По Луке 14 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Учебной Библии МакАртура

Открытый перевод

1 Однажды Иисус был приглашен в дом к видному фарисею на субботнюю трапезу, причём за Ним внимательно наблюдали.
2 Там был человек, страдавший водянкой.
3 Обратившись к фарисеям и книжникам, Иисус спросил:
— Можно ли исцелять в субботу?
4 Они промолчали. Тогда Он прикоснулся к больному и, исцелив, отпустил.
5 Затем Он спросил их:
— Если ваш сын или вол в субботу упадет в колодец, неужели вы не вытащите его сразу же?
6 И им нечего было сказать.
7 Видя, как гости спешат занять почетные места за столом, Иисус рассказал им притчу:
8 — Если тебя пригласили на свадебный пир, не занимай почетное ложе, потому что среди приглашенных может оказаться гость поважнее тебя.
9 Тогда хозяин, пригласивший вас обоих, подойдет и скажет тебе: «Уступи ему место». И придется тебе, к стыду своему, занять наименее почетное место.
10 Если тебя пригласили, старайся, наоборот, занять самое нижнее ложе. Тогда хозяин подойдет и скажет: «А ну-ка, друг, займи место повыше!» И этим тебе будет оказана честь в присутствии остальных приглашенных.
11 Каждый возвышающий себя будет унижен, а унижающий себя будет возвышен.
12 Затем Он сказал хозяину дома:
— Устраивая званый обед или ужин, не приглашай друзей, братьев, родных, богатых соседей, имея в виду, что они, в свою очередь, пригласят тебя, воздадут тебе тем же.
13 Устраивая пир, приглашай, наоборот, неимущих, увечных, хромых, слепых.
14 И благословен ты будешь, потому что им отблагодарить тебя нечем, зато по воскресении праведных ты получишь награду.
15 На это один из возлежащих за столом сказал:
— Благословен тот, кто будет пировать в Царстве Божьем!
16 Иисус сказал ему:
— Один человек решил устроить большой пир и позвал много гостей.
17 И вот, когда настало время пира, он отправил слугу сказать приглашенным: «Приходите, уже все готово!»
18 Но все как один стали отказываться. Один сказал: «Я купил участок земли и должен пойти посмотреть на него. Извини меня».
19 Другой сказал: «Я купил пять упряжек волов и иду проверить их в работе. Извини меня».
20 Третий сказал: «Я недавно женился и поэтому никак не могу прийти».
21 Слуга вернулся и передал всё это господину. Тогда хозяин дома разгневался и приказал слуге: «Пройди по улицам и закоулкам города и приведи сюда нищих, увечных, слепых и хромых».
22 Вскоре слуга доложил: «Господин, твоё распоряжение выполнено, но место ещё осталось».
23 Тогда хозяин приказал ему: «Пройди по проселочным дорогам, по тропам, и зови всех подряд, чтобы дом мой был полон.
24 Говорю вам, никто из тех, приглашенных, моей трапезы не вкусит!»
25 Иисуса сопровождала большая толпа. Обернувшись, Он сказал этим людям:
26 — Кто приходит ко мне, не возненавидев отца и мать, жену и детей, братьев и сестёр, и даже саму свою жизнь, тот не станет учеником Моим.
27 Кто не несет свой крест и не идет за Мной, тот не станет учеником Моим.
28 Кто из вас, желая построить башню, не сядет сначала и не подсчитает затраты, чтобы узнать, хватит ли на постройку средств.
29 Если он заложит фундамент, но не сможет довести стройку до конца, то все будут над ним смеяться
30 и говорить: «Вот, начал строить, а закончить не может!»
31 Какой царь, идя войной на другого царя, не сядет сначала, чтобы прикинуть, сможет ли он, имея десятитысячное войско, сразиться с войском двадцатитысячным.
32 Если нет, то ещё до встречи с противником он отправит к нему посольство с просьбой о мире.
33 Тот из вас, кто не откажется от всего, что имеет, не станет учеником Моим.
34 Соль — хорошая вещь, но если она станет пресной, то как вернуть ей солёность?
35 Ни в землю, ни в навозную кучу её уже не положишь. Остается только выбросить её. Имеющий уши да слышит!

Учебной Библии МакАртура

14:1 в субботу См. пояснение к 13:10. Христа, исцеляющего в субботу, Лука показывает чаще, чем любой другой евангелист. По-видимому, Христос понимал субботу как день для совершения дел милосердия.
наблюдали за Ним У фарисея были далеко не благородные побуждения для приглашения Его на трапезу.

14:2 водяною болезнью Иначе, «водянкой». Состояние, при котором в тканях и полостях тела удерживается жидкость, часто вызвалось болезнями почек или печени, включая рак.

14:3 законников Т.е. книжников. См. пояснение к 10:25.
позволительно ли Он неоднократно оправдывал исцеления в субботу, и Его доводы постоянно приводили в молчание противников (ср. 6:9, 10; 13:14−17). Здесь и в 6:9 Он заранее задал вопрос законникам о том, позволительно ли исцелять в субботу — и они все вместе не смогли привести никакого убедительного довода в подтверждение мнения, что исцеление было нарушением субботних законов (ср. ст. 6).

14:5 осел или вол Ср. 13:15; Мф 12:11−12. Даже обычное учение о гуманности (не говоря уже об экономической необходимости) говорило им, что правильно было в субботу проявить милосердие к животному. Не следовало ли руководствоваться теми же принципами, чтобы проявлять милосердие к страдающим людям?

14:7 первые места Т.е. лучшие места за столом. Ср. 11:43; Мф 23:6.

