От Луки 21 глава

Евангелие от Луки благовествование
Еврейский Новый Завет → Новый Библейский Комментарий

Еврейский Новый Завет

1 Затем Иисус* взглянул, и наблюдая за тем, как богатые кладут свои дары в ящики для сбора пожертвований в Храме,
2 увидел, как бедная вдова положила две мелкие монеты.
3 Он сказал: "Говорю вам истину, эта бедная вдова положила больше, чем все остальные.
4 Потому что они, богатые, внесли деньги, без которых легко могут обойтись; а она, бедная, отдала всё, на что жила".
5 Когда кто-то стал говорить о Храме, о том, как прекрасны его каменная кладка и отделка, он сказал:
6 "Наступает время, когда то, что вы видите, будет полностью разрушено — камня на камне не останется!"
7 Они спросили у него: "Раби, если так, когда же всё это случится? И какое знамение укажет на то, что это вскоре произойдёт?"
8 Он ответил: "Будьте осторожны! Не позволяйте себя обмануть! Потому что многие придут в моё имя, говоря: 'Это я!' и 'Время пришло!' Не идите за ними.
9 А когда услышите о войнах и восстаниях, не пугайтесь. Ибо всё это должно произойти прежде, но конец наступит ещё не скоро".
10 Затем он сказал им: "Народы начнут воевать между собой, страны будут сражаться друг с другом,
11 будут разрушительные землетрясения, в разных местах начнутся эпидемии и голод, будут ужасные явления и великие знамения с Небес.
12 Но до того, как всё это случится, вас будут хватать и преследовать, отдавая в синагоги и бросая в тюрьмы; и приведут к царям и правителям. Всё это произойдёт из-за меня,
13 но это будет для вас возможностью свидетельствовать.
14 Итак, твёрдо решите не тревожиться, и не обдумывайте заранее, как вам защищаться;
15 потому что я сам дам вам красноречие и мудрость, и ни один враг не сможет противиться вам и опровергнуть вас.
16 Вас предадут даже родители, братья, друзья и близкие; некоторых из вас казнят;
17 и все будут ненавидеть вас из-за меня.
18 Но и волос не упадёт с вашей головы.
19 Не отступайте, и этим вы спасёте свои жизни.
20 Однако, когда вы увидите, что Иерусалим* окружён войсками, знайте, что его вскоре разрушат.
21 Жители Иудеи* пусть бегут в горы; те, кто будут в городе, пусть покинут его, а находящиеся за его пределами не должны входить в него.
22 Так как это дни мщения, и исполнится всё написанное в Писании*.
23 Ужасным будет то время для беременных женщин и кормящих матерей! Ибо в стране будет великое бедствие и суд над народом.
24 Некоторые погибнут от острия меча, других уведут в страны языческие*, а Иерусалим* будут попирать язычники* до тех пор, пока не подойдёт к концу эпоха язычников*.
25 Появятся знамения в солнце, луне и звёздах; а на земле народы будут тревожиться и недоумевать, услышав шум моря и увидев, как вздымаются волны,
26 люди будут терять сознание от страха, думая о том, что ожидает мир; ибо силы на небесах сотрясутся . (Аггей 2:6)
27 А затем они увидят Сына Человеческого, идущего в облаке с великой властью и силой. (Даниил 7:13-14)
28 Когда всё это начнёт происходить, будьте мужественны и не опускайте голову; потому что вскоре вы будете освобождены!"
29 Затем он рассказал им притчу: "Взгляните на смоковницу, да и на все деревья.
30 Как только они начинают распускаться, вы знаете, что лето близко.
31 Точно так же, когда вы увидите всё это происходящим, знайте, что Божье Царство близко!
32 Да! Говорю вам, что этот народ не исчезнет до тех пор, пока всё это не случится.
33 Небеса и земля перестанут существовать, но мои слова не перестанут.
34 Однако следите за собой, иначе ваши сердца притупятся от объедения, пьянства и повседневных забот, и тот День настигнет вас внезапно, как западня!
35 Ибо он сойдет на всех людей по всему миру, где бы они ни жили.
36 Будьте бдительны, постоянно молясь о том, чтобы вам хватило сил избежать всего, что случится, и стоять в присутствии Сына Человеческого".
37 Иисус* днём учил в Храме; а по ночам выходил оттуда и проводил время на горе, называемой Масличной.
38 Весь народ вставал на рассвете и приходил во двор Храма слушать его.

