— Давид в пустыне Эн-Геди.
— Вот он, тот день, о котором Господь говорил[100] тебе: «Я отдам врага в твои руки, чтобы ты поступил с ним так, как тебе угодно».
Давид тихонько подкрался и отрезал край у верхней одежды Саула.
— Не приведи Господь мне сделать такое моему господину, помазаннику Господню, или поднять на него руку, ведь он — помазанник Господень.
— Господин мой, царь!
Саул оглянулся, и Давид поклонился ему лицом до земли.
— Зачем ты слушаешь, когда люди говорят: «Давид замышляет причинить тебе зло?»
— Это твой голос, Давид, сын мой? — И громко заплакал.
Стих 5
И царство Саула предзнаменовало собой царство вовек, несмотря на то, что сам Саул лично был негодным и отвергнутым венценосцем. Ибо уже сам елей, которым он был помазан (миро, по названию которого он назывался «помазанником» — по-гречески же «христом»), следует воспринимать в мистическом смысле, как указание на великое таинство. Давид сам испытывал религиозный трепет перед ним и испытал боль сердца, когда незаметно под покровом темноты в пещере, куда зашел Саул для нужды, тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Давид сделал это из необходимости представить Саулу доказательство того, что пощадил своего царственного преследователя, в то время как имел полную возможность лишить его жизни. Святой Давид надеялся таким образом рассеять подозрение в душе того, кто его столь жестоко преследовал, полагая врагом себе (См. 12 Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил: узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее. 1Цар 24:12).
И тем не менее, больно стало сердцу Давида, должно быть, от сознания того, что уже просто прикасаясь к одежде Саула, он совершил святотатство. Столь глубокое почтение было вызвано не столько самой по себе одеждой помазанника — лишь тени грядущего, сколько по причине самой той действительности, которую священная одежда предзнаменовала.
О граде Божием. Сl. 0313, SL48.17.6.18.
***
Как судья-христианин, ты должен исполнять роль любящего отца, то есть показывай твой гнев греху, но также непременно принимай во внимание слабость человеческую; не давай волю твоей склонности непременно искать возмездия злым поступкам грешников, но направь твою волю на исцеление ран грешников. И ведь поистине христианину должно оказывать всякую кротость ко всем человекам (2 никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Тит 3:2). И вот известный пример терпимости святого Давида. Когда его враг и жестокий преследователь Саул был в его руках, Давид пощадил его. Сей высокий урок снисхождения был преподан святым Давидом тогда, когда в его распоряжении были все условия, чтобы поступить иначе.
Послания. Сl. 0262, 133.44.2.82.1.