14:11 всякий, возвышающий сам себя, унижен будет Иисус оказывал предпочтение такому виду парадоксальной игры слов (ср. 9:24; 13:30; 17:33; 18:14; Мф 23:11−12). Это высказывание сделало понятной мысль в ст. 8−10. Суть всего этого урока созвучна с Притч 25:6, 7.

14:12 не зови друзей твоих, ни братьев твоих Понятно, что это не должно приниматься как полный запрет приглашать на обед друзей или родственников. В ст. 26 Христос употребил похожую гиперболу. В семитской речи распространен такой стиль и используется для выразительности. Здесь Его мысль заключается в том, что приглашение своих друзей и родственников нельзя расценивать как духовное деяние истинной благотворительности. Это также может быть упреком тем, кто склонен предназначать свое гостеприимство для «богатых соседей», которые, как они знают, будут чувствовать себя обязанными ответить тем же. Ср. Втор 14:28, 29.

14:14 воздастся тебе в воскресение Т.е. сокровищем на небесах (ср. 18:22).

14:15 кто вкусит хлеба в Царствии Божием! Вероятно, этот человек придерживался общепринятого мнения, что только иудеи будут приглашены на небесный пир (см. пояснение к Мф 8:12). Возможно, это было праздным или лицемерным высказыванием, сделанным без особого серьезного размышления. Христос ответил притчей, которая изображает включение в число приглашенных и язычников.

14:16 большой ужин Эта притча, во многих отношениях подобная притче в Мф 22:2−14 и подчеркивающая ту же мысль, тем не менее от нее отличается. Она была сказана по другому поводу и отличается некоторыми основными деталями.
звал многих По-видимому, от приглашения никто не отказался и у того человека были все основания ожидать, что все приглашенные придут.

14:17 званым На свадьбу, которая могла длиться целую неделю, гостей приглашали заранее и давали общее представление о времени ее начала. Когда все многочисленные приготовления, наконец, заканчивались, заранее приглашенных гостей извещали, когда она начнется. Заранее приглашенные гости — это указание на израильский народ, которому через Ветхий Завет было сказано подготовиться к приходу Мессии.

14:18 извиняться Во всех этих извинениях чувствуется неискренность. Никто не покупает имение, предварительно не посмотрев на него. И поскольку покупка уже была совершена, то не было никакой срочности. После пира земля все еще будет там. Точно также (ст. 19), никто не покупает волов, сперва не испытав их. Недавно женившийся человек (ст. 20) освобождался от путешествия по служебным делам или от службы в армии (Втор 24:5), но не было никакой уважительной причины, чтобы новобрачные уклонялись от такого светского (уже принятого) приглашения.

14:21 нищих, увечных, хромых и слепых Т.е. людей, которых фарисеи склонны были рассматривать как нечистых или недостойных. Религиозные вожди осуждали Иисуса за то, что Он общался с блудницами и мытарями (ср. 5:29−30; 15:1; Мф 9:10−11; Мф 11:19; Мф 21:31−32; Мк 2:15−16).

14:22 и еще есть место У Бога есть место для спасения каждого грешника, и Его большое желание — чтобы они спаслись.

14:23 по дорогам и изгородям Здесь явно представлены языческие страны.
убеди прийти Т.е. не силой или принуждением, а ревностным убеждением.

14:24 никто из тех званых Т.е. тех, кто отказался. С презрением отвергнув приглашение, Израиль не мог войти на пир. Приговор Господа против них только утверждал их собственное решение. Большинство из них погибло от рук римлян в 70 г. по Р.Х. в результате исполнения Божьей кары. См. пояснения к Мф 22:7; Мф 23:36; Мф 24:2.

14:25 множество народа Целью Христа было не собирать благодарные толпы, а подготавливать истинных учеников (см. пояснение к 13:23). Он никогда не приспосабливал Свою проповедь к предпочтениям большинства, но всегда прямо провозглашал высочайшую цену ученичества. Здесь Он произнес несколько тяжело исполнимых требований, которые привели в уныние нерешительных.

14:26 не возненавидит Подобное утверждение в Мф 10:37 является ключом к пониманию этого трудного повеления. Требующаяся здесь «ненависть» — это, на самом деле, меньшая любовь. Иисус призывал Своих учеников взращивать такую преданность Ему, в сравнении с которой их привязанность к чему-то еще, включая их собственную жизнь, будет казаться ненавистью. См. 16:13 и Быт 29:30−31 для понимания подобного употребления слова «ненавидеть».

14:27 не несет креста Т.е. добровольно. Эти слова перекликаются с требованием возненавидеть свою собственную жизнь в ст. 26. См. пояснения к 9:23; Мф 10:38; ср. Мк 8:34.

14:28 вычислит издержек Толпы народа были решительно настроены, но не были преданны. Он отнюдь не облегчил им задачу, чтобы они ответили положительно, а наоборот, существенно возвысил цену ученичества (ст. 26−27, 33) и поощрил их серьезно подумать перед тем, как объявить о своей готовности следовать за Ним. Ср. 9:57−62.

14:33 не отрешится от всего Только готовые серьезно взвесить стоимость ученичества (ст. 28−32) и вложить все, что имеют, в Его Царствие, были достойны войти в число учеников. Здесь говорится о гораздо большем, чем о простом оставлении своего материального благосостояния; это — полный и безоговорочный отказ от себя. Ученикам не позволялось сохранять какие-либо привилегии и предъявлять какие-либо требования. Они не должны были сохранять никаких дорогих сердцу затаенных грехов; собирать хотя бы малых земных сокровищ и держаться скрытых потаканий своим желаниям. Их приверженность Ему должна была быть безоговорочной. См. пояснения к 9:23−26.

14:34 Соль — добрая вещь См. пояснения к Мф 5:13; Мк 9:50. В Своем служении Христос употреблял этот самый образ по крайней мере в трех разных случаях.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.