Новый Библейский Комментарий

21:1−4 Пожертвование вдовы (см.: Мк 12:41−44). Резчайшим контрастом неискренней религиозности книжников звучит история о бедной вдове, которая отдала две самые мелкие монеты на пожертвование в храм, куда богачи также приносили дары. В глазах Бога ее дар был самым ценным, потому что Он смотрит не на то, сколько Ему отдали, а на то, сколько человек оставляет себе. Она же отдала все, что имела на пропитание.

21:5−38 О разрушении храма и кончине века

21:5−7 Судьба храма (см.: Мф 24:1−3; Мк 13:1−4). Иисус не разделял восторженного отношения учеников к великолепной архитектуре нового храма, постороенного Иродом. Он произнес пророчество о том, что ему суждено быть полностью разрушенным. Ученики спрашивали, когда это произойдет, и будут ли какие-нибудь признаки тому, что это вот-вот случится. То, каким образом они сформулировали свой вопрос, и то, каким образом Иисус дал им ответ, показывает, что они считали разрушение храма одним из событий во время конца света.

Длинный ответ Иисуса записан также с небольшими изменениями в Мк 13. Ученые спорят, изменил ли Лука эту речь, прочитав ее у евангелиста Марка, чтобы сделать понятнее для читателей содержание приведенных там наставлений, или же обратился к каким-то другим источникам высказываний Иисуса. Оба предположения могут соответствовать действительности. Подобно Нагорной проповеди, эта речь, несомненно, содержит в себе то, что Иисус сказал не за один раз.

21:8−11 Знамения конца света (см.: Мф 24:4−7; Мк 13:5−8). Первые слова Иисуса дают общий обзор темы в целом. Ученики не должны ожидать, что конец света наступит сразу же, и они не должны думать, будто кончину века можно предсказать. Даже разрушение храма не будет означать гибели мира. Поэтому ученикам не следует верить людям, которые станут ложно называть себя Мессиями и изображать Иисуса, утверждая, что время приблизилось (ср.: Мк 1:15). Также нельзя им поддаваться искушению отчаяния, когда их взорам предстанут ужасные распри среди народов и космические катаклизмы.

21:12−19 Гонение на учеников (ср.: Мф 10:17−22; 24:9−14; Мк 13:9−13). Отсутствие хронологического порядка в высказываниях Иисуса помогает пресечь всякие попытки заранее предсказать порядок событий. Еще перед событиями, описанными в стихах 10, 11, ученики будут преследоваться как иудеями, так и римлянами. Но эти гонения дадут им возможность свидетельствования. Им не следует тревожиться о том, чтобы заранее приготовить речь, но в критический момент Иисус Сам вдохновит их свидетельствовать смело и неопровержимо. Это относится ко всем христианам, если они внезапно будут арестованы и подвергнутся суду, но это не касается проповедников, мирно беседующих с паствой, поскольку у них достаточно времени, чтобы обдумать свою речь. Здесь Иисус обещает непосредственную поддержку Своим свидетелям. Если где-либо говорится, что Святой Дух станет наставлять учеников (12:11, 12), то следует помнить, что Он посылается Иисусом (Ин 16:7). Предательство и гонения будут исходить даже от родных и друзей и приведут к мученичеству и всеобщей ненависти. Но что бы ни случилось, ученики находятся под покровительством Бога, а те, которые останутся верными, обретут вечную жизнь. Стихи 18, 19 нельзя понимать так, что ученики смогут избежать физических страданий и мученичества (16); скорее, здесь содержится обещание Божьего попечения обо всем, что случится с ними и, следовательно, призыв оставаться верными.

