей своей славе, и говорили они о Его предстоящем уходе, который должен был свершиться в Иерусалиме.
32 А Петра и его товарищей клонило ко сну, но, преодолев дремоту, они увидели исходящее от Иисуса сияние и двух мужей, стоящих возле Него.
33 Когда те двое стали удаляться, Петр, сам не понимая что говорит, воскликнул:
— Наставник, хорошо, что мы здесь! Давайте поставим три шалаша — один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!
34 Не успел он договорить, как укрыло их облако; оказавшись в облаке, они ужаснулись.
35 И раздался из облака Голос:
— Вот Сын Мой, которого Я избрал. Ему повинуйтесь!
36 А когда голос смолк, ученики увидели, что Иисус снова один. Они сохранили это видение в тайне, никому о нём не рассказывали в то время.
37 На другой день, когда они спустились с горы, навстречу Иисусу вышла большая толпа.
38 Один человек из толпы вскричал:
— Учитель! Прошу, взгляни на моего сына. Это мой единственный сын.
39 Время от времени овладевает им дух, заставляя кричать и биться в припадке, с пеной у рта. Дух подолгу не отпускает его, оставляет его вконец измученным.
40 Я просил Твоих учеников его изгнать, но у них не получается.
41 Отвечая ему, Иисус воскликнул:
— О поколение, не имеющее веры и развращенное! Сколько ещё оставаться Мне с вами, доколе Мне вас терпеть? Веди сюда сына.
42 Не успел мальчик подойти, как дух повалил его наземь, заставив биться в припадке, но Иисус, укротив злого духа, исцелил мальчика и вернул отцу.
43 И все поразились величию Бога.

Дела Его привели всех в восхищение, а Он сказал ученикам:

44 — Запомните, что Я вам скажу: скоро Сын Человеческий будет выдан людям.
45 Но они не поняли этих слов; их значение осталось для них сокрытым, а переспросить они не решались.
46 Как-то раз между учениками завязался спор о том, кто из них самый главный.
47 Разгадав их мысли, Иисус взял ребенка и, поставив его возле Себя,
48 сказал им:
— Кто во имя Мое примет этого ребенка, тот примет Меня, а кто примет Меня, тот примет и Пославшего меня. Наименьший из вас — вот кто самый главный!
49 Иоанн, обращаясь к Нему, сказал:
— Наставник! Мы видели человека, изгонявшего Твоим именем демонов, и попытались запретить ему это, потому что он не с нами.
50 Иисус ответил:
— Не мешайте ему, ибо кто не против вас, тот с вами.
51 Когда подошло Ему время быть взятым на небо, Он отправился в Иерусалим.
52 Вестники, которых Он выслал перед Собою, зашли в деревню самаритян, чтобы приготовить Ему ночлег.
53 Но тамошние жители отказались Его принять, узнав, что Он держит путь в Иерусалим.
54 Увидев это, Его ученики Иаков и Иоанн сказали:
— Господин наш! Хочешь, мы прикажем огню сойти с неба и истребить их?
55 Но Он, обернувшись, запретил им,
56 и они отправились в другую деревню.
57 Когда они были в пути, один человек сказал Ему:
— Я последую за Тобой, куда бы Ты ни пошел.
58 Иисус ответил:
— У лис есть норы, у птиц небесных — гнезда, а Сыну Человеческому отдохнуть негде.
59 Другому человеку Он приказал:
— Следуй за мной!
Тот взмолился:
— Господин мой, позволь мне сначала похоронить отца!
60 Иисус ответил:
— Пусть мертвые хоронят своих мертвых, а ты иди и возвещай Царство Божье.
61 А один человек сказал:
— Я пойду за Тобой, Господин мой, но позволь мне сначала попрощаться с родными.
62 Иисус ответил:
— Кто, взявшись за плуг, оглядывается, тот недостоин Царства Божьего.

Учебной Библии МакАртура

9:1−6 См. пояснение к Мф 10:1−42.

9:3 ничего не берите Незначительные различия между Евангелиями от Матфея, Марка и Луки некоторых смущают. Матфей в 10:9−10 и текст здесь говорят, что ученики не должны были брать посохи (см. пояснение там же) ; но Марк в 6:8 говорит о запрещении всего, «кроме одного посоха». Также Марк в 6:9 говорит о предписании «обуваться в простую обувь», но в Мф 10:10 обувь включена в вещи, которые они не должны были брать. На самом деле Мф 10:10 и стих 3 здесь запрещали нести с собой запасные посохи и обувь. В путешествии ученики не должны были обременять себя ношей, а идти в простой одежде.

9:7 Ирод четвертовластник См. пояснение к Мф 14:1. Известие о Христе достигло высочайшего правительственного уровня.
Иоанн восстал из мертвых Конечно, это не соответствовало истине, но сам Ирод выглядел зажатым в тиски страха и чувствовавшим свою вину человеком (ср. Мк 6:16).

9:8 Илия См. пояснение к 1:17.

9:9 искал увидеть Его Такую подробность записывает только Лука. См. пояснения к 1:3; 8:3.

