К Евреям 7 глава

К Евреям
Слово Жизни → Новой Женевской Библии

Слово Жизни

1 Этот Мелхиседек был царем Салима и священником Всевышнего Бога. Он встретил Aвраама, возвращавшегося со сражения после победы над царями, и благословил его.
2 Aвраам отдал ему десятую часть всего, что у него было. Само его имя "Мелхиседек" означает "царь праведности" и "царь Салима", то есть "царь мира".
3 Ничего не известно ни о его отце, ни о матери, ни о других его предках, ни о начале, ни о конце его жизни, но он, уподобленный Сыну Божьему, остается священником вовеки.
4 Смотрите, насколько он был велик! Даже патриарх Aвраам дал ему десятую долю захваченного на войне!
5 В законе имеется заповедь, согласно которой члены племени Левия, ставшие священниками, собирают с народа, то есть со своих братьев, потомков Aвраама, десятую часть их дохода.
6 Этот же священник не из племени Левия, но он принял десятую часть трофеев Aвраама и благословил его в то время, когда Aврааму уже были даны Божьи обещания.
7 Благословляет всегда тот, кто стоит выше благословляемого (это правило не имеет исключений).
8 Десятую часть доходов принимают обычно смертные люди, но в этом случае засвидетельствовано, что он жив.
9 В каком-то смысле и сам Левий, получающий десятины, через Aвраама дал десятую часть доходов Мелхиседеку,
10 потому что, когда Мелхиседек встретил Aвраама, Левий еще и не родился, он был лишь одним из обещанных Aврааму потомков.
11 Если бы совершенство достигалось через священство левитов, а оно представляло собой основу того закона, который был дан народу, то разве была бы нужда в другом священнике — по чину Мелхиседека, а не по чину Aарона?
12 Когда происходит перемена священства, одновременно должна произойти и перемена закона.
13 Тот же, о ком мы сейчас говорим, принадлежал к племени, из которого никто и никогда не служил у жертвенника.
14 Ведь известно, что наш Господь был из племени Иуды, а Моисей не сказал ничего о священниках из этого племени.
15 Это становится еще яснее, когда появляется другой священник — по подобию Мелхиседека.
16 Он стал священником не по закону, который требовал принадлежности к определенному роду, а по силе, которая заложена в вечной жизни.
17 О Нем сказано: "Ты Священник навеки по чину Мелхиседека".
18 Прежняя заповедь отвергнута, потому что она оказалась слабой и бесполезной
19(закон вообще ничего не сделал совершенным), и вводится лучшая надежда, через которую мы приближаемся к Богу.
20 Примечательно, что это новое священство подтверждено клятвой Бога! Другие священники получали свое священство без всякой клятвы,
21 но Христос стал священником по клятве того, кто сказал Ему: "Поклялся Господь и не раскается: Ты Священник навеки".
22 Таким образом, Иисус стал поручителем гораздо лучшего союза.
23 Тех священников было много, одни умирали, и на смену им приходили другие,
24 а Иисус жив вечно, и Его священство тоже вечно.
25 Поэтому Он в силах полностью спасать тех, кто благодаря Ему приходит к Богу. Он всегда жив и всегда ходатайствует о них.
26 Именно такой Первосвященник и был нам необходим: святой, непорочный, чистый, отделенный от грешников и находящийся превыше небес.
27 Ему нет необходимости приносить жертвы каждый день, как это делают другие первосвященники, принося вначале жертвы за свои грехи и потом за грехи народа. Он принес жертву за всех раз и навсегда, когда отдал в жертву самого себя.
28 По закону первосвященниками назначаются обыкновенные слабые люди, а согласно клятве, данной уже после закона, Первосвященником был назначен Божий Сын, навеки совершенный.

Новой Женевской Библии

7:1−28 Основная идея данного раздела — обетование, данное в Пс 109:4, исполнилось в Иисусе Христе. Первосвященническое служение Иисуса изъясняется в образах Ветхого Завета на основании Быт 14:17−20 и Пс 109:4.

7:1 царь Салима. Здесь подчеркивается, что Мелхиседек был не только первосвященником, но и царем. Являясь прообразом Христа, он косвенно свидетельствует, что Иисус также является и Первосвященником, и Царем. Салим — древнее название Иерусалима.

7:2 царь правды. Мелхиседек — имя, состоящее из двух слов: «мелек» (евр.) — «царь», «цедек» (евр.) — «праведность».