21:20−24 Падение Иерусалима (ср.: Мф 24:15−22; Мк 13:14−20). Теперь описываются два отдельных этапа наступления конца. Во-первых, Иерусалим будет осажден и передан во владение язычникам на некий период времени, а население города будет уничтожено. Люди, которым не безразлична собственная жизнь, должны спасаться бегством, прежде чем станет слишком поздно, потому что это будет время Божьего суда над городом. При мысли о неизбежности страданий, особенно для женщин, Иисус опять преисполнился скорби (13:34, 35; 19:41−44; 23:27−31).

Хотя у Луки осада описана гораздо подробнее, чем в соответствующем отрывке у Марка, это не обязательно значит, что он писал уже после этих событий. Используемые им выражения позаимствованы из ветхозаветных пророчеств, особенно из отрывков, посвященных разрушению Иерусалима Вавилоном. Но говорил ли Иисус так, как передал евангелист Марк, или как передал евангелист Лука (или оба они), или же Лука более понятно сформулировал Его высказывания, чтобы яснее стало, как они исполнятся, установить очень сложно.

Времена язычников — это период языческого владения Иерусалимом. Неясно, будет ли это временем обращения язычников (Рим 11:25). Иисус ничего не говорит о том, что станет с Иерусалимом в конце этого периода.

21:25−28 Приход Сына Человеческого в славе (см.: Мф 24:29−31; Мк 13:24−27). На втором этапе приближения конца истории начнется космический беспорядок (ср.: ст. 11), о котором говорили ветхозаветные пророчества. Некоторые ученые полагают, что это метафорическое описание свержения власти язычников. Затем придет Сын Человеческий — в соответствии с пророчеством в Дан 7:13, 14, где Его пришествие связано с Судным днем и окончательным, видимым установлением Божественной власти. Поскольку катаклизмы будут предварять торжество замыслов Божьих о спасении, ученикам следует преисполниться надежды в отличие от всех остальных, которые будут охвачены страхом.

21:29−33 Несомненность конца истории (см.: Мф 24:32−35; Мк 13:28−31). В Палестине у смоковницы первой среди деревьев распускаются листья, что означает наступление лета; в остальных странах все деревья присоединяются к ней, знаменуя приближение летней поры. Так и ужасные события, предреченные Иисусом, на самом деле означают надежду на то, что близко пришествие Царства Божьего.

Все то, что должно произойти на глазах этого поколения, означает, скорее, «все знамения», включая падение Иерусалима в 70 г. н. э., нежели пришествие Сына Человеческого (ср.: ст. 36 о различии этого). Исполнение этих знамений станет знаком, что Его пришествие близко. Но как это может быть правдой по прошествии стольких веков? Следует помнить, что Иисус говорил: Он Сам не знает, когда суждено прийти Сыну Человеческому (Мк 13:32; ср.: Деян 1:7). Первое пришествие Иисуса и суд над Иерусалимом намного приблизили наступление Царства Божьего. Кроме того, в каком-то смысле конец истории всегда близок (таково различие между человеком, который ходит по краю пропасти и в любой момент может упасть в нее, и человеком, который издалека приближается к этой пропасти). Исполнение дальнейших Божественных пророчеств условно, и исполнение (или неисполнение) Церковью повеления о евангелизации всего мира может быть как-то связано с этим.

21:34−36 Призыв бодрствовать. В любом случае очень важно не погрязнуть в рассуждениях и не поддаться отчаянию. Поскольку Судный день станет катастрофой для всех, кто поддался искушению и греху, ученики должны молить Бога послать им силы оставаться верными до самого конца.

21:37−38 Краткий обзор деятельности Иисуса в Иерусалиме. Иисусу приходилось искать пристанища вне стен Иерусалима, подобно множеству паломников, которые посещали Иерусалим во время Пасхи и обнаруживали, что город переполнен. Однако пасхальная трапеза должна была проводиться исключительно внутри города.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.