2 Царств 3 глава

Вторая книга Царств
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И была продолжительная распря между домом Сауловым и домом Давидовым. Давид всё более и более усиливался, а дом Саулов более и более ослабевал.
2 И родились у Давида сыновья в Хевроне. Первенец его был Амнон от Ахиноамы Изреелитянки,
3 а второй сын его — Далуиа от Авигеи, бывшей жены Навала, Кармилитянки; третий — Авессалом, сын Маахи, дочери Фалмая, царя Гессурского;
4 четвёртый — Адония, сын Аггифы; пятый — Сафатия, сын Авиталы;
5 шестой — Иефераам от Эглы, жены Давидовой. Они родились у Давида в Хевроне.
6 Когда была распря между домом Саула и домом Давида, то Авенир поддерживал дом Саула.
7 У Саула была наложница, по имени Рицпа, дочь Айя. И сказал Авениру Иевосфей: зачем ты вошёл к наложнице отца моего?
8 Авенир же сильно разгневался на слова Иевосфея и сказал: разве я — собачья голова? Я против Иуды оказал ныне милость дому Саула, отца твоего, братьям его и друзьям его, и не предал тебя в руки Давида, а ты взыскиваешь ныне на мне грех из-за женщины.
9 То и то пусть сделает Бог Авениру, и ещё больше сделает ему! Как клялся Господь Давиду, так и сделаю ему:
10 отниму царство от дома Саулова и поставлю престол Давида над Израилем и над Иудою, от Дана до Вирсавии.
11 И не мог Иевосфей возразить Авениру, ибо боялся его.
12 И послал Авенир от себя послов к Давиду сказать: чья эта земля? И ещё сказать: заключи союз со мною, и рука моя будет с тобою, чтобы обратить к тебе весь народ Израильский.
13 И сказал Давид: хорошо, я заключу союз с тобою, только прошу тебя об одном, именно — ты не увидишь лица моего, если не приведёшь с собою Мелхолы, дочери Саула, когда придёшь увидеться со мною.
14 И отправил Давид послов к Иевосфею, сыну Саулову, сказать: отдай жену мою Мелхолу, которую я получил за сто краеобрезаний Филистимских.
15 И послал Иевосфей и взял её от мужа, от Фалтия, сына Лаишева.
16 Пошёл с нею и муж её и с плачем провожал её до Бахурима; но Авенир сказал ему: ступай назад. И он возвратился.
17 И обратился Авенир к старейшинам Израильским, говоря: и вчера и третьего дня вы желали, чтобы Давид был царём над вами,
18 теперь сделайте это, ибо Господь сказал Давиду: «рукою раба Моего Давида Я спасу народ Мой, Израиля, от руки Филистимлян и от руки всех врагов его».
19 То же говорил Авенир и Вениамитянам. И пошёл Авенир в Хеврон, чтобы пересказать Давиду всё, чего желали Израиль и весь дом Вениаминов.
20 И пришёл Авенир к Давиду в Хеврон и с ним двадцать человек, и сделал Давид пир для Авенира и людей, бывших с ним.
21 И сказал Авенир Давиду: я встану и пойду и соберу к господину моему царю весь народ Израильский, и они вступят в завет с тобою, и будешь царствовать над всеми, как желает душа твоя. И отпустил Давид Авенира, и он ушёл с миром.
22 И вот, слуги Давидовы с Иоавом пришли из похода и принесли с собою много добычи; но Авенира уже не было с Давидом в Хевроне, ибо Давид отпустил его, и он ушёл с миром.
23 Когда Иоав и всё войско, ходившее с ним, пришли, то Иоаву рассказали: приходил Авенир, сын Ниров, к царю, и тот отпустил его, и он ушёл с миром.
24 И пришёл Иоав к царю и сказал: что ты сделал? Вот, приходил к тебе Авенир; зачем ты отпустил его, и он ушёл?
25 Ты знаешь Авенира, сына Нирова: он приходил обмануть тебя, узнать выход твой и вход твой и разведать всё, что ты делаешь.
26 И вышел Иоав от Давида и послал гонцов вслед за Авениром; и возвратили они его от колодезя Сира, без ведома Давида.
27 Когда Авенир возвратился в Хеврон, то Иоав отвёл его внутрь ворот, как будто для того, чтобы поговорить с ним тайно, и там поразил его в живот. И умер Авенир за кровь Асаила, брата Иоавова.
28 И услышал после Давид об этом и сказал: невинен я и царство моё вовек пред Господом в крови Авенира, сына Нирова;
29 пусть падёт она на голову Иоава и на весь дом отца его; пусть никогда не остаётся дом Иоава без семеноточивого, или прокажённого, или опирающегося на посох, или падающего от меча, или нуждающегося в хлебе.
30 Иоав же и брат его Авесса убили Авенира за то, что он умертвил брата их Асаила в сражении у Гаваона.
31 И сказал Давид Иоаву и всем людям, бывшим с ним: раздерите одежды ваши и оденьтесь во вретища и плачьте над Авениром. И царь Давид шёл за гробом его.
32 Когда погребали Авенира в Хевроне, то царь громко плакал над гробом Авенира; плакал и весь народ.
33 И оплакал царь Авенира, говоря: смертью ли подлого умирать Авениру?
34 Руки твои не были связаны, и ноги твои не в оковах, и ты пал, как падают от разбойников. И весь народ стал ещё более плакать над ним.
35 И пришёл весь народ предложить Давиду хлеба, когда ещё продолжался день; но Давид поклялся, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и ещё больше сделает, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь.
36 И весь народ узнал это, и понравилось ему это, как и все, что делал царь, нравилось всему народу.
37 И узнал весь народ и весь Израиль в тот день, что не от царя произошло умерщвление Авенира, сына Нирова.
38 И сказал царь слугам своим: знаете ли, что вождь и великий муж пал в этот день в Израиле?
39 Я теперь ещё слаб, хотя и помазан на царство, а эти люди, сыновья Саруи, сильнее меня; пусть же воздаст Господь делающему злое по злобе его!