7:3 Существует предположение, что Мелхиседек — это Христос, явленный до воплощения, однако это трудно увязать с аналогиями, проводимыми в данном послании: 1) о Мелхиседеке сказано, что он уподобляется Сыну Божию (что никак не может быть сказано о Христе, поскольку Он и есть Сын Божий); 2) Сын стал Первосвященником «по чину Мелхиседека» (6:20) позднее — после воплощения, искупительной смерти и воскресения. Далее, в Быт, гл. 14, сказано, что Мелхиседек — живой человек (а не исключительно духовная сущность), поскольку он имеет определенный социальный статус — царь Салима, — что, в свою очередь, противоречит ветхозаветной теофании (богоявлению) — всегда очень непродолжительной по времени и имеющей место в исключительных случаях.

без отца... матери... родословия. В отличие от всех ветхозаветных личностей, Мелхиседек описан исключительно лаконично. Дух Святой сообщил о нем только то, что позволяло увидеть в нем прообраз Христа.

7:4−10 Два момента свидетельствуют о превосходстве священнического служения Мелхиседека над служением священников из рода Левия: Авраам принес Мелхиседеку десятину (ст. 4−6; 8−10), а Мелхиседек благословил Авраама (ст. 6 и 7).

7:5 сынов Левиных. Ветхозаветные священники избирались только из левитов. Левит же — потомок Авраама (Чис 18:21−29).

7:7 меньший благословляется большим. Авраам, как «меньший», принес десятину, Мелхиседек, как «больший», благословил его. Заслуживает особого внимания, что обе стороны безусловно признавали и принимали такое положение вещей.

7:8 человеки смертные. Т.е. левиты. Мелхиседек, в отличие от них, имеет свидетельство, что «он живет». Это свидетельство, содержащееся в Пс 109:4, приводится автором в 5:6 и является основанием для аллюзии в 6:20 и 7:3.

7:9 в лице Авраама дал десятину. Еще не рожденный Левий (глава священнического рода в ВЗ) потенциально был представлен своим предком Авраамом. Данный аргумент не следует переосмысливать в свете того, что все потомки Авраама участвовали в том, что он совершал или имеют к этому непосредственное отношение. Также нет оснований строить теорию о «предсуществовании» Левия.

7:11 совершенство... посредством левитского священства. Имеется в виду, что левитское священство не давало постоянного и свободного доступа к Богу. Как и в 4:8 и 8:7, автор подчеркивает, что ветхозаветные обетования свидетельствуют о несовершенстве самого закона и указывают на свое исполнение в «последние дни» (1:2). с ним сопряжен закон народа. Левитское священство являлось установлением, которое, как и закон Моисея, не столько способствовало примирению с Богом, сколько постоянно напоминало о грехе, но было против него бессильно. Левиты, в сущности, — составная часть закона и обслуживали именно его.

7:13−28 Различие между Иисусом и левитами. Иисус произошел не из колена Левина, а из колена Иудина (ст. 14); Он живет вечно (ст. 16); Его первосвященническое служение зиждется на клятве Самого Бога (ст. 20).

7:16 жизни непрестающей. Предвечное священство Иисуса (Пс 109:4) основано на силе самой жизни, Источником которой Он является (Рим 6:9−10).

7:19 См. ком. к ст. 11.

лучшая надежда. См. 6:17−18 и ком.

7:21 без клятвы. О клятве Божией говорится в Пс 109:4.

7:22 завета. Лучший завет был обетован еще в ветхозаветные времена (см. Иер 31:31−34).

поручителем. Греческое слово, переведенное здесь как «поручитель» в Новом Завете встречается только здесь. Иисус Христос не гарант исполнения обещания, Он Сам является сутью того, что обещано, поскольку Он — источник вечной жизни (ст. 16), поэтому Его завет — лучший.

7:23 священников было много. Священство смертных священников было преходяще, поэтому они не могли обеспечить ничего сколько-нибудь длительного.

7:26 святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников. См. статью «Безгрешность Иисуса».

7:27 Различие между Иисусом и левитским священством заключается также в необходимости для них постоянного очистительного жертвоприношения. Иисус же, Сам не нуждающийся в очищении от греха, принес Себя в жертву за многих раз и навсегда.

7:28 В этом стихе конкретизируются различия между ветхозаветным священством и Иисусом. Во-первых, ветхозаветные священники ставились на служение по закону, а не в связи с клятвой Божией (ст. 20), тогда как Иисус стал Первосвященником по клятве Божией (ст. 21). Во-вторых, временное служение несовершенных и грешных (ст. 27) людей сопоставимо с вечным служением безгрешного Сына Божия.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.