1 Царств 24 глава

Первая книга Царств
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Давид поднялся оттуда и остался жить в неприступных местах Эн-Геди.
2 Когда Саул вернулся из погони за филистимлянами, ему сказали:
— Давид в пустыне Эн-Геди.
3 Саул взял три тысячи лучших воинов со всего Израиля и отправился искать Давида и его людей к скалам Диких Коз.
4 Он пришёл к овечьим загонам у дороги. Там была пещера, и Саул зашел в неё облегчиться. А Давид и его люди сидели в глубине пещеры.
5 Люди Давида сказали ему:
— Вот он, тот день, о котором Господь говорил[100] тебе: «Я отдам врага в твои руки, чтобы ты поступил с ним так, как тебе угодно».
Давид тихонько подкрался и отрезал край у верхней одежды Саула.
6 После этого Давида стала мучить совесть за то, что он отрезал край верхней одежды Саула.
7 Он сказал своим людям:
— Не приведи Господь мне сделать такое моему господину, помазаннику Господню, или поднять на него руку, ведь он — помазанник Господень.
8 Этими словами упрекнул Давид своих людей и не позволил им напасть на Саула. А Саул вышел из пещеры и отправился своей дорогой.
9 Потом и Давид вышел из пещеры и закричал вслед Саулу:
— Господин мой, царь!
Саул оглянулся, и Давид поклонился ему лицом до земли.
10 Он сказал Саулу:
— Зачем ты слушаешь, когда люди говорят: «Давид замышляет причинить тебе зло?»
11 Сегодня ты своими глазами видел, как Господь отдал тебя в мои руки в пещере. Меня уговаривали убить тебя, но я пощадил тебя, сказав: «Я не подниму руки на моего господина, потому что он — помазанник Господа».
12 Вот, отец мой, посмотри на кусок твоей верхней одежды у меня в руке! Я отрезал край твоей одежды, но не убил тебя. Пойми же и признай, что я не виновен ни в злодеянии, ни в мятеже. Я не согрешил против тебя, но ты охотишься за мной, чтобы лишить меня жизни.
13 Пусть Господь рассудит нас! И пусть Господь отомстит тебе за меня: моя рука тебя не коснется.
14 Как говорится в старой пословице: «От злодеев исходят злые дела», — поэтому моя рука тебя не коснется.
15 Против кого вышел царь Израиля? Кого ты преследуешь? Мертвого пса! Блоху!
16 Пусть Господь будет нашим судьей и рассудит нас. Пусть Он рассмотрит мое дело и защитит его. Пусть Он оправдает меня, избавив от твоей руки.
17 Когда Давид сказал это, Саул спросил:
— Это твой голос, Давид, сын мой? — И громко заплакал.
18 — Ты праведнее меня, — сказал он. — Ты поступил со мной хорошо, а я обходился с тобой плохо.
19 Ты только что рассказал мне, как по-доброму ты обошелся со мной: Господь отдал меня в твои руки, но ты не убил меня.
20 Кто, найдя своего врага, позволит ему уйти невредимым? Пусть Господь воздаст тебе добром за то, что ты сегодня сделал для меня.
21 Я знаю, что ты непременно будешь царем и что царство Израиля установится в твоих руках.
22 Поклянись же мне Господом, что ты не искоренишь моих потомков после меня и не уничтожишь моего имени из семьи моего отца.
23 Давид поклялся Саулу. После этого Саул вернулся домой, а Давид и его люди поднялись в укрепление.

Толкования Августина

Стих 5

И царство Саула предзнаменовало собой царство вовек, несмотря на то, что сам Саул лично был негодным и отвергнутым венценосцем. Ибо уже сам елей, которым он был помазан (миро, по названию которого он назывался «помазанником» — по-гречески же «христом»), следует воспринимать в мистическом смысле, как указание на великое таинство. Давид сам испытывал религиозный трепет перед ним и испытал боль сердца, когда незаметно под покровом темноты в пещере, куда зашел Саул для нужды, тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Давид сделал это из необходимости представить Саулу доказательство того, что пощадил своего царственного преследователя, в то время как имел полную возможность лишить его жизни. Святой Давид надеялся таким образом рассеять подозрение в душе того, кто его столь жестоко преследовал, полагая врагом себе (См. 12 Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил: узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее. 1Цар 24:12).

И тем не менее, больно стало сердцу Давида, должно быть, от сознания того, что уже просто прикасаясь к одежде Саула, он совершил святотатство. Столь глубокое почтение было вызвано не столько самой по себе одеждой помазанника — лишь тени грядущего, сколько по причине самой той действительности, которую священная одежда предзнаменовала.

О граде Божием. Сl. 0313, SL48.17.6.18.

***

Как судья-христианин, ты должен исполнять роль любящего отца, то есть показывай твой гнев греху, но также непременно принимай во внимание слабость человеческую; не давай волю твоей склонности непременно искать возмездия злым поступкам грешников, но направь твою волю на исцеление ран грешников. И ведь поистине христианину должно оказывать всякую кротость ко всем человекам (2 никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Тит 3:2). И вот известный пример терпимости святого Давида. Когда его враг и жестокий преследователь Саул был в его руках, Давид пощадил его. Сей высокий урок снисхождения был преподан святым Давидом тогда, когда в его распоряжении были все условия, чтобы поступить иначе.

Послания. Сl. 0262, 133.44.2.82.1.

Примечания:

 
Новый русский перевод
5 [100] — Или: « Сегодня Господь говорит»
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.