9:10 в пустое место Они пытались сделать перерыв и немного отдохнуть от толп народа. Ср. Мк 6:31−32.
Вифсаидою См. пояснение к Мф 11:21. Вифсаида находится на северном берегу Галилейского озера, где в него впадает река Иордан. Петр, Филипп и Андрей — все выросли там (Ин 1:44).

9:12−17 За исключением Его Воскресения, насыщение пяти тысяч является единственным чудом Иисуса, записанным во всех четырех Евангелиях (ср. Мф 14:15−21; Мк 6:35−44; Ин 6:4−13).

9:14 около пяти тысяч человек Если учесть женщин и детей, фактический размер толпы, возможно, был близок к 20 тысячам людей.

9:17 коробов См. пояснения к Мк 6:43; Мк 8:8.

9:18−21 См. пояснение к Мф 16:13−20.

9:19 Иоанна Крестителя… Илию… один из древних пророков Ср. ст. 7−8. Очевидно, такие слухи были вполне обычными. См. пояснения к 1:17; Мф 11:14; Мк 9:13; Откр 11:5−6.

9:20 за Христа Божия Т.е. Мессию, обещанного в Ветхом Завете (Дан 9:25−26). См. пояснение к Мф 16:16.

9:21 никому не говорить См. пояснения к Мф 8:4; Мф 12:16.

9:22 Сыну Человеческому должно много пострадать Это заявление предвещало большой перелом в служении Иисуса. См. пояснение к Мф 16:21.

9:23 крест См. пояснение к Мф 10:38. Самоотречение было ведущей линией в наставлении Христа Его ученикам (ср. 14:26−27; Мф 10:38; Мф 16:24; Мк 8:34; Ин 12:24−26). Он искал самоотречения не в форме затворнического аскетизма (см. пояснение к 7:34), а в готовности повиноваться Его заповедям, служить друг другу и страдать (возможно, даже умереть) ради Него.

9:24 кто потеряет душу свою ради Меня За исключением повеления «следуй за Мной», это высказывание Христа повторяется в Евангелиях чаще, чем любое другое. Ср. 17:33; Мф 10:39; Мф 16:25; Мк 8:35; Ин 12:25; см. пояснение к 14:11.

9:26 кто постыдится Меня Т.е. кто не будет веровать. Ср. Мф 10:33; Рим 9:33; Рим 10:11; 2Тим 2:12. См. пояснение к 12:9.

9:27 увидят Царствие См. пояснение к Мф 16:28.

9:28 дней через восемь Обычное выражение, означающее приблизительно неделю (ср. Ин 20:26). См. пояснение к Мф 17:1.
после сих слов Это выражение связывает обещание увидеть Царствие (ст. 27) с последующими событиями (см. пояснение к Мф 16:28).
Петра, Иоанна и Иакова Только этим троим было позволено стать свидетелями воскрешения дочери Иаира (8:51), Преображения (ср. Мф 17:1) и борения Христа в Гефсиманском саду (Мк 14:33).
на гору Традиционное указание ее как горы Фавор маловероятно. Иисус и ученики в это время были в «странах Кесарии Филипповой» (Мф 16:13), и Фавор достаточно далеко от тех мест. Кроме того, Фавор, очевидно, являлся местом языческого поклонения (Ос 5:1), а во времена Иисуса на вершине горы располагалась крепость римского армейского гарнизона. Подлинное место Преображения нигде не указано, но многие полагают, что этим местом является гора Ермон (она на 7000 футов (2,13 км) выше г. Фавор и ближе к Кесарии Филипповой).

9:29 И когда молился См. пояснение к 3:21. Как и при Его крещении, в то время, когда Он молился, с небес раздался голос Отца (ср. во Введении: Исторические и теологические темы).
блистающею Буквально «излучающей свет». В Новом Завете это слово используется только здесь. Оно предполагает сверкающий, дающий отблеск свет, подобный молнии.

9:30 Моисей и Илия См. пояснение к Мф 17:3.

9:31 об исходе Его По-другому, «об отшествии Его». Петр использует то же греческое выражение, чтобы сказать о своей смерти (2Пет 1:15). Только Лука упоминает содержание их разговора и тот факт, что Петр, Иаков и Иоанн уснули (ср. ст. 32). Ср. 22:45.

9:32 увидели славу Его Ср. Исх 33:18−23.

9:33 три кущи См. пояснение к Мф 17:4.

9:34 облако Матфей в 17:5 говорит «облако светлое», т.е. окутывающее славу Бога, подобное столпу облачному, который вел Израильтян в Ветхом Завете (Исх 14:19−20). Свет этого облака и сонливость учеников (ст. 32) дают основание предположить, что событие, возможно, происходило ночью.

9:35 Сей есть Сын Мой Возлюбленный См. пояснение к Мф 3:17.

9:38 он один у меня Ср. 7:12; 8:42. Сын вдовы из Наина был ее единственным ребенком, и дочь Иаира также. Только Лука упоминает эти подробности.

9:39 его схватывает дух Это не было случаем простой эпилепсии; это была откровенная одержимость бесом. Нет никакого основания думать, что Лука, врач, просто приспосабливается к уровню понимания его читателей. Кроме того, Иисус исцелил мальчика посредством запрета бесу (ст. 42; ср. Мк 9:25).