Толкование Далласской семинарии

В. Конфликт между Иоавом и Авениром: фатальный исход его (глава 3)

2Цар 3:1−11. Борьба династий, а это была именно борьба династий, не утихала: И была продолжительная распря между домом Сауловым и домом Давидовым (сравните стих 6). Те, кто поддерживали дом Саула, готовы были сопротивляться намерениям Давида и не дать ему «выйти» за пределы Иудеи. Но сторонники Давида (а он, талантливый полководец и правитель, окружен был способными, преданными людьми, которые собирались к нему из всех колен еще при жизни Саула) все более склонялись к мысли, что настало время править всем народом человеку, который «по сердцу Богу».

Возможно, и шесть жен Давида (стихи 2−5; и таблица «Семья Давида» ниже), по крайней мере, некоторые из них, стали ими в результате заключения царем своего рода династических браков (в этой связи особенно обращает на себя внимание брак Давида с Маахой, дочерью царя Гессурского; Гессур находился на северо-восток от моря Киннеретского).

Между тем, на севере, Авенир вошел к наложнице покойного Саула — Рицпе. В согласии с практикой, распространенной в древности на Ближнем Востоке, этот шаг означал, что Авенир сам претендует на престол. Именно так и расценил поступок военачальника Иевосфей, упрекнувший Авенира (стих 7). Не ожидавший «сопротивления» со стороны слабого нерешительного Иевосфея, Авенир пришел в ярость и заявил, что отныне будет способствовать тому, чтобы царство было отнято от дома Саулова, а престол Давида поставлен над Израилем и над Иудою, от Дана до Вирсавии. (Заметим, что северные территории, разделенные Иорданом, были значительно обширнее южных, которыми управлял в то время Давид.) Перед Авениром Иевосфей был бессилен (стих 11).

2Цар 3:12−21. Вопрос в стихе 12 — чья эта земля? — означает: кто должен царствовать над землей евреев? Авенир поручил своим послам обратиться с этим вопросом к Давиду и от своего имени предложить ему союз с ним. Если бы Давид отверг это предложение Авенира, кто-то, свергнув Иевосфея, скорее всего, сам Авенир, узурпировал бы трон на севере, а это могло бы вызвать новые междуусобные кровопролития, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Возвращение Мелхолы нужно было Давиду как свидетельство лояльности со стороны Авенира и ради восстановления его собственной чести, поскольку Мелхола была отнята у него Саулом и, вопреки закону, отдана другому мужу (стихи 13−14; 1Цар 18:20−27; 25:44). А, кроме того, Мелхола символизировала связь Давида с царствующим домом Саула и как бы укрепляла в глазах народа право его на престол.

Авенир возвратил Мелхолу Давиду, после чего встретился со старейшинами Израильскими и убедил их, включая вениамитян, соплеменников Саула, подчиниться, в их же интересах, Давиду как царю всего Израиля. Это не могло не поднять Авенира в глазах Давида, что, в свою очередь, вызвало недовольство среди тех, кто был предан Давиду с давних пор.

2Цар 3:22−39. У Иоава известие о том, что Давид сделал пир для Авенира, а потом с миром отпустил его, вызвало ярость. Без ведома Давида он возвратил Авенира в Хеврон и, заманив в ловушку, убил его (стих 27). Для Иоава это, в первую очередь, было осуществлением кровной мести за брата его Асаила (стих 27, 30; 2:23).

Но для Давида смерть Авенира, «великого мужа» (стих 38), означала реальную угрозу объединению евреев как его подданных (дело, к которому уже приступил Авенир). К счастью, этого не случилось. Однако поступок Иоава подействовал на него самым удручающим образом, и царь проклял его и дом отца его (стих 29), хотя Иоав был сыном сестры его Саруи (1Пар 2:16; и таблица «Семья Давида» ниже).

Реакцию Давида на смерть Авенира, видимо, усугубило и то обстоятельство, что убит он был в Хевроне, т. е. в городе-убежище (Нав 21:13), где совершение акта отмщения было запрещено законом (Чис 35:22−25).

Царь объявил публичный траур по Авениру (стих 31) и с почестями похоронил его в Хевроне (стих 32). Искренняя скорбь Давида (стих 35) расположила к нему сердце народа (стих 36), который чем дальше, тем больше убеждался, что этот его царь отличается от обычных людей в лучшую сторону. Однако, сознавая, какой популярностью пользовались в Иудее сыновья Саруи (они сильнее меня, говорит Давид), он не решился достойно наказать их, предоставив это Богу (стихи 35−39).

СЕМЬЯ ДАВИДА

ЖЕНЫ ДАВИДА И ЕГО СЫНОВЬЯ, РОЖДЕНЕННЫЕ ИМИ:

1. Мелхола (дочь Саула)

2. Ахиноама — 1. Амнон

3. Авигея (вдова Навала) — 2. Далуия

4. Мааха (дочь Фалмая, царя Гессурского) — 3. Авессалом

5. Аггифа — 4. Аддония

6. Авитала — 5. Сафатия

7. Аглая — 6. Ифреам

8. Вирсавия (жена Урии) — 7. Шима, 8. Шовав, 9. Нафан, 10. Соломон

ДРУГИЕ СЫНОВЬЯ ДАВИДА:

11. Ихвар

12. Елишама

13. Елифелет

14. Ногаг

15. Нефег

16. Иафиа

17. Елишама

18. Елиада

19. Елифелет

(Были и еще сыновья у Давида — от наложниц)



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.