9:40 они не могли См. пояснение к Мф 17:19−21.

9:41 род неверный и развращенный См. пояснение к Мф 17:17.

9:44 будет предан Т.е. «Сына Человеческого собираются предать». См. пояснение к Мф 17:22.

9:45 закрыто от них Т.е. в соответствии с суверенным Божьим планом. Ср. 24:45.

9:46 был больше См. пояснение к Мф 20:21.

9:48 кто примет сие дитя См. пояснение к Мф 18:5.
кто из вас меньше… будет велик В Царстве Христа путь к величию лежит через жертвенность и самоотречение. См. пояснение к ст. 23.

9:49 потому что он не ходит с нами Это удивительно, что Иоанн, ставший известным как «Апостол любви», был человеком, выдвинувшим это возражение (см. пояснение к ст. 54). Иоанн понял, что единственным разумным мерилом оценки служения другого человека является критерий правильности доктрины (1Ин 4:1−3; 2Ин 1:7−11) и критерий принесения плода (1Ин 2:4−6, 29; 1Ин 3:4−12; 1Ин 4:5, 20; ср. Мф 7:16). Этот человек, вероятно, прошел проверку по обоим критериям, но Иоанн был склонен отвергнуть его, потому что он не был членом их группы. Это является ошибкой сектантства.

9:50 кто не против вас, тот за вас. Сопоставьте с 11:23. Нет середины и нет нейтралитета. Здесь Христос дал мерило для внешнего поведения (что применять для оценки других), а в 11:23 Он дал мерило для внутренней жизни (что надо применять для себя).

9:51 Он восхотел идти в Иерусалим Здесь начинается основной раздел Евангелия от Луки. Отсюда, с этого момента и до событий после 19:27, лицо Христа было обращено к Иерусалиму (см. пояснение к ст. 53), и повествование Луки является описанием этого долгого путешествия ко кресту. Здесь начинается драматичный поворот в служении Христа. После этого Галилея перестает быть основным местом Его действий. Хотя в 17:11−37 и описано повторное посещение Галилеи, но все между этим моментом и недолгим пребыванием в Галилее Лука осмысливает как часть пути в Иерусалим. Из сравнения Евангелий нам известно, что в течение этого периода служения Христос совершал короткие визиты в Иерусалим для посещения праздников (см. пояснения к 13:22; 17:11). Тем не менее те недолгие посещения были всего лишь промежуточными эпизодами в периоде, который достигнет кульминации в заключительном путешествии в Иерусалим с целью умереть там. Таким образом, Евангелие от Луки показывает решимость Христа завершить Свою миссию дорогой на крест, подчеркивает этот поворот в служении Христа более драматично, чем любое другое Евангелие. См. пояснение к 12:50.

9:52 Самарянское Эти люди были потомками смешанных браков иудеев со времен пленения. Они соперничали с иудейским народом, придумали свое собственное поклонение, которое было смесью иудаизма с язычеством, и имели свой храм на горе Гаризим. Иудеи считали их нечистыми и ненавидели до такой степени, что большинство путешествующих из Галилеи в Иудею избирали более длинный путь восточнее Иордана, чтобы избежать пути через Самарию. См. пояснение к Ин 4:4.

9:53 потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим Путешествие для поклонения в Иерусалим означало, что храм на горе Гаризим отвергается и самарянское поклонение презирается (см. пояснение к ст. 52). Это было предметом сильного раздора между иудеями и самарянами (ср. Ин 4:20−22).

9:54 Иаков и Иоанн Иисус этим братьям дал прозвище «Воанергес» (Сыны Громовы; см. Мк 3:17) — явно подходящее название. В течение такого короткого времени Иоанн во второй раз согрешил против милосердия (см. пояснение к ст. 49). Интересно отметить, что несколько лет спустя Апостол Иоанн снова путешествовал через Самарию с Петром, на этот раз проповедуя Евангелие в самарянских селах (Деян 8:25).

9:55 запретил им Ответ Христа служит образцом для подхода церкви к вопросу религиозного преследования всех видов. Поклонение самарян было языческим, по сути явно неверным (см. пояснение к Ин 4:22). Смешение поклонений было недопустимо. Однако Господь не хотел применять против них силу. Он даже не поучал их. Он пришел, чтобы спасти, а не чтобы погубить, поэтому Его ответом была милость, а не разрушительная ярость. Тем не менее, неодобрительные слова Христа здесь не должны приниматься как осуждение действий Илии в 3Цар 18:38−40 или 4Цар 1:10−12. Илии было поручено особое служение пророка во время теократии, и его задачей, предопределенной Богом, было противостояние порочному монарху (Ахаву), который пытался узурпировать Божью власть. Илии было поручено отмерять действие Божьего гнева. Илия действовал с властью, сопоставимой с властью современных гражданских властей (ср. Рим 13:4), — а не в силе и полномочии служителей Евангелия.

9:59−60 См. пояснение к Мф 8:21−22.

9:62 озирающийся назад Пахарь, оглядывающийся назад, делает борозду кривой.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.